Слово Начала, Архи-Запись (archi-ecriture) Жака Деррида и стихотворение Николая Лисового
Чтобы через пророка разрядилась молния Откровения, ему в грозе и буре надо возвышаться над окружающим лесом и иметь силу воспринять заряд содрогающегося Неба и воплотить его в Слово. Известно, что когда пророк Мухаммед, да будь благословенно его имя, получал откровение свыше, то весь его организм возбуждался-напрягался, и он кричал «как молодой верблюд». Мы пока не знаем, при каких обстоятельствах снизошла молния Откровения на Святого Иоанна Богослова, когда высеклись первые
строки его постижения христианства – Евангелия от Иоанна: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Иоанн 1:1-5).
В греческом оригинале – 1:1 εν αρχη ην o λογος, και o λογος ην
προς τον θεον, και θεος ην o λογος. ουτος ην εν αρχη προς τον θεον. παντα δι αυτου εγενετο, και χωρις αυτου
εγενετο ουδε εν. o γεγονεν εν αυτω ζωη ην, και η ζωη ην το φως των ανθρωπων. και το φως εν τη σκοτια φαινει, και
η σκοτια αυτο ου κατελαβεν
Начало - αρχη (архэ), Слово - o λογος (о логос), всё - παντα (панта). Отсюда - archi-écriture (архи-запись) Жака Деррида, и Панлог несёт на себе отблеск этой изреченной пророком Первоформулы сущего. Ибо Слово – Первопрограмма, которую предстоит создать Сплоту Правоверных для высшего
акта Богосаможертвоприношения, свершаемого на ложе-алтаре Словострела.
Жак Деррида чувствовал «программность» и «запрограммированность» Слова ещё в своей ранней книге «О грамматологии» (1967). Архи-запись (archi-écriture) – не просто некая первозапись, а есть творящая и творческая сила. «Запись в общем смысле этого слова есть мертвая буква. Запись же в метафорическом смысле, естественная, божественная, жизненная запись – боготворится; она
приравнивается к происхождению ценности, к голосу сознания как божественного закона, к сердцу, чувству и пр.» (Derrida J. De la Grammatologie. Paris, 1967, p. 26). Archi-écriture – это «запись источника, происхождения, это запись, возвращающая и возвращающаяся к истокам, это запись, прослеживающая знаки своего возникновения, утраченной записи начала… Это – любовь и стремление к истоку… Запись, устремленность к источникам, есть источник сам по себе, источник, исполненный
страстью, источник того, что можно определить как Бытие-записывающее-записывающееся. Бытие как запись» (Derrida J. Ellipses // Derrida J. L’écriture et la difference. Paris, 1967, p. 430, 432).
На компьютерологическом языке, Жак Деррида имеет в виду порождающую всё сущее Архи-Программу, которая предопределяет все остальные бутстрепирующиеся программы творения – вплоть до создания человека как заместителя Ничто и пастуха Бытия, как субъекта («И создал Господь Бог человека
из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» Бытие 2:7).
Празднуем День славянской письменности и культуры. В этот день, говорят, князь Владимир крестил Русь. Великий собиратель и строитель Московской Руси митрополит Алексий, будучи русским, хорошо знал греческий язык и сам исполнил около 1355 года перевод Евангелия от Иоанна с поправками против древнего кирилло-мефодиевского текста. Этот перевод святителя использован в XVII в. московскими справщиками для
печатного издания Нового Завета, во многом повлиявшего на Синодальный перевод. Николай Лисовой, вдохновленный подвигами великих святых и правителей русского пассионарного XIV века, написал стихотворение о Слове Начала, основе Правой Веры:
В НАЧАЛЕ БЫЛО…
En arche hen “ologas
Пергамены исписанных тетрадей… Поник в раздумье мудрый книгочий. Обитель Чуда. В келье, при лампаде – Митрополит, святитель Алексий.
А ночь в окне –
как вздыбившийся дико Конь степняка над мирным сном Руси. Что скажет Бог, спроси. Что скажет книга Об утре наступающем спроси.
Что Русь, спроси. …И книга говорила – Листом, стихом, строкой и между строк: - В начале было Слово. Слово было У Бога. Слово было Бог. И Бог
Им создал все – весь мир. Любая малость, Вся тварь – лишь в нем опору обрела, И без Него – ничто не начиналось, Что началось. Поскольку в
Нем была
Жизнь. Жизнь была свет для людей. И свет тот Не оком – сердцем должно восприять; Тот свет во тьме, во тьме и смерти светит! И смерть не смеет тьмой его объять.
…И Слово стало плотью. И вселилось В нас. И жило в нас, полное любви И благодати. Так Господня милость Явилась, совершилась для земли.
И все, что было помыслами, снами, Туманами курящихся полян – Вдруг воплотилось. Слово стало нами. Родилось
племя гордое славян.
Нам – стать на страже имени святого, На страже духа – каждый день и час. Славяне мы – родник Живого Слова И правды Отчей, отраженной в нас.