Монография Д.В. Шумкова "Государственный суверенитет России": Выпуск 27
Выпуск 27
Выдержки из книги Д.В. Шумкова "Государственный суверенитет России: история и современность"
Нами уже отмечалось, что весьма полно концепция разделения властей изложена в трудах Д.Локка - самого авторитетного политического мыслителя Англии XVII в. Именно «у Локка черпали последующие философы идею об ограниченной
монархии и о разделении законодательной и исполнительной властей как гарантии политической свободы» . Концепция разделения властей представлена Локком в работе «Два трактата о правлении» (1690). В соответствии с трояким, по мнению мыслителя, назначением государства издание законов, наказание преступников и отражение внешних нападений - существует и три вида власти: законодательная, исполнительная и федеративная, каждая из которых имеет свою особую функцию.
Законодательная власть обладает правом создавать законы и является той властью, которая имеет право указывать, как должна быть употреблена сила государства для сохранения сообщества и его членов Она предписывает правила поведение и санкции для нарушителей этих правил. Исполнительная власть создана для исполнения и надзора за выполнением законов. Эта власть выносит
решения по отдельным конкретным делам в соответствии с постоянными законами и исполняет их, используя силу членов, общества Федеративная власть направлена на обеспечение безопасности общества во внешних сношениях. Она занимается вопросами войны и мира, коалициями и союзами и ведет другие дела с иностранными лицами и государствами.
Таким образом, отличающиеся друг от друга своими функциями власти, по мысли Локка, должны быть разделены, но, вместе с тем они представляют собой единство и их вряд ли следует передавать одновременно в руки различных лиц.
Разделения властей являлось для Локка, прежде всего, делом практического удобства, следствием различия в функциях и порядке работы органов законодательной и исполнительной власти, отражением усложнения и специализации функций государственного управления и разделения труда между различными органами государства.
Поскольку «законы, которые создаются однократно и в короткое время, обладают постоянной и устойчивой силой и нуждаются в непрерывном исполнении или наблюдении за этим исполнением, необходимо, чтобы все время действовала власть, которая следила бы за исполнением тех законов, которые созданы и остаются в силе. И таким образом законодательная и исполнительная власти часто
разделяются». С точки зрения Д.Локка, кроме законодательной и исполнительной властей необходимо существование федеративной власти, поскольку в каждом государстве общество обладает «естественным правом войны и мира, правом участвовать в коалициях и союзах, равно как и правом вести дела со всеми лицами и сообществами вне этого государства».
Что касается исполнительной и федеративной властей, они действительно отличаются друг от друга, но «все же эти, два вида власти почти всегда объединены» (и «их вряд ли следует разделять и передавать в руки различных лиц». Законодательная власть является единственной верховной властью в обществе, поскольку власть, которая правомочна создавать законы для других, несомненно,
должна быть выше их. Все остальные власти проистекают из законодательной и, поскольку федеративная и исполнительная власти подчинены ей, они являются лишь министериальными.
Рассылка подготовлена Дмитрием Шумковым по материалам книги
"Д.В.Шумков. Государственный суверенитет России: история и современность"