При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Крупным планом" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Советский Союз рухнул, а Единая Европа – устоит ли? В Европе пятьсот с лишним лет назад произошел взрыв «сверхновой звезды» субъектности, в вихре которого с тех пор живет весь мир, включая нас, русских. Эпицентр этого взрыва до сих пор активен. Вон что творится во Франции! Вон сколько сотен тысяч выходят на улицы европейских городов, когда ущемляется их субъектность. И свершилось чудо – объединение европейского континента. А США – это порождение и продолжение Европы. Естественно, шествие субъектности – это риск и авантюра и инновация, и стабилизец не предвидится. Так, при переходе от фазы индустриализма к нынешней фазе постиндустриализма возникает немало напрягов и конфликтов, но они решаются, и морально-политического краха вроде бы не наблюдается. Тем не менее из века в век и из десятилетия в десятилетие раздаются голоса и пишутся ученые труды о якобы неминуемом «закате» или «гибели» Европы. Рассмотрим аргументы почтенного Александра Александровича Зиновьева, изложенные им под рубрикой «Эпикриз» в статье «Что мы теряем: сегодня западноевропейская цивилизация находится в серьёзной опасности» (Литературная газета, Москва, 22-28 марта 2006г., № 11-12 /6063/, стр.1,3 http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg112006/Polosy/1_3.htm): «В наше время выражение «Русская хроника» звучит по меньшей мере нелепо. В мире произошли настолько грандиозные перемены, что почти все значительные события, как-то ещё связанные с обломками русской истории, выглядят больше как достойные презрения и насмешки, чем сожаления и сочувствия. Надеюсь, читатель не будет судить меня за это слишком сурово. Во всяком случае, я детальнейшим образом изучил трагические события постсоветских лет, но не нашёл в них хотя бы в малой степени какие-то извинения и послабления моим соотечественникам. Я вообще сейчас не могу назвать никакую другую эпоху в истории человечества, которую по степени краха и низости падения мог бы сопоставить с крахом советской социальной системы. /МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Горько, но точно. Согласен!/ Сделаю краткое отступление, прежде чем перейти к сути дела. Прожив много лет, много перевидав и передумав, я установил для себя в конце концов одно из важнейших (если не самое важное) открытий моей жизни: я фактически сформировался и прожил почти всю свою жизнь человеком, до мозга костей принадлежащим к западноевропейской цивилизации. Не к какой-то другой, а именно к западноевропейской. Жизнь моего поколения сложилась так, что мы вольно или невольно впитали в себя все
лучшие достижения мировой культуры, развитой именно в рамках западноевропейской цивилизации. Мы не утратили русскость, но и не обрусели. Просто всё прочее стало делом производным и второстепенным. Сейчас, может быть, западным людям трудно пояснить суть дела. Но великая история прошла и ушла бесконечно далеко в будущее. Я считал и считаю Советский Союз явлением в западноевропейской цивилизации, каким бы он ни был. Вернее, я в нём принимал лишь то, что принесла русская революция в отношении человеческих свобод, образования, свободы от религии, свободы духовного творчества. С этой точки зрения я воспринимал и свою жизнь на Западе, оценивая её исключительно высоко именно в плане западноевропейских свобод. Когда я жил на Западе (1978–1999 годы), это, по всей вероятности, были самые цветущие
годы жизни Западной Европы вообще. /МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Смешно сводить базисную волю к субъектности – к стремлению добиться экономической самодостаточности, хотя она необходима как манок и трамплин свободы. Александр Александрович прав – западноевропейская цивилизация выше рынка/ Сегодня западноевропейская цивилизация находится в серьёзной опасности. В чём именно заключается эта опасность? Она (цивилизация) охватывает все аспекты человеческого бытия. Её остатки надо беречь как зеницу ока. Но складывается такое впечатление, что западноевропейский мир почти без боя сдаёт все величайшие завоевания своей цивилизации, подобно тому, как русские позорнейшим образом без единого выстрела сдали все высшие завоевания своей истории. Пример русских оказался заразительным, он обрушился на мир как внезапная и нелепая эпидемия. Нет, не эпидемия, а скорее, пандемия феноменальной
глупости, трусости, подлости, предательства, гадливой слизи. Если погибнет то, что составляет дух и содержание западноевропейской цивилизации, на планете может наступить цивилизационный мрак. Главное – не надо её разжижать, разводнять, мельчить, разменивать на пустяки. Другая такая цивилизация может вообще больше не появиться. Сейчас в средствах массовой информации раздувается своего рода цивилизационный бум. Мыслители и политики много говорят о цивилизационных войнах. Но что это такое – цивилизационная война, – вразумительный ответ на этот вопрос вы вряд ли найдёте. Не найдёте и достаточно точного определения понятия «цивилизация». Словесного мусора – сколько угодно, но определения этого понятия в соответствии с критериями логики и методологии науки вы в этом мусоре не найдёте. Более того, мыслители и политики прилагают усилия к тому, чтобы лишить смысла даже малейшие намёки на ясность в понимании этой довольно несложной проблемы, ибо ясность тут исключена самой априорной установкой на замутнение интеллектуальной атмосферы человечества. /МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Цивилизация – как бы художественное произведение истории. И воспринимать её надо художественно, как воспринимаем полотно художника. Досубъектные времена цивилизационно запечатлелись в субъектизированных модерных обществах. Модерн и модернизация призваны не сглаживать цивилизационные различия, а использовать их как ресурс субъектизации и инновации. Тогда традиционное-цивилизационное не противостоит модернизации и не тормозит её, а получает новое развитие и сближает «цивилизации»/ Я хочу предложить вниманию читателя самые простые и исходные соображения относительно уточнения (экспликации) самого понятия «цивилизация», без которого всякие разговоры на эту тему лишены смысла. Цивилизация не вечна. Но конец цивилизации не обязательно есть прекращение жизни тех обществ, из которых она построена. Это могут быть изменения в эволюции человеческих объединений, в результате которых возникают новые объединения, отличные по социальному типу от цивилизации. Именно такой процесс начался во второй половине ХХ века в западном мире. Началась интеграция стран западного мира в объединения более высокого социального уровня – в сверхобщества. Западная цивилизация
стала поглощаться западнистским сверхобществом. Этот процесс ускорился с крахом советского коммунизма и стал доминирующей тенденцией эволюции западного мира. В соответствии с принятым мною определением цивилизации никакой особой русской цивилизации не было. Россия до революции 1917 года была империей, т.е. государственно-организованным в единое целое обществом. А после революции Советский Союз стал сверхобществом – первым в истории человечества сверхобществом коммунистического типа. /МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Коммунизм стремился к субъектности для всех – «свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех». Однако ввиду бедности обществ, в которых победил коммунизм, свободного развития не могло быть из-за недостижимости экономической самодостаточности каждого. И в СССР получилось не сверхобщество субъектных, а квазисверхобщество недосубъектизированных. Лишь в Коммунистическом Китае на наших глазах предпринимается грандиозная попытка добиться «среднего достатка» для большинства китайцев, что продвинет эту страну к субъектному сверхобществу/ После антикоммунистического переворота в 1991–1993 годы Россия перестала быть сверхобществом. После распада Советского Союза на его месте возникло несколько обществ, но пока ещё трудно сказать, сложится при этом социальное явление типа цивилизации или нет. Для цивилизации нужно совместное существование некоторого множества суверенных обществ в течение длительного времени, скорее всего – в течение ряда веков. Я сомневаюсь в том, что в современных условиях такое явление возможно. Скорее всего, эпоха социальных явлений типа цивилизаций уходит в прошлое. /МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Это верно. Цивилизации возникли в досубъектные времена. Сейчас же – время Правой Веры, единой для всего субъектного человечества/ Каковы перспективы западных стран с точки зрения судьбы западной цивилизации? Соединённые Штаты уже явно нельзя считать особой цивилизацией, поскольку они образуют государственно-организованное общество, эволюционирующее в направлении к сверхобществу. Западноевропейские страны утратили некоторые важнейшие черты цивилизации и приобрели целый ряд черт, сближающих их с объединениями иного социального типа, включая организованные общества и даже сверхобщества. Одним словом,
применение понятия «цивилизация» практически может вообще потерять социологически строгий смысл. |
В избранное | ||