[TIFLO] Кейс от Мякшина. Часть 2
7.Отклики
7.1. Школам будет невыгодно обучать ребенка-инвалида?
Общественные организации инвалидов Архангельской области направили в адрес прокурора
области Владимира Бакуна письмо с просьбой - принять меры прокурорского
реагирования в отношении положений проекта областного закона, касающегося обучения
детей с ограниченными возможностями в школах...
Если власти на уровне области не смогут решить этот важный вопрос, относящийся
к компетенции субъекта РФ, то организации инвалидов будут вынуждены обращаться
в Генеральную прокуратуру РФ и к Уполномоченному по правам человека в РФ, - сообщил
ИА "Двина-Информ" председатель Союза общественных объединений инвалидов
Архангельской области Николай Мякшин.
12 октября общественные организации инвалидов Архангельской области направили
обращения в областной департамент образования, депутатам областного Собрания
и в прокуратуру Архангельской области в которых выразили свою озабоченность
тем, как решается вопрос о финансировании расходов на обучение детей-инвалидов
в школах г. Архангельска и Архангельской области на 2007 год. В результате прокуратурой
Архангельской области в адрес администрации области и департамента
образования области было направлено представление об устранении нарушений законодательства
в сфере образования детей-инвалидов.
Однако администрация области не выполнила представления прокуратуры и требования
не допускать в областном законодательстве об образовании дискриминационных
положений по отношению к детям-инвалидам, обучающимся в муниципальных образовательных
учреждениях.
1 декабря 2006 года по инициативе общественных организаций инвалидов состоялся
круглый стол "Проблемы, возможности, перспективы получения образования детьми,
имеющих инвалидность в массовых школах Архангельска", в котором приняли участие
депутаты областного Собрания Людмила Кононова, Павел Шевелев, представители
департаментов образования области и города, специалисты социальной защиты населения,
журналисты архангельских СМИ.
Участники круглого стола приняли резолюцию, в которой говорится, что с 2007 года
муниципальным общеобразовательным школам будет невыгодно обучать ребенка,
имеющего инвалидность, так как оплата труда педагога не будет соответствовать
реальным затратам его труда. Кроме того, школа несет дополнительную нагрузку,
связанную с содержанием непедагогического персонала, необходимого для обслуживания
ребенка и помощи ему во время нахождения в школе, а так же с пополнением
материальной базы для обеспечения необходимых условий при обучении детей, имеющих
инвалидность.
В соответствии с федеральным законодательством воспитание и обучение детей-инвалидов
в дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждениях отнесено
к полномочиям субъекта Российской Федерации.
С 2007 года администрацией Архангельской области, с учетом предложений Центра
фискальной политики, проектом областного закона "О внесении изменений и дополнения
в областной закон "Об образовании" определена новая методика расчета субвенции
муниципальным образованиям на реализацию общеобразовательных программ и
предусмотрено введение норматива на реализацию общеобразовательных программ в
твердой сумме на год на 1 обучающегося.
В данной методике определяется стоимость одной педагогической услуги по ступеням
образования, к которой затем применяются различные коэффициенты удорожания
- за наличие групп продленного дня, программ дополнительного образования, реализуемых
школой, дошкольных групп в составе школ, количество ставок учителей
предметников на один класс. Разработчиками указанной методики не учтены дополнительные
расходы на сопровождение детей, имеющих инвалидность в общеобразовательных
средних школах.
(ИА "Двина-Информ")
7.2. Деньги должны следовать за учеником
В начале апреля в комитете по социальным вопросам, об-разованию, здравоохранению
и культуре областного <Собра-ния депутатов создана рабо-чая группа, которая
готовит изменения в областной закон <Об образовании> и порядок расче-та нормативов
затрат на обуче-ние детей с инвалидностью в муниципальных учреждениях.
Лариса Торопова
Рабочая группа предлагает
В состав рабочей группы вошли депутаты, представители областно-го департамента
образования и Сою-за общественных объединений инва-лидов. В заседаниях рабочей
группы принимают участие эксперты - ис-следователь Вадим Трескин и юрист Елена
Шинкарева.
Члены рабочей группы поддержа-ли концепцию о поэтапной разра-ботке нормативно-правовых
актов в сфере образования детей-инвалидов, предусматривающей на первом
этапе разработку нормативов финансиро-вания и методики расчетов субвенции для
муниципальных образовательных учреждений, в которых обучаются дети с особыми
потребностями.
На втором этапе будут разработа-ны и внесены необходимые поправки в областной
закон < Об образовании >, позволяющие не только устанавли-вать нормативы и
методики финан-сирования, но и контролировать це-левое использование выделяемых
из областного бюджета средств.
На третьем этапе предстоит раз-работка и обоснование целевой про-граммы либо
раздела в программе <Реабилитация инвалидов в 2009-2011 годах>, которая позволит
сде-лать муниципальные школы доступ-ными для детей с ограниченными физическими
возможностями.
- Мы в своей деятельности по за-щите прав детей-инвалидов на обра-зование преодолели
недопонимание со стороны специалистов, управлен-цев сферы образования,
депутатов, но есть опасения, что все договорен-ности сведет к минимуму департамент
финансов, - комментирует председа-тель Союза общественных объедине-ний
инвалидов Николай Мякшин. - Ведь по расчетам на обучение особого ребенка требуется
в 3,4 раза средств. Больше, чем на других детей. Мы так же считаем,
что необходимо изменение в областной закон <О со-циальной поддержке инвалидов>
в части, касающейся домашнего образования ребенка-инвалида.
Чиновники спохватились
Только в прошлом месяце Минздравсоцразвития согласилось с Минобразования в том,
что 43-я статья Конституции не позволяет лишать образования детей-инвалидов,
живу-щих в интернатах системы социаль-ной защиты, и требует, чтобы они по-лучали
образование наравне со всеми другими детьми, то есть в системе об-разования.
В совместном письме двух минис-терств, которое член Экспертного со-вета при Уполномоченном
по правам человека в РФ Сергей Колосков на-звал антидискриминационным,
впер-вые предложено зачислить этих де-тей в образовательные учреждения и обучать
их в соответствии с норма-ми законодательства об образовании, с выдачей
документов по окончании обучения. Тем самым, по мнению экс-перта, отменяется
унаследованный с советских времен основной про-тивозаконный принцип формирова-ния
<собесовских> интернатов, когда в них направлялись дети, якобы не способные учиться
в коррекционной (вспомогательной) школе, либо в детском саду.
Выбор - за родителями
Сегодня мы попросили проком-ментировать два этих события - под-готовку изменений
в областной закон <Об образовании> и письмо минис-терств по поводу обучения
детей с нарушением интеллекта - заместителя директора областного департамента
образования и науки ВАЛЕРИЯ НУРОМСКОГО:
- Замечу, что для этой категории детей у нас имеется сеть специальных коррекционных
образовательных уч-реждений, где реализуются специ-альные программы,
и их финансиро-вание идет по вполне определенному нормативу.
Но далеко не все дети имеют воз-можность обучаться в таких школах, к тому же
родители порой не хотят отдавать ребенка в интернат или чтобы он обучался в
<своем> образователь-ном учреждении, то есть рядом с до-мом. Мы и постараемся
с помощью
изменений в областном законе сделать так, чтобы любая школа была заинтересована
в появлении таких детей и могла создать особые условия для их обучения.
Ясно, что все это упирается в де-ньги, в нормативы финансирования обучения одного
ребенка по специ-альной коррекционной программе в общеобразовательном
учреждении - их и коснутся изменения в облас-тной закон <Об образовании>. Этот
норматив будет значительно, в разы, отличаться от норматива, по которо-му
финансируется обычный ученик, и эти деньги должны следовать за уче-ником. Тогда
и руководители школ будут заинтересованы в том, чтобы к нему не один, условно
говоря, Вася пришел - он еще ребят соберет и класс организует.
И в некоторых школах они уже есть, к примеру, в пятой архангель-ской открыты
классы для детей с на-рушением слуха и зрения, при вось-мой учатся ребята с
нарушениями опорно-двигательного аппарата. То есть сама жизнь уже подтолкнула
к таким решениям. Но важно, чтобы школы, которые занимаются этим де-лом как
подвижники, энтузиасты, по-лучали адекватную финансовую поддержку. Ведь для таких
детей нужна специальная дорогая аппаратура, нужны помощники...
- Теперь рабочей группе предстоит доказать финансистам, a потом и депутатам,
чтобы они поддержали наши предложения в части увеличения норматива,
- продолжает Валерий Павлович. - А органы местного самоуправления при формировании
заказа на субвенцию должны учесть всех детей. В районах есть их списки,
должны быть заключения психолого-медико-педагогических комиссий, что они нуждаются
в обучении не
по массовой, а по специальной коррекционной программе. Также важно, чтобы дополнительные
средства попав в районную казну, пошли именно в систему образования,
и не на ремонт крыши, а на обучение детей-инвалидов.
Может случиться так, что родитель скажет: <Я отказываюсь от услуг учителей, я
буду сам заниматься или найму кого-то другого>. Он может заключить со школой
договор, она будет финансировать обучение этого ребенка, но одновременно -контролировать.
Ясно, что данная методика подходит в основном для городов. А часть родителей,
проживающих в провинции, не хочет отдавать детей, особенно младшего возраста,
в интернат. К сожалению, мы еще встречаемся с фактами, когда ребенок, образно
говоря, сидит на печке. Приведу пример. Умерла мать, у нее остался сын 14
лет, инвалид по слуху. Мама медик держала его дома, он нигде не учился! Нам пришлось
брать ответственность за этого ребенка на себя, и он пошел в первый
класс. И это произошло в семье достаточно грамотного человека, а что говорить
о других семьях?
Каждый ребенок - обучаем!
- О письме министерств хочу сказать следующее, - продолжает Валерий Нуромский.
- У нас в области три интерната для детей с нарушениями интеллекта, и мы
туда направили письма, чтобы orгaны соцзащиты задумались об этих детях, чтобы
они тоже были учениками какой-то школы. Сегодня у организаторов процесса
образования нет и не должно быть понятия необучаемости. Если кто-то еще этим
понятием пользуется - то исключительно из-за своей дремучести. Для обучения
детей с более глубокой степенью поражения интеллекта есть наработанные методики
и условия - в 31 и 39 архангельских школах VIII вид, а также в Котласе
и Северодвинске. Мы сегодня ставим задачу, чтоб все коррекционные школы VIII
вида были знакомы с этими методиками и предоставляли такие услуги.
Сегодня сделан следующий шаг - дети из интернатов соцзащиты, половина из них
сироты, тоже должны учиться. Мы планируем свести новодвинский детский дом
и школу N5 VI вида Новодвинска. Дети из интерната формально будут учениками пятой
школы. Где будут уроки проходить - в школе или учителя пятой школы будут
ходить в интернат - это решается. В Северодвинске тоже есть такая же школа и
есть интернат для детей с нарушением интеллекта. В Устьянском районе нам придется
моделировать другую ситуацию, там рядом школы VIII вида нет, только в ста километрах.
Возможно, придется создавать филиал школы, возить же не будешь детей.
Газета <Волна>,
N30 (1042)
Апрель, 24
2007
7.3. Школы получат средства на обучение детей-инвалидов
Первое заседание рабочей группы по внесению изменений в областной закон 'Об образовании'
и о порядке расчета нормативов затрат на обучение детей с инвалидностью
в муниципальных учреждениях Архангельской области состоялось в комитете по социальным
вопросам Архангельского областного Собрания депутатов...
В состав рабочей группы по распоряжению председателя областного Собрания вошли
депутаты Людмила Кононова, Павел Шевелев, Галина Башкардина, Игорь Чесноков,
а так же приглашены Владимир Мигунов, Валерий Нуромский, Валентина Говорухина
(областной департамент образования), Надежда Пантюхина (городской департамент
образования) и Николай Мякшин (Союз общественных объединений инвалидов). Так
же в рабочей группе принимают участие эксперты - исследователь Вадим Трескин
и юрист Елена Шинкарева.
Как сообщил ИА "Двина-Информ" председатель Союза общественных объединений инвалидов
Архангельской области Николай Мякшин, участники рабочей группы согласились
с концепцией о поэтапной разработке нормативно-правовых актов в сфере образования
детей-инвалидов, предусматривающей разработку на первом этапе (до 20
апреля 2007 года) нормативов финансирования и методики расчетов субвенции для
муниципальных образовательных учреждений в которых обучаются дети-инвалиды,
имеющих особые образовательные потребности.
На втором этапе будут разработаны и внесены необходимые поправки в областной
закон "Об образовании", позволяющие не только устанавливать нормативы и методики
финансирования, но и контролировать за целевым использованием выделяемых средств
из областного бюджета.
На третьем этапе - разработка и обоснование целевой программы (либо раздела в
программе "Реабилитация инвалидов 2009-2011 год"), позволяющей создавать
условия доступности муниципальных школ для детей с ограниченными физическими
возможностями.
Общественные организации инвалидов планируют не только обеспечивать общественной
поддержкой рабочей группы, но и предоставят разработчикам нормативно-правовых
актов и депутатов областного Собрания результаты исследовательской работы, которая
будет проведена Поморским центром социально-политических исследований
"Стига" в апреле-июне 2007 год.
Возможность проведения таких исследований стала возможна в рамках реализации
проекта "Образование для всех".
Проект Союза общественных объединений инвалидов Архангельской области был признан
экспертами одним из трех лучших проектов, получивших финансовую поддержку.
Всего было подано 46 проектов из различных регионов России на конкурс грантов
"Прикладные исследования для формирования социальной политики в сферах
образования, здравоохранения и жилищно-коммунального хозяйства", в рамках Программы
поддержки гражданского общества "Диалог", реализуемой Советом по Международным
Исследованиям и Обменам (АЙРЕКС) при финансовой поддержке Агентства США по международному
развитию (АМР США).
(ИА "Двина-Информ")
Выпуск листа на новом месте: 4967
количество подписчиков: 221
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru