Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Геннадий Зюганов о трехлетнем бюджете РФ

С основными доводами Геннадия Зюганова нельзя не согласиться – вредоносность и в то же время пиар-лукавость предложенного федерального бюджета на 2008-2010 годы очевидны. Но хотелось бы вникнуть в логику анализа КПРФ и её оценок ситуации. И здесь у меня – принципиальные возражения Зюганову. Мир сущностно изменился, вступил в эпоху глобализации и постиндустриализма, поменялась классовая структура, возникли новые водоразделы противоречий, - а КПРФ продолжает мыслить в терминах позапрошлого века! Перед глазами – ошеломляющий успех Коммунистического Китая, и китайские коммунисты-прагматики, по-моему, на столетие опередили российских коммунистов, у которых когда-то учились.

Первое возражение – Зюганов и почти вся верхушка КПРФ считает, что в РФ реставрирован буржуазный строй. Но это не так. У нас установился компрадорско-полицейский строй, столь типичный для зависимой сырьевой мировой периферии. У нас – латиноамериканская сомоса, а не противостояние буржуазии и пролетариата. Метафорически говорят о компрадорской буржуазии, но настоящая буржуазия исторически сопряжена с национальным капиталом (прежде всего мелкий и средний бизнес), который у нас задавлен компрадорско-силовым симбиозом. Поэтому у нас нет ни «среднего класса», ни вырастающей из него нации. Нам ещё предстоит совершить гражданско-демократическую и одновременно национально-освободительную революцию, чтобы войти в фазу гражданского (= буржуазного) общества.

Второе возражение – против предложения национализировать ключевые отрасли экономики. Это – тоже ретроградство, которого и близко нет в том же Коммунистическом Китае. Кто будет управлять национализированными предприятиями? Чиновники за зарплату? Это уже проходили, это совершенно неэффективно в условиях глобализации и постиндустриализма. В прорвавшихся странах управляют менеджеры под контролем как частных собственников, так и государства. Речь идет не о национализации, а о более эффективных способах сочетания интересов общества и управленцев.

Третье возражение – не годится утопическо-популистско-демагогическое стремление осчастливить всех подряд, против чего возражал ещё В. И. Ленин в 1903 году в критических заметках по поводу предложенного Г.В. Плехановым проекта Программы РСДРП. Необходим дифференцированный подход к разным социальным слоям и разным отраслям, предполагающий как материальное стимулирование работников, так и налоговые градиенты вплоть до освобождения прорывных производств от налогов вообще.

Согласен же я с Геннадием Зюгановым с критикой политики руководства РФ, поскольку тоже считаю, что она носит геноцидно-мародерско-вампирский характер и отличается враньем и лицемерием. К сожалению, прекрасно понимаю, что никакими словами правящее зло не проймешь, а подавляющее большинство россиянцев сломлено и рассыпано, и давно уже нет рабочего класса и трудового крестьянства, и вся надежда лишь на подрастающие русские поколения, в недрах которых, возможно, рано или поздно пробудится субъектность.

Итак, вот полный текст выступления Геннадия Андреевича Зюганова на заседании ГосДумы РФ 25 мая 2007 года при обсуждении проекта закона о федеральном бюджете на 2008-2010 гг. Опубликованный текст выступления носит название «Бюджет разорения страны ради «золотого миллиарда» (Советская Россия, Москва, 26 мая 2007 года, № 73 /12980/, стр. 1 http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=603):

«Уважаемые коллеги!
Сегодня мы обсуждаем важнейший вопрос — вопрос о том, как будет развиваться страна в ближайшие годы. Эффективность наших решений зависит, прежде всего, от честности и точности оценки как внутренней, так и внешней обстановки, в которой мы живём.

Первое. Мы принимаем трёхлетний бюджет в особый год, когда неизбежно обновление власти и курса социально-экономического развития. Но стране нужно созидательное обновление, а не симуляция. Ведь симуляция обновления в России всегда заканчивалась бедой. Напомню о двух последних «обновлениях». Одно вызвало распад Союза, который привёл к потере Россией 10 млн человек и оставил 25 млн за пределами её границ. Второе — к войне в Чечне, где погибли 120 тыс. человек. Мы считаем, что главная задача трёхлетнего бюджета — консолидировать общество, дать ему уверенность и надежду.

Второе. Сейчас всем стало очевидно, что сильная Россия творцам нового мирового порядка не нужна. Всё, что связано с высокими технологиями и наукой, душится на корню. Наше же правительство за пять лет не построило ни одного крупного наукоёмкого предприятия. За последние годы уничтожено около 70 тыс. производств.

Третье. Определяя финансовую стратегию, надо помнить, что Россия граничит со всеми мировыми центрами силы. К 2015 году в США будут проживать 310 млн человек. В Китае - 1400 млн. В Объединённой Европе - 500 млн. В России же при нынешней политике останется 135 млн человек. Не сломав негативную демографическую тенденцию, мы будем не в состоянии обеспечить даже целостность страны.

Четвёртое. Для сильных мира сего Россия уже не субъект глобальной политики и даже не «клиент», а подножный корм. На нас смотрят как на кладовую сырья и источник дешёвой рабочей силы. Если взять разведанные природные ресурсы в США, то их, по оценке, приходится по 16 тыс. долларов на одного человека. В Европе - по 6 тыс. долларов. Тогда как в России - по 160 тыс. долларов. Однако на российскую нацию такое богатство пока совершенно не работает.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Слово «нация» здесь неуместно – не только не выросла в России «нация», по и русский народ (этнос) по вине верхов впал в шкурничество, поклонился Золотому Тельцу, совершил самопредательство и рассыпался и проголосовал за силы зла и допустил развал страны и её экономики и только в последнее время благодаря саможертвенности немногих молодых русских людей стал подавать признаки жизни/

Именно это историческое противоречие и должен был бы исправить трёхлетний бюджет. Но нет. Он только узаконивает и предельно усугубляет его, доводя до последней черты.

И пятое. Наступление НАТО на Восток, омерзительное судилище над страной-победительницей в Страсбурге, шабаш на воинских могилах в Таллине, новые американские ракетные базы в Польше и Чехии - всё это узелки на той удавке, которая накинута и затягивается сегодня на горле нашей страны. Это выглядит как последнее предупреждение поверженным: «Сидите и не рыпайтесь! Мы за вас будем решать все главные вопросы современности!»

Думаю, что наш народ вряд ли согласится с таким диктатом и таким развитием событий. Как же отражены все эти глобальные угрозы и кричащие проблемы в главном финансовом документе страны?! К сожалению, абсолютно никак!

Более того. Если Послание президента подавало хоть какую-то надежду на прагматичную и трезвую политику, то этот трёхлетний бюджет опять обрушивает всё и вся с небес мечтаний на нашу грешную сегодняшнюю землю. Он откровенно даёт понять, что Послание - это просто предвыборная декларация, а вот бюджет - это и есть реальная политика правящего режима, который ползет по своей старой вороватой колее.

Правительство России привыкло получать доходы от растранжиривания природных ресурсов, оттого и бюджетное прогнозирование полностью ориентировано на мировые цены энергоресурсов. Именно поэтому трёхлетний бюджет разработан с учётом темпов развития, которые ориентированы на понижение доходов от продажи нефти и газа. Однако и эти прогнозируемые цены на нефть сильно занижены и не соответствуют реальности. В результате в бюджетах трёх лет недостаёт как минимум по 500 млрд рублей.

Таких отраслей, как лёгкая и пищевая промышленность, станкостроение, приборостроение и агропромышленный комплекс, а также производство товаров народного потребления для правительства просто не существует. Хотя именно эти отрасли играют ключевую роль в международной торговле и должны учитываться при вступлении в ВТО. Ведь именно эти отрасли, не подготовленные к конкуренции на международном рынке, погибнут в первую очередь. Окончательно будут задушено село, добита наука.

Правительство всерьёз не хочет заниматься ни энергетикой, ни авиастроением, ни жилищно-коммунальным хозяйством. А ведь 40% жилья - времён хрущёвской застройки. Оно исчерпало свой ресурс и вот-вот начнёт разваливаться.

Нашему Отечеству оставлена одна перспектива - медленного и мучительного умирания.

Нам предлагают даже не бюджет стагнации. Это и не бюджет либерального застоя. Ибо стагнация и застой приходят после успешного развития, броска вперёд. У нас же есть лишь очень слабенькие попытки приподняться от крайне низких, почти нулевых показателей периода радикал-либеральной ломки всего и вся. В таких условиях подобный трёхлетний бюджет - это программа дальнейшего упадка. Мир идёт вперёд, а Россию тянут назад, всё глубже зарывая в яму исторического безвременья. Вот какой удел готовит России бюджет от кудринской «экономики чудес». КПРФ боролась и будет бороться против такого похоронного выбора.

Мы, как партия, отстаивающая государственные интересы, решительно против замораживания колоссальных нефтегазовых доходов, из которых 140 млн российских граждан не получают ничего. Мы категорически против перекачки этих колоссальных средств в чужие карманы под видом их вложения в сомнительные ценные бумаги. Вложения их в казначейские обязательства США, выпущенные для покрытия невиданного платёжного дефицита Дяди Сэма. Ведь это за счёт российских налогоплательщиков США раздувают свои военные расходы, финансируют войну в Ираке, разворачивают свои базы у наших границ, модернизируют свои «боинги».

Правительственный Стабилизационный фонд уже давно прозвали фондом стабилизации американского доллара. И какие бы в новом бюджете ни вводились новые названия - «Резервный фонд», «Фонд национального благосостояния» - суть политики ограбления России остаётся прежней. Идёт выкачивание национальных доходов от продажи ресурсов за рубеж на благо наших непримиримых конкурентов.

Граждане должны знать, что только в прошлом году замораживание средств Стабфонда и вывоз их на Запад ограбило каждую российскую семью на 80-100 тыс. рублей.

КПРФ, как партия, защищающая интересы трудового народа и отечественного производства, предлагает принципиально другой подход к проблеме бюджетного профицита. К началу следующего года он должен составить 1,5 трлн рублей. Мы предлагаем передать эти средства для выдачи жилищных кредитов, кредитования промышленных предприятий, малого и среднего бизнеса. Если ограничить процентную ставку восемью пунктами, то только годовой доход государства от размещения этих средств может полностью покрыть дефицит Пенсионного фонда. При этом ещё и развить ипотечное кредитование, дать импульс к оживлению реального сектора экономики, народного предпринимательства.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Предлагаемая мера – простенькая, но эффективная. Именно так поступал, например, сингапурский лидер Ли Куан Ю, когда благодаря его реформам у государства появился небольшой бюджетный задел/

Тем более что сегодня каждый, кто способен видеть, понимает, что все разговоры про иностранные и прочие инвестиции - ложь и самообман. Из средств, полученных от размещения акций, только каждый седьмой рубль был вложен в основные средства. А из доходов от корпоративных облигаций лишь доли копейки с рубля отданы на инвестиции. По существу, все средства достались кучке нуворишей, вновь и вновь делящих захваченную собственность. Даже той трети населения, которая считает, будто научилась «крутиться» в новых условиях и сохраняет достойный уровень жизни, ничего не светит от нового бюджета. Ведь денег ни на производство, ни на модернизацию нет и не предвидится.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Вопиющий, кричащий факт – бюджет откровенно демонстрирует отказ правящей верхушки от прорыва России в постиндустриализм. Да, выпущена дымовая завеса густой демагогии о новом «инновационном курсе» и выделены деньги на якобы развитие нанотехнологий, авиастроения и судостроения, но на самом деле группе силовиков позволено «распилить» некоторую часть бюджетных средств, между тем как высвобождения низовой инновационности не предполагается, о снятии налогов с экспорториентированных и импортзамещающих высокотехнологических производств даже не заикаются, поскольку если дать свободу «среднему классу», то он неизбежно потребует своей доли власти и ресурсов, на что правящая группировка принципиально пойти не может. Тупик!/

КПРФ требует, чтобы на национальную экономику было выделено не менее 1,5 трлн рублей. Только при таком подходе можно вызвать реальный экономический рост. Только это даст возможность для экономически активного населения успешно работать и зарабатывать. На этом фоне запланированные в проекте на 2010 год 500 млрд ничего не решают.

Мы, как партия социальной справедливости, не можем согласиться с тем, что в представленном бюджете заложено дальнейшее обогащение «золотого миллиона» новых русских и окончательное обнищание каждого второго жителя нашей страны. Итог реализации прошлогоднего бюджета известен: 100 богатейших людей России, по данным журнала «Форбс», увеличили своё состояние на 2,3 трлн рублей. Это треть всех планируемых расходов страны в следующем году. Очередной правительственный бюджет гарантирует «золотому российскому миллиону» дальнейший рост состояний. Россия, чей ВВП на душу населения составляет треть от немецкого, уже перегнала Германию по числу долларовых миллиардеров.

И в этих условиях правительство не в состоянии выполнить даже то, что обещало в среднесрочной программе. А именно: довести размер социальной пенсии до уровня не ниже прожиточного – 3-4 тыс. рублей. Все правительственные решения о борьбе с бедностью лишь дымовая завеса, за которой буржуи становятся всё богаче, а все прочие - беднее. Это уже не скупость. Это преступление перед нацией.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Грубейшая политическая ошибка! Геннадий Зюганов отшвыривает национальный капитал (=буржуи), оставляя КПРФ без самого активного и перспективного союзника. Ведь основное противоречие нынешней российской жизни – между компрадорско-полицейским блоком и национально-демократическим капиталом, подавляемым этим блоком. Не рабочие же и не бюджетники и не прочие зависимые слои нищего населения будут выступать против режима!? Нищие бабульки, работяги, пьянь, люмпен-интеллигенты и зэки – за режим, за Путина. За модернизацию – самые активные и продвинутые, которых Зюганов обзывает «буржуями». Забывает КПРФ историю. А ведь в эпоху индустриализма всегда прорывались коммунисты наверх и к власти на плечах мелкобуржуазных радикалов. В эпоху же постиндустриализма – тем более. Отсекая буржуазно-демократические элементы – КПРФ обрекает себя на стагнацию, которую и наблюдаем. Единый Народный Фронт – вот лозунг дня, а не тот или ной вид коммунистического сектантства/

Как сообщает пресса, состояние 20 депутатов Государственной думы от «Единой России», попавших в список 500 богатейших людей страны, - 660 млрд рублей. Для сравнения: на погашение задолженности по «боевым выплатам» военнослужащим, воевавшим в «горячих точках», нужно только 3% от этой суммы. Но и этот мизер вы, господа из «Единой России», не хотите заложить в бюджетную трёхлетку.

Доходит до анекдота. Скажем, годовая потребность средств на реализацию льгот по зубопротезированию и лекарственному обеспечению для сотрудников и пенсионеров правоохранительных органов составляет 2 млрд рублей. Выделено же на это менее 10 % требуемого. Получается, что правительство и «Единая Россия» запланировали: девять из десяти сотрудников МВД в 2008 году останутся беззубыми. Так что им нет смысла усердствовать, защищая ваши капиталы.

Далее. Из 30 млн детей в стране почти три миллиона - беспризорники, а два - неграмотны. И что бюджет? В нём правительство планирует фактическое снижение даже тех куцых средств на борьбу с беспризорностью, что выделялись прежде. Позор нации - в вымирающей стране детские пособия застыли на уровне жалких 70 рублей.

Вопреки ожиданиям многих россиян, ни в Послании президента, ни в бюджетных проектировках курс на поддержку детей, вызвавший бурный резонанс год назад, дальнейшего развития не получил. А ведь некоторые граждане надеялись, что «материнский капитал» будет не концом, а началом серьёзной демографической политики.

КПРФ, как политическая сила, выступающая за подлинное социальное государство, не может согласиться с предлагаемой нам бюджетной трёхлеткой.

Не вкладывая средства в реальный сектор, правительство не развивает и социальную сферу. Расходы на образование увеличатся крайне незначительно. В 2009 году - фактически лишь на 1%. Похоже, именно в этом году правительство собирается «сбросить» на бюджеты регионов очередную порцию учебных заведений. Если всё это называется «национальным проектом», то какие проекты следует назвать антинациональными?

Расходы на культуру предполагается вообще не увеличивать, а... сокращать. В общей сложности за три года - почти на 3,5%. Когда-то генерал де Голль утверждал, что культура - это нефть Франции. В России пока ещё есть и нефть, и культура, но при такой политике скоро не будет ни того, ни другого.

Надо быть очень циничными политиками, чтобы, пообещав увеличение зарплаты врачам узких специальностей, даже не запланировать на ближайшее трёхлетие расходы на эти цели.

Откровенным издевательством над малоимущими являются официальные данные по инфляции, на основании которых рассчитываются прибавки и индексации. В бюджетном проекте планируется за три года поднять тарифы на услуги ЖКХ на 65 %, электроэнергию - в полтора раза, на газ - в два. Никакие мизерные надбавки к зарплатам и пенсиям этого не в силах компенсировать. Например, в расходах пенсионеров треть идёт на платежи за услуги ЖКХ, за электроэнергию и телефон, треть - на лекарства, треть - на скудный рацион питания. Правительство изначально планирует для пенсионеров инфляцию не в шесть, а в 30 %. Поэтому все повышения пенсий - это откровенное правительственное враньё.

/МОЙКОММЕНТАРИЙ: Курс социального геноцида – очевиден, но россиянцы терпят и, более того, продолжают голосовать за Путина и его «Единую Россию», оправдывая горькую поэтическую истину – «Люди холопского звания – Сущие псы иногда: Чем тяжелей наказание, Тем им милей господа»/

Мы, как партия, последовательно защищающая единство и целостность России, не можем согласиться и с предложенными подходами к проблемам межбюджетных отношений и поддержки регионов.

Несмотря на передачу полномочий с федерального уровня на региональный, бюджетные расходы регионов толком не пополняются. Более того, на треть снижен прирост доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Обещав по 2 млрд рублей на каждый регион, правительство не решает проблемы, так как реальная потребность доходит до 8-10 млрд.

Как же надо не любить страну, чтобы так обескровливать её регионы. Социальную ответственность сбросили вниз, а ресурсов не дают. Даже на хвалёную программу по Дальнему Востоку выделили всего по 30 млрд в год. Оказалось, что гора вновь родила мышь. Согласитесь, можно ли развивать этот колоссальный регион, давно брошенный реформаторами на произвол судьбы, на такие средства?

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Слово «реформаторы» надо кавычить. Реформы неизбежны, если двигаться вперед. В пораженной бесовщиной-оборотничеством России слово реформа, как у Оруэлла, приобрело извращенный смысл как обозначение вредительства и уничтожения и просто мародерства и вампирства/

Мы считаем, что лишь кардинальное изменение экономического курса при решающей роли государства позволит исправить ситуацию в стране. Вопросы социально-экономического характера, и особенно проблемы собственности в России, должны играть ключевую роль.
Господа, раз уж принимаются планы приватизации, пора наконец принимать и планы национализации, как это делается в так называемом цивилизованном мире! Возьмём ведущие европейские страны. Государственный сектор в экономике Великобритании составил 36%, Германии - 39%, Италии - 41%, Швеции - 43%, в Австрии - 40%. А в ельцинско-путинской России только 10,3 %. При такой экономической базе никакое государство не в состоянии не только решать стратегические вопросы национального развития, но и удовлетворять самые элементарные нужды страны.

Поэтому вопрос о национализации, возврате народу награбленного и неправедно приватизированных ключевых отраслей экономики есть главное звено в нашей программе.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: К тому комплексу мер, который обозначается термином «национализация», следует подходить крайне осторожно. И вообще, согласно нашей Программе постиндустриальной модернизации России «Путь из тупика», ни в коем случае нельзя начинать с «национализации». Надо начинать с высвобождения низового предпринимательства, как сделали прагматичные руководители США и КНР при ответе на вызов постиндустриализма на рубеже 1970-1980-х годов. А включение частного капитала в общенациональный проект без ущерба для эффективности производства – дело нехитрое, и много стран продемонстрировали успех органического сочетания государственного и частного - от перестройки экономики в Германии при Гитлере до системы чеболей в Южной Корее, не говоря о классических рецептах КНР, Сингапура, Малайзии, Индии и Бразилии/

Прежде всего необходимо следующее:

1. Новая индустриализация страны в соответствии с требованиями XXI века.

/МОЙКОММЕНТАРИЙ: Какая индустриализация! Сейчас индустриализация подчинена постиндустриализации, в мире происходит информационно-цифровая революция, и на первом плане не фабричные муравейники, а автоматизированные производства, инновации, «экономика знаний». В социальном плане это означает, что постиндустриальный примат субъектизации первенствует над индустриальным приматом социализации, хотя, конечно, социализация остается почвой и топливом субъектизации, а субъектизация – локомотивом или двигателем социализации. Ретроградная терминологиря!/

2. Национализация, т.е. возврат в общенародную собственность, стратегически важных отраслей экономики.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Этот лозунг дезориентирует, отбрасывает нас в прошлый век/

3. Восстановление системы государственного управления и планирования.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Наоборот, надо не восстанавливать, а создавать новые более эффективные системы госуправления, планирования и контроля за счет упрощения и революционных новаций, которые уже доступны благодаря развитию ИТ-технологий/

4. Отказ от вступления в ВТО на данном этапе. Действенная защита внутреннего рынка и отечественного товаропроизводителя от недобросовестной конкуренции из-за рубежа.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Безусловно, условия вступления в ВТО надо пересмотреть с точки зрения приоритетов национально-созидательного, а не компрадорско-мародерского капитала/

5. Преодоление нынешней гигантской пропасти в уровне доходов между богатыми и бедными через создание новой, более совершенной налоговой системы.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: И не только! Надо высвободить низовое предпринимательство, провести «столыпинизацию», наделить россиян самодостаточной стартовой собственностью через именные неотчуждаемые сертификаты на землю, жильё, ценные госбумаги и т.п., стимулировать кооперирование разных видов, как делается во всех нормальных странах мира от КНР до США/

Другого пути нет. Либо мы эти цели реализуем, либо страну с падением мировых цен на нефть с неизбежностью ждёт окончательная деградация промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы. В конечном счёте грянут экономическая регионализация и политический распад Российской Федерации.

Фракция Коммунистической партии Российской Федерации, в которую входят представители широкого блока государственно-патриотических сил, принципиально отвергает предлагаемый правительством Путина-Фрадкова трёхлетний бюджет. Это «личный» бюджет настоящего «преемника» президента - Грефа Зурабовича Кудрина. И к интересам России никакого отношения, кроме причинения ей новых бед, он не имеет.

Наша позиция однозначна. Мы будем голосовать против проекта, так как это бюджет разорения страны и подкормки «золотого миллиарда» за счёт русского и всех российских народов. Это индульгенция на безудержное жирование «избранного миллиона» и окончательного обнищания подавляющего большинства граждан страны».


В избранное