Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Строптивая Франция
Как объяснить нынешние события во Франции? Частный социальный протест по поводу сомнительного закона? На богатом Западе народ посамостоятельнее, чем в обобранной России, и не терпит социального ущемления. Это у нас с протестом против людоедской отмены льгот собирались год назад сотни пенсионеров и иногда даже перекрывали трассы. А у них сотни тысяч собираются при одном подозрении, что власть покушается на их права. Может быть, ничего страшного сейчас во Франции нет, побузят и добьются своего и разойдутся?

Смущает размах выступлений и ярость противостояния. Похоже чуть ли не на восстание. Осенью бунтовали молодые арабы и негры против устоев постиндустриальной Франции, сегодня массы французской молодежи готовы громить свое государство. Чего эти массы хотят, что ими движет?

Возможно, субъектизация на Западе вообще и во Франции в особенности оторвалась от социализации, что не могло не обострить чувство фрустрации у недосубъектизированных. Такой отрыв объясняет недовольство мусульманской молодежи и может объяснить современный студенческий бунт. Ведь отнюдь не все студенты уверены в себе и готовы нести бремя субъектности. Им хочется патернализма государства, гарантированной халявы. Попытка приучить их надеяться прежде всего на самих себя и нести ответственность за свою жизнь вызывает естественный протест. Постиндустриальное государство предоставляет им ширящиеся возможности реализовать себя, но при условии их повышающейся субъектности. А многие молодые - слабы и не готовы к усилиям добиваться экономической самодостаточности. Их восстание - не за свободу, а против свободы.

Сравним глобализацию и субъектизацию. Два разнонаправленных процесса, которые вызывают отторжение у разных групп. Антиглобалисты выступают против десубъектизации, а нынешние молодые бунтари и замшелые профсоюзники выступают против гиперсубъектизации и за сохранение халяв социализации. Если моя оценка верна, то вроде бы здравый с точки зрения субъектности закон Вильпена о возможности уволить работника возрастом до 26 лет без объяснения причин тормознут, а самого Вильпена отодвинут к радости Саркази, и постепенно слабые недосубъектизированные утихомирятся, и субъектизация замедлит ход, и Франция потеряет в конкурентоспособности. Да и самим бунтарям будет хуже - против постиндустриализма не попрешь, нормальный работодатель предпочтет взять иммигранта, чем местного халявщика, и государство не поможет, поскольку постиндустриализм двигает субъектный хозяин.

Все же до чего быстро меняется мировая ситуация. Вспоминаю Сорбонну пятнадцать лет назад. Как-то прилетел в Париж без копейки в кармане, надо было найти ночлег, на попутке добрался до Сорбонны и зашел в читалку, чтобы договориться с кем-нибудь из студентов и переночевать в общаге. Студиозы разных кровей спокойно постигали учебники, и я быстро выяснил, что их общаги находились далеко от центра. Меня это не устраивало, и я быстро покинул стены университета и отправился на рю Дарю в православную церковь, чтобы искать ночлег там. Впечатление от Сорбонны осталось примерно такое же, как от старого здания родного МГУ на Моховой. Скажи мне тогда, что здесь в 2006 будет очаг бунта, - рассмеялся бы.

В избранное