Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Крупным планом" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Скурлатов В.И. Философско-политический дневник
На патриотическо-«националистическом» митинге вспомнил проигранное прошлое Произошла русская катастрофа не из-за происков внешних и внутренних врагов и не из-за «плохого» изма, а из-за шкурного перерождения собственной верхушки и самопредательства зараженных шкурничеством низов. В русской катастрофе виноваты не «чужие», а мы сами. Есть народы, предназначенные своим местообитанием, численностью, историей к всемирной роли, и их немного «избранных», и их бремя лидерства тяжело и ответственно, но почетно, и есть народы тоже достойные, но добивающиеся значимой роли в семье человечества на более локальном уровне. И те, и другие равнонеобходимы роду человеческому, как необходимы преподаватели и студенты в учебе и фавориты и соискатели на беговой дистанции. Роли могут меняться в беге времен. Каждый народ, как и каждый человек, должен отстаивать свою самобытность и свое достоинство. Долг перед своим родом-племенем столь же свят, как долг перед родителями. Этот долг наряду с необходимостью совместного хозяйствования в эпохи слабого развития производительных сил скрепляет этнос и служит предпосылкой его выживания. Если человек экономически несамодостаточен – он политически недосубъектен. От базиса, от уровня народного богатства, от развития производительных сил и сопряженных с ними производственных отношений зависит жизнь каждого человека. Богатый субъектнее бедного. Чем массовее богатство, чем больше экономически-самодостаточных людей – тем свободнее общество. Базисные жизненные отношения не могут не отражаться в надстройке. Сдвиги в базисе закрепляются в формах государственно-политической, духовно-культурной и социально-экономической жизни. Иногда эти формы позволяют предприимчивым людям скинуть путы традиционного общества и вести жизнь субъекта, самообеспечиваться. Революция в базисе произошла примерно полтысячелетия назад в связи с развитием городов и взращиванием в них «критической массы» экономически-самодостаточных хозяев-горожан (буржуа – от слова бург=город), прежде всего торговцев, ремесленников, финансистов. Эта революция, создавшая Новое Время с его колониальной экспансией (Новый Свет) и научно-технической современной цивилизацией и буржуазно-капиталистическим строем, породила такие новые социально-исторические формы объединения людей, как компании, партии, нации, национальные государства. Они стали доминировать над традиционными формами объединения людей, в том числе над этносом. Если этнос сплачивает недосубъектных, то нация есть форма сосуществования субъектных - обычно в форме правового государства. Только нация, будучи субъектной, имеет право на самоопределение и обычно добивается его. Этнос не может иметь право на самоопределение, не будучи «снятым» той или иной нацией. Природно-культурный этнос и социально-историческая нация – разные формы общностей. На фоне одного этноса (народа) или близкородственных этносов может порождаться сколько угодно наций, а одна нация может охватывать сколько угодно этносов. Примеры - известны. Этнический традиционализм может способствовать национальной инновации, а часто и препятствует ей. Отсюда – нередко необходимость Kulturkampf (Германия, Россия, Китай особенно во времена Великой пролетарской культурной революции, и т.п.). В нормальном случае, как в Японии и в ряде других успешно-модернизовавшихся стран, этническое расцветает и обогащается в национальном. В современных условиях именно становление нации служит залогом жизнеспособности и расцвета этноса с его традиционно-культурными ценностями. В то же время этническая мобилизация часто способствует национальному строительству, хотя выставлять замшелое этническое вместо модернового национального – значит патологизировать этнос и губить нацию, как произошло в нацистской Германии. Всегда национализм рождается буржуазно-демократической революцией. Надстроечный «национализм» не считается – это пародия-имитация на национализм подлинный, базисный. Гитлеровский нацизм-расизм – вполне естественная реакция мелкобуржуазного немецкого национализма на национальное предательство, унижение, грабеж. Не было бы надстроечного гитлеризма, если бы раньше в ходе капиталистического развития Германии базисно не сформировалась бы германская нация. У нас нация пока не сформировалась, поскольку мы ещё переживаем фазу колониально-компрадорского порабощения и разгрома, и нам ещё лишь предстоит пройти период национально-освободительной борьбы, сопряженной с той или иной разновидностью мелкобуржуазного общедемократического взрыва низовой субъектности. Нация рождается снизу в порыве к субъектности, определяющего суть Нового Времени (модерна) вообще и наступившей его фазы постиндустриализма в особенности. Инициатором и олицетворением субъектности считается Запад, однако ныне национальную субъектность обрели или обретают также ряд государств Востока от Японии и Китая до Индии и Турции. Страх перед субъектностью естественен для замшело-консервативных или маргинальных социальных слоев и для обслуги компрадорского режима. Но если патриоты плюют против ветра субъектности – они обычно проигрывают и очень редко добиваются всего лишь временного тактического успеха. Или их используют реакционные силы. Чтобы стратегически победить, надо оседлать базисный, самый могучий из всех – порыв к свободе. Наша российская история это ярко доказывает. Вспомним три русские революции прошлого века – 1905, 1917 и 1991. Никакие зубатовцы, черносотенцы, монархисты и иные памятники ничего не могли противопоставить пассионарному стремлению к субъектности (свободе), не говоря уж об импотентной номенклатурно-неофеодальной верхушке. Инициативу держала мелкая буржуазия, стремящаяся обрести экономическую самодостаточность и тем самым политическую субъектность. Консервативно-охранительные организации с их лозунгами типа «За Веру, Царя и Отечество» экзистенциально уступали базисной воле к субъектности, хотя надстроечно часто цвели и пахли. Гиблое дело – выступать против модернизации или подменять её эрзацем технологического копирования Запада. Когда «критическая масса» низовых экономически-самодостаточных хозяев прорастает корнями собственности в почву родной страны – тогда досубъектный природно-культурный этнос уступает верховенство субъектной социально-исторической нации, а этнозоологизм превосходится национализмом. Русский национализм возможен только в борьбе с шкурно-компрадорским и мародерско-геноцидным режимом «русской сомосы», господствующим ныне. Русский национализм должен опираться на русский национальный капитал и соответственно на русских мелких, средних и крупных предпринимателей и выражать и реализовывать их интересы путем борьбы за демократическое национальное государство. Этнозоологизм же – смертоносная болезнь, перечеркивающая всякие перспективы выживания России в остроконкурентном постиндустриальном мире. Учитывая глубокую социальную патологичность-надломленность современного российского общества, русский национализм обязан бороться с русским же этнозоологизмом. Союз между ними невозможен в принципе, ибо этнозоологизм выпихивает нас из истории и в лучшем случае сопутствует мутированию русских из державных римлян в периферийных румын, в то время как национализм представляет естественную форму жизни и успеха в эру глобализации и тенденции к десубъектизации слабых. И не стать нам мировой державой никогда и тем более вселенско-сверхнациональной, если не прорвемся к русской национальной субъектности. Казалось бы – азбука, но её раз за разом приходится повторять. Русский националист должен защищать свои этнические права, свою этническую честь и достоинство. Но он должен в то же время выступать против своих подонков-этнозоологистов и тем более не оправдывать такие их «подвиги», как изнасилование юной чеченки, убийство таджикской девочки, расправа с семидесятилетним негром-кубинцем и так далее. Подонки есть подонки, они одинаковы у всех этносов – стаей накидываются на слабых, но поджимают хвост перед сильными. Почему-то не слышно о нападениях на чеченцев. А девочку – убили. Мне не нравится называть себя «русским националистом», потому что русскость для меня есть вершина сущего и предназначена к богоносности и всечеловечности и потому не должна замыкаться в скорлупе национального государства, а простирается на всю Вселенную, и поэтому меня можно назвать «русским сверхнационалистом». Вот почему я понимаю смысл русского национализма и безоговорочно отмежевываюсь от русского этнозоологизма. И хотя являюсь автором ряда книг по критическому анализу такой интересной формы национализма, как сионизм, я никогда не был антисемитом. Для меня обретение личной и национальной субъектности – необходимая ступень обретения сверхнациональной Правой Веры. Был на Калужской площади у памятника Ленина. Состоялся митинг в поддержку Сербии. Говорили о недавно скончавшемся Слободане Милошевиче. Меня пригласил Олег Юрьевич Кассин. Собралось не менее полутысячи, но вряд ли более тысячи. Мы с Георгием Гусевым пробовали посчитать - больше тысячи не выходило. Прослушал выступления Константина Крылова, Олега Кассина и лидера Движения против нелегальной иммиграции Александра Белова (Поткина). Ещё раз убедился - то, что часто зовут «русский национализм», на самом деле является или надстроечным воспарением части интеллигенции, подражающим западному изму, или просто примитивным этнозоологизмом. Политические следствия такой позиции – самые плачевные и обрекающие «националистов» на поражение, как в 1905, 1917 и 1991 году. Они переводят стрелки с причин на следствия, с сифилиса на шанкр. Но ведь сколько ни иссекай шанкр – сифилис не пройдет, себе же хуже. Олег Кассин выступил с обычным призывом к консолидации патриотов-националистов, а Константин Крылов произнес яркую по форме речь, хотя содержание мне показалось не всегда конкретным. Конкретнее был Александр Белов, и он начал вроде во здравие, резко покритиковав нынешнюю власть, а также обозначив ту ошибку Милошевича и сербов, о которой я писал недавно (не пошли на рукопашную с НАТО). Но кончил Белов, увы, не совсем удачно. Кроме набившего оскомину призыва объединяться и вооружаться («не плакаты, а автоматы»), он вдруг заявил, что надо помогать «Владимиру Владимировичу» (он же «свой» русский человек) справиться с либералами и защитниками прав иммигрантов. И радея власти, по центру диспозиции митинга разместился транспарант – «Нет «оранжевой революции»». Константин Крылов правильно сформулировал лозунг о необходимости национально-освободительной борьбы, но как её вести без буржуазно-демократической революции против нынешнего шкурного и геноцидского компрадорско-полицейского режима Путина? В толпе раздавались критические замечания по этому поводу, особенно когда Белов говорил о помощи «Владимиру Владимировичу». Но в целом стрелка упорно переводилась со «своих» предателей и полицаев на «чужих», которые на самом деле лишь пользуются предательством и шкурничеством правящих верхов. Не сменив верхи, нам не на что надеяться. И останется подлый вредоносный этнозоологизм, отталкивающий от русских другие народы и отнюдь не скрепляющий русский этнос, а деморализующий его ещё больше. В заключение приведу без комментариев неплохую статью известного и достаточно здравомыслящего и относительно неангажированного политолога Алексея Макаркина «Проект ДПНИ» от 9 ноября 2005 года (http://www.compromat.ru/main/marginaly/dpni1.htm): «Демонстрация националистов в Москве 4 ноября стала "презентацией", в первую очередь, Движения против незаконной миграции (ДПНИ) - организации, существующей уже в течение трех лет, но ранее не участвовавшей в столь массовых акциях. Формально шествие, в котором участвовали несколько тысяч человек, было организовано Евразийским союзом молодежи, подавшим соответствующую заявку в органы власти. Однако основным лейтмотивом акции был антииммигрантский - именно лозунги, выдвигаемые ДПНИ, сделали ее столь массовой и получившей общественный резонанс. Кризис традиционного правого радикализма и создание ДПНИ К началу нового века правый радикализм в России переживал ярко выраженный кризис. Лидеры маргинальных организаций активно конфликтовали между собой, а многочисленные попытки объединения завершались новыми "разборками", дискредитируя вождей даже в глазах собственной паствы. Характерным примером явился опыт создания Национально-державной партии, лидеры которой - известные антисемиты Борис Миронов и Александр Севастьянов - быстро стали жесткими конкурентами. Ставка на конкретные дела и коалиционный потенциал С самого начала своего существования ДПНИ делает публичный акцент на борьбу с нелегальной миграцией, то есть выступает в качестве законопослушной организации. Движение требует "выдворить из России тех, кто поселился здесь незаконно, совершает преступления, работает в "теневой" экономике, не платит налогов, эксплуатирует нашу Родину и вытесняет коренное население". Такая риторика напоминает аналогичные заявления лидеров европейских праворадикальных
политических организаций - таких как Национальный фронт во Франции или "Лист Фортейна" в Нидерландах. Перспективы ДПНИ Очевидные успехи ДПНИ, использующей перемены в общественном мнении, не следует преувеличивать. Несмотря на активную деятельность движения, основные дивиденды от "разыгрывания" темы противодействия иммиграции, скорее всего, получат, как и ранее, более организованные и относительно умеренные политические силы, "обостряющие", однако, свою риторику, адаптируясь к нынешней ситуации - чтобы принципиально отличаться от "политкорректной" в национальном
вопросе власти и успешно конкурировать с радикалами. Например, "Родина", которая сделала эту тему одной из основных в своей избирательной кампании в Мосгордуму. Возможно, что эту тему будет использовать в публичном пространстве и ЛДПР, которая уже выдвигала лозунг "Мы - за бедных, мы - за русских". Не случайно, что не имеющее иерархической структуры ДПНИ так и не смогло выдвинуть собственных кандидатов на выборах в ту же Мосгордуму (хотя, как отмечалось выше, симпатизирующие ему политики
значатся в числе кандидатов от различных партий). |
В избранное | ||