Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Отношение русских к евреям в январе 2006 года

Фонд общественного мнения (ФОМ) опубликовал данные мониторинга по "еврейскому вопросу", который проводился в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России 21-22 января 2005 г. (1500 респондентов, статистическая погрешность не выше 3,6%). 

Вопрос первый гласил: «Одни люди относятся к евреям с недоверием, неприязнью. Другие не испытывают к евреям недоверия и неприязни. А вы лично испытываете или не испытываете к евреям недоверие, неприязнь?».

Ответы гласили (в скобках для сравнения цифры опроса 5-6 февраля 2005 года): испытываю недоверие-неприязнь к евреям 7% (8%), не испытываю 84 (83), затрудняюсь ответить 9 (9).

Вопрос второй – «Как Вы относитесь к тем, кто проявляет к евреям недоверие, неприязнь, - положительно, отрицательно или безразлично?».

Ответы гласили: положительно 5% (6%), отрицательно 38 (47), безразлично 16 (12).

Таким образом, антисемитизм в России - явление маргинальное. Оно более маргинально, чем либерализм.  К либералам положительно относятся  12% взрослых граждан, а к антисемитам - только 5%. Вдобавок к либералам отрицательно относятся 10% респондентов ФОМ (то бишь чуть меньше, чем относящихся положительно), а к антисемитам - 42%, в восемь с хвостиком раз больше, чем тех, кто относится к ним положительно. 

Антисемиты, таким образом, не просто составляют меньшинство в обществе; это - меньшинство, встречающее к себе отрицательное отношение. Российские антисемиты находятся в своего рода гетто. При этом за год доля людей, относящихся к антисемитам безразлично, сократилась, а относящихся отрицательно - увеличилась. 

Автор аналитического обзора ФОМ П.Бавин допускает, что нападение Копцова на прихожан московской синагоги, по свежим следам которого проводился опрос, повлияло на его итог.

Мне на протяжении жизни приходилось много общаться с антисемитами, поскольку я в своих работах критически анализировал различные виды национализма и не мог пройти мимо столь яркого явления, как сионизм. И антисемиты считали меня своим и часто просили им помочь в различных трудных делах, и просили дать им в долг. Часто они оказывались непорядочными людьми. Несколько раз я жестоко обжегся, и в конце концов у меня выработался инстинкт, что надо от антисемитов держаться подальше. Я понял, что антисемитизм – что-то
вроде болезни, причем практически неизлечимой, и эта болезнь коренится глубоко в бытийной структуре человека, в его отношении к Богу. Видимо, антисемитизм стимулируется фактом богоизбранничества евреев, зафиксированного Священным Писанием. Человек с внутренним духовным изъяном ищет зло и заражается злом и легко перевертышно усматривает его в  евреях и вообще в другом. Субъектный же человек вроде меня чувствует свое равнобожие и потому имеет основания считать себя избранным и лишен зависти к тем, кто добился
успеха. Среди евреев хватает неуспешных, среди неевреев хватает успешных. И если тот или иной человек выступает против успешных – значит, он сам неуспешен, неполноценен, лузер.

В избранное