Когда налоговиков можно не допустить к проведению проверки
Налоговики в письме от 14.09.2016 г. № 9679/М/99-99-13-04-02-14 напомнили, что должностные лица контролирующего органа имеют право приступить к проведению документальной выездной проверки, фактической проверки при наличии оснований для их проведения, определенных Кодексом, и при условии предъявления или направления в определенных случаях, надлежащим образом оформленных копий приказа, направления на проведение проверки, служебного удостоверения лиц, которые указаны в направлении на проведение
проверки.
Непредъявление, отсутствие этих документов или представления документов, оформленных с нарушением установленных требований, является основанием для недопущения должностных (служебных) лиц контролирующего органа к проведению документальной выездной или фактической проверки. Отказывать в допуске к проверке на других основаниях, определенных в абз. 5 п. 81.1 ст. 81 Кодекса, запрещено.
В случае отказа в допуске составляется акт, удостоверяющий факт отказа.
Безосновательный отказ
налогоплательщика от проведения проверки, а также совершение любых других действий с целью избежания проведения проверки может быть основанием для принятия контролирующими органами таких мер:
применение ареста имущества налогоплательщика, отличного от денежных средств, на основании принятия решения руководителем (заместителем руководителя) органа ГФС, обоснованность которого должна быть проверена судом в течение 96 часов;
обращение в административный суд с иском (представлением) о применении
ареста средств на счетах в банке налогоплательщика, в частности относительно приостановления расходных операций.
Мирослав Продан: ╤нформац╕йно-технолог╕чне удосконалення – один з крок╕в реформування митниц╕
За рахунок удосконалення ╕нформац╕йно-технолог╕чно╖ бази та обладнання, необх╕дного для проведення ефективно╖ митно╖ реформи, будуть зменшен╕ прояви корупц╕╖. Як пов╕домив в.о. заступника Голови ДФС Мирослав Продан, про це йдеться у зв╕т╕ мон╕торингово╖ м╕с╕╖ Митно╖ та прикордонно╖ служби США.
«Рекомендац╕╖ фах╕вц╕в США в ц╕й галуз╕ передбачають зб╕льшення можливостей для забезпечення виконання митного законодавства та зменшення впливу людського фактору на митн╕ процеси», - зазначив Мирослав
Продан.
У зв╕т╕ зазнача╓ться, що ╕снуюча митна ╤Т-система потребу╓ удосконалень, у т.ч. залучення додаткового персоналу для належного функц╕онування ╤Т-системи сучасного зразка.
«Передбачено й подальший розвиток системи ╓диного в╕кна для подання вс╕╓╖ документац╕╖, необх╕дно╖ для експорту та ╕мпорту, яка забезпечу╓ низку можливостей для прийняття р╕шень в режим╕ реального часу ╕ зменшу╓ можливост╕ для корупц╕╖», - п╕дкреслив Мирослав Продан.
Фундаментальну роль у проведенн╕ таких
удосконалень, як зазначено у зв╕т╕, в╕д╕гра╓ зб╕р попередньо╖ ╕нформац╕╖ про вантаж, що ввозиться на територ╕ю кра╖ни, шляхом удосконалення системи обм╕ну даними. Це дозволя╓ завчасно виявити ╕мпортован╕ товари з високим ступенем ризику ╕ з╕брати б╕льше ╕нформац╕╖ про товари, що ввозяться на територ╕ю Укра╖ни.
«Це також ╓ ключовим компонентом ефективно╖ системи управл╕ння ризиками, для яко╖ Група експерт╕в з оц╕нювання рекоменду╓ впровадити Систему ц╕льового в╕дбору вантаж╕в ВМО та Глобальну
автоматизовану систему ц╕льового виявлення (ATS-G). Ц╕ системи, як╕ Укра╖на вже впроваджу╓, дозволять завчасно проводити анал╕з ризик╕в через повний спектр показник╕в», - пов╕домив Мирослав Продан.
Окр╕м удосконалення ╤Т-технолог╕й, експертами США також рекомендовано зб╕льшення к╕лькост╕ ╕ пол╕пшення якост╕ обладнання, у т.ч. неруйн╕вних скануючих систем.
╢вроком╕сар з питань торг╕вл╕ Сес╕л╕я Мальмстрьом з командою кер╕вництва контролюючих орган╕в ╢вросоюзу до к╕нця року з оф╕ц╕йним в╕зитом зав╕та╓ до Ки╓ва.
Мета в╕зиту – ╕нспектувати укра╖нський ринок та виробник╕в на виконання вс╕х необх╕дних умов для торг╕вл╕ в рамках Зони в╕льно╖ торг╕вл╕.
Отже, що побачить
Сес╕л╕я Мальмстрьом?
Укра╖нськ╕ виробники ще на початок першого п╕вр╕ччя на 85% виконали ус╕ квоти на безмитн╕ поставки продовольства до ╢С. Це означа╓, що товари з Укра╖ни мають попит на одному з найб╕льших св╕тових ринк╕в, який славиться сво╓ю приск╕пливою увагою до якост╕ та безпечност╕
продукц╕╖.
Така статистика да╓ вс╕ п╕дстави розраховувати на зб╕льшення квот на безмитне ввезення ц╕ло╖ низки товарних груп. Але як це реал╕зувати на практиц╕?
Насамперед – дек╕лька цифр.
34% – саме ст╕льки склада╓ частка ╢С в загальн╕й
структур╕ зовн╕шньоторговельного об╕гу с╕льськогосподарсько╖ продукц╕╖.
За останн╕ 7 м╕сяц╕в торг╕вля м╕ж Укра╖ною та кра╖нами ╢вропейського Союзу зб╕льшилась на 17%. Тобто укра╖нськ╕ виробники вдало використовують торговельн╕ автономн╕ преференц╕╖, ефективно експортують продукц╕ю в рамках Зони в╕льно╖ торг╕вл╕ та довели ╢вроп╕ як╕сть укра╖нського аграрного товару.
Але якщо ран╕ше поставало питання в╕дносно перел╕ку
експортованих товар╕в, то тепер – щодо обсяг╕в. Але що б╕льше ма╓ш – то б╕льше прагнеш. ╤ в╕тчизнян╕ експортери зрозум╕ли, що не такий вже й страшний ринок ╢вропи ╕ можна там ефективно, а головне – виг╕дно працювати.
Я особисто витратила чимало часу на розмови з ус╕ма проф╕льними асоц╕ац╕ями та п╕дготовку ретельного анал╕зу щодо можливого зб╕льшення квот на окрем╕ види продукц╕╖. Це б╕знес, який вимага╓ ч╕тких пропозиц╕й та виконання заявлених
амб╕ц╕й.
Про що йдеться? Наприклад, у 2015 роц╕ в рамках автономних торговельних преференц╕й Укра╖на вперше почала експортувати до ╢С цукор ╕ крохмаль. Окр╕м того, того ж року аграр╕╖ експортували ╕ поза рамками квот, перевищивши ╖х у десятки раз╕в: мед (минулого року Укра╖на перевищила свою тарифну квоту по цьому
продукту в чотири рази), с╕к (перевищено в с╕м раз╕в), кукурудзу (тарифну квоту перевищено майже в 20 раз╕в).
Як демонстру╓ динам╕ка цього року, цукор укра╖нського виробництва ╓ популярним на ринку ╢вропи, тому квота на нього була вичерпана ще на початку кв╕тня (розм╕р квоти – 20,07 тис. тонн).
Також ми бачимо високий попит в ╢С на укра╖нський виноградний та яблучний соки, оброблен╕ томати, кукурудзу, мед, ячм╕нну крупу, м'ясо птиц╕.
В╕зьмемо за приклад к╕лька позиц╕й.
Цукор. За ╕нформац╕╓ю асоц╕ац╕╖ цукровик╕в Укра╖ни, виробничий потенц╕ал галуз╕ дозволя╓ виробляти щор╕чно понад 3 млн тонн бурякового цукру. Ми повн╕стю забезпечу╓мо внутр╕шн╕й ринок, закрива╓мо квоту на поставки в ╢С. Укра╖на займа╓ пров╕дне м╕сце в бурякоцукров╕й галуз╕ та пос╕да╓ 5-ту та 3-тю позиц╕╖ серед св╕тових виробник╕в та кра╖н Сх╕дно╖ ╢вропи.
Тому лог╕чно говорити про зб╕льшення обсяг╕в квот на ринок ╢С. Я мала неодноразов╕ зустр╕ч╕ з представниками галуз╕ та найб╕льшими гравцями на цьому ринку, на яких ми детально анал╕зували ситуац╕ю.
Ми п╕дтриму╓мо позиц╕ю щодо зб╕льшення квоти до 300 тисяч тонн. В╕дпов╕дн╕ листи були направлен╕ до М╕некономрозвитку.
╤ це реальн╕ валютн╕ надходження в╕д продукц╕╖ з доданою варт╕стю до бюджету Укра╖ни. Наступним кроком ма╓ бути вже
брендування продукц╕╖ ╕ поставки вже фасованого цукру на ринок ╢С. Але тут ми ма╓мо д╕яти step by step.
Борошно та вироби з нього. Укра╖на вже ╓ л╕дером з експорту зернових у всьому св╕т╕. ╤з зерна можна отримувати б╕льше 15 вид╕в р╕зно╖ продукц╕╖ (╕ не т╕льки харчово╖), а продукц╕я переробки ма╓ додану варт╕сть в
десятки раз╕в б╕льше.
У 2016 роц╕ Укра╖на вже побила рекорд з поставок зернових на м╕жнародн╕ ринки. Квота на цей вид продукц╕╖ ма╓ назву "ячм╕нна крупа та борошно, зерно зернових злак╕в, оброблене ╕ншими способами".
Розм╕р квоти – 6,3 тис. тонн з поступовим зб╕льшенням до 7,8 тис. тонн впродовж п'яти рок╕в. Для пор╕вняння, за перше п╕вр╕ччя 2016 року укра╖нськ╕ борошномели експортували б╕льше 166 тис. тонн на загальну
суму $33,7 млн. Зростання поставок за п╕вроку становить 33,5%.
Тому в ц╕й галуз╕ ╓ чимала перспектива росту експорту тако╖ високомаржинально╖ продукц╕╖. До реч╕, брендоване борошно з Укра╖ни минулого маркетингового року потрапило на ринки 86 кра╖н!
Те саме стосу╓ться ╕ квот на укра╖нський мед, як╕ заповнюються вже в перших числах с╕чня, ╕ томатно╖ пасти та сок╕в, ╕ ц╕ло╖ низки
продукц╕╖.
З чого починати? В першу чергу – з ╕н╕ц╕ативи самих виробник╕в.
Ще за час╕в мо╓╖ роботи на посад╕ заступника м╕н╕стра ми запропонували аграр╕ям в╕льн╕ в╕д державного втручання умови роботи, рекордн╕ ╕нвестиц╕╖ та альтернативн╕ ринки збуту.
Тепер черга за виробниками та експортерами. Вони звертаються до проф╕льно╖ асоц╕ац╕╖, яка в╕дстою╓ ╖хн╕ ╕нтереси на державному
р╕вн╕.
В свою чергу М╕нагропол╕тики проводить ряд переговор╕в на локальному р╕вн╕ та глобальному – вже у Брюссел╕.
Свого часу я мала можлив╕сть неодноразово захищати нац╕ональних виробник╕в та просити для них лояльний режим торг╕вл╕ на зас╕даннях аграрного д╕алогу у ╢С. Чи
просто це? Н╕. Але можливо.
╤ на останньому зас╕данн╕ ╓вроком╕сар Ф╕л Хоган дав зрозум╕ти, що готовий п╕дтримувати Укра╖ну в ╖╖ прагненн╕ постачати як╕сну продукц╕ю б╕льшими обсягами до ╢С.
Однак робота в ус╕х контролюючих та уповноважених органах ╢вросоюзу ма╓ бути пост╕йна та
на найвищому р╕вн╕.
╢вропейськ╕ асоц╕ац╕╖, проф╕льн╕ департаменти – DG TRADE (торговельн╕ в╕дносини м╕ж ╢С та ╕ншими кра╖нами св╕ту, DG AGRI (пол╕тика ╢С в сфер╕ с╕льського
господарства), DG SANTE (пол╕тика в сфер╕ здоров'я ╕ безпеки харчових продукт╕в) – та асоц╕ац╕╖ готов╕ до переговорного процесу за умови як╕сного об╜рунтування позиц╕й.
Тож якщо Укра╖на бажа╓ отримати результат у вигляд╕ розширення обсяг╕в безмитного експорту в рамках автономних торговельних преференц╕й, треба продовжити роботу ╕ п╕дтримувати т╕ пропозиц╕╖, як╕ ми представили в Брюссел╕ п╕д час аграрного д╕алогу в червн╕ цього року: пакет, з╕браний в╕д вс╕х
проф╕льних аграрних асоц╕ац╕й та переданий до уповноважених орган╕в Укра╖ни та ╢вропейсько╖ ком╕с╕╖.
Автор: Владислава Рутицька, радник м╕н╕стра аграрно╖ пол╕тики та продовольства
Отказ в шенгенской визе: какие основания могут быть у консульства
Мы продолжаем изучать и переводить для вас документ, по которому работают все консульства Шенгенской зоны, принимая решения о выдаче или не выдаче визы. На этот раз речь пойдет о таком неприятном моменте, как отказ в визе. В каких случаях консул может принять такое решение, обязан ли он его объяснять и как подавать апелляцию – идет речь в 12 разделе второй части визового кодекса.
12. ОТКАЗ В ВИЗЕ
После получения удовлетворительного
заявления на выдачу визы и его дальнейшего изучения следует установить, были ли соблюдены все условия для получения визы на въезд в шенгенскую зону или транзит. Если да, то в таком случае заявителю следует выдать визу (ATV). Если нет, то следует рассмотреть возможность выдачи визы на специальных условиях – например, с территориальным ограничением (LTV). Если исходя из документов выдача такой визы не будет оправданной, в визе следует отказать.
12.1 На каких основаниях можно отказать
в выдаче визы?
Отказывать в визе следует в тех случаях, которые ведут к одному из этих заключений:
заявитель подает фальшивый или вызывающий сомнение в легальности проездной документ; заявитель не может подтвердить основания для поездки и пребывания в Шенгенской зоне; заявитель не предоставляет доказательства наличия у него средств, достаточных для пребывания на территории страны в течение указанного в заявлении срока, и возврата в его страну или
транзит в третью страну, или законности существования этих средств; заявитель уже пробыл 90 дней в течение 180-дневного периода на территории стран-членов Шенгенского соглашения на основании единой шенгенской визы или визы с ограниченным территориальным действием; в Шенгенской информационной системе (ШИС) есть оповещение, что данному заявителю отказано в визе; заявитель рассматривается как угроза общественному порядку, внутренней безопасности, общественному здоровью или международным отношениям
какого-либо из государств-членов, в частности, тому, где предупреждение было выдано в рамках национальных баз данных государств-членов с целью недопуска на тех же основаниях; заявитель не предоставил какого-либо доказательства наличия у него подходящей действующей медицинской страховки; существуют обоснованные сомнения в подлинности сопроводительных документов, представленных заявителем, или достоверности их содержания, надежности заявления, сделанного заявителем, относительно его намерения покинуть
территорию стран-членов Шенгенского соглашения до истечения срока запрашиваемой визы. Особые правила в отношении оснований для отказа в выдаче визы в настоящее время применяются к членам семьи ЕС и граждан Швейцарии.
12.2. Стоит ли оповещать заявителя о том, что вызвало сомнение, и объяснять причины отказа?
В
случае отказа в выдаче визы заявителю консул должен заполнить специальную форму, уведомляющую заявителя о причинах, побудивших отказать в выдаче визы, и озвучить причины своего беспокойства третьей стране.
Также этой процедуры надо придерживаться в случае отказа в визе на внешней границе.
В отношении членов семьи жителей ЕС или Швейцарии применяются особые правила об отказе и его причинах.
В случае отказа в транзитной аэропортной визе (ATV) обоснования должны быть указаны в стандартной форме и дополнительное объяснение дано в поле «отметки» этой формы.
Рекомендуемая практика в случае запроса информации о предупреждениях в ШИС. Если лицо запрашивает информацию об обработке его / ее персональных данных в ШИС, а также о его / ее
правах доступа, персонал консульства должен предоставить лицу координаты компетентного национального органа, включая органы по защите данных, где он / она может осуществлять свои права / ее.
12.3 Есть ли у заявителя право обжаловать негативное решение?
Заявитель, которому было отказано в визе, должен иметь право на апелляцию. Апелляцию необходимо подавать против той страны-члена Шенгенского соглашения, которая принимала окончательное решение о
заявлении.
Информация о процедуре подачи апелляции должна предоставляться заявителю в момент, когда он получает извещение об отказе в визе.
Примечание редакции: это важный момент, ибо визовые центры, как показал наш опыт, пренебрегают этой практикой. Им важно заработать на вас деньги еще раз, а не помочь и соблюсти процедуры. Поэтому не забывайте требовать объяснений процедуры апелляции в случае отказа в визе. Апелляция, вопреки распространенному
заблуждению, помогает в тех ситуациях, когда заявитель прав, и свою правоту он может доказать дополнительными документами. Но перед этим внимательно изучите сопроводительное письмо, где консульство указало причины отказа. Иногда есть возможность записаться на прием и уточнить непосредственно у визового офицера точную причину отказа — но эту практику то вводят, то отменяют.
Если между двумя государствами-членами Шенгенского соглашения есть договоренность о том, что оно государство
выступает представителем другого и от его имени принимает в итоге негативное решение о выдаче визы, подавать апелляцию следует против того государства, которое принимало окончательное решение.
Особые правила в отношении информации о процедурах обжалования в настоящее время относятся к членам семей жителей ЕС или
Швейцарии.
Рекомендуемая практика в отношении оповещении об отказе в визе и его объяснении, а также информировании заявителя о его правах на апелляцию:
Государства-члены Шенгенского соглашения должны стремиться к тому, чтобы предоставлять извещение об отказе на официальном языке страны заявителя или на официальном языке институтов ЕС, например, английском.