Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Блог-бум в Китае как свидетельство субъектизации китайцев

Постепенно коммунистическое руководство Китая откручивает гайки и даёт всё больше простора для низовой надстроечной субъектности. С базовой низовой субъектностью в КНР всё в порядке, Дэн Сяопин начал фантастически-успешную модернизацию Поднебесной с освобождения народного предпринимательства. Он бросил в массы знакомый нам по периоду НЭПа лозунг – «Обогащайтесь!». А недавно преемники великого китайского модернизатора закрепили политические позиции китайского бизнеса в концепции «трёх представительств». Возродились конструктивные связи с Гоминданом, укрощены Тибет и Синьцзян. Надстройка же для коммунистов – святое. Ведь коммунизм – это «опиум интеллигенции», религия эпохи индустриализма. А на подходе – идеология постиндустриализма и эры глобализации, Правая Вера, которая сопряжена именно с субъектизацией надстройки. Постиндустриализм нельзя оседлать, не предоставляя свободу совести и не выдвигая наверх правоверных. Коммунист тоже может быть правоверным, как и православный и мусульманин и буддист и иудаист. Но традиционный маоист норовит как-то удержать надстройку под контролем. Базисно в Китае развивается экономическая и информационная самостоятельность, а надстроечно хочется не отпускать высвобожденную китайскую субъектность в свободный полёт. Трудная задачка…

Ясно, что блоггер склонен к субъектности, к идеологической и политической автономии. Это видно по российскому Живому Журналу. Китайцы – такие же люди, как американцы или русские. Они ведут в сети свои дневники, пытаются самостоятельно оценить происходящее вокруг, в том числе в политике. Как правило, они экономически самодостаточны или близки к самодостаточности и потому относительно независимы от государства, от режима. Не всем в китайском руководстве это нравится. А куда денешься, не цензурить же Интернет насквозь.

И блоггинг переживает настоящий бум в Китае: к концу этого года число блоггеров по прогнозам специалистов превзойдет рубеж в 60 млн человек. Китай - второй по величине интернет-рынок в мире после США с более чем 110 млн пользователей. По словам официального агентства новостей Xinhua, исследование, проведенное с помощью китайской поисковой машины Baidu.com, показало, что текущее количество блогов или веб-логов превышает 36 млн, которые поддерживаются 16 млн пользователей. Ожидается, что число китайский блоггеров превысит 60 млн к концу этого года. Такие данные заявлены в отчете по медиа-индустрии Китая, подготовленном в престижном Tsinghua University (http://e-commerce.com.ua/2665).

Zhang Xiaorong, директор по стратегическому развитию компании Bokee, основанной в 2002 г. и претендующей на самую большую долю рынка блогов в Китае, поясняет: "Ожидаемые 60 млн блоггеров составят более половины китайских пользователей Интернета. Эти цифры подтверждаются и тем, что наша компания добавляет около 100000 блогов в день".

В вышеупомянутом отчете прогнозируется 100-млн аудитория блоггеров в 2007 г. Хотя в блоги интенсивно вливаются инвестиции, ни один из блог-провайдеров пока не получает большой прибыли. Согласно последнему отчету Internet Society Китая, 9% блоггеров пишут каждый день, 29% - от 1 до 3 раз в неделю, 35% блоггятся чаще - 4-6 раз в неделю.

Быстро разрастающееся сообщество е-писцов привлекательно и для любительских фирм, и для таких иностранных "гигантов", как Microsoft, Google и Yahoo Inc. С другой стороны, активистов Коммунистической партии Китая преследует навязчивая идея о контроле блогов - несколько слишком откровенных из них уже закрыты. Чаты, форумы, доски объявлений постоянно мониторятся на момент наличия сомнительных политических комментариев, а такие чувственные слова, как "свобода" и "демократия" подвергаются жесткой цензуре.

Борьба старого и нового естественна, но ветер свободы в КНР явно довлеет над ветром прошлого.


В избранное