Монография Д.В. Шумкова "Государственный суверенитет России": Выпуск 34
Выпуск 34
Выдержки из книги Д.В. Шумкова "Государственный суверенитет России: история и современность"
Особое место в системе государственной власти занимает Президент Российской Федерации. Он является главой государства гарантом Конституции прав и свобод человека и Гражданина, обеспечивает согласованное функционирование органов государственной власти, в соответствии с Конституцией и федеральными
законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства имеет право законодательной инициативы. Президент назначает выборы в Государственную Думу, референдум издает указы, и распоряжения обязательные для исполнения на всей территории РФ подписывает и обнародует законы, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами
В Конституции предусматривается определенный механизм
сдержек и противовесов. В процессе принятия и утверждения законов Федеральным Собранием, Президент наделен правом отлагательного вето, но оно может быть преодолено при повторном рассмотрении закона 2/3 голосов обеих палат. Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения, а государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ и заключением Конституционного Суда РФ.
Решение Государственной Думы о выдвижения обвинения
и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты 2/3 голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее 1/3 депутатов Государственной Думы. Государственная Дума по представлению Президента назначает на должность Председателя Центрального банка РФ, а Совет Федерации Генерального прокурора РФ Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства и решает вопрос о доверии Правительству РФ.
Этим, по существу,и исчерпывается в Конституции система
сдержек и противовесов.
Как принцип организации государственной власти разделение
властей определяется конкретным содержанием включающим следующие положения
1) законы должны обладать высшей юридической силой
и приниматься только законодательным (представительным) органом власти;
2) исполнительная власть должна заниматься в основном исполнением законов и только ограниченным нормотворчеством, быть подотчетной главе государства и лишь в некотором отношении парламенту;
3) между законодательным и исполнительным органами должен быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центра властных решений, а тем более всей полноты власти на одного из них;
4) судебные органы независимы и в пределах своей компетенции действуют самостоятельно;
5) ни одна из трех властей не должна вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более сливаться с другой властью;
6) споры о компетенции должны решаться только конституционным путем через правовую процедуру, т.е. Конституционным судом;
7) конституционная система должна предусматривать правовые способы сдерживания каждой власти двумя другими, т.е. содержать взаимные противовесы для всех властей.
В рамках российского конституционализма принцип разделения властей, фактически закрепляется в «традиционной форме». Вместе с тем следует отметить, что концепция разделения властей в мировой политико-правовой практике подвергается модификациям.
Рассылка подготовлена Дмитрием Шумковым по материалам книги
"Д.В.Шумков. Государственный суверенитет России: история и современность"