Благодаря сообщениям о сибирской язве в Соединенных Штатах, многие стали сейчас воспринимать почту чуть ли не как главный инструмент террористов. Свой взгляд на это древнейшее изобретение человечества демонстрируют московские художники: в столичной "Эль-Галерее" (Октябрьская улица, 26) вчера вечером открылась выставка, посвященная "искусству почты" - как обычной, так и электронной.
По данным исследования, проведенного Yankee Group, 5,1% всех пользователей уже оплачивают свои счета через Сеть. И интерес к интернету как к среде для оплаты счетов продолжает расти.
Исследование показало, что медленное развитие рынка таких услуг частично объясняется плохим маркетингом со стороны тех, кто счета выставляет, т.е. коммуникационных компаний, банков, предприятий сферы услуг, провайдеров и других. С тех пор, как целевой аудиторией рекламы стали пользователи, положение изменилось. Почти 30% всех пользователей, заинтересованных в использовании Сети для оплаты счетов, назвали в качестве основной причины нежелание выписывать чеки, а 14,9% назвали экономию времени как главное достоинство электронной оплаты счетов.
Исследование платежных предпочтений потребителей, проведенное Американской Ассоциацией Банкиров и Dove Consulting, прогнозирует, что электронные методы оплаты, как оффлайновые, так и онлайновые, вытеснят наличные и чеки и станут наиболее распространенным способом оплаты. Из двух покупок, приобретенных в реале, одна оплачивается с использованием электронных способов расчетов, таких как дебетовые, кредитные, предоплаченные карты и прямые платежи. При этом 51% оплачивают счета в онлайне или с использованием прямых платежей.
Еще какой интерес... Особенно в связи с переходом на "вынужденную самоокупаемость". Уж коль ты хочешь, чтобы за твою работу платили, обеспечь возможность. В противном случае, в "мгновенно меняющейся" сети могут мгновенно поменяться интересы и пристрастия. Впрочем, есть и другой вопрос - "За что платить-то?". Но об этом в следующий раз.
"Электронная Европа: неожиданная картина" - так назвала свое исследование, посвященное анализу состояния электронной коммерции в мире, компания Accenture. Неожиданность в том, что, несмотря на экономический спад, электронная коммерция в Европе жива и довольно активно развивается. Опрос российских компаний показал, что оптимизма в отношении электронной коммерции в России даже больше, чем в Европе. Результаты, как говорят исследователи, удивили их самих. Когда на Западе налицо признаки экономической рецессии, и компаниям, казалось бы, не до экспериментов, 60% опрошенных топ-менеджеров заявили о намерении увеличить в течение ближайшего года объем вложений в электронную коммерцию в среднем на 15%.
Логика, очевидно, такова: в условиях спада конкуренция обостряется, и компании стремятся повысить эффективность бизнеса за счет внедрения технологий электронной коммерции. Но вот точки приложения этих технологий изменились: из внешней сферы маркетинга и продаж e-коммерция движется в глубь корпоративной структуры - в области логистики, закупок, управления кадрами. Или, как принято говорить, в операции бэк-офиса. Соответственно, руководители компаний уже не считают инвестиции в электронную коммерцию стратегическими и не откладывают на потом требование отдачи от этих инвестиций. Теперь для них это скорее вопрос тактики - принимая решения, они сразу учитывают и расходы, и возможные доходы. Запуская проекты по электронной коммерции, компании ставят себе целью уже не погоню за конкурентами или привлечение новых заказчиков, а сохранение старых за счет улучшения сервиса.
Оказывается, электронная коммерция не так уж сильно меняет модель бизнеса (в прошлом году 72% руководителей думали, что электронный бизнес выглядит совсем иначе, в этом - только 48%). Бизнесмены теперь рассматривают e-коммерцию просто как способ сделать бизнес более эффективным: быстрее разрабатывать новые продукты, получить новые, более дешевые, каналы сбыта, упрочить отношения с поставщиками, партнерами и клиентами, выйти на новые рынки сбыта. И, судя по результатам опроса, у многих это получается: 51% опрошенных руководителей заявили об успешных проектах в области электронной коммерции, хотя их реализация заняла больше времени, чем предполагалось, а в прошлом году таких было только 34%. Причем успеха добиваются в основном крупные предприятия, хотя раньше считалось, что электронная коммерция - удел молодых фирм. Теперь две трети респондентов полагают, что она в первую очередь выгодна крупным компаниям - за счет экономии на масштабе. Сопротивляясь экономическому спаду, руководители европейского бизнеса не забывают и о будущем: многие из них ожидают в ближайшие три года активного использования и большого эффекта от таких форм электронной коммерции, как мобильная, голосовая, телевизионная, а также беззвучная - с применением автономных "умных" датчиков, следящих за движением объектов по производственной и логистической цепочке.
Конечно, выборку из 30 крупных предприятий в четырех крупных городах репрезентативной не назовешь и общей картины из нее не сложишь. К тому же российские предприятия находятся в несколько иных условиях, нежели европейские, и мотивация у них другая. Европа отстает от США в использовании электронной коммерции примерно на год, а разрыв между Россией и Европой, судя по отношению опрошенных к участию в электронных торговых площадках, составляет три года. Однако в действительности ситуация куда более неопределенная. Дело в том, что западные компании уже давно исчерпали все резервы традиционных способов повышения эффективности и с помощью электронной коммерции борются за очередные несколько процентов роста. У российских же предприятий выбор богаче: укрепив дисциплину труда (например, искоренив пьянство на рабочем месте) или наведя элементарный порядок в учете (например, внедрив корпоративную информационную систему), можно получить куда более ощутимый эффект, нежели от электронной коммерции. С другой стороны, у них есть хорошая возможность в одном прыжке совместить все те шаги, которые западные компании проходили последовательно. С той же целью -- ради повышения эффективности своего бизнеса.
Объединяет российских и европейских предпринимателей их мнение о роли государства в развитии электронной коммерции. Около 80% респондентов и в России, и в Европе считают, что государство должно показывать пример в этой сфере и создавать необходимые условия для развития - например, формировать законодательную базу. Однако только 32% в Европе, а в России всего лишь 13% опрошенных топ-менеджеров полагают, что государство так и делает. Многие согласны с тем, что электронная коммерция поможет преодолеть цифровой разрыв между странами с развитой и слабой коммуникационной инфраструктурой. Но вкладывать свои средства в решение этой задачи готовы только 30% российских компаний, тогда как в Европе - 79%, а в США - 97%.
Другую сторону этой тенденции выявило исследование компании PricewaterhouseCoopers (PwC), посвященное европейским "дот-комам". Если респонденты опроса Accenture думают о том, как с помощью интернет-технологий сделать свой бизнес более эффективным, то собеседники PwC - о том, как свои интернет-технологии превратить в нормальный бизнес. Для многих интернет-компаний это вопрос выживания: если в 2000 году в исследовании PwC участвовало 412 компаний, то в этом на вопросы консультантов откликнулись лишь 190 фирм. Исследователи пришли к выводу, что руководители интернет-компаний полностью поменяли свои приоритеты и исповедуют теперь сугубо прагматичный подход к интернету как к бизнесу. Так, в 2000 году треть директоров "дот-комов" большую часть своего времени отдавали построению брэндов, географической экспансии и подбору качественного персонала. В нынешнем году задачи у них почти противоположные: повышение рентабельности и приобретение не сотрудников, а клиентов.
Поэтому образ передового "дот-кома" выглядит теперь так: небольшая компания (до 10 человек), работающая в сфере b2c, то есть на потребительский рынок. Под стать своей компании и "идеальный" менеджер интернет-проекта. Сегодня его главный капитал - предыдущий опыт управления реальным бизнесом. Еще год назад в европейских сетевых компаниях так не считали: требовались творческие и гибкие персоны без обязательных навыков управления бизнесом - пресловутые интернет-гуру. Трансформация, которую сейчас переживает интернет-отрасль в Европе, по наблюдению PwC, обусловлена тем, что сетевые компании во что бы то ни стало хотят стать такими же устойчивыми, как и традиционные, но сохранить присущий им дух новаторства.