Монография Д.В. Шумкова "Государственный суверенитет России": Выпуск 25
Выпуск 25
Выдержки из книги Д.В. Шумкова "Государственный суверенитет России: история и современность"
Культурное наследие античности стало основным идейным источником Ренессанса. С разложением рабовладельческого строя и установлением феодализма процесс развития государственной власти приобретает противоречивый характер. Феодалы боролись против политики королей и добивались создания сословно-представительных учреждений с исключительными полномочиями при установлении налогов и взимании сборов, а позднее - и законодательными. Например, были созданы Общий Совет Королевства в Англии (1216 г.), Генеральные Штаты во Франции (1302 г.) - прообразы будущих парламентов.
В результате образования крупных централизованных государств усиливается стремление среди знати к более четкому разграничению функций государственной власти. В период абсолютизма расширяется сфера проникновения государственной власти с целью установления централизованного управления, устранения междоусобиц, что отвечало интересам средних слоев общества – бюргерства.
Характерно, что в эпоху средневековья, в силу безраздельного господства религии, политические программы различных общественных слоев в той или иной мере были связаны с теологией. Церковная власть стремилась приспособить учение Аристотеля к потребностям церкви. Основной задачей того времени было теоретическое обоснование приоритета церкви над светской властью, ограничение
королевской власти в пользу католической церкви. Идеолог католицизма Ф. Аквинский считал, что разделение власти между церковью и королем - результат целевого творчества бога.
Из государственных властей Ф. Аквинский выделял законодательную власть как самобытную и первоначальную. Противопоставляя народу высших должностных лиц, включая короля, он утверждал, что законодательная власть должна принадлежать народу, являющемуся приходом церкви. Народ не должен служить королю, а наоборот король обязан служить народу. В противном случае народ
не только имеет право восстать против короля, но и обязан это сделать. Эти мысли Ф.Аквинского относительно характера королевской власти созвучны рассуждениям Цицерона, считавшего «царскую власть сходной с. отеческой, потому что она заботится о подданных, как о детях, с любовью, не приводя их в рабство».
На научном наследии Аристотеля основываются общественно-политические взгляды идеолога сословно-представительной монархии М. Падуанского, учение, которого о государстве и праве испытало определенное влияние как церковно-религиозного, так и демократического гуманизма. Разделение власти, предложенное Аристотелем, он трактовал следующим образом: Законодательная власть
принадлежит народу или же совокупности всех граждан. Народ обладает всей властью, является самобытным первоначальным законодателем, и потоку правомочен возводить монарха на трон.
От законодательной власти М. Падуанский отличал исполнительную, компетенция которой определяется принятыми народом законами, в силу чего избирательную монархию следует предпочесть наследственной. Недопустимо властвование государя без соблюдения законов. Кроме законодательной и исполнительной властей, утверждал М. Падуанский, существует судебная власть, осуществляющая
правосудие. Принимая участие в осуществлении законодательной власти, народ охотнее станет подчиняться законам, созданным им самим Правительственная (исполнительная) власть, наделяемая административными полномочиями, должна осуществлять волю законодателя, то есть народа, и учитывать «общее благо".
Крупнейший представитель эпохи Ренессанса Н. Кузанский в своих трудах пошел еще дальше своих, предшественников. Его политический идеал - ограниченная монархия.
В основе рассуждений Н. Кузанского лежит учение о естественном праве. По его представлению, люди по своей природе равны, и поскольку им присуща одинаковая власть и свобода, господство не государя, а народа является высшим требованием естественного права. На основе общественного договора народ передал впасть императору, но высшая власть все равно принадлежит народу,
поскольку император - лишь исполнитель его воли. Таким образом, законодателем является народ, а исполнителем - король, который при злоупотреблении властью, данной ему народом, должен быть наказан.
Представитель естественно-правовой школы в Германии Пуффендорф государственную власть разделял на законодательную, государственную, которая присуждает наказание, судебную, государственную, которая решает вопросы войны и миpa,
а также заключает международные договоры, государственную, которая назначает министров и других чиновников, государственную, которая устанавливает и собирает налоги, государственную, которая заведует учебными заведениями и просвещением. Совокупность, первой, второй и шестой властей (за исключением из последней взимания налогов) составляет законодательную власть. Третья власть полностью соответствует судебной. Что касается четвертой, пятой и седьмой а также части шестой, которая собирает налоги, то они являются
исполнительной властью.
Рассылка подготовлена Дмитрием Шумковым по материалам книги
"Д.В.Шумков. Государственный суверенитет России: история и современность"