В марте нынешнего года по инициативе Парламентского собрания Союза Белоруссии и России в структуре Союзной общественной палаты создан комитет по
информационным технологиям и коммуникациям. Возглавляет его доктор наук профессор Олег Власов.
PC Week: Ваш комитет работает больше полугода, что за это время уже сделано?
Олег Власов: Мы разработали концепцию проекта “Инфокомплекс — Союз”. Его цели и задачи:
1. Формирование базы современной индустрии информационных продуктов.
2. Координация работ в области информационных технологий и телекоммуникаций.
3. Развитие информационных систем в различных областях.
4. Масштабный выход российских информационных (в первую очередь программных) продуктов на зарубежный рынок и за счет этого приток капиталов
из-за рубежа. Интенсификация международного торгово-экономического и научно-технического сотрудничества.
Реализация проекта “Инфокомплекс — Союз” позволит заложить основы индустрии современных информационных систем и технологий. Начнет
осуществляться переход к политике развития информационной культуры Союзного государства.
Концепция проекта “Инфокомплекс — Союз” уже прошла научно-техническую экспертизу Совета безопасности России, она согласована с Российской
академией наук и с Министерством промышленности, науки и технологий России. Концепция также получила поддержку различных государственных структур
Белоруссии.
PC Week: В чем заключается координирующая роль комитета?
Ныне все проекты в области информационных технологий разрознены и их курируют отдельные ведомства, которые лоббируют свои интересы в рамках этих
программ. Комитет, в отличие от ведомств, является общественной организацией. Для него важно найти общую платформу интеграции и на ее базе объединить и
скоординировать работу над всеми программами. С этой целью будет создан авторитетный научно-технический совет по развитию высоких технологий.
Для поощрения наиболее интересных и значимых разработок в области информационных технологий комитет совместно с заинтересованными банковскими
структурами, Фондом поддержки и развития информационных систем (фонд ПРИС) и фондом “Единение” учреждает ежегодную премию “Интеллект” в области
информационных технологий по различным номинациям. Подробная информация и условия участия в конкурсе будут размещены на сайте комитета
(www.comitt.ru).
PC Week: Какие направления деятельности комитета вы считаете первоочередными?
Мы работаем над тем, как повысить эффективность внедрения передовых информационных технологий с помощью современных мировых стандартов
(стандартов UDDI) для взаимодействия различных видов бизнеса.
Второе направление деятельности Комитета — это создание и развитие недорогой высокопроизводительной вычислительной техники. Имеется в виду
известный проект Союзного государства “Суперкомпьютер СКИФ”.
В настоящее время выполнена только одна, хотя и весьма существенная его часть — воплощен кластерный уровень суперкомпьютера с гибкой
архитектурой. Мы будем способствовать успешному завершению всего проекта, в рамках которого в полной мере будут реализованы возможности однородной
вычислительной среды как важнейшего элемента суперкомпьютера.
Но самое главное — это разработка программного обеспечения для производительного использования суперкомпьютера СКИФ. Наряду с этим особое
внимание следует уделить коммерческой стороне проблемы внедрения и тиражирования суперкомпьютерной техники.
Третье направление — это широкое внедрение нейрокомпьютерной техники. Нейрокомпьютеры сегодня применяются весьма ограниченно. Однако их
возможности позволят очень эффективно решать задачи управления производственным оборудованием. Кроме того, необходимо расширить их использование в
военно-промышленной сфере и в других областях.
Четвертое направление предполагает внедрение механизма “электронного правительства” в структуры управления Союзным государством. Целесообразно
создавать формирующуюся государственную структуру на основе современных принципов управления. В связи с этим необходимо понимать, что для реализации
этого направления в частности и развития информационной культуры общества в целом необходимо всемерно развивать технологию доступа к Интернету и
оказывать поддержку новым разработкам в этой области.
Владельцы известных интернет-сайтов, не зарегистрировавшие их имена в качестве товарных знаков, в ближайшем будущем могут столкнуться с серьезной
проблемой. Начиная с 29 октября Госдума будет рассматривать новый закон о товарных знаках, в котором прямо указано, что товарный знак имеет приоритет по
отношению к доменному имени. Если следовать букве закона, то доменное имя может быть отобрано у законного владельца, если кто-то другой зарегистрирует
это имя в "Роспатенте".
Сейчас понятия товарных знаков и доменных имен существуют в России как бы в разных плоскостях. В случае возникновения конфликтных ситуаций
суды рассматривают их индивидуально. В расчет принимается, насколько добросовестно владелец "чужого" доменного имени пользуется им, не дискредитирует
ли владельца товарного знака. Например, широкую известность получила судебная тяжба компании Eastman Kodak с частным предпринимателем,
зарегистрировавшим на себя доменное имя www.kodak.ru. В том случае суд принял во внимание, что владелец этого домена действительно торговал
фотоаппаратами марки Kodak.
Как сообщила консультант Госдумы по информационной безопасности Елена Волчинская, законопроект внесен в Госдуму правительством. Он содержит большое
количество поправок к закону о товарных знаках, в том числе и новую редакцию пункта 4 статьи 4, имеющую отношение к доменным именам. По мнению
Волчинской, вероятность того, что законопроект будет принят в первом чтении, очень велика. Первое чтение намечено на следующую неделю. В дальнейшем
повлиять на содержание документа можно будет, лишь внося поправки перед вторым чтением.
Принятие законопроекта в нынешнем виде дает возможность для злоупотреблений, считает Михаил Якушев, руководитель рабочей группы по юридическим
вопросам Союза операторов Интернета. Если кто-то задним числом зарегистрирует товарный знак, совпадающий с раскрученным доменным именем, то он сможет
через суд претендовать на доменное имя.
Регистрацией товарных знаков занимается "Роспатент". Подать заявку на регистрацию товарного знака довольно просто и недорого. Действует она в течение
10 лет. Крупные интернет-компании, как правило, и раньше не пренебрегали регистрацией своих имен. Как рассказала Юлия Сигунова, менеджер по маркетингу
Mail.ru, все принадлежащие компании брэнды зарегистрированы в виде товарных знаков на тот случай, если их захочется использовать для каких-то иных целей -
например, открыть магазин модной одежды под названием Mail.ru. У других, не столь предусмотрительных интернетчиков, в случае принятия закона могут
возникнуть проблемы.
Кстати, товарные знаки в России регистрируются в 42 классах по отдельности. Не редкость ситуация, когда одна компания (например, производитель продуктов
питания) зарегистрировала товарный знак в одном классе и тот же самый знак зарегистрирован другой компанией (например, издательством) в другом классе.
После принятия нового варианта закона о товарных знаках между такими компаниями возникнет неопределенность. Неясно, кто из них сможет претендовать на
общее доменное имя.
Согласно новому исследованию, проведенному Cap Gemini Ernst & Young, 51% американских
компаний, работающих с потребительскими товарами, намерены увеличить в 2002 году свои бюджеты, направленные на развитие информационных технологий
(ИТ). Исследование также показало, что 37% предприятий намерены сохранить расходы на ИТ на прежнем уровне и только 12% собираются их сократить.
Cap Gemini проанализировала наиболее распространенные приложения по автоматизации цепи поставок, которые предприятия потребительского сектора
собираются интегрировать в ближайшие несколько лет. Так, 43% компаний намерены вкладывать деньги в систему управления перевозками, а 40% - в управление
взаимоотношениями с клиентами.
Аналитики опросили около 100 руководителей американских компаний, работающих в секторе потребительских товаров, и обнаружили, что для многих фирм
большое значение имеет прогнозирование и планирование. В 2003/2004 году 57% предприятий интегрируют системы планирования работ и календарного
планирования.
С другой стороны, в последнем отчете компании eMarketer приводятся данные
аналитической компании AMR Research, согласно которым доходы от продаж систем управления
цепью поставок резко сократятся. По мнению AMR Research, в 2004 году программы по управлению товарными складами будут приносить доходов больше (3,86
млрд. долл.), чем программы по управлению перевозками (1,42 млрд. долл.).
Мультиязычная Автоматическая Система маркетинга товаров и услуг "TradeVisa" - первый международный проект, посвященный проблемам экономического сотрудничества.