Монография Д.В. Шумкова "Государственный суверенитет России": Выпуск 20
Выпуск 20
ГЛАВА III
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ И СИСТЕМА РАЗДЕЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
§1. Государство как функциональная система
Представляется, что исследование феномена «суверенитет федеративного государства» не будет в достаточной степени полным, если не затронуть та кой аспект проблематики как функциональная система государства Именно на примере функциональной системы лучше всего видно сочетание принципов автономности элементов и суверенного единства политического целого .
Эта особенность была давно подмечена в политико-правовой мысли. Различные проявления функционального подхода к исследованию государства можно наблюдать практически во всех социальных концепциях, где последнее, рассматривалось в качестве определенной целостной системы.
По точному замечанию В. М. Корельского значение функционального подхода при исследовании государственно - правовых явлений состоит в том, что он «во-первых, помогает глубже усвоить само понятие государства, увидеть его историческое предназначение и роль в жизни общества, во-вторых, дает возможность научно очертить содержание деятельности государства, его механизм в
конкретных исторических условиях, в третьих служит целям совершенствования организационной структуры государства для качественного осуществления государственного управления».
А.Б. Венгеров в этой же связи отмечает, что «функциональный подход позволяет более глубоко изучить длительный исторический процесс возникновения, развития, смены, разрушения, появления государств различных типов, видов, форм у разных народов те процесс формирования и эволюции государственности Понятие государственности как раз и характеризует наличие государственной
организации общества, различные этапы, которые это общество проходит в своем историческом бытии, и самое главное - различные функции, которые государство выполняет».
Особое влияние на возникновение и эволюцию функционального подхода в политико-правовых концепциях оказал научный подход в соответствие, с которым государство рассматривалось по аналогии с живым организмом. В соответствии с таким восприятием социальных явлений, в системе общества и, следовательно, в его политической организации - государстве, выискивались определенные
сходные черты с биологическими органами. При этом функции государства, так же как и функции органической системы в процессе своей реализации, преследовали в достаточной степени похожие цели - самосохранение, поступательное развитие, разрешение спорных и преодоление кризисных ситуаций и т.д.
Таким образом, функциональный подход предполагает рассмотрение государства не просто как некую статическую систему, а выдвигает требование его исследования в процессе различного рода целенаправленной деятельности, через которую выражается сущность самого государства как единого организма. При этом исследованию подлежит как деятельность отдельных элементов составляющих
государственное целое (армия, суды, органы управления и т.п.), так и целенаправленная деятельность всей социально-политической системы, направленная на решение важнейших задач и достижение глобальных целей стоящих в данный исторический период перед обществом в целом.
Рассматривая этимологию исследуемого понятия, необходимо отметить, что сам термин «функция» был введен в научный оборот лишь во второй половине XVII в. Заслуга внедрения в широкий научный оборот категории «функция», так же как и обоснование значимости функционального подхода в методологии теоретико-прикладных исследований связывается, прежде всего, с именем Г. В. Лейбница1. Изначально эта категория использовалась по преимуществу в технических науках что же касается научных направлений социального профиля, то в данной сфере феномен «функция» не применялся вплоть до начала XIX в. Однако, подобное утверждение отнюдь не означает, что функциональный подход не применялся мыслителями на более ранних стадиях социально-политического развития.
Поэтому при рассмотрении эволюции функционального подхода в исследовании политико-правовых явлений, понятие «функция» (от лат. funclio) целесообразно рассматривать в его буквальной изначальной трактовке, как отправление, или как определенную деятельность.
В большей или меньшей степени различные проявления функционального подхода в вышеуказанном его понимании начинают прослеживаются уже в античный период. В частности, Платон и Аристотель, не используя непосредственно категорию «функция», тем не менее, выявляли сущность государства, его смысл и социальное назначение через определенные виды деятельности осуществляемой
как отдельными органами, так и всей политической организацией в целом.
Платон, к примеру, усматривал функциональное назначение государства в достижении единой цели - блага всего полиса. Философ выстраивал теоретическую модель идеального государства, вся деятельность которого направлена на достижение счастливого существования причем «не в отдельно взятой его части, не так, чтобы лишь кое-кто в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо
все в целом»3. Вместе с тем в теоретической конструкции Платона можно усмотреть и другие, некие вспомогательные направления государственной деятельности К ним можно, например, отнести поддержание определенного экономического благосостояния населения. При этом мыслитель исходит из того, что государством должен устанавливаться некий социальный баланс путем «устранения богатства и бедности», так как «Одно ведет к роскоши лени, новшествам, другая кроме новшеств - к низостям и злодеяниям». Кроме того, идеальным
государством должна осуществляться такая функция как поддержание территориальной целостности. «Государство можно увеличивать до тех пор, пока оно не перестает быть единым, но не более того». В соответствии с данным положением на государство возлагается задача следить за тем, что бы оно «было не слишком малым, но и не мнимо большим - оно должно быть достаточным и единым».
В идеальном государстве Платона немаловажными являются воспитание и обучение. Особое же место отводится государственной деятельности по правовому воспитанию и обеспечению законности в государстве (прообраз правоохранительной функции). По мнению мыслителя «. . нарушение законов причиняет именно тот вред, что, мало-помалу внедряясь, потихоньку проникает в нравы и навыки,
а оттуда, уже в более крупных размерах, распространяется на деловые взаимоотношения граждан и посягает даже на сами законы и государственное устройство, при том .. с величайшей распущенностью, в конце концов переворачивая все вверх дном как в частной, так и в семейной жизни». «Следовательно. . - заключает Платон, - даже игры наших детей должны как можно больше соответствовать законам, потому что, если они становятся беспорядочными и дети не соблюдают правил, не возможно вырастить из них серьезных, законопослушных
граждан».
Кроме вышеизложенного, в качестве важнейшего направления государственной деятельности философ выделяет защиту государства от нападений извне и т.д. Таким образом, в учении Платона о государстве наряду с выделением основного (главного) направления государственной деятельности, заключающемся в достижении общего блага, усматриваются и предпосылки дифференциального подхода
к проблеме функционального аспекта государственной деятельности. Конечно, следует учитывать тот факт, что такое понимание целенаправленной деятельности политической организации общества еще в достаточной степени примитивно с точки зрения функционально-системного и структурно-функционального подходов в современной их трактовке и, естественно, не может рассматриваться иначе чем сточки зрения формирования идейно теоретических предпосылок функционального подхода в теории государства.
Более четко основы функционально-системною подхода к государству прослеживается в политико-правовом учении Аристотеля. В своем труде «Политика» Аристотель, так же как и Платон, усматривает основное функциональное назначение государства в достижении общего блага. «Поскольку, как мы видим, - пишет философ, - всякое государство представляет своего рода общение, всякое
же общение организуется ради какого-либо блага (ведь всякая деятельность имеет ввиду предполагаемое благо), то, очевидно, все общения стремятся к тому или иному благу, причем больше других и к высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется государством или общением политическим».
Аристотель рассматривает государство как некую первичную систему, в качестве элементов которой выступают отдельный человек и семья. Семья в свою очередь так же состоит из элементов, совокупность которых составляет ее организацию. Совершенную семью составляют такие два основных элемента как рабы и свободные люди2. «Мельчайшими частями» семьи являются господин и раб,
муж и жена, отец и дети. При этом каждый из данных элементов имеет свои функциональные особенности, а кроме того между ними существует определенная связь, что собственно и позволяет охарактеризовать целое как организацию или систему «Отношения, существующие между тремя указанными парными элементами, можно охарактеризовать так господское, брачное и третье - отцовское».
Мыслителем проводится сравнение государства с живым организмом, каждый орган которого выполняет соответствующую деятельность. При этом отмечается, что «первичным по природе является государство по сравнению с семьей и каждым из нас, ведь необходимо, чтобы целое предшествовало части. Уничтожь живое существо в его цепом, и у него не будет ни ног, ни рук сохранится только наименование их. Всякий предмет определяется совершаемым им действием и возможностью совершить это действие; раз эти свойства
у предмета утрачены, нельзя уже говорить о нем как таковом останется только его обозначение». Данное положение представляет особый интерес. В нем Аристотель указывает на определенную взаимообусловленность, связь между сущностью «предмета» (государства или его отдельного элемента) и совершаемым им действием. Представляется, что именно такое аристотелевское видение в дальнейшем легло в основу понимания функций государства как определенных проявлений его сущности.
Кроме вышеперечисленных прогрессивных идей, была выдвинута и еще одна, имеющая существенное значение и оказавшая значительное влияние на последующие концепции, - идея функционапьно-классового подхода близкая к современному ее пониманию.
Аристотелем выделялись «составные части», каждая из которых выполняла свои функциональные обязанности в государстве
Народная масса (земледельцы) - производят продукты питания;
Ремесленники - занимаются искусствами, без которых невозможно существование государства;
Торговцы - занимаются куплей и продажей, оптовой и розничной торговлей;
Поденщики - занимаются поденным трудом;
Военные -осуществляют защиту государства от внешних посягательств;
Судьи - осуществляют отправление правосудия при судебном разбирательстве
Лица «совещающиеся о государственных делах в чем и находит свое выражение политическая мудрость»
Проводя такое деление, на «составные части» Аристотель рассматривает социальные функции как некий самостоятельный феномен, в определенной степени абстрагированный от конкретных людей и их групп, то есть эти функции жизненно важны и не столь существенно кто именно будет их выполнять, главное чтобы они выполнялись, а государство функционировало. В этой связи он отмечает, что « для дела довольно безразлично поделены ли эти функции среди тех или иных лиц, или же они объединены в руках одних и тех
же ведь служить воинами и обрабатывать землю зачастую приходится одним и тем же людям». (Эта идея в последствии будет развита Гегелем).
Таким образом, на примере учений о государстве Платона и Аристотеля видно, что в политико-правовых учениях античности присутствовали некоторые зачатки функционально-системного и структурно-функционального подходов. Вместе с тем по причине не сформировавшегося еще четкого, целостного представления о государстве, как системе, общей тенденцией в политико-правовой мысли рассматриваемого периода является все-таки функционально-моническое рассмотрение государства, где особо выделяется лишь одна,
некая главная функция, соотносимая определенным образом с предназначением государства с его сущностью и целью существования.
Такой функцией является служение людям с целью достижения их общего блага.
Рассылка подготовлена Дмитрием Шумковым по материалам книги
"Д.В.Шумков. Государственный суверенитет России: история и современность"