Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Монография Д.В. Шумкова "Государственный суверенитет России": Выпуск 21


Выпуск 21

Выдержки из книги Д.В. Шумкова "Государственный суверенитет России: история и современность"

Средневековье являло собой тот этап развития европейской политико-правовой мысли, на котором не было внесено сколько ни будь существенного вклада в развитие функциональною подхода к понятию феномена «государство». Особенностью средневековых учений о государстве распространенных в Европе является, прежде всего, непосредственная их связь с христианской религией. Лишь те мыслители, которые разделяли религиозные и светские позиции христианства, могли рассчитывать на известность и признание современников. Этой направленностью средневековая политико-правовая мысль отличается от предшествующих античных учений.

В средневековых учениях сущность и деятельность государства связывается, прежде всего, с божественным волеустановлением. Наиболее ярким выражением политико-правовой мысли данного периода является теологическое учение Аврелия Августина (Августина Блаженного). В основу его воззрении была положена концепция противоречия духовного и материального начал, воплощенного в ходе «борьбы двух градов»

«Град земной» в понимании теолога - это светское государство, в основе которого лежит борьба людей за корыстные, личные или узкогрупповые интересы, борьба за материальные блага. Но вместе с тем, Августин признавал за политическими сообществами относительно полезное функциональное назначение, заключающееся в удовлетворение определенных экономических потребностей людей, в поддержание определенного общего порядка и т.п.

«Град небесный» - представляет собой некую духовную общность «Божьих избранников», праведников, рассеянных по миру между неправедниками. Члены «града небесного» с помощью религиозных общин и церкви объединены между собой не физически, а духовно и морально. Их жизнь основана на «любви к Богу, доведенной до презрения к себе»

«Борьба двух градов» в конечном счете, должна закончиться победой «града небесного» который, по мнению Августина, только и достоин называться «миром собственно разумной твари» и представляет собой «самое упорядоченное и самое единодушное общение в наслаждении Богом, и - взаимно в Боге».

Таким образом, опираясь на концепцию «двух градов», Августин, фактически выдвинул идею прогрессивного развития общества, целью которого является счастье, воплощенное в боге. Вместе с тем Августин не был сторонником передачи всей полноты государственной власти католической церкви. Он выступал за разделение функций духовной и светской власти. По его мнению, Церковь является земным представлением царства божьего на земле, а духовная власть призвана облагородить власть светскую и направить ее усилия на богоугодные дела. Государство же хоть и установленное богом, не имеет такого привилегированного положения, как церковь, которая занимает высшее положение, и главная функция государства заключается в служении церкви.

Некоторым сходством с учением Августина обладает теологическая концепция Фомы Аквинского. По его мнению, важнейшая задача государства в лице монарха - вести граждан к добродетельной жизни. Для этого необходимо выполнение таких функций как сохранение мира и обеспечение благосостояния граждан Но конечной целью и смыслом существования социального бытия является достижение небесного блаженства и к этой цели ведет человека уже не государство, а церковь.

Таким образом, можно заключить, что особенность функционального подхода к исследованию политико-правовых явлений в средневековой европейской мысли обуславливается дуалистическим восприятием мира. Такое восприятие предполагало с одной стороны, наличие основополагающего духовного начала, а с другой стороны наличие начала материального, земного В рамках политико-правовой мысли последнее определяется как государственная организация общества, главная функция которой - служение богу с целью достижения общего счастья понимаемого как небесное блаженство.

Политико-правовая мысль эпохи возрождения характеризуется диаметрально противоположным подходом к феномену «государство» Вместо одностороннего и однозначного геологического воззрения, концепции государства и права этого периода в целом исходили из земных интересов и потребностей человека. В борьбе со средневековым теократизмом на первый план политико-правовой мысли. Возрождения выступают гуманистические антропоцентрические мотивы. Призрение к земному естеству заменяется признанием творческих способностей человека, разума, стремления к земному счастью. Реализация человечности предполагает обращение к философскому наследию прошлого, поэтому гуманизм Ренессанса пробуждает интерес к достижениям античности. Вновь и по иному открываются политико-правовые воззрения Платона и Аристотеля « Макиавелли, Кампанелла, а в последствии Гоббс, Спиноза, Гуго Гроции, вплоть до Руссо, Фихте и Гегеля стали рассматривать государство человеческими глазами и выводить его естественные законы из разума и опыта, а не из теологии».

Данная тенденция не могла не отразиться на эволюции функционального подхода в обществознании. Как и в эпоху античности политико-правовая мысль Возрождения, а затем и Просвещения усматривает основное функциональное предназначение государства в служении земным интересам, земному благу.

Своего рода новым этапом пришедшим на смену функционально-моническим (светским и теократическим) воззрениям в государствоведении по всей видимости можно считать функционально органический подход Т. Гоббса. Мыслитель рассматривает государство как организацию созданную самим человеком (посредством общественного договора) для его же охраны и защиты.

Особенности функционального подхода Гоббса обусловлены наиболее четко проводимой (по сравнению с Аристотелем) аналогией государства с биологическим организмом Государство, по мнению философа, является своего рода Левиафаном, «искусственным человеком», но «более крупным по размерам и более сильным чем естественный человек».

Каждый элемент-орган, связи между ними, а так же определенные состояния этого «искусственного человека» имеют свое строго обозначенное функциональное предназначение для достижения общей цели - «обеспечения безопасности». Сам Гоббс, следующим образом описывает свою органическую модель государства:

«В этом Левиафане, - пишет он, - верховная власть, дающая жизнь и движение всему телу, есть искусственная душа, должностные лица и другие представители судебной и исполнительной власти - искусственные суставы, награда и наказание (при помощи которых каждый сустав и член прикрепляются к седалищу верховной власти и побуждаются исполнить свои обязанности) представляют собой нервы, выполняющие такие же функции в естественном теле, благосостояние и богатство всех частных членов представляют собой его силу, salus populi безопасность народа - его занятие, советники, внушающие ему все что необходимо знать, представляют собой память, справедливость и законы суть искусственный разум (reason) и воля гражданский мир - здоровье, смута - болезнь, и гражданская война – смерть. Наконец, договоры и соглашения, при помощи которых были первоначально созданы, сложены вместе и объединены части политического тела, похожи на то «fiat», или «сотворим человека», которое было произнесено Богом при акте творения».

Гоббс указывает на то что функции государства осуществляются соответствующими государственными органами - так называемыми «политическими телами». «Разнообразие политических тел - отмечает мыслитель - почти безгранично. Ибо они различаются не только по кругу задач, для которых установлены и которые сами по себе бесконечно разнообразны, но и в отношении времени, места и числа, которые подвержены многим ограничениям». Гоббс особо выделяет такие функции осуществляемые «политическими телами» как:

  1. «Функции управления провинциями, колониями или городами»,
  2. «Организация торговли»,
  3. Совещательная функция, осуществляемая совещательным органом при суверене,
  4. Функция «наставления народа»,
  5. «Отправление правосудия», «судебные функции».

Анализ органического функционализма Гоббса, позволяет говорить о достаточно высокой развитости в его учении структурно функционального подходе к феномену «государство». В том или ином виде идеи Гоббса усматриваются в последующих учениях о государстве самых различных направлений.

Существенным вкладом в государствоведение несомненно является классовая теория государства К. Маркса и Ф. Энгельса Применение же собственно функционального метода в рамках данной теории, сопряжено в основном с вопросом о классовой сущности государства. При этом само понятие «функция использовалось, как правило, для обозначения общего социального назначения государства. Но вместе с тем в работах Маркса и Энгельса понятие «функция» употребляется и при анализе строго определенных разновидностей государственной деятельности Показательны в этой связи например, высказывания о политических военных финансовых, административных и общественных пр. функциях.

Согласно рассматриваемого учения основной функцией государства является подавление классом эксплуататоров эксплуатируемого класса, но вместе с тем государство выполняет и определенные общие, надклассовые функции, так называемые «общие дела» необходимые для всего общества в целом. Так, например К. Маркс отмечал в «Капитале», что государству свойственны «выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфические функции, вытекающие из противоположности между правительствами и народными массами». В указанных функциях проявляется двойственная сущность государства - классовая и общесоциальная.

Уже с середины XIX вв. политико-правовой мысли усматривается тенденция к более широкому применению аналогий государства с функционально расчлененным организмом, предпринимаются первые попытки переноса категории «функция» в социальные науки. Это связано, во первых, с выделением социологии из других социальных наук, а во-вторых с параллельным превращением биологии в самостоятельную науку. В политико-правовых учениях данного периода особое место занимает социологическое направление, широкое распространение получают идеи социал-дарвинизма выраженные, прежде всего в так называемых органических концепциях государства

Рассылка подготовлена Дмитрием Шумковым по материалам книги
"Д.В.Шумков. Государственный суверенитет России: история и современность"



В избранное