Монография Д.В. Шумкова "Государственный суверенитет России": Выпуск 28
Выпуск 28
Выдержки из книги Д.В. Шумкова "Государственный суверенитет России: история и современность"
Как видим, Дж. Локк не выделял отдельно судебную власть, относя ее к исполнительной, хотя и подчеркивал необходимость существования независимых и беспристрастных судей, делая различие между исполнительной и судебной властью. Кроме того, он указывал, что законодательная власть, обладая несомненным верховенством, не является абсолютной, «она лишь доверенная власть, которая
должна действовать ради определенных целей, и все еще остается у народа власть отстранять или изменять состав законодательного органа, когда народ видит, что законодательная власть действует вопреки оказанному ей доверию». Народ не только предоставляет власть, но и отбирает ее.
Кроме того, законодательная власть должна быть ограничена выполнением своих собственных функций. В определенных случаях законодательная и исполнительная власти могут находиться в руках одного лица - монарха Это следует из сформулированного Дж. Локком определения прерогативы власти действовать по усмотрению, вне предписаний закона, то есть права исполнительной власти
в случае необходимости действовать вопреки закону. Характерная особенность исполнительной власти заключается в том, что она действует постоянно в отличие от законодательной, потребность в которой возникает только время от времени.
Главный смысл концепции разделения властей в трактовке Дж. Локка состоял в утверждении и защите такого "равновесия властей», создающего видимость учета интересов всего народа.
Несмотря на то, что Дж.Локк внес существенный вклад в концепцию разделения властей, свою классическую формулировку она получила в учении Монтескье. Цель его концепции - гарантировать безопасность граждан от произвола и злоупотреблений властью, обеспечить политическую свободу в государстве, сделать право подлинным регулятором отношений между обществом и государством
Монтескье, подобно Локку, видел в разделении властей «единственную гарантию правового строя в конституционном государстве».
Однако в отличие от Дж Локка, который разделение властей трактовал как их сотрудничество и тесное взаимодействие на основе преобладания законодательной власти над исполнительной, Монтескье подчеркивал необходимость полного равновесия, независимости и даже обособления властей. Кроме того согласно Монтескье, ни одна власть не должна была вторгаться в компетенцию другой,
но каждая из них, защищая себя от возможного вторжения, считалась вправе контролировать и одерживать другую власть, предотвращая превышение полномочий, злоупотребления и деспотизм.
Монтескье теоретически выразил уже достаточно развитые к тому времени представления о необходимости разделения труда в государственной жизни. При этом он придал принципу разделения труда в процессе осуществления власти в государстве не только политический, как Дж.Локк, но и собственно юридический смысл. Во времена Монтескье, когда уже действовала сложная государственная
машина абсолютизма, объективно появилась тенденция к весьма сложному разделению труда в процессе управления.
Монтескье наблюдал эту тенденцию и отразил ее в своем тезисе о трех родах власти в государстве между различными органами «В каждом государстве, - писал он - есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами международного права, и власть, ведающая вопросами права гражданского».
Деление власти в силу принципа разделения труда на законодательную исполнительную и судебную между различными государственными органами в то время было наиболее очевидным, но Монтескье, отметивший ее объективную необходимость, первым связал ее с конституционным устройством государства. Данная теория явилась также отражением соотношения социальных сил в обществе. Теоретическими
принципами деятельности свободного государства для Монтескье являются, таким образом, принцип разделения властей, принцип взаимного сдерживания властей от произвола и злоупотреблений, принцип распределения государственной власти между различными социальными слоями общества
Рассылка подготовлена Дмитрием Шумковым по материалам книги
"Д.В.Шумков. Государственный суверенитет России: история и современность"