Монография Д.В. Шумкова "Государственный суверенитет России": Выпуск 21
Выпуск 21
Выдержки из книги Д.В. Шумкова "Государственный суверенитет России: история и современность"
Средневековье являло собой тот этап развития европейской политико-правовой мысли, на котором не было внесено сколько ни будь существенного вклада в развитие функциональною подхода к понятию феномена «государство». Особенностью средневековых учений о государстве распространенных в Европе является, прежде всего, непосредственная их связь с христианской религией. Лишь
те мыслители, которые разделяли религиозные и светские позиции христианства, могли рассчитывать на известность и признание современников. Этой направленностью средневековая политико-правовая мысль отличается от предшествующих античных учений.
В средневековых учениях сущность и деятельность государства связывается, прежде всего, с божественным волеустановлением. Наиболее ярким выражением политико-правовой мысли данного периода является теологическое учение Аврелия Августина (Августина Блаженного). В основу его воззрении была положена концепция противоречия духовного и материального начал, воплощенного в
ходе «борьбы двух градов»
«Град земной» в понимании теолога - это светское государство, в основе которого лежит борьба людей за корыстные, личные или узкогрупповые интересы, борьба за материальные блага. Но вместе с тем, Августин признавал за политическими сообществами относительно полезное функциональное назначение, заключающееся в удовлетворение определенных экономических потребностей людей,
в поддержание определенного общего порядка и т.п.
«Град небесный» - представляет собой некую духовную общность «Божьих избранников», праведников, рассеянных по миру между неправедниками. Члены «града небесного» с помощью религиозных общин и церкви объединены между собой не физически, а духовно и морально. Их жизнь основана на «любви к Богу, доведенной до презрения к себе»
«Борьба двух градов» в конечном счете, должна закончиться победой «града небесного» который, по мнению Августина, только и достоин называться «миром собственно разумной твари» и представляет собой «самое упорядоченное и самое единодушное общение в наслаждении Богом, и - взаимно в Боге».
Таким образом, опираясь на концепцию «двух градов», Августин, фактически выдвинул идею прогрессивного развития общества, целью которого является счастье, воплощенное в боге. Вместе с тем Августин не был сторонником передачи всей полноты государственной власти католической церкви. Он выступал за разделение функций духовной и светской власти. По его мнению, Церковь является
земным представлением царства божьего на земле, а духовная власть призвана облагородить власть светскую и направить ее усилия на богоугодные дела. Государство же хоть и установленное богом, не имеет такого привилегированного положения, как церковь, которая занимает высшее положение, и главная функция государства заключается в служении церкви.
Некоторым сходством с учением Августина обладает теологическая концепция Фомы Аквинского. По его мнению, важнейшая задача государства в лице монарха - вести граждан к добродетельной жизни. Для этого необходимо выполнение таких функций как сохранение мира и обеспечение благосостояния граждан Но конечной целью и смыслом существования социального бытия является достижение
небесного блаженства и к этой цели ведет человека уже не государство, а церковь.
Таким образом, можно заключить, что особенность функционального подхода к исследованию политико-правовых явлений в средневековой европейской мысли обуславливается дуалистическим восприятием мира. Такое восприятие предполагало с одной стороны, наличие основополагающего духовного начала, а с другой стороны наличие начала материального, земного В рамках политико-правовой
мысли последнее определяется как государственная организация общества, главная функция которой - служение богу с целью достижения общего счастья понимаемого как небесное блаженство.
Политико-правовая мысль эпохи возрождения характеризуется диаметрально противоположным подходом к феномену «государство» Вместо одностороннего и однозначного геологического воззрения, концепции государства и права этого периода в целом исходили из земных интересов и потребностей человека. В борьбе со средневековым теократизмом на первый план политико-правовой мысли.
Возрождения выступают гуманистические антропоцентрические мотивы. Призрение к земному естеству заменяется признанием творческих способностей человека, разума, стремления к земному счастью. Реализация человечности предполагает обращение к философскому наследию прошлого, поэтому гуманизм Ренессанса пробуждает интерес к достижениям античности. Вновь и по иному открываются политико-правовые воззрения Платона и Аристотеля « Макиавелли, Кампанелла, а в последствии Гоббс, Спиноза, Гуго Гроции, вплоть до Руссо, Фихте
и Гегеля стали рассматривать государство человеческими глазами и выводить его естественные законы из разума и опыта, а не из теологии».
Данная тенденция не могла не отразиться на эволюции функционального подхода в обществознании. Как и в эпоху античности политико-правовая мысль Возрождения, а затем и Просвещения усматривает основное функциональное предназначение государства в служении земным интересам, земному благу.
Своего рода новым этапом пришедшим на смену функционально-моническим (светским и теократическим) воззрениям в государствоведении по всей видимости можно считать функционально органический подход Т. Гоббса. Мыслитель рассматривает государство как организацию созданную самим человеком (посредством общественного договора) для его же охраны и защиты.
Особенности функционального подхода Гоббса обусловлены наиболее четко проводимой (по сравнению с Аристотелем) аналогией государства с биологическим организмом Государство, по мнению философа, является своего рода Левиафаном, «искусственным человеком», но «более крупным по размерам и более сильным чем естественный человек».
Каждый элемент-орган, связи между ними, а так же определенные состояния этого «искусственного человека» имеют свое строго обозначенное функциональное предназначение для достижения общей цели - «обеспечения безопасности». Сам Гоббс, следующим образом описывает свою органическую модель государства:
«В этом Левиафане, - пишет он, - верховная власть, дающая жизнь и движение всему телу, есть искусственная душа, должностные лица и другие представители судебной и исполнительной власти - искусственные суставы, награда и наказание (при помощи которых каждый сустав и член прикрепляются к седалищу верховной власти и побуждаются исполнить свои обязанности) представляют
собой нервы, выполняющие такие же функции в естественном теле, благосостояние и богатство всех частных членов представляют собой его силу, salus populi безопасность народа - его занятие, советники, внушающие ему все что необходимо знать, представляют собой память, справедливость и законы суть искусственный разум (reason) и воля гражданский мир - здоровье, смута - болезнь, и гражданская война – смерть. Наконец, договоры и соглашения, при помощи которых были первоначально созданы, сложены вместе и объединены
части политического тела, похожи на то «fiat», или «сотворим человека», которое было произнесено Богом при акте творения».
Гоббс указывает на то что функции государства осуществляются соответствующими государственными органами - так называемыми «политическими телами». «Разнообразие политических тел - отмечает мыслитель - почти безгранично. Ибо они различаются не только по кругу задач, для которых установлены и которые сами по себе бесконечно разнообразны, но и в отношении времени, места
и числа, которые подвержены многим ограничениям». Гоббс особо выделяет такие функции осуществляемые «политическими телами» как:
«Функции управления провинциями, колониями или городами»,
«Организация торговли»,
Совещательная функция, осуществляемая совещательным органом при суверене,
Функция «наставления народа»,
«Отправление правосудия», «судебные функции».
Анализ органического функционализма Гоббса, позволяет говорить о достаточно высокой развитости в его учении структурно функционального подходе к феномену «государство». В том или ином виде идеи Гоббса усматриваются в последующих учениях о государстве самых различных направлений.
Существенным вкладом в государствоведение несомненно является классовая теория государства К. Маркса и Ф. Энгельса Применение же собственно функционального метода в рамках данной теории, сопряжено в основном с вопросом о классовой сущности государства. При этом само понятие «функция использовалось, как правило, для обозначения общего социального назначения государства.
Но вместе с тем в работах Маркса и Энгельса понятие «функция» употребляется и при анализе строго определенных разновидностей государственной деятельности Показательны в этой связи например, высказывания о политических военных финансовых, административных и общественных пр. функциях.
Согласно рассматриваемого учения основной функцией государства является подавление классом эксплуататоров эксплуатируемого класса, но вместе с тем государство выполняет и определенные общие, надклассовые функции, так называемые «общие дела» необходимые для всего общества в целом. Так, например К. Маркс отмечал в «Капитале», что государству свойственны «выполнение общих
дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфические функции, вытекающие из противоположности между правительствами и народными массами». В указанных функциях проявляется двойственная сущность государства - классовая и общесоциальная.
Уже с середины XIX вв. политико-правовой мысли усматривается тенденция к более широкому применению аналогий государства с функционально расчлененным организмом, предпринимаются первые попытки переноса категории «функция» в социальные науки. Это связано, во первых, с выделением социологии из других социальных наук, а во-вторых с параллельным превращением биологии в
самостоятельную науку. В политико-правовых учениях данного периода особое место занимает социологическое направление, широкое распространение получают идеи социал-дарвинизма выраженные, прежде всего в так называемых органических концепциях государства
Рассылка подготовлена Дмитрием Шумковым по материалам книги
"Д.В.Шумков. Государственный суверенитет России: история и современность"