Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Малые дела бессмысленны вне большого проекта

Творить благо изо всех сил на своей делянке – пустое дело. Если каждый из нас будет надрываться в местном самоуправлении, предпринимательстве, педагогике, экологии и в прочих частностях, а судьбу целого доверим-отдадим кому-то другому, то нашими благими усилиями легко воспользуется зло. За любое низовое малое дело имеет смысл браться лишь тогда, когда опираешься на твердь высшего смысла. Обычно люди верят тому или иному идолу и часто обманываются и строят дом своей жизни на песке иллюзий. Субъектный человек пытается утвердиться на более надежном фундаменте - или проверенной временем традиции, или той или иной современной плодотворной инновации. Однако любая традиция легко оборачивается обессмысленным обрядоверием и любую инновацию легко довести до очередной «интельской идолатрии» (http://vif2ne.ru/nvz/forum/archive/55/55921.htm). Увы, высший смысл – не для интелей и не для пролов, а для очень немногих посвященных.

Нужно быть очень сильным духом, чтобы вопрошать о высшем смысле. Например, в чем смысл вести Иисуса Христа или смысл Священного Корана или благородного восьмеричного пути Будды или главных «измов» субъектного Нового Времени (либерализм, национализм, анархизм, коммунизм)? Абсолютно-подавляющее большинство людей не дотягиваются до такого вопрошания, а те, кто все же задумался, обычно ограничиваются тем или иным частным ответом и оправдывают им то или иное частное (партийное) дело. Обычно частное выдается за высшее, и остальное частное или остается за бортом, или воспринимается как ложное, мешающее, даже враждебное. За деревьями не видно леса, частное застилает целое.

Ясно, что высший смысл один для всех народов и всех времен. Смешно уверять, что лишь та или иная конкретная конфессия или тот или иной частный «изм» - окончательная истина. Лишь Правая Вера подводит под общий знаменатель прикладной эсхатологии как просветы откровения, так и открытия наук. Инфицироваться той или иной идолатрией очень легко слабым душам. За жириновским-кашпировским-грабовым, не говоря о горбачеве-ельцине-путине, идут миллионы. Быть же правоверным – удел единиц. Но именно правоверные могут направить бессознательные устремления народов и осознанные интересы людей в русло того или иного осмысленного большого проекта и продвинуться к более могучему и праведному обществу, как в древности свершили основатели великих цивилизаций, затем в средние века творцы христианского и исламского миров, а на заре Нового Времени – духовные учителя Мартин Лютер, Жан Кальвин и другие пророки низовой субъектности.

Для всего мира и особенно для мечущейся расхристанной России жизненно необходим новый большой проект, отвечающий вызовам и проблемам нового информационного общества, наступившей эры постиндустриализма. Прообразы такого глобального проекта в эру индустриализма – либеральное масонство и коммунистический Интернационал. В истоке обоих проектов – примерно дюжина пассионариев, выработавших теоретическую программу и продумавших методику практической политической деятельности. Самое главное для них было – сформулировать некий общечеловеческий высший смысл, который на самом деле отражал одну из граней Правой Веры. Сформулировав сверхсмысл или имитировав таковой – можно приступать к завоеванию мира. Высшее заведомо имеет преимущество над низшим, более высокий смысл конкурентоспособнее любых частных социальных или национальных идеологем. Китайский национализм Гоминдана уступил сверхнациональному коммунизму, а германский национал-социализм Гитлера был разгромлен тем же коммунизмом, временным союзником которого стал масонский либерализм.

Смысл наступившей эпохи глобализации, информатизации и постиндустриализации – Правая Вера. Выше её принципиально не прыгнешь. Она – как океан, вбирающий моря и заливы мировых религий и местных конфессий и реки и ручейки достижений современных наук. Она не просто единит человеческое и надчеловеческое, а видит в человеке «рассадника небес», и его богоподобие возводит до богоравности – «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно» (Бытие 3:22). «Я /Бог/ сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы; но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей» (Псалтирь 81:6). «Иисус отвечал им /иудеям/: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги» (Евангелие от Иоанна 10:34). «Ибо вы храм Бога Живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я приму вас. И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2-е Послание к Коринфянам святого апостола Павла 6:16-18).

Конечно, очень тяжело проникнуться высшей целью Богосаможертвоприношения - главным смыслом Правой Веры. Прообраз здесь – Голгофа, когда арийские солдаты-римляне под еврейские крики «Распни Его!» принесли в жертву Иисуса Христа и тем самым прорвались к Пасхальному Воскресению, к просвету Нового Неба и Новой Земли. Жертвенное заклание Агнца, это центральное событие Апокалипсиса, - аналог арийской Пурушамедхи (заклание первочеловека Пуруши, в результате чего рождается мир). Главная заповедь Правой Веры – «Бог Сам Себя приносит Себе в жертву руками Своих детей». В Ригведе этот высший смысл выражен во многих гимнах, но концентрированнее всего – в Гимне 90 /Пуруша/ Мандалы Х:

Жертвою боги пожертвовали жертве.
Таковы были первые формы (жертвоприношения).
Эти же могущества последовали на небо,
Где находятся прежние боги – садхья.

Этот стих-триштубх 16 перевела Татьяна Яковлевна Елизаренкова, и она же в Комментариях подчеркнула, что «Пуруша является одновременно его /жертвоприношения/ деятелем и объектом», что «Пуруша был одновременно и той субстанцией, которую приносят в жертву, и тем божеством, которому эта жертва приносится». На санскрите первая строка стиха 16 «жертвою боги пожертвовали жертве» гласит - yajñena yajñám ayadjanta devāh (Ригведа: Мандалы IX-X. Москва: Наука, 1999, стр. 492). Такова формула Богосаможертвоприношения.

Глубинно-философски эта взаимопринадлежность жертвы и жертвоприносителя в акте жертвоприношения постигнута Мартином Хайдеггером в учении о взаимосопряженности Sein (бытийное) и Dasein (человеческое) через Sein zum Tode (бытие к смерти), а рациональное понимание Правой Веры дал Карл Ясперс в своей субъектной концепции «философской веры». Учение Хайдеггера о технике и его концепция Постава (Gestell) обосновывает подступ к созданию алтаря Богосаможертвоприношения - Словострела. Хайдеггер также осмыслил прозрения Фридриха Ницше о Вечном Возвращении и о воле к власти и о amor fati и о ressentiment и фактически пришел к истине о замыкании будущего на прошлое или конца с началом (Круг Времени), как ранее на основании сопоставления последних глав Нового Завета и первыми строками Торы показал протестантский экзегет и историк-богослов Герман Гункель в классическом исследовании «Schöpfung und Chaos in Urzeit und Endzeit» (Göttingen, 1895). «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне – псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду» (Откровение святого Иоанна Богослова 22:12-15).

Через Богосаможертвоприношение – прорыв Сплота Правоверных в Царство Небесное, Воскресение сущего, творение Нового Неба и Новой Земли, начало космического цикла. И как ни трудно вопрошать о высшем смысле, без ответа на это вопрошание обессмысливается всякое человеческое деяние, особенно в наступившие апокалиптические времена.

Поскольку высшие смыслы всех религий сопряжены с эсхатологическим смыслом Правой Веры – Правая Вера имеет полное конкурентное преимущество перед всеми конфессиями в борьбе за людские души. Разрозненные правоверные прежних времен уступают место Сплоту Правоверных, возвышающемуся над своими прежними прообразами – церквами. Входя в Сплот, можно исповедывать любую правоверную традицию и посещать любой храм и исполнять любой правоверный обряд, но на этот раз не обрядоверчески, а осмысленно. И в любой частной партии можно участвовать, понимая смысл её устремлений и политической деятельности и работая во имя Сплота, храня верность Правоверию. Можно не исполнять никаких обрядов, очищая душу джихадом во имя Сплота, во имя Господа Вседержителя.

Правоверный проект – вселенский, ибо нацелен на Богосаможертвоприношение, но это не значит, что он оторван от судеб своего народа, своей страны, своей местности, своего дела. Ведь нужно подготовить и Землю, и каждую страну, и каждый народ, и каждую душу к Правой Вере, а для этого попытаться взлелеять искорку Божью субъектности в каждом человеке. Бедному же человеку, мысли которого заняты заботами о животном выживании, не до осмысления своей жизни, тем более не до высшего смысла. Надо помочь ему избавиться от порабощающей и недостойной человека бедности, чтобы он смог обрести субъектность и совершить свободный выбор добра и зла. Освященная Правой Верой субъектизация людей и народов – земная цель Сплота Правоверных, рычаг его политического влияния. Что касается России, то как её выдернуть из бездны шкурничества и сатанизма или, другими словами, как изгнать дьявола из нынешней русской души, не сокрушив мировых злых сил, гнетущих нас? Вообще навести порядок ни в одной стране не удастся, если нет всемирного поля добра. И малые дела тоже совершенно необходимы в ходе субъектизации народов и людей. Большой правоверный проект для «больного человека» мира, для постсоветской нашей Родины – созданная на основе отечественного и зарубежного опыта Программа постиндустриальной модернизации России «Путь из тупика» (http://panlog.com/docs/tupik20031010.doc.html).

Для реализации правоверного «большого проекта», то есть для обретения политических рычагов в России и в других странах и на международной арене, необходимо, как показывает опыт масонства и Интернационала, примерно дюжина сплоченных пассионариев-орговиков. Христианство и ислам поднимали тоже примерно двенадцать «девелоперов». Меньше – почти невозможно, больше – слишком тесно. Хорошая аналогия – футбол. В команде – 12 орговиков, включая тренера. Нужны нападающие, диспетчеры, защитники, вратарь. Если команда неполная и в ней, скажем, не 12, а 5-7 «игроков», то на поле она вряд ли выдержит конкуренцию с другой командой, пусть и состоящей из менее квалифицированных игроков. И если вместо 12 выпустить на поле 20 игроков, то они будут мешать друг другу и ссориться.

Как ни наивными кажутся подобные пояснения, но так устроен мир, в одиночку даже бизнес трудно поднять, а в политике одному невозможно прикрыть все жизненно-необходимые направления деятельности. Направлений таких не так много – десяток, иногда побольше, и любой кабинет министров стремится быть покомпактнее. Уже три сплотившихся орговика – колоссальнейшая сила. «Снова подтвердилось старое положение, что если три человека с твердой решимостью стремятся к одному и тому же, они достигнут цели, хотя бы они поставили себе задачей завоевать весь мир» (Гейден Конрад. История германского фашизма. Москва – Ленинград: Соцэкгиз, 1935, стр. 40).

Очевидно, через существующие партии или через малые дела не найти соратников – те, кто задействован в частностях или малостях, уже инфицированы той или иной «интельной идолатрией», на их излечение уйдет время, и опыт показывает, что результат ничтожен. До Правой Веры надо дозревать самому, и прежде всего нужно иметь духовную силу, чтобы сметь и смочь вопросить о высшем смысле. Не исключено, что найти единомышленников можно через Интернет, а ещё лучше вести проповедь через ТВ. Правда, не уверен, что можно в ближайшее время найти правоверную душу, время изменилось, в 1960-1970-ые годы был запрос на новую систему ценностей несколько острее, чем сейчас, - откликались Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский, Леонид Максимович Леонов, Лев Николаевич Гумилев и другие корифеи. Увы, поиски в последние годы оказались безрезультатными. Перспективно идти к детям, к подросткам. И нарабатывать тексты и смыслы, поменьше размениваясь на тупиковые и даже нередко вредоносные партии и на мелкие обычно бесплодные дела. Правая Вера – уже откристаллизовалась. Надо постараться, чтобы она набрала «критическую массу» в России и в мире.


В избранное