[TIFLO] Кейс от Н. Мякшина. Часть 1

Председатель РОО "Союз общественных объединений инвалидов Архангельской
области", заместитель председателя Архангельского регионального
отделения "Всероссийского общества глухих" Н.А. Мякшин
Кейс
<<Изменение региональной политики в отношении совместного обучения обычных детей
и детей с ограниченными возможностями здоровья (инклюзивное образование)>>
1.Введение
В мае 2006 года при обсуждении подушевого финансирования на комиссии по социальным
вопросам областного Собрания депутатов состоялась дискуссия между представителями
Союза общественных объединений инвалидов Архангельской области и директором
департамента образования администрации области Владимиром Мигуновым.
Предмет дискуссии - дополнительное финансирование образовательного процесса и
сопровождения детей-инвалидов в муниципальных школах области.
Директор департамента образования категорически отказался рассматривать вопрос
о более высоком размере субвенций для детей-инвалидов, обучающихся в обычных
школах.
С 2007 года администрацией Архангельской области, с учетом предложений Центра
фискальной политики, проектом областного закона "О внесении изменений и дополнения
в областной закон "Об образовании" была определена новая методика расчета субвенции
муниципальным образованиям на реализацию общеобразовательных программ и предусмотрено
введение норматива на реализацию общеобразовательных программ в твердой сумме
на год на 1 обучающегося.
В данной методике была определена стоимость одной педагогической услуги по
ступеням образования, к которой затем применяются различные коэффициенты удорожания
- за наличие групп продленного дня, программ дополнительного образования, реализуемых
школой, дошкольных групп в составе школ, количество ставок учителей предметников
на один класс.
Разработчиками указанной методики не были учтены дополнительные расходы на
сопровождение детей, имеющих инвалидность в общеобразовательных средних школах.
2. Policy paper
В октябре 2006 года общественные организации инвалидов Архангельской области
направили обращения в областной департамент образования, депутатам областного
Собрания и в прокуратуру Архангельской области в которых выразили свою озабоченность
тем, как решается вопрос о финансировании расходов на обучение детей-инвалидов
в школах г. Архангельска и Архангельской области на 2007 год.
В результате прокуратурой Архангельской области в адрес администрации области
и департамента образования области было направлено представление об устранении
нарушений законодательства в сфере образования детей-инвалидов, с учетом предложений
внесенных Союзом общественных объединений инвалидов и рабочей группой были разработаны
и внесены поправки в областной закон <<Об образовании>>. Депутаты поддержали
внесенные поправки и закрепили повышающий коэффициент 3,4 на выделение субвенции
из областного бюджета на образование детей с инвалидностью в муниципальных школах.
3.Описание механизма внедрения
1. Исследования
В ходе мониторинга <<Получают ли дети, имеющие инвалидность, школьное образование>>,
проведенное нами в 2005 году было выявлено, что в городах Архангельск, Северодвинск,
Новодвинске из 1342 детей, имеющих инвалидность в общеобразовательных массовых
школах обучаются 556 детей (41,43%), в специальных школах 330 детей (24,59%),
а остальные дети учатся на дому, либо вообще не обучаются.
2. Определение проблемы
С 2007 года администрацией Архангельской области, с учетом предложений Центра
фискальной политики, проектом областного закона <<О внесении изменений и дополнения
в областной закон <<Об образовании>> определена новая методика расчета субвенции
муниципальным образованиям на реализацию общеобразовательных программ и предусмотрено
введение норматива на реализацию общеобразовательных программ в твердой сумме
на год на 1 обучающегося.
В данной методике определяется стоимость одной педагогической услуги по ступеням
образования, к которой затем применяются различные коэффициенты удорожания -
за наличие групп продленного дня, программ дополнительного образования, реализуемых
школой, дошкольных групп в составе школ, количество ставок учителей предметников
на один класс. Разработчиками указанной методики не учтены дополнительные расходы
на сопровождение детей, имеющих инвалидность в общеобразовательных средних школах.
Согласно приложению No16 к проекту областного закона "об областном бюджете на
2007 год" установлены нормативы финансовых затрат для расчета субвенций
бюджетам муниципальных образований на реализацию основных общеобразовательных
программ в общеобразовательных учреждениях на 2007 год.
Норматив финансовых затрат на реализацию основных общеобразовательных
программ в общеобразовательных учреждениях дневной формы обучения:
Сумма в год в расчете на одного обучающегося, проживающего в городском поселении
(в рублях)
1 ступень общего образования
4698
2 ступень общего образования
9444
3 ступень общего образования
10563
Норматив финансовых затрат на реализацию основных общеобразовательных
программ в коррекционных классах:
1 ступень общего образования
11445
2 -3 ступени общего образования
23310
3. Анализ текущей политики и поиск вариантов решения проблемы
В ходе мониторинга и исследований было выявлено, что в соответствии с пп.2) п.1
проекта областного закона воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных
образовательных и общеобразовательных учреждениях являются расходными обязательствами
Архангельской области. В то же время методика расчета субвенций местным бюджетам
на реализацию основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных
учреждениях (приложение 1 к проекту областного закона) не предусматривает ни
коэффициента удорожания педагогической услуги при обучении в таком образовательном
учреждении ребенка-инвалида, ни повышения норматива финансирования иным способом
с учетом необходимости коррекции нарушения развития. В результате ребенок с инвалидностью,
обучающийся в общеобразовательной школе по месту жительства, фактически не будет
иметь тех гарантий, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации
при получении образования инвалидами.
Дети-инвалиды обучаются не только в специальных (коррекционных) образовательных
учреждениях и классах. В соответствии со ст. 43 Конституции РФ, ст. 5 Закона
РФ <<Об образовании>> каждому гарантируется общедоступность дошкольного и общего
образования, что означает, в частности, право ребенка посещать ближайшее к его
месту жительства образовательное учреждение. Из содержания п.3) ст. 2 Закона
РФ <<Об образовании>>, ст. 18, 19 ФЗ <<О социальной защите инвалидов в РФ>> также
очевидно, что дети-инвалиды имеют право посещать общеобразовательные учреждения
общего типа, при этом государство должно гарантировать необходимые условия получения
образования, в том числе обеспечение специальными техническими средствами.
1 декабря 2006 года по инициативе общественных организаций инвалидов состоялся
Круглый стол <<Проблемы, возможности, перспективы получения образования детьми,
имеющих инвалидность в массовых школах Архангельска>>, в котором приняли участие
депутаты областного Собрания Людмила Кононова, Павел Шевелев, представители
департаментов образования области и города, специалисты социальной защиты населения,
журналисты архангельских СМИ.
Участники Круглого стола рекомендовали администрации области, для соблюдения
гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации при получении
образования детьми, имеющими инвалидность, рассмотреть два возможных варианта
методики расчета субвенции и расчета норматива:
1 вариант - пересмотреть в предложенной областью методике расчета субвенции
коэффициенты расчета в сторону их увеличения. Например:
определить индивидуальный, более высокий коэффициент соотношения фонда оплаты
труда педагогического и прочего персонала;
определить расчет от предельной наполняемости в классе 12 человек (как
в специализированных классах);
ввести процент расходов, не менее 10%, на учебные расходы (приобретение специализированной
учебной литературы, учебников, пособий и т. д.).
Для создания условий пребывания в обычной школе данной категории детей и их
обучения запланировать средства областного бюджета на приобретение коррекционного
оборудования муниципальным образовательным школам через областные целевые программы.
2 вариант - разработать отдельные нормативы финансовых затрат для расчета
субвенций бюджетам муниципальных образований на реализацию основных общеобразовательных
программ в общеобразовательных учреждениях обучающих в том числе и детей, имеющих
инвалидность, с учетом необходимых затрат.
Кроме этого, обязательно ввести твердо установленный процент расходов на учебные
расходы (приобретение специализированной учебной литературы, учебников, пособий
и т. д.) и через областные целевые программы предусматривать средства областного
бюджета на приобретение коррекционного оборудования муниципальным образовательным
школам, обучающим детей-инвалидов.
4.Написание основной структуры Policy paper.
Участники команды на первом этапе подготовили и направили письмо-обращение в
адрес администрации области и в областное Собрание депутатов (см.приложение No
1).
5.Окончательное написание рекомендаций Policy paper
После того, как в адрес Союза было направлено письмо -отписка, был сделан новый
аргументированный запрос с приложением к нему изданной на данный момент брошюры
- <<Общественный доклад о положении детей с инвалидностью в городе Архангельске>>
(см.приложение No2).
Запрос был направлен в прокуратуру области в областное Собрание и администрацию
области. Подготовленный доклад был широко распространен среди депутатов и чиновников
т.е. на тех лиц, кто принимает властные решения по данной теме.
6. Оценка эффективности, мониторинг результатов.
В октябре 2006 года общественные организации инвалидов Архангельской области
направили обращения в областной департамент образования, депутатам областного
Собрания и в прокуратуру Архангельской области в которых выразили свою озабоченность
тем, как решается вопрос о финансировании расходов на обучение детей-инвалидов
в школах г. Архангельска и Архангельской области на 2007 год. В результате прокуратурой
Архангельской области в адрес администрации области и департамента образования
области было направлено представление об устранении нарушений законодательства
в сфере образования детей-инвалидов.
По инициативе общественных организаций инвалидов в апреля 2007 года в комитете
по социальным вопросам Архангельского областного Собрания депутатов прошло первое
заседание рабочей группы по внесению изменений в областной закон <<Об образовании>>
и о порядке расчета нормативов затрат на обучение детей с инвалидностью в муниципальных
учреждениях.
В состав рабочей группы по распоряжению председателя областного Собрания вошли
депутаты Людмила Кононова, Павел Шевелев, Галина Башкардина, Игорь Чесноков,
а так же приглашены Владимир Мигунов, Валерий Нуромский, Валентина Говорухина
(областной департамент образования), Надежда Пантюхина (городской департамент
образования) и Николай Мякшин (Союз общественных объединений инвалидов). Так
же в рабочей группе принимают участие эксперты - исследователь Вадим Трескин
и юрист Елена Шинкарева.
Вопрос о дополнительном финансировании обучения детей-инвалидов был внесен на
рассмотрение июньской сессии депутатов Архангельского областного Собрания, которая
состоялась 27-28 июня 2007 года.
Успешная общественная кампания, результаты социологического исследования по
положению детей с инвалидностью в Архангельске позволили переломить ситуацию
в пользу рассмотрения вопроса о дополнительном финансировании образования детей-инвалидов
в муниципальных школах.
Общественной организации инвалидов при использовании технологии Policy paper
удалось внести изменения в проводимую политику в отношении образования детей
с инвалидностью. При этом Архангельская область стала одним из немногих регионов
России, где выделяются значительные средства на обучение детей с инвалидностью
по месту жительства. Такая ситуация стала возможна благодаря принятию Архангельским
областным Собранием депутатов поправки в областной закон <<Об образовании>>,
предусматривающий повышающий коэффициент субвенции (3,4) из регионального бюджета
на обучения детей с инвалидностью в муниципальных школах.
Кейс
<<Изменение региональной политики в отношении совместного обучения обычных детей
и детей с ограниченными возможностями здоровья (инклюзивное образование)>>
1.Введение
В мае 2006 года при обсуждении подушевого финансирования на комиссии по социальным
вопросам областного Собрания депутатов состоялась дискуссия между представителями
Союза общественных объединений инвалидов Архангельской области и директором
департамента образования администрации области Владимиром Мигуновым.
Предмет дискуссии - дополнительное финансирование образовательного процесса и
сопровождения детей-инвалидов в муниципальных школах области.
Директор департамента образования категорически отказался рассматривать вопрос
о более высоком размере субвенций для детей-инвалидов, обучающихся в обычных
школах.
С 2007 года администрацией Архангельской области, с учетом предложений Центра
фискальной политики, проектом областного закона "О внесении изменений и дополнения
в областной закон "Об образовании" была определена новая методика расчета субвенции
муниципальным образованиям на реализацию общеобразовательных программ и предусмотрено
введение норматива на реализацию общеобразовательных программ в твердой сумме
на год на 1 обучающегося.
В данной методике была определена стоимость одной педагогической услуги по
ступеням образования, к которой затем применяются различные коэффициенты удорожания
- за наличие групп продленного дня, программ дополнительного образования, реализуемых
школой, дошкольных групп в составе школ, количество ставок учителей предметников
на один класс.
Разработчиками указанной методики не были учтены дополнительные расходы на
сопровождение детей, имеющих инвалидность в общеобразовательных средних школах.
2. Policy paper
В октябре 2006 года общественные организации инвалидов Архангельской области
направили обращения в областной департамент образования, депутатам областного
Собрания и в прокуратуру Архангельской области в которых выразили свою озабоченность
тем, как решается вопрос о финансировании расходов на обучение детей-инвалидов
в школах г. Архангельска и Архангельской области на 2007 год.
В результате прокуратурой Архангельской области в адрес администрации области
и департамента образования области было направлено представление об устранении
нарушений законодательства в сфере образования детей-инвалидов, с учетом предложений
внесенных Союзом общественных объединений инвалидов и рабочей группой были разработаны
и внесены поправки в областной закон <<Об образовании>>. Депутаты поддержали
внесенные поправки и закрепили повышающий коэффициент 3,4 на выделение субвенции
из областного бюджета на образование детей с инвалидностью в муниципальных школах.
3.Описание механизма внедрения
1. Исследования
В ходе мониторинга <<Получают ли дети, имеющие инвалидность, школьное образование>>,
проведенное нами в 2005 году было выявлено, что в городах Архангельск, Северодвинск,
Новодвинске из 1342 детей, имеющих инвалидность в общеобразовательных массовых
школах обучаются 556 детей (41,43%), в специальных школах 330 детей (24,59%),
а остальные дети учатся на дому, либо вообще не обучаются.
2. Определение проблемы
С 2007 года администрацией Архангельской области, с учетом предложений Центра
фискальной политики, проектом областного закона <<О внесении изменений и дополнения
в областной закон <<Об образовании>> определена новая методика расчета субвенции
муниципальным образованиям на реализацию общеобразовательных программ и предусмотрено
введение норматива на реализацию общеобразовательных программ в твердой сумме
на год на 1 обучающегося.
В данной методике определяется стоимость одной педагогической услуги по ступеням
образования, к которой затем применяются различные коэффициенты удорожания -
за наличие групп продленного дня, программ дополнительного образования, реализуемых
школой, дошкольных групп в составе школ, количество ставок учителей предметников
на один класс. Разработчиками указанной методики не учтены дополнительные расходы
на сопровождение детей, имеющих инвалидность в общеобразовательных средних школах.
Согласно приложению N16 к проекту областного закона "об областном бюджете на
2007 год" установлены нормативы финансовых затрат для расчета субвенций
бюджетам муниципальных образований на реализацию основных общеобразовательных
программ в общеобразовательных учреждениях на 2007 год.
Норматив финансовых затрат на реализацию основных общеобразовательных
программ в общеобразовательных учреждениях дневной формы обучения:
Сумма в год в расчете на одного обучающегося, проживающего в городском поселении
(в рублях)
1 ступень общего образования
4698
2 ступень общего образования
9444
3 ступень общего образования
10563
Норматив финансовых затрат на реализацию основных общеобразовательных
программ в коррекционных классах:
1 ступень общего образования
11445
2 -3 ступени общего образования
23310
3. Анализ текущей политики и поиск вариантов решения проблемы
В ходе мониторинга и исследований было выявлено, что в соответствии с пп.2) п.1
проекта областного закона воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных
образовательных и общеобразовательных учреждениях являются расходными обязательствами
Архангельской области. В то же время методика расчета субвенций местным бюджетам
на реализацию основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных
учреждениях (приложение 1 к проекту областного закона) не предусматривает ни
коэффициента удорожания педагогической услуги при обучении в таком образовательном
учреждении ребенка-инвалида, ни повышения норматива финансирования иным способом
с учетом необходимости коррекции нарушения развития. В результате ребенок с инвалидностью,
обучающийся в общеобразовательной школе по месту жительства, фактически не будет
иметь тех гарантий, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации
при получении образования инвалидами.
Дети-инвалиды обучаются не только в специальных (коррекционных) образовательных
учреждениях и классах. В соответствии со ст. 43 Конституции РФ, ст. 5 Закона
РФ <<Об образовании>> каждому гарантируется общедоступность дошкольного и общего
образования, что означает, в частности, право ребенка посещать ближайшее к его
месту жительства образовательное учреждение. Из содержания п.3) ст. 2 Закона
РФ <<Об образовании>>, ст. 18, 19 ФЗ <<О социальной защите инвалидов в РФ>> также
очевидно, что дети-инвалиды имеют право посещать общеобразовательные учреждения
общего типа, при этом государство должно гарантировать необходимые условия получения
образования, в том числе обеспечение специальными техническими средствами.
1 декабря 2006 года по инициативе общественных организаций инвалидов состоялся
Круглый стол <<Проблемы, возможности, перспективы получения образования детьми,
имеющих инвалидность в массовых школах Архангельска>>, в котором приняли участие
депутаты областного Собрания Людмила Кононова, Павел Шевелев, представители
департаментов образования области и города, специалисты социальной защиты населения,
журналисты архангельских СМИ.
Участники Круглого стола рекомендовали администрации области, для соблюдения
гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации при получении
образования детьми, имеющими инвалидность, рассмотреть два возможных варианта
методики расчета субвенции и расчета норматива:
1 вариант - пересмотреть в предложенной областью методике расчета субвенции
коэффициенты расчета в сторону их увеличения. Например:
определить индивидуальный, более высокий коэффициент соотношения фонда оплаты
труда педагогического и прочего персонала;
определить расчет от предельной наполняемости в классе 12 человек (как
в специализированных классах);
ввести процент расходов, не менее 10%, на учебные расходы (приобретение специализированной
учебной литературы, учебников, пособий и т. д.).
Для создания условий пребывания в обычной школе данной категории детей и их
обучения запланировать средства областного бюджета на приобретение коррекционного
оборудования муниципальным образовательным школам через областные целевые программы.
2 вариант - разработать отдельные нормативы финансовых затрат для расчета
субвенций бюджетам муниципальных образований на реализацию основных общеобразовательных
программ в общеобразовательных учреждениях обучающих в том числе и детей, имеющих
инвалидность, с учетом необходимых затрат.
Кроме этого, обязательно ввести твердо установленный процент расходов на учебные
расходы (приобретение специализированной учебной литературы, учебников, пособий
и т. д.) и через областные целевые программы предусматривать средства областного
бюджета на приобретение коррекционного оборудования муниципальным образовательным
школам, обучающим детей-инвалидов.
4.Написание основной структуры Policy paper.
Участники команды на первом этапе подготовили и направили письмо-обращение в
адрес администрации области и в областное Собрание депутатов (см.приложение N
1).
5.Окончательное написание рекомендаций Policy paper
После того, как в адрес Союза было направлено письмо -отписка, был сделан новый
аргументированный запрос с приложением к нему изданной на данный момент брошюры
- <<Общественный доклад о положении детей с инвалидностью в городе Архангельске>>
(см.приложение N2).
Запрос был направлен в прокуратуру области в областное Собрание и администрацию
области. Подготовленный доклад был широко распространен среди депутатов и чиновников
т.е. на тех лиц, кто принимает властные решения по данной теме.
6. Оценка эффективности, мониторинг результатов.
В октябре 2006 года общественные организации инвалидов Архангельской области
направили обращения в областной департамент образования, депутатам областного
Собрания и в прокуратуру Архангельской области в которых выразили свою озабоченность
тем, как решается вопрос о финансировании расходов на обучение детей-инвалидов
в школах г. Архангельска и Архангельской области на 2007 год. В результате прокуратурой
Архангельской области в адрес администрации области и департамента образования
области было направлено представление об устранении нарушений законодательства
в сфере образования детей-инвалидов.
По инициативе общественных организаций инвалидов в апреля 2007 года в комитете
по социальным вопросам Архангельского областного Собрания депутатов прошло первое
заседание рабочей группы по внесению изменений в областной закон <<Об образовании>>
и о порядке расчета нормативов затрат на обучение детей с инвалидностью в муниципальных
учреждениях.
В состав рабочей группы по распоряжению председателя областного Собрания вошли
депутаты Людмила Кононова, Павел Шевелев, Галина Башкардина, Игорь Чесноков,
а так же приглашены Владимир Мигунов, Валерий Нуромский, Валентина Говорухина
(областной департамент образования), Надежда Пантюхина (городской департамент
образования) и Николай Мякшин (Союз общественных объединений инвалидов). Так
же в рабочей группе принимают участие эксперты - исследователь Вадим Трескин
и юрист Елена Шинкарева.
Вопрос о дополнительном финансировании обучения детей-инвалидов был внесен на
рассмотрение июньской сессии депутатов Архангельского областного Собрания, которая
состоялась 27-28 июня 2007 года.
Успешная общественная кампания, результаты социологического исследования по
положению детей с инвалидностью в Архангельске позволили переломить ситуацию
в пользу рассмотрения вопроса о дополнительном финансировании образования детей-инвалидов
в муниципальных школах.
Общественной организации инвалидов при использовании технологии Policy paper
удалось внести изменения в проводимую политику в отношении образования детей
с инвалидностью. При этом Архангельская область стала одним из немногих регионов
России, где выделяются значительные средства на обучение детей с инвалидностью
по месту жительства. Такая ситуация стала возможна благодаря принятию Архангельским
областным Собранием депутатов поправки в областной закон <<Об образовании>>,
предусматривающий повышающий коэффициент субвенции (3,4) из регионального бюджета
на обучения детей с инвалидностью в муниципальных школах.
Выпуск листа на новом месте: 4958
количество подписчиков: 221
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru