Согласно мнению аналитиков, онлайновые аукционы изменяют значение электронной коммерции для многих пользователей. Так, компания Forrester Research недавно поменяла свое определение онлайновой торговли, включив в него аукционы, поскольку опросы показывают, что покупатели совершают около 10% всех электронных транзакций на сайте eBay.
По мнению Forrester, к 2006 году на аукционы будет приходиться до 25% всех онлайновых транзакций (48.5 млрд. долл.). К концу 2001 года около 16% розничных продаж (8.4 млрд. долл.) будет совершаться на онлайновых аукционах, тогда как оставшиеся 84% (43.1 млрд. долл.) будут проходить через торговые сайты фиксированных цен.
Аналитики считают, что аукционы представляют наибольший интерес для сектора бытовой электроники, компьютеров, игрушек и видеоигр, поскольку именно эти товары являются наиболее дорогими и имеют тенденцию к изменению спроса. По прогнозам Forrester, к 2006 года через аукционы будет осуществляться 42% онлайновых продаж электроники и 40% продаж игрушек.
Согласно подсчетам компании Nielsen//NetRatings, в августе 2001 года расходы американских пользователей на онлайновых аукционах увеличились до 389 млн. долл. по сравнению с 238 млн. год назад. Этот факт говорит о том, что бытовавшее ранее мнение, что аукционы пригодны только для определенных товарных ниш, оказалось неверным. На самом деле большая часть онлайнового В2С-бизнеса совершается мелкими компаниями и индивидуальными торговцами, и аукционы представляют для них удобный канал продаж. Кроме того, крупные компании используют аукционы для того, чтобы быстро сбыть накопившиеся на складе товары. И хотя до сих пор многие компании выходили из положения путем организации специальных предложений на страницах своих сайтов, удобство аукционов в том, что через них можно быстро реализовать большой объем товара. Однако при этом придется, конечно, пожертвовать частью прибыли.
Один из крупнейших в Индии провайдеров интернет-услуг, компания Satyam Infoway (Sify), готовится к приобретению развлекательного портала Masti.com, который принадлежит крупнейшему производителю потребительских товаров Procter & Gamble.
Как заявили представители Sify, в данный момент пока еще только идут переговоры, однако согласно компании Reuters, им осталось урегулировать лишь некоторые незначительные детали сделки.
Sify, созданная в 1998 году, предлагает пользователям программное обеспечение и приложения для электронной коммерции, а также является оператором портала Sify.com. Во втором квартале компания обогнала по прибыльности своего главного конкурента на индийском рынке - Rediff.com.
Портал Masti.com был открыт компанией Procter & Gamble девять месяцев назад и был задуман как молодежный сайт, который позволил бы компании проводить маркетинговые исследования. В настоящее время на нем зарегистрировано более 170 тыс. пользователей.
Sify, которая котируется на бирже Nasdaq, стала известной два года назад после приобретения нескольких компаний-провайдеров для обеспечения себе доминирующего положения на индийском рынке. Однако, как и большинство компаний высокотехнологического сектора, Sify пострадала от глобального экономического кризиса. Недавно Rediff и Sify получили отсрочку исключения своих акций из котировок Nasdaq.
Стоит отметить также, что Lycos Asia, которая является одним из крупнейших игроков в азиатском секторе порталов, недавно сообщила о том, что она сворачивает операции в Индии, а ее портал продолжит работать из Сингапура.
Коллаборативная коммерция
<>Не так давно, когда казалось, что электронный бизнес обладает практически неограниченным потенциалом, большинство компаний слишком много внимания уделяли технической стороне вопроса, подчас забывая непосредственно о бизнесе. Они без оглядки инвестировали в информационные технологии, боясь не успеть за «электронной революцией» и доверяя оптимистичным прогнозам по поводу будущего электронной коммерции. Однако крах доткомов, породивший волну критического отношения к инновациям, заставил многих предпринимателей понять, что хотя технология и является движущей силой стратегии, она не может ее заменить.
Сегодня же внимание компаний переключилось с электронного бизнеса на коллаборативную коммерцию, которая оптимизирует процессы взаимодействия между предприятиями и повышает их эффективность. Это подтверждает и выпущенный недавно отчет аналитической компании Deloitte Consulting, озаглавленный "Collaborative Commerce: Going Private to Get Results". В то время как все большее признание получает концепция, согласно которой в основе технологических решений должна лежать стратегическая задача по оптимизации бизнес-процессов, а не наоборот, появляются и стратегии наиболее оптимального использования возможностей коллаборативной коммерции.
Предприятия постепенно осознают, что стратегии, бизнес-процессы и информационные технологии тесно переплетены и взаимозависимы. Для того чтобы успешно изменить свой бизнес, компаниям необходимо выработать комплексный подход, охватывающий все составляющие, из которых аналитики Deloitte Consulting особо выделяют следующие пять.
Стратегия – коллаборативная коммерция является сложной системой, и компании необходимо выстраивать приоритеты в соответствии с преследуемыми целями. Не стоит предпринимать какие-то шаги только потому, что их можно предпринять – все инициативы должны вести к определенной цели.
Внедрение – коллаборативная коммерция подразумевает некоторые внутренние и внешние составляющие, включая собственные бизнес-процессы предприятия, персонал, торговых партнеров, потребителей и разнообразные технологии. Часть сил предприятия должна быть брошена на координацию этих сложных связей.
Организация межкорпоративных процессов – коллаборативная коммерция предполагает наличие нескольких участников. Интеграция с внутренними системами существующих партнеров подразумевает работу с процессами, технологиями и документами, которые отличаются от использующихся на предприятии. В большинстве случаев компаниям необходимо перестраивать некоторые или даже все процессы, чтобы добиться полной отдачи от взаимодействия.
Торговые партнеры могут и должны становиться частью коллаборативной стратегии, однако они предпринимают только те действия, которые непосредственно отвечают их интересам. Поэтому компании необходимо убедиться, что все вложенные средства дают ожидаемую отдачу.
Технология играют важную роль в коллаборативной коммерции, позволяя интегрировать все бизнес-процессы. Однако, учитывая огромное количество разных программных продуктов и приложений, необходимо выбирать решения, которые подошли бы всем участникам коллаборативной цепочки.
Таким образом, использование стратегий коллаборативной коммерции предполагает глобальный подход, который учитывает нужды, процессы и деловые отношения множества партнеров, а также осознание того факта, что технологии являются средством достижения цели, а не самой целью.