№ 1697-VII от 14-10-2014 Закони Укра╖ни Про прокуратуру "ГУ" № 206; набира╓ чинност╕ через ш╕сть м╕сяц╕в з дня його опубл╕кування, кр╕м пункту 5 розд╕лу XII (кр╕м п╕дпункт╕в 3, 5, 8, 9, 12, 20, 42, 49, 63, 67), розд╕лу XIII цього Закону, як╕ набирають чинност╕ з дня, наступного за днем його опубл╕кування от 25-10-2014 Действует с 15-07-2015
Украина и Канада завершили переговоры о создании ЗСТ
В рамках рабочего визита премьер-министра Украины Арсения Яценюка в Оттаву подписан документ о завершении переговорного процесса по созданию зоны свободной торговли между Украиной и Канадой. Об этом сообщает пресс-служба Кабмина.
Положения проекта Соглашения о свободной торговле между Украиной и Канадой обеспечивают углубление торгового и экономического сотрудничества, в том числе в части торговли промышленными и сельскохозяйственными товарами, защиты
интеллектуальной собственности, регулирования государственных закупок.
Сразу после вступления в силу Соглашения, Канада откроет украинским экспортерам свободный доступ к 98% своего рынка товаров. Зато Украина, прежде чем либерализовать рынок, полностью отменив импортные пошлины, будет иметь в распоряжении переходный период.
"В долгосрочной перспективе для бизнеса Соглашение станет возможностью диверсификации торговых потоков, станет толчком к модернизации
украинских предприятий для производства товаров с высокой добавленной стоимостью для экспорта в Канаду", - говорится в сообщении.
От имени правительства Украины документ подписала Торговый представитель Украины Наталия Микольская, от имени правительства Канады - представитель Министерства иностранных дел, торговли и развития Канады - директор департамента доступа к рынкам Марвин Хильдебранд.
ДФС надано пропозиц╕╖ щодо удосконалення системи електронного адм╕н╕стрування ПДВ
Система електронного адм╕н╕стрування ПДВ може бути удосконалена. В╕дпов╕дний законопроект (№2173а в╕д 30.06.2015), який передбача╓ внесення зм╕н до Податкового кодексу, вже заре╓стрований у Верховн╕й Рад╕ Укра╖ни.
Зм╕ни були п╕дготовлен╕ за результатами зас╕дань робочо╖ групи, створено╖ при М╕н╕стерств╕
ф╕нанс╕в Укра╖ни за участ╕ представник╕в ДФС та б╕знес-сп╕льноти, а також зас╕дань у Ком╕тет╕ Верховно╖ Ради Укра╖ни з питань податково╖ та митно╖ пол╕тки за участ╕ народних депутат╕в.
«Метою законопроекту ╓ удосконалення системи електронного адм╕н╕стрування ПДВ за пропозиц╕ями б╕знесу та виправлення помилок платник╕в,
допущених п╕д час роботи системи в тестовому режим╕», – поясню╓ директор Департаменту методолог╕чно╖ роботи з питань оподаткування ДФС Неля Привалова.
Законопроект спрямований на врегулювання низки питань. Так, зокрема, в╕дпов╕дно до спецрежиму оподаткування суми ПДВ с╕льськогосподарських товаровиробник╕в не п╕длягають
сплат╕ до бюджету, а п╕длягають перерахуванню на ╖х спец╕альн╕ рахунки. Таким суб’╓ктам пропону╓ться в╕дкриття додаткових електронних рахунк╕в, кошти з яких автоматично перераховуватимуться на спец╕альн╕ рахунки таких платник╕в у день ╖х зарахування на електронний рахунок. Це дозволить с/г товаровиробникам уникнути «заморожування» кошт╕в, оск╕льки на сьогодн╕ кошти на спец╕альн╕ рахунки таких товаровиробник╕в перераховуються п╕сля подання податково╖ декларац╕╖.
Також пропону╓ться
скасувати рекв╕зити податково╖ накладно╖, як╕ втратили актуальн╕сть у зв’язку ╕з запровадженням системи електронного адм╕н╕стрування ПДВ, що скоротить час платникам на заповнення податково╖ накладно╖.
Система електронного адм╕н╕стрування ПДВ дозволя╓ платникам ПДВ – покупцям отримувати податков╕ накладн╕ з ╢РПН. Законопроектом пропону╓ться закр╕пити право покупц╕в в╕дображати податковий кредит по таким податковим
накладним.
Кр╕м того, передбача╓ться можлив╕сть складання раз на м╕сяць зведених податкових накладних у раз╕ зд╕йснення постачання товар╕в/послуг, що ма╓ безперервний або ритм╕чний характер (постачання тепла газу, електроенерг╕╖, послуг зв’язку тощо). Це, у свою чергу, скоротить к╕льк╕сть податкових накладних та зменшить в╕двол╕кання об╕гових кошт╕в платник╕в ПДВ.
Водночас для зменшення в╕двол╕кання об╕гових кошт╕в платник╕в при робот╕ системи електронного адм╕н╕стрування в повноц╕нному режим╕ пропону╓ться продовжити з 15 до 31 календарного дня строки ре╓страц╕╖ податкових накладних, складених протягом трьох м╕сяц╕в роботи системи на пост╕йн╕й основ╕.
Для забезпечення коректного формування з 1 липня показника суми податку, на яку платник ма╓ право заре╓струвати
податков╕ накладн╕ та/або розрахунки коригування в ╢РПН, пропону╓ться передбачити його „обнул╕ння” та включити до нього:
- суми середньом╕сячного розм╕ру сум податку, задекларованих платником до сплати до бюджету та погашених за останн╕ 12 зв╕тних м╕сяц╕в/4 квартали (т.з. „овердрафт”);
- суми помилково та/або надм╕ру сплачених грошових зобов'язань з податку на додану варт╕сть станом на 01.07.2015;
- суми в╕д’╓много значення,
непогашеного станом на 01.07.2015;
- залишку кошт╕в на електронному рахунку платника.
Це дозволить прибрати з системи електронного адм╕н╕стрування ПДВ ф╕ктивн╕ суми податку, як╕ були „затягнут╕” в систему платниками протягом тестового режиму та виправити помилки
платник╕в.
«Ус╕ зм╕ни, викладен╕ у законопроект╕, спрямован╕ на покращення роботи системи електронного адм╕н╕стрування ПДВ та п╕двищення серв╕су обслуговування платник╕в податк╕в», – п╕дкреслила Неля Привалова.
ДФС надано пропозиц╕╖ щодо удосконалення системи електронного адм╕н╕стрування ПДВ
Система електронного адм╕н╕стрування ПДВ може бути удосконалена. В╕дпов╕дний законопроект (№2173а в╕д 30.06.2015), який передбача╓ внесення зм╕н до Податкового кодексу, вже заре╓стрований у Верховн╕й Рад╕ Укра╖ни.
Зм╕ни були п╕дготовлен╕ за результатами зас╕дань робочо╖ групи, створено╖ при М╕н╕стерств╕
ф╕нанс╕в Укра╖ни за участ╕ представник╕в ДФС та б╕знес-сп╕льноти, а також зас╕дань у Ком╕тет╕ Верховно╖ Ради Укра╖ни з питань податково╖ та митно╖ пол╕тки за участ╕ народних депутат╕в.
«Метою законопроекту ╓ удосконалення системи електронного адм╕н╕стрування ПДВ за пропозиц╕ями б╕знесу та виправлення помилок платник╕в,
допущених п╕д час роботи системи в тестовому режим╕», – поясню╓ директор Департаменту методолог╕чно╖ роботи з питань оподаткування ДФС Неля Привалова.
Законопроект спрямований на врегулювання низки питань. Так, зокрема, в╕дпов╕дно до спецрежиму оподаткування суми ПДВ с╕льськогосподарських товаровиробник╕в не п╕длягають
сплат╕ до бюджету, а п╕длягають перерахуванню на ╖х спец╕альн╕ рахунки. Таким суб’╓ктам пропону╓ться в╕дкриття додаткових електронних рахунк╕в, кошти з яких автоматично перераховуватимуться на спец╕альн╕ рахунки таких платник╕в у день ╖х зарахування на електронний рахунок. Це дозволить с/г товаровиробникам уникнути «заморожування» кошт╕в, оск╕льки на сьогодн╕ кошти на спец╕альн╕ рахунки таких товаровиробник╕в перераховуються п╕сля подання податково╖ декларац╕╖.
Також пропону╓ться
скасувати рекв╕зити податково╖ накладно╖, як╕ втратили актуальн╕сть у зв’язку ╕з запровадженням системи електронного адм╕н╕стрування ПДВ, що скоротить час платникам на заповнення податково╖ накладно╖.
Система електронного адм╕н╕стрування ПДВ дозволя╓ платникам ПДВ – покупцям отримувати податков╕ накладн╕ з ╢РПН. Законопроектом пропону╓ться закр╕пити право покупц╕в в╕дображати податковий кредит по таким податковим
накладним.
Кр╕м того, передбача╓ться можлив╕сть складання раз на м╕сяць зведених податкових накладних у раз╕ зд╕йснення постачання товар╕в/послуг, що ма╓ безперервний або ритм╕чний характер (постачання тепла газу, електроенерг╕╖, послуг зв’язку тощо). Це, у свою чергу, скоротить к╕льк╕сть податкових накладних та зменшить в╕двол╕кання об╕гових кошт╕в платник╕в ПДВ.
Водночас для зменшення в╕двол╕кання об╕гових кошт╕в платник╕в при робот╕ системи електронного адм╕н╕стрування в повноц╕нному режим╕ пропону╓ться продовжити з 15 до 31 календарного дня строки ре╓страц╕╖ податкових накладних, складених протягом трьох м╕сяц╕в роботи системи на пост╕йн╕й основ╕.
Для забезпечення коректного формування з 1 липня показника суми податку, на яку платник ма╓ право заре╓струвати
податков╕ накладн╕ та/або розрахунки коригування в ╢РПН, пропону╓ться передбачити його „обнул╕ння” та включити до нього:
- суми середньом╕сячного розм╕ру сум податку, задекларованих платником до сплати до бюджету та погашених за останн╕ 12 зв╕тних м╕сяц╕в/4 квартали (т.з. „овердрафт”);
- суми помилково та/або надм╕ру сплачених грошових зобов'язань з податку на додану варт╕сть станом на 01.07.2015;
- суми в╕д’╓много значення,
непогашеного станом на 01.07.2015;
- залишку кошт╕в на електронному рахунку платника.
Це дозволить прибрати з системи електронного адм╕н╕стрування ПДВ ф╕ктивн╕ суми податку, як╕ були „затягнут╕” в систему платниками протягом тестового режиму та виправити помилки
платник╕в.
«Ус╕ зм╕ни, викладен╕ у законопроект╕, спрямован╕ на покращення роботи системи електронного адм╕н╕стрування ПДВ та п╕двищення серв╕су обслуговування платник╕в податк╕в», – п╕дкреслила Неля Привалова.
Всемирная торговая организация советует Украине отменить спецпошлины на ввоз легковых автомобилей, а отечественный бизнес страдает от импортного сбора. В скором времени торговый протекционизм Киева может создать новые проблемы экспортерам, да и всей стране.
В конце июня панель арбитров, сформированная Всемирной торговой организацией в рамках претензий Японии к Украине в связи с введенными в 2013 году специальными защитными мерами против импорта легковых авто,
признала справедливыми 10 из этих претензий. В том числе – к демонстрации причинно-следственной связи событий и к надлежащему уведомлению. Однако по еще 6 претензиям Токио арбитры заняли сторону Киева. Панель рекомендовала Органу по разрешению споров (DSB) запросить приведение заградительных мер в соответствие с обязательствами Украины перед ВТО.
При этом в заключительной части 136-страничного отчета по теме предполагается, что спецпошлины будут отозваны.
Напомним, они были введены 14 апреля 2013 года сроком на три года на импорт новых легковых машин объемом бензинового двигателя 1000-1500 куб. см – в размере 6,46%, 1500-2200 куб см – 12,95%, независимо от страны происхождения и экспорта. Спустя год размер пошлин сократился на треть, а с 14 апреля 2015 года – втрое относительно начального
уровня.
Автомобильные претензии
Япония инициировала консультации с Киевом еще в октябре-2013, заявляя, что барьеры введены вразрез с Генеральным соглашением по тарифам и торговле (ГАТТ) и Соглашением ВТО о защитных мерах. Был поставлен вопрос об отсутствии достаточных оснований для введения ограничений (увеличение импорта, серьезный ущерб для внутренней промышленности) и о нарушении процедуры запуска мер. Хотя импорт легковых автомобилей на отечественный рынок в 2012 году действительно вырос – на 13%, до 3,24 млрд долл. Консультации оказались
безуспешными, поэтому в июне-2014 ВТО создала тематическую панель арбитров, к работе которой также присоединились Австралия, Южная Корея, Индия, Турция, Россия, Евросоюз и США. Данное панельное разбирательство стало первым для нашей страны после вступления в ВТО в 2008 году.
Отметим, на решение таких споров в режиме консультаций правила ВТО отводят 60 дней. Если договориться не вышло, инициаторам предоставляется право
потребовать от DSB в 45-дневный срок сформировать панель арбитров, что и было сделано. Или же – третейскую группу (3-5 человек), которой дается полгода на составление отчета сторонам и еще три недели на отчетность государствам-членам ВТО. При отсутствии апелляции DSB принимает итоговое решение в 60-дневный срок. И сейчас отечественное
Минэкономразвития раздумывает, есть ли смысл в апелляции или же стоит согласиться с требованиями и отменить пошлины.
Так или иначе, эксперты напоминают, что рассматриваемые барьеры были введены в попытке поддержать внутреннего производителя, в том числе в ответ на недружественные действия Москвы, состоянием на весну-2013 уже давно ведшей против украинских предприятий торговую войну, включая утилизационный сбор на импорт авто в РФ. Впрочем, эффект от спецпошлин оказался сомнительным:
по результатам 2013 года выпуск легковых моделей обвалился на 34,3%, до 45,758 тыс. штук, отмечает президент Центра рыночных реформ Владимир Лановой. К тому же пошлины привели к общему подорожанию машин на внутреннем рынке. А в прошлом году негативный рыночный тренд продолжился теперь уже и под воздействием системного странового кризиса, включающего девальвацию и обвал потребительского спроса. Исходя из этого, отмена пошлин может несколько оздоровить ситуацию с ценами на автомобили и таким образом оживить
спрос на них.
Но в целом решение ВТО о неправомерности спецпошлин вредно для международного имиджа Киева, полагают аналитики. Во-первых, ухудшились его позиции как торгового партнера, уточняет старший юрист Sayenko Kharenko Андрей Заблоцкий. Во-вторых, вскоре после ввода пошлин заинтересованные столицы начали вводить меры "в
ответ на ответ". Например, Турция повысила пошлину на орехи из Украины. И хотя Кабмин уже близок к отмене санкций против импортных авто, некоторые страны могут ввести меры против некой отечественной продукции вдогонку для профилактики.
Чтобы избегать подобных эксцессов в будущем, А.Заблоцкий рекомендует МЭРТ наладить правильные взаимоотношения с промышленниками: "Среди них популярно ошибочное мнение, что Министерство обязано готовить вместо них документы для расследований и пр. Но
МЭРТ всего лишь проводит их, а не полностью готовит, да и доказывать свою правоту заявители должны сами, согласно украинскому законодательству и нормам ВТО. Минэкономразвития должно повысить требования к качеству документов и материалов, предоставляемых заявителями". Добавим, одним из ключевых лоббистов введения спецпошлин была корпорация
"Богдан".
Коварный сбор
Бьет по Украине и зимняя новация властей – импортный сбор в 5-10%, призванный поддержать национальный платежный баланс. Начиная с марта, когда был запущен сбор, и по июнь госбюджет получил от него 8,8 млрд грн., а до конца года ожидается 17,6 млрд грн. Но и здесь начинают реагировать зарубежные поставщики товаров на отечественный рынок: с 1 июля Узбекистан сроком на год ввел дополнительные пошлины при ввозе украинской продукции
в размере 5-10%, то есть аналогично нашему импортному сбору. В этой связи отметим: в 2014 году товарный экспорт из Украины в Узбекистан составил 308,6 млн долл., хоть и упал на 9,8%. Тем самым, если позиции отечественных поставщиков в этой стране ослабнут, то потери могут составить сотни миллионов долларов. А это – значительная часть суммы, которая за год будет получена от нашего собственного импортного сбора. Притом более 25% экспорта в Узбекистан – машины и оборудование, то есть изделия с высокой
добавленной стоимостью.
И это лишь одна страна. Если же к таким контрмерам прибегнут другие, то потери от импортного сбора могут значительно превысить любые выгоды. Так, по словам замглавы комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики Юрия Вознюка, в ближайшие время аналогичные действия может предпринять Беларусь. А это уже даже не Узбекистан: экспорт северным соседям в 2014 составил 1617,1 млн долл. Это на 16,7% меньше, чем годом ранее, а если Минск надумает
отомстить Киеву за импортные ограничения, то в 2015 снижение экспорта может ускориться. Не нужно объяснять, что в современных кризисных условиях это крайне нежелательно.
Вообще экономисты НИИ информатизации и моделирования экономики считают, что уже в этом году потери Украины от импортного сбора способны достигнуть 6,4% ВВП и около 15% промпроизводства – при и без того сильной рецессии. Сбор уже стал немаловажным фактором страновой инфляции и останется им впредь. Бизнес тоже
выступает за его скорейшую отмену, поскольку у компаний, для которых импорт составляет значительную часть себестоимости, выросли затраты и снизилась конкурентоспособность. Причем потери несет как легкая и пищевая, так и тяжелая индустрия. Это уже стало причиной быстрого выхода из тени таможенных операций: импортеры стараются максимально экономить. В то же время за сохранение сбора активно ратуют Минфин и Нацбанк.
Как вариант отраслевые ассоциации предлагают расширить перечень
продукции, не облагаемой сбором (а это целый ряд позиций – природный газ, энергетический уголь, топливо для АЭС, нефть и нефтепродукты, некоторые лекарства и др.). Пока что МЭРТ сопротивляется, поясняя свою позицию тем, что нынешний вариант сбора согласован с ВТО. "Это вынужденный и кратковременный элемент, который не имеет большого влияния на
экспортеров и будет отменен, как только золотовалютные резервы НБУ достигнут объема покрытия трехмесячного импорта", – заверяет замглавы МЭРТ – торговый представитель Украины Наталья Микольская. А ее начальник, министр Айварас Абромавичус недавно заявил, что сбор могут отменить уже до конца года.
Палитра рисков
Какие еще заградительные риски могут быть во внешнеторговой политике Кабмина? Прежде всего приходят на ум перманентные призывы бороться с
российским импортом, но тут не все так однозначно, и подобные инициативы пока что не нашли своего предметного воплощения. Исключение составляют разве что несколько традиционно нежелательных видов продукции россиян, по которым ранее уже действовали антидемпинговые пошлины – это стрелочные переводы, стройматериалы (флоат-стекло, древесноволокнистые плиты, асбестоцементные листы), удобрения (аммиачная селитра), метанол.
А вот Россия готовится продолжать борьбу с отечественным
экспортом, на сей раз – с помощью широкомасштабного квотирования поставок товаров группы риска в свете запуска зоны свободной торговли с ЕС и вызванного этим вытеснения украинской продукции на внешние рынки. Тем самым продолжается заградительная политика, стартовавшая еще в 2011-2012 годах в другой обстановке. Правда, Москва обещает установить квоты по всем группам поставок, притом в размере максимального импорта за последние годы. То, что сверх квоты, будет облагаться защитными пошлинами в пределах норм ВТО. Однако последние годы и торговые войны с РФ показали, что обещания могут остаться обещаниями, сменяясь на деле жесткими мерами.
В любом случае проблемой здесь являются не сами санкции, а затяжной межстрановой конфликт, разрешение которого приведет и к нормализации торговых отношений. Российский рынок остается важным для
Украины, хотя в 2014 экспорт уменьшился аж на 33,7%, до 9798,2 млн долл. – это 18,2% всего товарного экспорта. В текущем году тенденция сохраняется, и дальнейшие потери на этом направлении будут заметно ослаблять национальный торговый баланс.
В совокупности в нашей стране сейчас действуют 17 антидемпинговых пошлин против таких государств (кроме России), как Болгария, Польша, Беларусь, Турция, Китай. Наряду с этим действуют три специальных меры независимо от страны происхождения –
против легковых авто, стальных труб и посуды; ведется 6 антидемпинговых (включая пересмотры) и 1 антисубсидиарное расследование. Специалисты согласны, что такой набор вполне укладывается в мировой тренд усиления протекционизма, тем более что демпинговый импорт действительно бывает опасен для внутренних производителей. Но Киев остается недостаточно сильным международным игроком, тем более с учетом комплексного кризиса в стране. Это значит, что при защите внутреннего рынка он должен учитывать вероятность
ответных мер со стороны выгодных ему партнеров, и ущерб может многократно больше ожидаемых выгод.
Итак, сегодня Украина имеет в своей импортной политике аспекты, рискованные для всей экономики страны. Данные риски требуют оперативной нейтрализации, и это вполне по силам (и в компетенции) как Кабмину в целом, так и отдельным центральным госорганам в частности.