Нагадування! ДМСУ: Щодо форматно-лог╕чного контролю граф митних декларац╕й (МД) при декларуванн╕ товар╕в в╕дпов╕дно до митного режиму ре╕мпорту
ДЕРЖАВНА МИТНА СЛУЖБА УКРА╥НИ ДЕПАРТАМЕНТ ОРГАН╤ЗАЦ╤╥ МИТНОГО КОНТРОЛЮ ТО ОФОРМЛЕННЯ УПРАВЛЯННЯ ДЕКЛАРУВАННЯ ТА МИТНИХ РЕЖИМ╤В
17.08.2012 р. № 12.2/2/2182-ЕП
Департамент митних ╕нформац╕йних технолог╕й та статистики
Департаментом орган╕зац╕╖ митного
контролю та оформлення опрацьована службова записка Департаменту митних ╕нформац╕йних технолог╕й та статистики в╕д 16.07.2012 № 18/12-15-4769-ЕП щодо форматно-лог╕чного контролю граф митних декларац╕й (дал╕ – МД) при декларуванн╕ товар╕в в╕дпов╕дно до митного режиму ре╕мпорту.
Пов╕домля╓мо, що перел╕к випадк╕в застосування митного режиму ре╕мпорту визначений частиною другою статт╕ 78 Митного
кодексу Укра╖ни (дал╕ – Кодекс), а саме повернення товар╕в п╕сля митного режиму тимчасового вивезення, повернення неперероблених товар╕в п╕сля перебування в митному режим╕ переробки за межами митно╖ територ╕╖ Укра╖ни та повернення товар╕в п╕сля перебування в митному режим╕ експорту з дотриманням певних умов.
При цьому, в╕дпов╕дно до пункту 206.3 статт╕ 206 Податкового кодексу
Укра╖ни, операц╕╖ ╕з ввезення товар╕в у митному режим╕ ре╕мпорту зв╕льняються в╕д оподаткування, кр╕м операц╕й ╕з ввезення в╕дпов╕дно до пункту 3 частини друго╖ статт╕ 78 Митного кодексу Укра╖ни. Пунктом 3 частини друго╖ статт╕ 78 Кодексу передбача╓ться пом╕щення в митний режим ре╕мпорту товар╕в, як╕ були пом╕щен╕ у митний
режим експорту (остаточного вивезення) ╕ повертаються особ╕, яка ╖х експортувала, у зв’язку з невиконанням (неналежним виконанням) умов зовн╕шньоеконом╕чного договору, зг╕дно з яким ц╕ товари пом╕щувалися у режим експорту, або з ╕нших обставин, що перешкоджають виконанню цього договору.
Таким чином у МД, в першому п╕дрозд╕л╕ графи 37 яких проставлено код "4132" (або "4161" ╕з зазначенням у другому п╕дрозд╕л╕ графи 37 коду "FP"), нарахування платеж╕в у
граф╕ 47 зд╕йсню╓ться ╕з зазначенням коду способу розрахунку "06". В граф╕ 36 при цьому проставля╓ться "000000000".
Якщо у МД, в першому п╕дрозд╕л╕ графи 37 яко╖ зазначений код "4132", в граф╕ 33 за бажанням декларанта або уповноважено╖ особи код товару зазнача╓ться на р╕вн╕ шести знак╕в, нарахування мита, акцизного податку та податку на додану варт╕сть у граф╕ 47 не зд╕йсню╓ться.
Заступник директора Департаменту – начальник Управл╕ння декларування та митних режим╕в
которые могут быть использованы независимо от выбранного вида транспорта и независимо от того, один или более чем один вид транспорта используется для перевозки. К этому типу принадлежат: EXW,FCA,CPT,CIP, DAT, DAP и DDP. Их можно использовать даже при
отсутствии морского вида перевозки. Важно помнить, что эти правила могут быть использованы в тех случаях, когда судно используется для части перевозки.
Правила Инкотермс 2010 для моря и внутреннего водного транспорта, используются когда место отправки и место, куда, перевозится груз покупателю, оба порта. Правила FAS,FOB,CFR и CIF принадлежат к этому виду доставки. Так же в последние три правила редакцией Инкотермс 2010, внесены изменения, все упоминания о поручнях судна в качестве точки доставки были опущены в пользу термина “на
борту” судна. Это более точно отражает современные коммерческие реальности.
11 правил Инкотермс 2010 распределились по видам транспорта в следующем порядке:
EXW – Франко завод FCA – Франко перевозчик CPT – Перевозка оплачена до CIP – Перевозка и страхование оплачены до DAT – Поставка на терминале DAP – Поставка в место назначения DDP – Поставка с оплатой пошлины
Правила Инкотермс 2010 для морского и водного транспорта
FAS – Свободно вдоль борта судна FOB – Свободно на борту судна CFR – Стоимость и фрахт CIF – Стоимость, страхование и фрахт
группа Е – обязательства продавца минимальны и ограничиваются предоставлением товара в распоряжение покупателя; группа F – обязательства продавца ограничиваются отправкой
товара, основная перевозка им не оплачена; группа С – продавец организует и оплачивает перевозку без принятия на себя связанных с ней рисков; группа D – расходы и риски продавца максимальны, так как он обязан предоставить товары в распоряжение покупателя в оговоренном месте назначения (обеспечить прибытие).Группа E — Место отправки (Departure) EXW (Ex Works),
Франко завод, самовывоз,
перевозки любым видом транспорта
Переход рисков: В
момент передачи товара на складе продавца
Экспортные таможенные формальности: Ответственность покупателя
Импортные таможенные формальности: Ответственность покупателя
Ответственность продавца заканчивается при передаче товара покупателю или нанятому им перевозчику в помещении продавца (складе, магазине и пр.). Продавец не отвечает за погрузку товара на транспорт.
Покупатель несёт все расходы по вывозу товара со склада, перевозке, таможенному оформлению и т.д.
Группа F — Основная перевозка не оплачена (Main Carriage Unpaid) FCA (Free Carrier),
Франко-перевозчик (…с указанием места),
перевозки любым видом транспорта
Переход рисков: В момент передачи перевозчику на складе продавца
Экспортные таможенные формальности: Ответственность продавца
Импортные таможенные формальности: Ответственность покупателя
Продавец выполняет своё обязательство по поставке, когда он
поставляет товар, очищенный от пошлин на экспорт, перевозчику или любому другому лицу назначенному покупателем, в указанном месте. Указанное место поставки влияет на обязательства по погрузке и разгрузке товара в таком месте. Если поставка происходит в помещениях продавца, то продавец несёт ответственность за отгрузку. Если поставка происходит в любом другом месте, то продавец не несёт ответственности за отгрузку.
FAS (Free Alongside Ship),
Франко вдоль борта судна (…
название порта отгрузки),
морские и водные перевозки
Переход рисков: В момент размещения товара вдоль борта судна
Экспортные таможенные формальности: Ответственность продавца
Импортные таможенные формальности: Ответственность покупателя
Означает, что продавец несёт расходы по доставке в порт отправления. Продавец выполняет свои обязательства по доставке товара в тот момент, когда товар размещен вдоль борта судна на причале или на лихтерах (в согласованном порту отгрузки).
Покупатель оплачивает расходы по погрузке, фрахту судна, страхованию, разгрузке и доставке до пункта назначения. FOB (Free On Board), Франко борт (… название порта отгрузки), морские и водные перевозки
Переход рисков: С момента полной погрузки на борт судна
Экспортные таможенные формальности: Ответственность продавца
Импортные таможенные формальности: Ответственность покупателя
Продавец обязан доставить товар в порт и погрузить на указанное покупателем судно; расходы
по доставке товара на борт судна ложатся на продавца.
Покупатель оплачивает перевозку, страховку, расходы по разгрузке и транспортировку в точку назначения. Передача рисков происходит в момент, когда груз пересекает борт судна.
Группа C — Основная перевозка оплачена (Main Carriage Paid)
CFR (Cost and Freight),
Стоимость и фрахт (… название порта назначения),
морские
и водные перевозки
Переход рисков: С момента полной погрузки на борт судна
Экспортные таможенные формальности: Ответственность продавца
Импортные таможенные формальности: Ответственность покупателя
Продавец оплачивает доставку товара в порт, погрузку и фрахт судна, а также обеспечивает прохождение таможенных процедур при экспорте товара (в т.ч. оплачивает пошлины).
Покупатель оплачивает страховку товара. Риск потери или повреждения, а также дополнительные расходы после
перехода товара на борт судна переходит на покупателя.
CIF (Cost, Insurance and Freight),
Стоимость, страхование и фрахт (…название порта назначения),
морские и водные перевозки
Переход рисков: С момента полной погрузки на борт судна
Экспортные таможенные формальности: Ответственность продавца
Импортные таможенные формальности: Ответственность покупателя
Продавец выполнил поставку, когда товар перешёл на борт судна в порту отгрузки, а
продажная цена включает в себя стоимость товара, фрахт или транспортные расходы, а также стоимость страховки для морских перевозок.
Продавец должен получить страховой полис допускающий передачу для покрытия рисков, связанных с доставкой груза, страховыми компаниями. Страховой полис должен покрывать CIF-цену плюс 10 процентов и, по возможности, быть в валюте контракта.
Ответственность продавца за товар заканчивается, когда товар был доставлен морскому перевозчику или был погружен на борт судна,
в зависимости от условий контракта.
CIP (Carriage and Insurance Paid to),
Фрахт/перевозка и страхование оплачены до (…название места назначения),
перевозки любым видом транспорта
Переход рисков: В момент доставки/передачи перевозчику
Экспортные таможенные формальности: Ответственность продавца
Импортные таможенные формальности: Ответственность покупателя
Термин означает, что продавец доставит товар названному перевозчику. Кроме этого,
продавец обязан оплатить расходы, связанные с перевозкой товара до названного пункта назначения. Ответственность продавца заканчивается после доставки им товара перевозчику, который был указан покупателем. Если перевозчиков несколько, то ответственность заканчивается после доставки товара первому перевозчику.
Покупатель несёт все риски и любые дополнительные расходы, произошедшие после того, как товар был доставлен.
От продавца требуется обеспечение страхования только с минимальным покрытием.
Дополнительное страхование находится в зоне ответственности покупателя или оговаривается с продавцом.
CPT (Carriage Paid To),
Фрахт/перевозка оплачены до (…название места назначения),
перевозки любым видом транспорта
Переход рисков: В момент доставки/передачи перевозчику
Экспортные таможенные формальности: Ответственность продавца
Импортные таможенные формальности: Ответственность покупателя
Продавец несёт расходы по фрахту и перевозке
к пункту назначения.
Покупатель оплачивает страхование груза. Риски переходят в момент доставки груза первому перевозчику.
Группа D — Доставка (Arrival)
DAT (Delivered At Terminal),
Поставка на терминале (… название терминала),
перевозки любым видом транспорта
Переход рисков: В момент доставки товара на терминал покупателя
Экспортные таможенные формальности:
Ответственность продавца
Импортные таможенные формальности: Ответственность покупателя
Продавец осуществляет поставку товара в распоряжение покупателя в согласованном терминале в поименованном порту или в месте назначения.
“Терминал” включает любое место, закрытое или нет, такое как причал, склад, контейнерный двор или автомобильный, железнодорожный или авиа карго терминал. Продавец несет все риски, связанные с доставкой товара и его разгрузкой на терминале в поименованном
порту или в месте назначения.
DAP (Delivered At Point),
Поставка в пункте (… название пункта),
перевозки любым видом транспорта
Переход рисков: В момент доставки товара в пункт указанный покупателем
Экспортные таможенные формальности: Ответственность продавца
Импортные таможенные формальности: Ответственность покупателя
Продавец осуществляет поставку товара в согласованном месте назначения. Продавец несет все риски, связанные с
доставкой товара в поименованное место.
DDP (Delivered Duty Paid),
Поставка с оплатой пошлины (… название места назначения),
перевозки любым видом транспорта
Переход рисков: В момент передачи товара в распоряжение покупателя
Экспортные таможенные формальности: Ответственность продавца
Импортные таможенные формальности: Ответственность продавца
Продавец несет все расходы и риски, связанные с доставкой товара в место назначения, и обязан
выполнить таможенные формальности, необходимые не только для вывоза, но и для ввоза, уплатить любые сборы, взимаемые при вывозе и ввозе, и выполнить все таможенные формальности.
Любой НДС или иные налоги,
подлежащие уплате при импорте, осуществляются за счет продавца, если иное не согласовано в ясной форме в договоре купли-продажи.
Горбач: Корисн╕шим вар╕антом було б сп╕льне управл╕ння митницями з державами-сус╕дами з ╢С
Створення робочо╖ групи щодо передач╕ чотирьох митниць в управл╕ння британськ╕й компан╕╖ – анонсований, але все р╕вно неспод╕ваний крок з боку укра╖нського уряду. Йдеться про передачу функц╕╖, яку б мала виконувати держава, приватн╕й закордонн╕й компан╕╖. З одного боку, це св╕дчить про неблагополуччя всередин╕ укра╖нсько╖ системи, а з ╕ншого, да╓ над╕ю побачити ситуац╕ю по-╕ншому та внести якусь ╕нновац╕ю. Вт╕м, корисн╕шим вар╕антом для Укра╖ни, все-таки, було б сп╕льне управл╕ння
митницями з нашими державами-сус╕дами – членами ╢С.
Таку думку 22 липня у коментар╕ ╤А ZIK висловив директор ╤нституту трансатлантичного сп╕вроб╕тництва, експерт з м╕жнародних питань Володимир Горбач.
«Це анонсований, але все р╕вно неспод╕ваний крок з боку укра╖нського уряду. По факту – це передача функц╕╖, яку б мала виконувати держава, приватн╕й компан╕╖, тим б╕льше, закордонн╕й. З одного боку, це явно св╕дчить про неблагополуччя всередин╕ укра╖нсько╖
системи, про те, що наш╕ ╕нституц╕╖ не справляються з виконанням сво╖х функц╕й, але, з ╕ншого боку, – це над╕я ╕ спод╕вання побачити ситуац╕ю по-╕ншому ╕ внести якусь ╕нновац╕ю. Перш за все, це стосу╓ться дов╕ри до роботи цього органу. Якщо б╕знес в╕дчу╓ ╕ перекона╓ться, що ц╕й ф╕рм╕ можна дов╕ряти у виконанн╕, по сут╕, ф╕скальних функц╕й держави, то матиме справу з ними, оск╕льки отрима╓ шанс на зб╕льшення певного потоку, покращення умов ведення д╕яльност╕», – прокоментував Володимир
Горбач.
Водночас, експерт додав, що на м╕сц╕ укра╖нсько╖ влади обрав би, все-таки, трохи ╕нший вар╕ант – сп╕льного управл╕ння митницями з нашими державами-сус╕дами – членами ╢вросоюзу.
«На мою думку, це було б корисн╕ше для держави, не так принизливо ╕ ризиковано, як у цьому випадку, ╕ можна було б досягти того ж ефекту – дов╕ри б╕знесу до митних орган╕в», – вважа╓ в╕н.
Щодо ймов╕рних ризик╕в такого кроку, Володимир Горбач зазначив:
«Можна корумпувати будь-якого митника, нав╕ть якщо в╕н ╓ прац╕вником не державно╖ служби, а приватно╖ ╕ноземно╖ кампан╕╖».
Нагада╓мо, Каб╕нет М╕н╕стр╕в Укра╖ни створив робочу групу щодо передач╕ чотирьох митниць в управл╕ння британськ╕й компан╕╖. За словами Прем’╓ра Арсен╕я Яценюка, уряд розгляда╓ передачу Закарпатсько╖, Волинсько╖, Черн╕вецько╖ та Льв╕всько╖ митниць. В першу чергу, йдеться про боротьбу з контрабандою та зб╕льшення доход╕в.
«Цей експеримент
також дасть нам можлив╕сть натренувати нових укра╖нських митник╕в, щоби вся система ц╕╓╖ служби, яка дос╕ залиша╓ться корумпованою, була реформована якнайшвидше», – зазначив Прем’╓р-м╕н╕стр.
Анатолий МАКАРЕНКО: «В 2014 году средства на развитие таможни фактически не выделялись...»
В декабре исполнится два года с момента объединения таможенной и налоговой служб в единый орган. Сначала «счастливы вместе» оказались под крышей Министерства доходов и сборов. После на смену Минсдоху пришла Государственная фискальная служба (ГФС). Итогом этой реформы стало полное «поглощение» налоговиками таможенников. При этом возложенные ранее Конституцией обязанности на
«старый-новый» таможенный департамент при ГФС никто не отменял. Как повлияла налоговая реформа на жизнеспособность таможенной системы Украины? Почему коррупция не уходит с границы? Чем обернется для страны перенос на 1 января 2016 года даты по сближению с нормами европейского таможенного законодательства? Об этом и многом другом в эксклюзивном интервью «Дню» рассказал заместитель председателя Государственной фискальной службы Украины, глава таможни Украины Анатолий МАКАРЕНКО:
—
Закон «О государственной фискальной службе» не принят. Кому сейчас подчиняетесь? И как работается в условиях отсутствия четкого распределения полномочий и обязанностей между налоговым и таможенным подразделением ведомства?
— Подчиняюсь председателю Государственной фискальной службы Игорю Билоусу, а он — министру финансов. После поглощения таможенной службы налоговой администрацией в 2012 году произошла полная ликвидация мощнейших ее составляющих: подразделений таможенной
статистики, обеспечения электронного декларирования и формирования баз данных, таможенного контроля энергоносителей. Все направления работы центрального аппарата таможенной службы свели в один (из 25-ти) департамент Минсдоха. Это были недальновидные, субъективные, вредные для обеспечения безопасности страны решения. Сегодня при поддержке главы ДФС восстанавливается нормальная работа основных таможенных департаментов (администрирование таможенных платежей, организация таможенного контроля, противодействие
таможенным правонарушениям), без увеличения штата и затрат на их содержание. Но в условиях определенных бюрократических процедур принимать оперативные и эффективные решения иногда крайне сложно.
— То есть отсутствие закона мешает нормально включиться в работу?
— Сегодня на Дегтяревской (здание бывшей ГТСУ. — Авт.) не могут зарегистрировать ни один документ! Например, чтобы отправить в командировку таможенников, сначала необходимо собрать несколько
подписей и потратить много времени, тогда, как раньше, на все про все тратился час. Это мешает работе. Украинская таможня всегда, а тем более, в условиях войны должна быть сильным, оперативным органом.
— То есть вам приходится с каждой бумажкой ходить на поклон в центральный офис?
— Дело не в поклонах. И я не тот человек, который кланяется. Таможня, к сожалению, сегодня не достаточно самостоятельный инструмент государственной машины, но выполняющая
при этом серьезные фискальные и защитные функции на границе.
— Сравнивая опыт управления таможней в виде отдельного ведомства и департамента в составе ГФС, скажите, какая из систем более приемлема в нынешних экономических условиях?
— Представьте, что два относительно здоровых организма слили в один. Два человека стали одним. Этот человек — сиамский близнец. Как вы считаете, это здоровое существо?
— Нет.
— Может ли быть
эффективной система, когда из целого ведомства сделали один департамент? Наверное, нет. При этом таможню за четыре года урезали на семь тысяч человек. У нас осталось всего 10,8 тысячи сотрудников, тогда как, например, в госслужбе статистики — 9 тысяч. Не говоря уже о численности правоохранительных органов. Показатель численности таможенников в Украине по соотношению к народонаселению — один из самых низких показателей в Европе. Мы находимся между Швейцарией и Австрией. Хотя имеем совсем другие проблемы на
границах.
— У вас есть право вето при назначении или все решает кадровая комиссия?
— Такое право есть. На меня никто не давит. Глава Службы (ГФС) поддержал практически все кадровые предложения. Все руководители таможен назначались с моей подачи при согласовании с кадровой комиссией от общественности. Поэтому мне вдвойне больно за их недоработки.
— На заседании в Одессе Президент жестко раскритиковал вас и руководителей всех
силовых органов за отсутствие прогресса в борьбе с коррупцией и контрабандой на границе. Почему эти реформы не пошли на таможне?
— Функцию по противодействию таможенным правонарушениям нам вернули за две недели до известного совещания! Повторяю, абсурдным было положение, когда таможенные органы не имели полномочий для реализации одной из своих задач — противодействию таможенным правонарушениям. Эту коллизию руководство ГФС устранило. На вопрос о коррупции я отвечу, но сначала
скажите, а чтобы вы сделали на моем месте?
ГРАНИЦА — ОБЪЕКТ ЗАРАБАТЫВАНИЯ ЧЕРНОГО КЕША
— Первое — минимизировала бы контакт людей в погонах и декларантов. Второе — повысила бы им зарплату. Третье — ввела бы персональную имущественную ответственность за нанесение бизнесу убытков, чтобы за своеволие таможенников не расплачивался бюджет.
— Подписываюсь под каждым словом. До тех пор, пока таможенник, как и любой другой госслужащий, не
будет защищен заработной платой, и надежным социальным пакетом, — он будет в поле для коррупционных рисков.
Сегодня каждый суслик в таможенном поле считает себя агрономом. Все набросились на границу, потому что — это объект зарабатывания черного кеша. В таможенные процедуры вторгаются все, кому не лень (правоохранители, контрольные структуры) и под эти действия приняли соответствующую законодательную базу (постановы, распоряжения и так далее). За много лет вокруг таможни
собралось мощное коррупционное болото. Если это все не осушить, то система сама себя не реформирует. Должна в целом поменяться государственная машина. Одним махом уволить всех таможенников не получится, как в Грузии. И не потому, что не умеем. Украина — не Грузия. У нас территория в разы больше, другая ментальность. Кроме того, сейчас страна воюет. Моя задача — держать таможню в стабильном состоянии. Таможня Украины должна быть не только структурой формирующей бюджет, но и защищающей границы страны и ее
экономику. — Но все нельзя списывать на войну. Вы же не оставите без реакции замечания Президента?
— Скажу больше, в первый же день после совещания мы совместно с силовыми структурами и СБУ начали комплекс мероприятий. Отрабатываем основные рисковые направления: порты, Западную и «зеленую» границу с Приднестровьем.
Кстати, к вашему вопросу о борьбе с коррупцией — за две прошедшие недели за взятки сотрудникам СБУ задержаны три одесских
таможенника. Жалеть никого не собираюсь. Тем более, негодяев в таможенных пагонах.
— Вы действительно считаете, что ловцы коррупционеров внутри ведомства — это эффективно? Система сама себя не сдает.
— Согласен. Подразделения, призванные бороться с коррупцией в таможне, со временем сами становятся ее частью. Поэтому нужно создавать, как в Европе, внешний независимый орган. Главное, чтобы он со временем не превратился в Главком Коррупции. Есть такая
украинская традиция — все, кто призывают бороться с чем-то, в итоге этому служат.
— Вы упомянули о возврате функции по борьбе с контрабандой. Наблюдаете ли усиление ее потоков (через сухопутные и морские границы) со стороны аннексированного Крыма?
— Нет. Это направление никогда не было проблемным. Чтобы с Крыма что-то ввозить, сначала нужно завезти на полуостров. Этого не происходит. Но есть законы рынка. Незыблемые законы. Если есть дефицит, он
обязательно покрывается предложением. Если нет внутренних источников, появляются внешние. Если есть поле для недобросовестной конкуренции, появляется контрабанда.
— Где сейчас наибольшие проблемы с контрабандными потоками?
— Традиционно — в Одессе, на западной границе. Есть проблемы с «серой» и контрабандой высоколиквидных товаров таких, как, телефоны сегмента лакшери, бытовая техника, одежда и т.д.
— Нет. Спецоперации «без лозунгов» мы совместно с налоговой милицией и другими правоохранительными органами проводим постоянно. Это сейчас рабочая практика. Благодаря тому, что таможня и налоговая служба в одном ведомстве, появилась уникальная возможность совместной отработки внутреннего рынка. Сейчас, например, таможня вместе с налоговой милицией проводит ряд операций в этом направлении. Проверяем интернет-магазины и видим, как их хозяева
выходят на таможенное декларирование с уплатой налогов. Значит мы на правильном пути.
ЛЕГАЛИЗАЦИЯ «ТЕНИ» УВЕЛИЧИТ НА 30% ПОСТУПЛЕНИЯ В КАЗНУ
— Сколько могут составить дополнительные поступления в бюджет от борьбы с контрабандой?
— На мой взгляд, за счет легализации теневых схем сможем увеличить поступления в госказну минимум на 30%. И сейчас закрываем схемы. Например, от «прерванного» транзита, или так называемых «схем
Курченко» (бензин ввозился на территорию Украины и без уплаты таможенных платежей выпускался в свободный оборот), с начала года в бюджет поступило 9 миллиардов гривен. Растут, например, поступления с таможенного оформления одного контейнера. Раньше с 40-тонного контейнера собирали 6,4 тысячи долларов таможенных платежей, а сейчас минимум 12 тысяч. Средний вес контейнера увеличился с 13 тонн до 16, то есть раньше «воровали» три тонны. Благодаря усилению администрирования таможенных платежей и контролю по
занижению стоимости третий месяц подряд выполняем плановые поступления в бюджет. Хотя в октябре 2014 года товарооборот Украины составил 8,7 миллиарда долларов, что меньше аналогичного периода на 34,6%. Импорт снизился — на 42% (легковые автомобили, например, на 57%), а экспорт — на 25%.
— Пока существует «план» — остаются железные основания для давления фискалов на бизнес и для коррупции. Об этом говорят и европейцы. Считаете ли вы отказ от этой нормы необходимым условием
дальнейшего реформирования таможенной и налоговой системы?
— Я сегодня ставлю задание таможенникам взять с товара, который проходит таможенное оформление, установленную законом пошлину, НДС, а в необходимых случаях — акциз, предварительно объективно определив таможенную стоимость и количество ввозимого товара. На сегодняшний день
идет колоссальная игра со стоимостью товара на границе. Мы пытаемся вывести всех в легальное поле. В ЕС это уже происходит на автомате, а у нас импортеры все еще пытаются играть в прятки c таможней. Если бы мы администрировали товар на все 100% объективно, то слово «план» исчезло бы из оборота. Таможенные платежи соответствовали бы объему, номенклатуре и стоимости товара. Считайте, что это идея таможенного контроля и цветной сон главного таможенника.
ПОЖАЛОВАЛСЯ КАЖДЫЙ
ДЕСЯТЫЙ
— Вы это называете приведение к порядку, а бизнес — необоснованным завышением стоимости ввозимых ими товаров и отказом растамаживать товар по контракту.
— Ничего подобного. Я готов публично под камеры говорить с каждым, кто говорит обратное. Если таможне предъявляют документ, где посередине пути движения товара находится оффшор, то мы это видим и действуем соответствующим образом. Есть биржевые товары, их стоимость всем известна. Но если в
поданной декларации цена в 2—3 раза выше или ниже от реального рынка (не розницы), то это или попытка уйти от налогов, или попытка вывести валюту за рубеж. Таможенная стоимость 82% всех ввозимых в Украину товаров оформляется по контракту (то есть по первому методу). Я за свои слова отвечаю. Остальные 18% — это спорные моменты. Из них половина содержит фактор субъективизма. С жалобой на действия таможни вышла половина предпринимателей. Условно 10%. То есть пожаловался каждый десятый на работу таможенников.
Но и это много.
— Какой выход видите из ситуации?
— Дальнейшее упрощение таможенных процедур при прохождении границы и минимизация человеческого фактора при оформлении товара. Но это однозначно усложнение процедур контроля внутри страны. Почему, вы думаете, в Европе очень простые процедуры при пересечении товаром границы? Потому что там его отслеживают до самого выхода. А у нас контроль лишь на входе, а дальше — он растворяется внутри
страны.
— Так проводите пост-аудит-контроль. Это же разрешено Таможенным кодексом. Что мешает?
— Эта функция уже два года не принадлежит таможенным органам. Сейчас совместно с лучшими специалистами налоговой администрации возвращаем ее к жизни.
— А почему медлят с созданием единой базы между таможней и налоговиками, что является одним из условий сближения с ЕС?
— Единая база уже есть давно. Еще
до «легендарного» объединения. Но о каких результатах «на выходе» может идти речь, если нет «конечного устройства» — кассового аппарата?
40% БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ ВВОЗИТСЯ ПО ЗАНИЖЕННОЙ СТОИМОСТИ
— Вернемся к растаможке товара. Не рассматриваете ли вариант, чтобы бизнес и профильные ассоциации давали свои контрактные цены для единой базы таможни?
— Уже договорились с отдельными отраслевыми ассоциациями импортеров, что они будут
давать такие данные. Эти цены станут отправной точкой для борьбы с «серым» импортом. Договоренность достигнута с Ассоциацией бытовой техники, ведь, по ее оценкам, около 40% бытовой техники ввозится в Украину по заниженной стоимости. Также достигнуто понимания с ассоциациями импортеров рыбопродукции, мясопродуктов, фруктов и овощей.
— Помог ли в работе принятый депутатами закон о специальной экономической зоне в Крыму?
— Для таможни — добавилось
работы. Сейчас таможенникам приходится оформлять тысячи деклараций, проходящих через административную границу с Крымом. Эффект политический и экономический должны оценивать другие ведомства.
— Украина отложила до 1 января 2016 года имплементацию европейских норм. Чем это чревато?
— Меня недавно спросил испанский журналист, почему Украина идет в ЕС и кто нас там ждет? Я уверен, что нас не надо ждать. Мы там уже давным-давно. Украина сделала свой
исторический выбор еще во времена Ярослава Мудрого и сейчас лишь возвращается домой. У Бориса Акунина есть книга «История российского государства», в первой части которой рассказывается о Киевской Руси, ее становлении и падении. Так вот, российский писатель (грузин по национальности, его настоящее имя — Григорий Чхартишвили) говорит, что Киевская Русь — это путь в Европу. Очевидно, что это возвращение затянется. Ведь сближение с европейскими нормами значительно упростило бы процедуру финансирования для
модернизации границы, реформирования электронных баз данных, покупки нового оборудования, сканеров и так далее.
— Сколько таможня освоила денег на модернизацию в этом году и просит выделить из госбюджета на 2015 год? Будите ли закупать сканеры?
— В 2014 году средства на развитие таможни фактически не выделялись. И мне как руководителю таможенной составляющей ДФС будет стыдно просить деньги с госказны воюющей страны. Поэтому сейчас активно ведем
переговоры с европейскими, американскими партнерами на предмет получения международной финансовой помощи на техническое перевооружение границы.
В ПОРТАХ ПОЯВИТСЯ «ЕДИНОЕ ОКНО»
— Если на сухопутной границе таможенники еще как-то справляются, то, по словам бизнеса, морская — перегружена различными разрешениями, и там нужна кардинальная реформа. Какой она должна быть, на ваш взгляд?
— Сейчас совместно со многими структурами,
портовым сообществом реализуем программу в порту «Единое окно». Уже действует пилотный проект в Одесском торговом порту. Он позволяет увидеть путь прохождения товара, начиная с момента захода в порт и в процессе всего передвижения, по его логистике. Мы видим, на любом участке данного процесса есть ли задержка с таможенным оформлением или с каким-либо другим видом контроля. Планируем распространить эту практику и на другие порты.
— А какое напутствие при назначении дали вам
премьер Яценюк и Президент Порошенко?
— Не скажу.
— Но вас брали работать не домохозяйкой на дом, а на госслужбу...
— Мне поставили задачу — сохранить службу под названием «Украинская таможня». Я пытаюсь это сделать.
— В своем первом интервью после назначения вы сказали, что если не справитесь с поставленными заданиями, то уйдете...
— Три месяца подряд таможня выполняет
задачу по наполнению бюджета. Центральный аппарат таможни структурирован, управление оперативное и устойчивое. Я человек военный — есть штаб, есть «боеспособные» подразделения, есть результат первых выполненных задач. Значит, пока оценка «зачет». Оставаться можно только на берегу. А мы, моряки, море любим.
— Вам не страшно было возвращаться на работу, за исполнение которой посадили на четыре года в тюрьму? Сейчас ваши права и обязанности не выписаны. Снова есть
риски.
— А что мне, по-вашему, делать? Мне 50 лет. Я самодостаточен. Дом построен, сад посажен, сын — вырос. Книгу пишу. Хочу заниматься тем, что я умею. Таможню знаю и «умею». — А право вето на неправильные задания от руководства есть?
— У меня сложились комфортные условия работы с руководством Минфина и Кабмина. Меня слышат, а не просто слушают.
— В последнем интервью вы сказали, что если бы у вас был шанс
выбрать, с кем из известных людей поговорить, то это был бы Владимир Путин. Почему? Вы считаете, что его можно просто так переубедить аргументом «хватит»?
— Мы оба военные. Я достаточно долго ношу погоны, и он тоже. Думаю, он понимает, что война — это удел людей слабых. Сильные должны разговаривать, а не стрелять. Я считаю себя сильным.
Порошенко схвалив скасування мита ╕ ПДВ з матер╕ал╕в для виготовлення шолом╕в ╕ бронежилет╕в
Президент Укра╖ни Петро Порошенко п╕дписав закон Укра╖ни № 555-VIII "Про внесення зм╕н до п╕дрозд╕лу 2 розд╕лу ХХ "Прик╕нцев╕ положення" Податкового кодексу Укра╖ни щодо спец╕альних засоб╕в ╕ндив╕дуального захисту". Про це пов╕домля╓ РБК
"Повернуто з п╕дписом в╕д Президента", - йдеться в статус╕ проходження документа.
Закон вносить зм╕ни до пункту 32 п╕дрозд╕лу 2 розд╕лу XX "Перех╕дн╕ положення"
Податкового кодексу Укра╖ни та поширити зв╕льнення в╕д оподаткування податком на додану варт╕сть на операц╕╖ з ввезення на митну територ╕ю Укра╖ни:
- тканин (матер╕ал╕в) , що класиф╕куються у товарн╕й п╕д категор╕╖ 3920 61 00 00 зг╕дно з УКТ ЗЕД (листовий пол╕карбонат), що використову╓ться для виготовлення бронежилет╕в.
Також Президент Порошенко п╕дписав закон Укра╖ни № 556-VIII "Про внесення зм╕ни до розд╕лу ХХ╤ "Прик╕нцев╕ та перех╕дн╕ положення" Митного кодексу Укра╖ни
щодо спец╕альних засоб╕в ╕ндив╕дуального захисту".
Цей закон зв╕льня╓ в╕д сплати вв╕зного мита при ввезенн╕ на митну територ╕ю Укра╖ни у митному режим╕ ╕мпорту листового пол╕карбонату (код товару зг╕дно з УКТЗЕД3920 61 00 00), який
використову╓ться для виготовлення бронежилет╕в.
"Прийняття проекту закону дозволить здешевити тканини для виготовлення шолом╕в при ввезенн╕ та постачанн╕ на митн╕й територ╕╖ Укра╖ни, п╕д час проведення антитерористично╖ операц╕╖, та, в╕дпов╕дно, зберегти життя ╕ здоров'я б╕льшо╖ к╕лькост╕ б╕йц╕в Збройних сил Укра╖ни, п╕дрозд╕л╕в М╕н╕стерства внутр╕шн╕х справ Укра╖ни та Служби безпеки Укра╖ни", - сказав сп╕вавтор законопроекту, народний депутат з фракц╕╖ БПП Олекс╕й
Порошенко.
Нагада╓мо, Верховна Рада Укра╖ни п╕дтримала ц╕ закони в ц╕лому 30 червня 2015 р. За в╕дпов╕дний законопроект № 2202 про внесення зм╕н до Податкового кодексу проголосували 236 депутат╕в при 226 м╕н╕мально необх╕дних, а за законопроект № 2203 про внесення зм╕н у Митний кодекс проголосували 248 нардеп╕в.
2. Визнати таким, що втратив чинн╕сть, наказ М╕н╕стерства ф╕нанс╕в Укра╖ни в╕д 30 травня 2012 року № 634 "Про встановлення порядку обл╕ку
ос╕б, як╕ зд╕йснюють операц╕╖ з товарами", заре╓стрований у М╕н╕стерств╕ юстиц╕╖ Укра╖ни 16 серпня 2012 року за № 1381/21693.
3. Установити, що:
особи, як╕ до набрання чинност╕ цим наказом були взят╕ на обл╕к як особи, як╕ зд╕йснюють операц╕╖ з товарами, продовжують обл╕ковуватись як особи, як╕ зд╕йснюють операц╕╖ з товарами, ╕ не п╕длягають повторн╕й постановц╕ на такий обл╕к;
д╕йсн╕ на дату
набрання чинност╕ цим наказом картки обл╕ку ос╕б, як╕ зд╕йснюють операц╕╖ з товарами, застосовуються як витяги ╕з ре╓стру ос╕б, як╕ зд╕йснюють операц╕╖ з товарами, до внесення зм╕н до такого ре╓стру щодо в╕домостей, як╕ зазначен╕ у картц╕ обл╕ку ос╕б чи отримання витягу ╕з ре╓стру.
4. Департаменту податково╖, митно╖ пол╕тики та методолог╕╖ бухгалтерського обл╕ку М╕н╕стерства ф╕нанс╕в Укра╖ни (Чмерук М.О.) у встановленому порядку забезпечити:
подання цього наказу на державну ре╓страц╕ю до М╕н╕стерства юстиц╕╖ Укра╖ни;
оприлюднення цього наказу.
5. Цей наказ набира╓ чинност╕ через 30 дн╕в з дня його оф╕ц╕йного опубл╕кування.
6. Контроль за виконанням цього наказу покласти на заступника М╕н╕стра ф╕нанс╕в Укра╖ни Маке╓ву О.Л. та заступника Голови Державно╖ ф╕скально╖ служби Укра╖ни, що забезпечу╓ виконання завдань
Державно╖ ф╕скально╖ служби Укра╖ни з реал╕зац╕╖ державно╖ пол╕тики у сфер╕ державно╖ митно╖ справи.
М╕н╕стр
Н. Яресько
ЗАТВЕРДЖЕНО Наказ М╕н╕стерства ф╕нанс╕в Укра╖ни 15.06.2015 № 552
Заре╓стровано в М╕н╕стерств╕ юстиц╕╖ Укра╖ни 08 липня 2015 р. за № 807/27252
ПОРЯДОК обл╕ку ос╕б, як╕ зд╕йснюють операц╕╖ з товарами
╤. Загальн╕ положення
1. Цей Порядок в╕дпов╕дно до статт╕ 455 Митного кодексу Укра╖ни (дал╕ - Кодекс) визнача╓ вимоги щодо процедур обл╕ку Державною ф╕скальною службою
Укра╖ни та митницями ДФС ос╕б, як╕ зд╕йснюють операц╕╖ з товарами, а саме:
взяття на обл╕к ос╕б, як╕ зд╕йснюють операц╕╖ з товарами;
присво╓ння обл╕кових номер╕в особам, як╕ зд╕йснюють операц╕╖ з товарами;
внесення зм╕н до обл╕кових даних ос╕б, як╕ зд╕йснюють операц╕╖ з товарами;
зняття з обл╕ку ос╕б, як╕ зд╕йснюють операц╕╖ з товарами;
встановлення форм заяв та документ╕в з питань обл╕ку ос╕б, як╕ зд╕йснюють операц╕╖ з товарами.
2. У цьому Порядку терм╕ни вживаються у значеннях, наведених у Кодекс╕, Податковому кодекс╕ Укра╖ни та ╕нших законах Укра╖ни з питань оподаткування.
3. Обл╕к ос╕б, як╕ зд╕йснюють операц╕╖ з товарами, ведеться автоматизовано в ре╓стр╕ ос╕б, як╕ зд╕йснюють операц╕╖ з товарами (дал╕ - Ре╓стр).
Ре╓стр ведеться централ╕зовано ДФС у склад╕ ╢дино╖ автоматизовано╖ ╕нформац╕йно╖ системи орган╕в ДФС (дал╕ - ╢А╤С), створено╖ в╕дпов╕дно до Кодексу, а також у результат╕ вза╓мод╕╖ ╢диного банку даних
про платник╕в податк╕в - юридичних ос╕б (дал╕ - ╢диний банк даних юридичних ос╕б) та Державного ре╓стру ф╕зичних ос╕б - платник╕в податк╕в (дал╕ - ДРФО).
4. Процедури обл╕ку ос╕б, як╕ зд╕йснюють операц╕╖ з товарами, ведуться в п╕дрозд╕лах митниць ДФС, на як╕ в╕дпов╕дно до затверджено╖ структури та функц╕ональних повноважень покладено ведення такого обл╕ку (дал╕ - в╕дпов╕дн╕ п╕дрозд╕ли митниць).
Процедури обл╕ку ос╕б, як╕
зд╕йснюють операц╕╖ з товарами, що проводяться автоматично засобами ╢А╤С, проводяться в╕дпов╕дним п╕дрозд╕лом ДФС, на який в╕дпов╕дно до затверджено╖ структури та функц╕ональних повноважень покладено ведення та супроводження ╢А╤С.
5. Обм╕н ╕нформац╕╓ю щодо взяття на обл╕к (внесення зм╕н до обл╕кових номер╕в) ос╕б, як╕ зд╕йснюють операц╕╖ з товарами, в електронному вигляд╕ м╕ж ДФС та особами, як╕ зд╕йснюють операц╕╖ з товарами, проводиться шляхом обм╕ну електронними
документами.
7. Обробка даних щодо ос╕б, як╕ зд╕йснюють операц╕╖ з товарами, зд╕йсню╓ться ╕з дотриманням вимог Закону Укра╖ни "Про захист персональних даних".
╤╤. Порядок взяття на обл╕к ос╕б, як╕ зд╕йснюють операц╕╖ з товарами
1. Взяття на обл╕к ос╕б, як╕ зд╕йснюють операц╕╖ з
товарами, проводиться одноразово у в╕дпов╕дному п╕дрозд╕л╕ будь-яко╖ митниц╕:
1) за зверненням таких ос╕б, у тому числ╕ засобами електронного зв’язку, до в╕дпов╕дних п╕дрозд╕л╕в митниць;
2) при першому зд╕йсненн╕ такими особами операц╕й з товарами, контроль за якими в╕дпов╕дно до Кодексу та ╕нших акт╕в законодавства Укра╖ни
покладено на митниц╕ ДФС.
2. Особа, яка зд╕йсню╓ операц╕╖ з товарами (або ╖╖ представник, повноваження якого п╕дтверджен╕ дов╕рен╕стю або письмовим договором м╕ж ним та особою, яку в╕н представля╓), для взяття на обл╕к пода╓ заяву про взяття на обл╕к особи, яка зд╕йсню╓ операц╕╖ з товарами, за формою № 1-ЗЕД, наведеною в додатку 1 до цього Порядку (дал╕ - заява);
Заява пода╓ться в паперовому вигляд╕ безпосередньо до в╕дпов╕дного п╕дрозд╕лу митниц╕ або засобами електронного зв’язку на адресу ╤нформац╕йного порталу ДФС, з використанням над╕йних засоб╕в ЕЦП з посиленими сертиф╕катами в╕дкритих ключ╕в.
Заяви, подан╕ засобами електронного зв’язку, опрацьовуються автоматично засобами ╢А╤С.
За бажанням особи, яка зд╕йсню╓ операц╕╖ з товарами, разом ╕з заявою в
паперовому вигляд╕ особа може подати ╖╖ електронну коп╕ю без застосування ЕЦП.
3. Зг╕дно ╕з даними, зазначеними у заяв╕, в╕дпов╕дний п╕дрозд╕л митниц╕ форму╓ запит для отримання в електронному вигляд╕ в╕домостей про особу з ╢диного банку даних юридичних ос╕б та/або ДРФО, у тому числ╕ в╕домостей, що над╕йшли до цих баз даних ╕з ╢диного державного ре╓стру юридичних ос╕б та ф╕зичних ос╕б - п╕дпри╓мц╕в.
4. У раз╕ подання заяви
засобами електронного зв’язку перев╕рка ЕЦП та перев╕рка в╕дпов╕дност╕ даних, зазначених у заяв╕, в╕домостям з ╢диного банку даних юридичних ос╕б та/або ДРФО зд╕йснюються засобами програмного забезпечення ╢А╤С.
5. В╕дпов╕дний п╕дрозд╕л митниц╕ або ДФС поверта╓ заяву на доопрацювання без включення даних про особу до Ре╓стру в таких випадках:
заява подана або заповнена з порушенням вимог, встановлених пунктом 2 цього
розд╕лу;
в╕домост╕, зазначен╕ в заяв╕, не в╕дпов╕дають даним ДРФО та/або ╢диного банку даних юридичних ос╕б.
Повернення заяви на доопрацювання не обмежу╓ можливост╕ повторного звернення особи, яка зд╕йсню╓ операц╕╖ з товарами, з метою взяття на обл╕к зг╕дно з цим Порядком.
6. В╕дпов╕дний п╕дрозд╕л митниц╕ або ДФС в╕дмовля╓ в ре╓страц╕╖ особи без включення даних про особу до Ре╓стру в таких
випадках:
особа, яка зд╕йсню╓ операц╕╖ з товарами, перебува╓ в процес╕ припинення, склала розпод╕льчий або л╕кв╕дац╕йний баланс, передавальний акт, як╕ затверджено в установленому законодавством порядку, та отримала дов╕дку про в╕дсутн╕сть заборгованост╕ з╕ сплати податк╕в, збор╕в за формою № 22-ОПП або припинила п╕дпри╓мницьку д╕яльн╕сть (за даними ╢диного
банку даних юридичних ос╕б або ДРФО, у тому числ╕ Ре╓стру самозайнятих ос╕б);
заяву про взяття на обл╕к подано особою, яка вже перебува╓ на обл╕ку, або заяву про внесення зм╕н - особою, яка не перебува╓ на обл╕ку;
в╕домост╕ про уповноважену особу, стосовно яко╖ в╕дклика╓ться право представляти ╕нтереси особи, яка зд╕йсню╓ операц╕╖ з товарами, не включено до Ре╓стру.
7. У раз╕ в╕дсутност╕
п╕дстав для повернення заяви на доопрацювання або в╕дмови в ре╓страц╕╖ особи в╕дпов╕дний п╕дрозд╕л митниц╕ в день отримання заяви вносить до Ре╓стру дан╕ про особу ╕з заяви, а також дан╕, отриман╕ у вза╓мод╕╖ з ╢диним банком даних юридичних ос╕б та/або ДРФО. Дан╕ про особу, яка подала заяву засобами електронного зв’язку, вносяться до Ре╓стру автоматично.
Взяття на обл╕к ос╕б, як╕ зд╕йснюють операц╕╖ з товарами, зд╕йсню╓ться не п╕зн╕ше наступного робочого дня
п╕сля отримання заяви шляхом присво╓ння таким особам обл╕кового номера. Дата формування обл╕кового номера ╓ датою взяття на обл╕к.
8. За результатами розгляду кожно╖ отримано╖ заяви не п╕зн╕ше наступного робочого дня п╕сля ╖╖ отримання в╕дпов╕дний п╕дрозд╕л митниц╕ або ДФС ╕нформу╓ особу про:
взяття особи на обл╕к та пов╕домля╓ ╖╖ обл╕ковий номер шляхом видач╕ або направлення поштою витягу з Ре╓стру ос╕б, як╕ зд╕йснюють операц╕╖ з
товарами (дал╕ - витяг). У раз╕ подання заяви про взяття на обл╕к засобами електронного зв’язку витяг також направля╓ться засобами електронного зв’язку;
повернення заяви на доопрацювання з обов’язковим зазначенням причин, визначених пунктом 5 цього розд╕лу;
в╕дмову у ре╓страц╕╖ особи з обов’язковим зазначенням причин, визначених пунктом 6 цього розд╕лу.
╤╤╤. Порядок формування та використання обл╕кового номера
1. Обл╕ковий номер, що присвою╓ться при взятт╕ на обл╕к особ╕, яка зд╕йсню╓ операц╕╖ з товарами, форму╓ться автоматизовано за такою структурою:
2. У структур╕ обл╕кового номера елемент 1 м╕стить л╕терний код кра╖ни (для Укра╖ни - UA).
3. У пол╕ елемента 2 структури обл╕кового номера зазнача╓ться:
1) цифра "0" - для ф╕зичних ос╕б - п╕дпри╓мц╕в, кр╕м ос╕б, як╕ мають в╕дм╕тку в паспорт╕ про право зд╕йснювати будь-як╕ платеж╕ за сер╕╓ю та номером паспорта;
2) цифра "1" - для юридичних ос╕б;
3) цифра "2" - для уповноважених учасник╕в договор╕в про сп╕льну д╕яльн╕сть;
4) цифра "3" - для в╕докремлених п╕дрозд╕л╕в ╕ноземних компан╕й, орган╕зац╕й, у тому числ╕ пост╕йних представництв нерезидент╕в;
5) цифра "4" - для ф╕зичних ос╕б - п╕дпри╓мц╕в, як╕ мають в╕дм╕тку в паспорт╕ про право зд╕йснювати будь-як╕ платеж╕ за сер╕╓ю та номером паспорта;
6) цифра
"5" - для ╕ноземних дипломатичних представництв та консульських установ, представництв м╕жнародних орган╕зац╕й в Укра╖н╕ (дал╕ - дипломатична м╕с╕я);
7) цифра "6" - для ╕нвестор╕в (оператор╕в) угод про розпод╕л продукц╕╖;
4. У
пол╕ елемента 3 структури обл╕кового номера зазнача╓ться:
1) ре╓страц╕йний номер обл╕ково╖ картки платника податк╕в - для ф╕зичних ос╕б - п╕дпри╓мц╕в, кр╕м ос╕б, як╕ мають в╕дм╕тку в паспорт╕ про право зд╕йснювати будь-як╕ платеж╕ за сер╕╓ю та номером паспорта;
2) цифри "00" та 8-значний код за ╢ДРПОУ - для юридичних ос╕б та в╕докремлених п╕дрозд╕л╕в ╕ноземних компан╕й, орган╕зац╕й;
3) цифра
"0" та 9-значний ре╓страц╕йний (обл╕ковий) номер платника податк╕в, наданий контролюючим органом при взятт╕ на обл╕к особи як платника податк╕в;
4) порядковий номер, що генеру╓ться автоматизованою системою ╢А╤С:
для ф╕зичних ос╕б - п╕дпри╓мц╕в, як╕ мають в╕дм╕тку в паспорт╕ про право зд╕йснювати будь-як╕ платеж╕ за сер╕╓ю та номером паспорта;
для дипломатичних м╕с╕й та виконавц╕в
(нерезидент╕в) проект╕в (програм) м╕жнародно╖ техн╕чно╖ допомоги, як╕ не перебувають на обл╕ку в контролюючих органах як платники податк╕в.
5. Обл╕ковий номер особи ╓ д╕йсним на вс╕й митн╕й територ╕╖ Укра╖ни. Такий самий обл╕ковий номер не може бути присво╓но ╕нш╕й особ╕.
6. Анульований обл╕ковий номер особи, яка зд╕йсню╓ операц╕╖ з товарами, не може бути присво╓но ╕нш╕й особ╕, яка зд╕йсню╓ операц╕╖ з товарами.
IV. Порядок внесення зм╕н до обл╕кових даних ос╕б, як╕ зд╕йснюють операц╕╖ з товарами
1. У раз╕ виникнення зм╕н у даних про особу, яка зд╕йсню╓ операц╕╖ з товарами, така особа (або ╖╖ представник) зверта╓ться до в╕дпов╕дного п╕дрозд╕лу будь-яко╖ митниц╕ ╕з заявою безпосередньо або засобами електронного зв’язку.
Заява пода╓ться, прийма╓ться та опрацьову╓ться в такому
самому порядку, як ╕ при взятт╕ на обл╕к особи, яка зд╕йсню╓ операц╕╖ з товарами.
У раз╕ подання заяви в паперовому вигляд╕ особа може подати електронну коп╕ю тако╖ заяви без застосування ЕЦП.
2. Зм╕ни в Ре╓стр╕ щодо ╕нших даних особи, яка зд╕йсню╓ операц╕╖ з товарами, вносяться на основ╕ даних ╕з ╢диного банку даних юридичних ос╕б та/або ДРФО, у тому числ╕ Ре╓стру самозайнятих ос╕б, отриманих у результат╕ вза╓мод╕╖ цих
╕нформац╕йних систем, або на п╕дстав╕ заяви особи.
3. На основ╕ даних ╢диного банку даних юридичних ос╕б та ДРФО, у тому числ╕ Ре╓стру самозайнятих ос╕б, до Ре╓стру вносяться в╕дм╕тки про внесення до ╢диного державного ре╓стру юридичних ос╕б та ф╕зичних ос╕б - п╕дпри╓мц╕в запис╕в про:
в╕дсутн╕сть юридично╖ особи за ╖╖ м╕сцезнаходженням або про в╕дсутн╕сть п╕дтвердження в╕домостей про юридичну особу;
прийняття р╕шення про припинення юридично╖ особи;
порушення провадження у справ╕ про банкрутство, визнання банкрутом та в╕дкриття л╕кв
╕дац╕йно╖ процедури стосовно особи, яка зд╕йсню╓ операц╕╖ з товарами;
державну ре╓страц╕ю припинення юридично╖ особи або припинення п╕дпри╓мницько╖ д╕яльност╕ ф╕зично╖ особи - п╕дпри╓мця.
4. У раз╕ наявност╕ зм╕н у даних про особу, яка зд╕йсню╓ операц╕╖ з товарами, обл╕ковий номер особи не зм╕ню╓ться, кр╕м випадк╕в зм╕ни коду за ╢ДРПОУ чи для ф╕зичних ос╕б - п╕дпри╓мц╕в - ре╓страц╕йного номера обл╕ково╖ картки платника податк╕в у
випадках, передбачених законодавством.
5. У раз╕ подання особою, яка зд╕йсню╓ операц╕╖ з товарами, заяви про зм╕ну коду за ╢ДРПОУ чи для ф╕зичних ос╕б - п╕дпри╓мц╕в - ре╓страц╕йного номера обл╕ково╖ картки платника податк╕в в╕дпов╕дний п╕дрозд╕л митниц╕ не п╕зн╕ше наступного робочого дня п╕сля прийняття заяви вносить так╕ зм╕ни до Ре╓стру та у день внесення таких зм╕н ╕нформу╓ особу про зм╕ну обл╕кового номера шляхом видач╕ або направлення поштою витягу. У раз╕ подання
особою заяви про внесення зм╕н до обл╕кового номера особи засобами електронного зв’язку витяг також направля╓ться засобами електронного зв’язку.
V. Порядок зняття з обл╕ку ос╕б, як╕ зд╕йснюють операц╕╖ з товарами
1. Зняття з обл╕ку особи, яка зд╕йсню╓ операц╕╖ з товарами, проводиться в╕дпов╕дним п╕дрозд╕лом митниц╕ за м╕сцезнаходженням (м╕сцем проживання) особи шляхом внесення в╕дпов╕дного
запису до Ре╓стру та анулювання обл╕кового номера особи, яка зд╕йсню╓ операц╕╖ з товарами.
2. Зняття з обл╕ку особи, яка зд╕йсню╓ операц╕╖ з товарами, зд╕йсню╓ться ╕з одночасним анулюванням обл╕кового номера в таких випадках:
1) прийняття особою р╕шення про припинення д╕яльност╕, пов’язано╖ з╕ зд╕йсненням операц╕й з товарами;
2) державно╖ ре╓страц╕╖ припинення п╕дпри╓мницько╖ д╕яльност╕
ф╕зично╖ особи - п╕дпри╓мця чи державно╖ ре╓страц╕╖ припинення юридично╖ особи;
3) прийняття р╕шення про припинення юридично╖ особи чи припинення д╕яльност╕ ╕ншо╖ особи, яка зд╕йсню╓ операц╕╖ з товарами.
3. У випадку, визначеному п╕дпунктом 1 пункту 2 цього розд╕лу, зняття з обл╕ку зд╕йсню╓ться за зверненням особи.
У випадку, передбаченому п╕дпунктами 2, 3 пункту 2 цього розд╕лу, зняття з
обл╕ку зд╕йсню╓ться за зверненням особи або за р╕шенням митниц╕ ДФС за м╕сцезнаходженням (м╕сцем проживання) особи.
4. Р╕шення про зняття з обл╕ку та анулювання обл╕кового номера особи, яка зд╕йсню╓ операц╕╖ з товарами, прийма╓ кер╕вник (заступник кер╕вника) митниц╕ ДФС за м╕сцезнаходженням (м╕сцем проживання) особи.
5. Про зняття з обл╕ку та анулювання обл╕кового номера особи, яка зд╕йсню╓ операц╕╖ з товарами, вноситься запис
до Ре╓стру ╕з зазначенням причини анулювання.
6. Про факт зняття з обл╕ку та анулювання обл╕кового номера особи, яка зд╕йсню╓ операц╕╖ з товарами, в╕дпов╕дний п╕дрозд╕л митниц╕ письмово або засобами електронного зв’язку ╕нформу╓ таку особу або ╖╖ правонаступник╕в у триденний строк.
7. Документи, як╕ були п╕дставою для взяття на обл╕к у митниц╕ ДФС, та документи, на п╕дстав╕ яких зд╕йснювалося зняття з обл╕ку особи, яка
зд╕йсню╓ операц╕╖ з товарами, збер╕гаються протягом трьох рок╕в з дати зняття з обл╕ку особи окремо в╕д документ╕в ос╕б, як╕ перебувають на обл╕ку в митницях ДФС.
VI. Порядок надання витяг╕в та оприлюднення в╕домостей з Ре╓стру
1. З метою пост╕йного забезпечення орган╕в державно╖ влади, орган╕в м╕сцевого самоврядування, юридичних та ф╕зичних ос╕б ╕нформац╕╓ю ДФС щоденно оприлюдню╓ на власному
оф╕ц╕йному веб-портал╕:
дан╕ з Ре╓стру ╕з зазначенням найменування або пр╕звища, ╕мен╕ та по батьков╕ особи, яка зд╕йсню╓ операц╕╖ з товарами, дати взяття на обл╕к, обл╕кового номера особи;
╕нформац╕ю про ос╕б, як╕ знят╕ з обл╕ку в митницях ДФС, ╕з зазначенням дати зняття з обл╕ку та анулювання обл╕кового номера.
2. За запитом особи, яка зд╕йсню╓ операц╕╖ з товарами, в╕дпов╕дний п╕дрозд╕л
митниц╕ нада╓ протягом доби на безоплатн╕й основ╕ витяг. Запит пода╓ться особою до в╕дпов╕дного п╕дрозд╕лу будь-яко╖ митниц╕ в дов╕льн╕й форм╕ та обов’язково ма╓ бути п╕дписаний ц╕╓ю особою або ╖╖ представником ╕з зазначенням дати.
У такому самому порядку нада╓ться витяг за запитом розпорядника майна, л╕кв╕датора або голови ком╕с╕╖ з припинення особи, яка зд╕йсню╓ операц╕╖ з товарами.
Витяг д╕йсний до внесення зм╕н до
Ре╓стру щодо в╕домостей, як╕ зазначен╕ в цьому витягу.
3. Без звернення особи, яка зд╕йсню╓ операц╕╖ з товарами, в╕дпов╕дний п╕дрозд╕л митниц╕ вида╓ або направля╓ особ╕ витяг у раз╕ взяття на обл╕к або зм╕ни обл╕кового номера зг╕дно з цим Порядком.
4. Витяг з ре╓стру ос╕б, як╕ зд╕йснюють операц╕╖ з товарами, за формою № 2-ЗЕД, наведеною в додатку
2 до цього Порядку, форму╓ться за в╕дпов╕дним критер╕╓м пошуку та м╕стить в╕домост╕ з Ре╓стру, як╕ ╓ актуальними на дату формування витягу.
У форм╕ витягу зазначаються:
найменування або пр╕звище, ╕м’я та по батьков╕ особи;
обл╕ковий номер особи, яка зд╕йсню╓ операц╕╖ з товарами;
дата взяття на обл╕к особи;
дата внесення останн╕х зм╕н;
найменування митниц╕ ДФС, яка видала витяг.
У раз╕ зняття з обл╕ку особи у витягу зазначаються дата та причина зняття з обл╕ку особи.
Витяг п╕дпису╓ться посадовою особою в╕дпов╕дного п╕дрозд╕лу митниц╕ та скр╕плю╓ться ╖╖ особистою номерною печаткою. У раз╕ формування витягу засобами ╢А╤С застосову╓ться ЕЦП ╤нформац╕йного порталу ДФС.
5. За бажанням особи, яка зд╕йсню╓ операц╕╖ з товарами, витяг може бути направлений в╕дпов╕дним п╕дрозд╕лом митниц╕ на електронну адресу особи.
Директор Департаменту податково╖, митно╖ пол╕тики та
методолог╕╖ бухгалтерського обл╕ку
М.О. Чмерук
Додаток 1 до
Порядку обл╕ку ос╕б, як╕ зд╕йснюють операц╕╖ з товарами (пункт 2 розд╕лу ╤╤)
ЗАЯВА про взяття на обл╕к особи, яка зд╕йсню╓ операц╕╖ з товарами (Форма № 1-ЗЕД)
Додаток 2 до Порядку обл╕ку ос╕б, як╕ зд╕йснюють операц╕╖ з товарами (пункт 4 розд╕лу VI)
ВИТЯГ з ре╓стру ос╕б, як╕ зд╕йснюють операц╕╖ з товарами (Форма № 2-ЗЕД)
Украинские интеллектуальные рэкетиры вымогают мзду при помощи вешалок и зубочисток. Как дать им отпор?
Государственная фискальная служба призывает Кабмин совместными усилиями покончить с патентными троллями, которые без особого труда "перехватывают" патенты на самые тривиальные вещи - от лампочек до автозапчастей.
Л╤ГАБ╕знес╤нформ выясняла, как украинские патентные тролли очутились в зоне комфорта и как с ними предлагает бороться
государство.
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: На Западе широко распространена практика скупки обширных патентных портфолио у разработчиков с целью последующего сублицензирования. Мониторингом патентного бизнеса занимается неприбыльная международная организация Patent Freedom. Согласно ее формулировке, патентный бизнес переходит в категорию троллинга, когда владелец патента начинает устанавливать нерыночные цены и прижимает к стенке несогласных лицензиатов, блокируя их деятельность в судах.
По данным Patent Freedom, чаще всего патентному троллингу подвергаются лидеры мирового IT-рынка. При этом явление набирает обороты - количество судебных исков увеличивается в среднем на 22% ежегодно. Пик патентного троллинга пришелся на 2011 год, когда сумма патентных претензий в судах достигла $29 млрд.
Особенности национального троллинга
Если на развитых рынках патентные споры возникают в основном между крупными компаниями, которые оспаривают
"первородство" инноваций, то в Украине патентный троллинг стал одним из "жанров" обыкновенного рэкета. Особенно в этом промысле преуспели предприимчивые львовяне - Виталий Голев и братья Кирилл и Дмитрий Голиусовы. На протяжении последних нескольких лет им удалось получить патенты на промышленные образцы таких тривиальных товаров, как вешалки, зубочистки, лампочки, автомобильные запчасти и даже планшетные ПК.
Скандальную известность получил именно патент на вешалку, с помощью
которого Голев пытался получить отчисления (роялти) от розничных сетей Эпицентр и Jysk. Хотя ритейлерам удалось в судебном порядке отменить абсурдный патент на вешалку, многие образцы львовского патентного троллинга до сих пор числятся в онлайн-базе Украинского института промышленной собственности как действительные.
Почему в Украине стало возможным "застолбить" абсурдный патент на широко распространенную вещь? Причина - в несовершенстве отечественного патентного законодательства.
Государственная служба интеллектуальной собственности может выдать патент на так называемый промышленный образец. При этом выдача патента происходит без проведения экспертизы на патентопригодность. В то же время даже очевидно абсурдный патент дает своему владельцу мощные рычаги влияния, в том числе с вовлечением силовых органов.
"Во-первых, у нас существует формальная экспертиза для некоторых видов патентов. Это значит, что патент можно вполне законно получить абсолютно на любую
вещь, например вешалку или планшет. Во-вторых, у нас существует специальный таможенный реестр прав интеллектуальной собственности. Имея на руках патент, можно на границе остановить груз, который отвечает этому патенту. Груз конфискуется и продается с торгов, либо же уничтожается", - поясняет Антон Куц, адвокат, руководитель практики судебных споров и медиации АО Юскутум.
Формально закон оставляет возможность оспорить абсурдные патенты и добиться их аннулирования. Однако расчет
троллей состоит в том, что в определенных случаях дешевле и быстрее согласиться на мзду, чем рубить правду в судах. "Судебное разбирательство занимает около шести месяцев, а получение патента - два. Суд стоит значительных денег, а патент можно получить за символическую плату", - поясняет Куц.
Хотели как лучше?
Госслужба интеллектуальной собственности, в чьем ведении находится проблематика патентного троллинга, неоднократно пыталась найти выход из
ситуации, проявляя "инициативу снизу". Еще в прошлом году, после скандала с патентом на вешалки, созывались всевозможные экспертные советы и общественные слушания. Однако с началом Евромайдана поиск решения проблемы постепенно заглох. В данный момент в Институте промышленной собственности происходят структурные изменения и кадровые перестановки, поэтому получить их комментарий на момент выхода статьи не удалось.
Новым инициатором реформ неожиданно выступила Государственная
фискальная служба. По мнению зампредседателя ГФС Анатолия Макаренко, необходимо закрыть "черный ход" патентных троллей - получение патента без экспертизы. "Считаем, что необходимо законодательно урегулировать вопрос экспертизы заявок по критериям патентопригодности при выдаче патентов на промышленные образцы", - говорится в письме ГФС, адресованном Кабмину. Инициатива ГФС в Кабмине получила
дальнейшее развитие - вице-премьер Вячеслав Кириленко дал необходимые распоряжения Минэкономразвития, МВД и Службе интеллектуальной собственности.
Однако юристы относятся к новому предложению ГФС со скепсисом. "Государственная фискальная служба указывает одно конкретное предложение: предоставление апелляционной палате Службы интеллектуальной собственности права отменять патенты. Выглядит оно несколько неоднозначно. Такая попытка подменить собой суд позволит в лучшем случае ускорить
процедуру отмены фиктивных патентов, создавая при этом огромное пространство для злоупотреблений", - поясняет Антон Куц.
Реальным противодействием патентному троллингу, по мнению юристов, может стать механизм, позволяющий судам исключать спорный патент из таможенного реестра в качестве меры обеспечения иска о признании его недействительным. Самое же радикальное предложение сводится к невозможности включения в таможенный реестр объектов, патент на которые получен по формальной
экспертизе. Не навредит и введение ответственности за патентный троллинг вплоть до уголовной, считают в АО Юскутум.
Харк╕вськ╕ митники попередили спробу порушення прав ╕нтелектуально╖ власност╕
Одним з харк╕вських п╕дпри╓мств до Харк╕всько╖ митниц╕ ДФС було подано митну декларац╕ю для оформлення автомоб╕льних запчастин.
В ход╕ зд╕йснення огляду товар╕в митниками була виявлена продукц╕я, маркована товарними знаками, внесеними до митного ре╓стру об’╓кт╕в права ╕нтелектуально╖ власност╕ Державно╖ ф╕скально╖ служби Укра╖ни. П╕дпри╓мство-╕мпортер не мало в╕дпов╕дного дозволу в╕д правовласника торгово╖ марки на ╕мпорт тако╖
продукц╕╖.
З метою з’ясування вс╕х обставин митне оформлення було призупинено, а зразки товар╕в направлен╕ на товарознавчу експертизу.
Результати експертизи п╕дтвердили порушення прав ╕нтелектуально╖ власност╕ п╕дпри╓мством-╕мпортером.
В╕дносно ╕мпортера зазначеного товару митницею було складено два протоколи про порушення митних правил за статтею 476 Митного кодексу
Укра╖ни.
Санкц╕╓ю ц╕╓╖ статт╕ передбачено накладення штрафу в розм╕р╕ одн╕╓╖ тисяч╕ неоподатковуваних м╕н╕мум╕в доход╕в громадян з конф╕скац╕╓ю товар╕в, що перем╕щуються з порушенням права ╕нтелектуально╖ власност╕.