Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Налоговая напомнила о строке подачи декларации о валютных ценностях


НОВОСТИ КОРПОРАТИВНОГО САЙТА
"WWW MDOFFICE"  
по вопросам внешнеэкономической деятельности в Украине
на 12/08/2013
Изменения в нормативной базе MDOffice за период c 11.08.2013 по 12.08.2013

Документы, которые вносили изменения, по разделам:
Классификаторы
нет изменений
Информация
1. Санкции
Приказ № 840 от 18.07.2013
О введении санкций с 27.08.2013
Приказ № 842 от 18.07.2013
О введении санкций с 27.08.2013
Приказ № 843 от 18.07.2013
О введении санкций с 18.07.2013
Приказ № 845 от 18.07.2013
О введении санкций с 18.07.2013
Приказ № 846 от 18.07.2013
О введении санкций с 27.08.2013
Приказ № 870 от 26.07.2013
Об отмене санкций с 26.07.2013
Приказ № 871 от 26.07.2013
Об отмене санкций с 26.07.2013
Приказ № 873 от 26.07.2013
Об отмене санкций с 26.07.2013
Приказ № 843 от 18.07.2013
Об отмене санкций с 18.07.2013
Приказ № 832 от 17.07.2013
Об отмене санкций с 17.07.2013
Новые / модифицированные документыКол.
В╕домчий документ3
Закони Укра╖ни3
Постанови Каб╕нету М╕н╕стр╕в Укра╖ни3
Распорядження1
ВСЕГО:10


MDoffice

* Документ дня: Зразки вiд 17.01.2007 № б/н Догов╕р про надання послуг з мерчендайзингу товар╕в

Количество просмотров: 34 (за период c 00:00 по 18:03 12/08/13), всего просмотров: 42
Зразки вiд 17.01.2007 № б/нКоментар╕ фах╕вц╕в
Догов╕р про надання послуг з мерчендайзингу товар╕в
Вступил в силу с 17.01.2007
• Все хиты документов


MDoffice

Азаров требует разобраться с задержками белорусского бензина на таможне

   Премьер-министр Украины Николай Азаров потребовал от главы Миндоходов

   

   Александра Клименко и главы МВД Виталия Захарченко безотлагательно разобраться с задержками бензина Мозырского НПЗ (Беларусь) на посту «Коростень» Житомирской таможни. Об этом говорится в поручении премьера на обращение Ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» (ООРНУ).


   «Прошу безотлагательно рассмотреть и принять исчерпывающие меры по урегулированию ситуации. О результатах доложить лично», – говорится в поручении главы Правительства.


   Напомним, в конце прошлой недели на посту «Коростень» Житомирской таможни под предлогом контроля качества топлива были остановлены крупные партии бензинов Мозырского НПЗ.


   По информации ООРНУ, 7 августа сотрудники таможни без пояснения причин, отказали в таможенном оформлении 49 вагонов-цистерн бензина для ООО «БНК-Украина» и 24 вагонов-цистерн ООО «Западная нефтегазовая компания» (ЗНГК, г. Ужгород).


   Согласно выводам ООРНУ, такие действия носят преступный характер и угрожают дефицитом топлива в период пикового потребления нефтепродуктов на украинском рынке – в августе-сентябре.


   «Поражает своей дерзостью тот факт, что, несмотря на исчерпывающий перечень всех документов, предусмотренных Таможенным кодексом Украины, предоставленных собственниками грузов, сотрудники таможенных органов, без предоставления каких-либо обоснований своих действий, не выпускают товар в свободный оборот, что уже привело к загруженности железнодорожной станции Коростень и создало предпосылки невозможности дальнейшей отправки нефтепродуктов из Республики Беларусь в центр Украины», – отмечает в своем обращении к премьеру ООРНУ.


   Профильная ассоциация обращает внимание на то, что сотрудники таможенных органов отказывались вступать в диалог с владельцами грузов.


   «Официальных письменных отказов не предоставляют, что является прямым нарушением действующего законодательства», – отмечает ассоциация.


   В ООРНУ считают, что действия таможни могут привести к ухудшению отношений между Украиной и Беларусью.


   Напомним, ранее стало известно, что Мозырский НПЗ начал внеплановый ремонт установки каткрекинга, что повлечет резкое сокращение поставок бензина А-95 экологического класса Евро-5 в Украину. Снижение поставок ожидается и в сентябре в связи с плановым ремонтом НПЗ и вызванным этим снижением объема производства и качества бензина ниже стандартов, разрешенных в Украине.


   В связи с этим украинские операторы ожидают ресурсную недостаточность в пиковые месяцы потребления – в августе-сентябре и работают над организацией поставок из альтернативных источников.



Бизнес

Обнародован приказ о продлении стандарта Евро-3 для дизтоплива до 1 ноября

   

   Министерство экономического развития и торговли обнародовало приказ о продлении до 1 ноября 2013 года стандарта качества Евро-3 для дизельного топлива (ДСТУ3868-99). Приказ опубликован на сайте министерства.


   Согласно документу, подписанному 8 августа, договоренность о продлении на 3 месяца старого стандарта для дизельного топлива была достигнута на заседании экспертно-аналитической группы по вопросам функционирования рынка нефти и нефтепродуктов 12 июля.


   1 августа Кабинет министров утвердил технический регламент "О требованиях к автомобильным бензинам, дизельному, судовому и котельному топливу" с продлением действия стандартов качества бензинов и дизтоплива, соответствующих требованиям Евро-3, до конца 2015 года.



Минфин

╤мпорт товар╕в ╕ послуг за м╕жнародною техдопомогою зв╕льнили в╕д ПДВ

   Кабм╕н визначив перел╕к товар╕в ╕ послуг, як╕ ввозяться на митну територ╕ю Укра╖ни, оплачуються в рамках виконання програм м╕жнародно╖ техн╕чно╖ допомоги ╕ зв╕льняються в╕д обов'язково╖ сплати ПДВ.

   Про це йдеться в постанов╕ уряду № 516, переда╓ УН╤АН.

   До перел╕ку зв╕льнених в╕д ПДВ внесен╕ операц╕╖ з ╕мпорту рад╕оактивних елемент╕в, ╕зотоп╕в ╕ з'╓днань; резервуар╕в ╕ цистерн; леб╕док ╕ мостових кран╕в; обладнання, в тому числ╕ для прокатних стан╕в, деяких буд╕вельних конструкц╕й.

   Перел╕к не передбача╓ зв╕льнення в╕д ПДВ ╕мпорту п╕дакцизних товар╕в.

   М╕жнародна техн╕чна допомога, як зазнача╓ться в постанов╕, нада╓ться в рамках ╕н╕ц╕ативи кра╖н Велико╖ В╕с╕мки "Глобальне партнерство проти розповсюдження збро╖ та матер╕ал╕в масового знищення".

   У цьому зв'язку зв╕льнення в╕д ПДВ, говориться в постанов╕, буде д╕яти до моменту зак╕нчення д╕╖ ╕н╕ц╕ативи Велико╖ В╕с╕мки.

   Як в╕домо, зг╕дно ╕з чинним Податковим кодексом, ставка податку на додану варт╕сть встановлена ​​на р╕вн╕ 20% ╕ буде знижена до 17% з 1 с╕чня 2014 року.

Економ╕чна правда

Налоговая напомнила о строке подачи декларации о валютных ценностях

   Государственная налоговая служба в разъяснении от 07.08.2013 г. уведомила о сроке представления Декларации о валютных ценностях, доходах и имуществе, принадлежащих резиденту Украины и находящихся за ее пределами.

   В частности, налоговая напоминает, что в ст. 1 Указа Президента № 319/94 «О неотложных мерах по возвращению в Украину валютных ценностей, незаконно находящихся за ее пределами» установлена обязательность ежеквартального декларирования субъектами предпринимательской деятельности, независимо от форм собственности, наличия надлежащих им валютных ценностей, которые находятся за пределами Украины.

   Так, в п. 2 приказа Минфина № 207 «Об утверждении формы Декларации о валютных ценностях, доходах и имуществе, принадлежащих резиденту Украины и находящихся за ее пределами» установлено, что декларирование валютных ценностей, доходов и имущества осуществляется субъектами предпринимательской деятельности по приведенной форме в региональных отделениях Нацбанка и в государственных налоговых инспекциях по месту нахождения субъектов предпринимательской деятельности.

   Согласно абз. 2 п. 5 Порядка представления финансовой отчетности квартальная или годовая финансовая отчетность подается предприятиями в орган государственной налоговой службы в сроки, предусмотренные для представления декларации по налогу на прибыль предприятий.

   При этом п. 152.9 ст. 152 Налогового кодекса установлено, что базовым налоговым (отчетным) периодом для целей этого раздела является календарный квартал или календарный год в случае уплаты ежемесячных авансовых взносов в порядке, определенном п. 57.1 ст. 57 НК.

   За базовый отчетный (налоговый) период, который равен календарному кварталу, налоговые декларации подаются в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала (пп. 49.18.2 п. 49.18 ст. 49 НК).

   Таким образом, Декларация о валютных ценностях, доходах и имуществе, принадлежащих резиденту Украины и находящихся за ее пределами, субъектами предпринимательской деятельности подается в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала.

www.ligazakon.ua

[15 августа - Чернигов] Семинар практикум по работе с MDOffice. Импорт данных из Excel. Особенности работы по системе электронного декларирования.

Уважаемые коллеги! Компания «Поверхность МД» приглашает Вас на практический семинар, который будет посвящен вопросу автоматизации заполнения грузовых таможенных деклараций и работе по системе электронного декларирования.

Практикум пройдет в г. Чернигов!



Тема: Импорт данных из Excel.  Особенности работы по системе электронного декларирования.


Место: г. Чернигов (место уточняется)


Дата: 15 августа, время начала 14-00. Продолжительность – 3 часа.


Обращаем Ваше внимание, что семинар-практикум будет проходить с 14-00 до 17-00.


Стоимость: 350 грн (без НДС)


Присылайте Ваши заявки по адресу: v@mdoffice.com.ua
В теме письма укажите "Тренинг Чернигов".


По всем вопросам: +38(044) 236-96-39 Виктор


В заявке укажите:


  • Название компании и её реквизиты для выставления счета (Название, адрес, код ЕДРПОУ, № свид. НДС, ИНН)

  • Количество участников

  • Время практикума 14-00

  • Контактные данные (моб. телефон и e-mail)



  • По желанию Вы можете работать на своем ноутбуке (в этом случае, все наработки сделанные на тренинге останутся с Вами)


План практикума:


 Часть 1. Импорт из Excel.


В данной части практического семинара, мы рассмотрим особенности работы с инструментом «Спецификация». Данный инструмент позволяет с лёгкостью импортировать данные в ГТД из Excel файла, в независимости от количества товарных позиций в инвойсе.


1. Создание спецификации
2. Импорт



  • Выбор файла

  • Создание карты колонок. Сохранение и выбор карты колонок

  • Особенности импорта данных о доп. характеристиках

  • Выбор строк для обработки

  • Внесение товарных позиций в спецификацию


3. Группировка товаров



  • Критерии группировки

  • Создание собственного критерия группировки


4. Создание заголовков



  • Сохранение заголовка

  • Выбор заголовка из списка по коду товара


5. Создание правил



  • Особенности создания правила


6. Применение правил
7. Внесение данных в гтд
8. Изменение и пере применение правил
9. Структура формирования описательной части 31 гр на основании правил и доп текстов.


 


Часть 2. Электронное декларирование


 В данной части практического семинара, мы рассмотрим особенности работы по системе электронного декларирования:



  • Использование нескольких цифровых подписей на одном ПК

  • Добавление новой цифровой подписи (например, если закончилось действие старой)

  • Возможности автоматизации перенаправления ответов таможни, клиенту брокерской компании

  • Прикрепление скан копий документов в 44 графу. Создание, конвертация, уменьшение размеров прикрепляемых документов

  • Работа с XPS файлами

  • Включение автоматического приема сообщений от таможни

  • Как дослать документ на таможню?

  • Как сохранить файл ключа (цифровой подписи) на жестком диске?

  • Как изменить пароль на цифровую подпись?

  • Что делать, если при выводе электронной копии, нет возможности подписать ГТД цифровой подписью?

  • Как просмотреть ответы таможни, которые относятся к текущей ГТД?

  • и т.д.



Учимся выигрывать время!


Вы научитесь быстро вносить данные о товарах в декларацию, автоматически формировать описательную часть 31 графы и электронный инвойс. Это позволит сократить время набора деклараций, содержащих большое количество товарных позиций, в разы!


У Вас есть инвойс, содержащий 100, 1000 или даже 10 000 товарных позиций? Мы научим Вас, как внести его данные в ГТД, создать описательную часть 31 графы и сформировать электронный инвойс за 15-20 минут!


Вы регулярно оформляете товары от определённого поставщика? После создания необходимых шаблонов под конкретного поставщика и типы товаров, Вы сможете вносить данные по товарам еще быстрее – за 5-7 минут!


Вы еще не используете товарную номенклатуру пользователя? Зря! Ведь этот инструмент позволяет не просто хранить данные регулярно оформляемых товаров, но и автоматически вносить их в ГТД!
Например: у Вас есть инвойс на 500 товарных позиций, и Вы знаете, что бОльшую часть из них, Вы уже оформляли ранее (и сохранили в товарной номенклатуре). Путем нажатия всего нескольких кнопок, Вы получите код товара и его название по каждой товарной позиции!


Давайте вместе научимся, как освободить себя от рутинной работы!


С уважением, тренинг лаборатория MDOffice

Какие документы необходимо предъявить при пересечении границы на чужом автомобиле?

   Миндоходов напомнило, что автотранспорт, относительно которого установлен временный запрет на снятие с учета (кроме ТС, приобретенных в рассрочку и зарегистрированных), к поездкам за границу не допускается.
Миндоходов разъяснило, какие документы необходимо предъявить на границе лицу, не являющемуся собственником транспортного средства, на котором оно путешествует.


   Согласно Порядку государственной регистрации (перерегистрации), снятия с учета автомобилей, автобусов, а также самоходных машин, сконструированных на шасси автомобилей, мотоциклов всех типов, марок и моделей, прицепов, полуприцепов, мотоколясок, других приравненных к ним транспортных средств и мопедов, к поездке за границу допускаются транспортные средства, на которые выданы регистрационные документы в соответствии с Конвенцией о дорожном движении, и имеющие номерные знаки, сериям которых присвоены буквы латинского алфавита. При отсутствии у путешествующего лица права собственности на автомобиль, оформление документов для поездок за границу осуществляется на основании заявления владельца такого ТС или документов, подтверждающих право пользования и (или) распоряжения ТС. Лицам, осуществляющим поездку за границу, на период поездки по их желанию выдаются свидетельства о регистрации на их имя. Свидетельство о регистрации, выданное на имя владельца ТС, и документы, подтверждающие право пользования и (или) распоряжения ТС, хранятся в подразделениях Госавтоинспекции.

   Следовательно, лицо, которое выезжает за границу на автомобиле, принадлежащем и зарегистрированном на другое лицо, имеет право на выезд за границу при наличии:

   - свидетельства о регистрации, выданного на имя собственника ТС, и документа, подтверждающего право пользования и (или) распоряжения этим ТС, или

   - свидетельства о регистрации на имя лица, которое будет осуществлять поездку за границу, выданного на период поездки подразделением Госавтоинспекции по желанию этого лица.

www.ligazakon.ua

***На форуме MDoffice интересный вопрос ... таможенное обеспечение повреждено ( ночью на стоянке сняли),

11-08-2013 18:50, Шмель
Регион: скрыт
таможенное обеспечение повреждено ( ночью на стоянке сняли),

Добрый вечер. Вопрос в следующем: приехала машина с импортным грузом, таможенное обеспечение повреждено ( ночью на стоянке сняли), груз на месте, ничего не украли. До таможни назначения 100 км., что нужно делать водителю и какие будут последствия. Спасибо за помощь.

Сейчас Вы можете:
  • Посмотреть обсуждение
  • Ответить
  • Задать свой вопрос

    MDoffice

  • Миндоходов расширил свои права как контролирующего органа

       У зв’язку з╕ створенням М╕н╕стерства доход╕в ╕ збор╕в Укра╖ни почали вноситися зм╕ни в низку нормативно-правових акт╕в, у яких були зад╕ян╕ податков╕ та митн╕ органи. Одним ╕з таких документ╕в ╓, зв╕сно, Податковий кодекс Укра╖ни (дал╕ — ПКУ). У ньому розширено функц╕╖ та права контролюючого органу.

       Зокрема до орган╕в стягнення, в╕дпов╕дно до внесених зм╕н, в╕дносяться виключно контролююч╕ органи, уповноважен╕ зд╕йснювати заходи щодо забезпечення погашення податкового боргу та недо╖мки з╕ сплати ╓диного внеску в межах повноважень, а також державн╕ виконавц╕ в межах сво╖х повноважень.

       Стягнення податкового боргу та недо╖мки з╕ сплати ╓диного внеску за виконавчими написами нотар╕ус╕в не дозволя╓ться.

       Кр╕м того, передбачено, що ╕нш╕ державн╕ органи не мають права проводити перев╕рки сво╓часност╕, достов╕рност╕, повноти нарахування та сплати податк╕в ╕ збор╕в, у тому числ╕ на запит правоохоронних орган╕в.

       Також унесеними зм╕нами заново визначено поняття контролюючого органу в╕дпов╕дно до вимог ПКУ. В╕дтак, контролюючий орган:

       - забезпечу╓ формування ╓дино╖ державно╖ податково╖, державно╖ митно╖ пол╕тики в частин╕ адм╕н╕стрування податк╕в ╕ збор╕в, митних платеж╕в;

       - реал╕зу╓ державну податкову, державну митну пол╕тику;

       - забезпечу╓ формування та реал╕зац╕ю державно╖ пол╕тики з адм╕н╕стрування ╓диного внеску;

       - забезпечу╓ формування та реал╕зац╕ю державно╖ пол╕тики у сфер╕ боротьби з правопорушеннями п╕д час застосування податкового та митного законодавства, а також законодавства з питань сплати ╓диного внеску.

       Закон Укра╖ни «Про внесення зм╕н до Податкового кодексу Укра╖ни у зв'язку з проведенням адм╕н╕стративно╖ реформи» в╕д 04.07.2013 р. № 404-VII.

       Набира╓ чинност╕ з дня, наступного за днем оф╕ц╕йного опубл╕кування, але не ран╕ше дня набрання чинност╕ Законом Укра╖ни «Про внесення зм╕н до Митного кодексу Укра╖ни у зв'язку з проведенням адм╕н╕стративно╖ реформи» в╕д 04.07.2013 р. № 405-VII, окр╕м деяких положень, що набирають чинност╕ одночасно з Законом Укра╖ни «Про державну службу» в╕д 17.11.2011 р. № 4050-VI

       По материалам: ╤нтерактивна бухгалтер╕я

    Бухгалтер 911

    Антикризисный взрывпакет

       Юрий Сколотяный

       Начавший разгоняться российский каток будет, вероятнее всего, только набирать обороты по мере приближения своеобразного момента истины для Украины — запланированного на ноябрь подписания Соглашения об ассоциации с Евросоюзом, предусматривающего и формирование зоны свободной торговли с ЕС.

       Время для активизации российского давления выбрано, как всегда, "удачное". Неблагоприятные факторы внешней конъюнктуры сошлись воедино: на фоне высоких цен на энергоносители фактически стагнирует мировая экономика, а вместе с ней и зависимая от мировой конъюнктуры украинская. Тем временем сигналы американского центробанка о возможном начале сворачивания многомиллиардной программы накачки своей финансовой системы деньгами вносят нервозность в жизнь международных финансовых рынков, из-за чего стоимость заимствований для украинских заемщиков на внешних рынках оказалась сейчас слишком высокой.

       Возобновление финансирования МВФ по причине нежелания украинской стороны повышать дотируемые на многие миллиарды газовые тарифы для населения и теплокоммунэнерго выглядит маловероятным.

       Тем временем госбюджет уже выполнятся с большими напрягами, поэтому осенние вызовы для обеспечения макрофинансовой стабильности очевидны. Как очевидно и то, что в этой ситуации необходим поиск дополнительных внутренних ресурсов поступлений в госказну. По данным ZN.UA, сейчас в правительстве идет активный поиск таких источников. Задача непростая: удержать экономику — наполнить бюджет — сохранить доходы хозяев жизни от паразитирующих на бюджете схем. При этом, по возможности, уйти в канун выборов от применения непопулярных в рядах избирателей мер. Но колдовать над принятием окончательного перечня шагов будут Арбузов, Азаров, Янукович. Сегодня же мы поговорим о том перечне мер, который, по данным ZN.UA от ряда источников в администрации президента и Кабмине, подготовили члены правительства и привлеченные эксперты.

       Что происходит?

       О перипетиях и нынешних сложностях внешнеторговых взаимоотношений Украины с Россией и другими странами ZN.UA уже немало писало и еще обязательно напишет. Пока большинство возможных и уже объявленных санкций по отношению к Украине не вступили в силу, последствия их введения сложно оценивать в конкретных гривневом, долларовом или процентном эквивалентах. А посему оценки носят весьма прикидочный и условный характер.

       Текущие тенденции во внешней торговле, а точнее, статистические отчеты о ее состоянии вызывают смешанные чувства. С одной стороны, отечественный экспорт, согласно последним статистическим данным, в июне продолжил падение (на 12,3% по отношению к июню 2012-го). Причины — снижение поставок зерновых на фоне сокращения их прошлогодних запасов, экспорта продукции машиностроения (из-за перенасыщения российского рынка грузовыми вагонами) и продолжившегося падения экспорта продукции черной металлургии (хотя они и значительно замедлились по сравнению с прошлым месяцем — до 6% по сравнению с 25,7% в мае).

       В то же время июньское сокращение товарного импорта оказалось почти в два раза большим (на 21,8%). В основном вследствие сокращения поставок природного газа (в 3,6 раза за июнь, а в целом за полугодие их физический объем уменьшился на 35,1%). Сокращение импорта продукции машиностроения составило 11,4%, и это расценивается, в частности, как результат введения пошлин. Кроме этого, второй месяц подряд продолжается падение импорта потребительских товаров и, в частности, промышленных изделий (на 12,2%).

       Итог — за шесть месяцев этого года дефицит текущего счета (баланс торговли товарами плюс услуги плюс денежные трансферты) сократился до 3,7 млрд долл. (по сравнению с 5,8 млрд в аналогичном прошлогоднем периоде).

       Как эти тенденции расценивают чиновники? В экономическом министерстве настроены, похоже, чрезмерно оптимистично. Действительно ли можно утверждать, как там заявляют, что украинская экономика уже научилась работать в условиях кризисных явлений?

       Что ожидается?

       Во втором полугодии, как прогнозирует большинство экспертов, в ходе подготовки к отопительному периоду и пополнения запасов ПХГ объемы закупок газа неизбежно возрастут, а значит, ситуация во внешней торговле ухудшится. Если за первые шесть месяцев объемы импорта голубого топлива составили 10,6 млрд кубометров, то в целом на 2013 г. прогнозный баланс предусматривает 27,3 млрд кубометров.

       Признавая это обстоятельство, в Нацбанке все же прогнозируют, что по итогам нынешнего года, в отличие от 2011–2012 гг., платежный баланс будет все-таки сведен с профицитом. Обусловлено это, как там считают, отчасти хорошими результатами полугодия (положительное сальдо платежного баланса в целом, с учетом операций с капиталом и финансовых операций, составило 3,26 млрд долл. — в восемь раз больше, чем за такой же период 2012 г.). А отчасти — ожиданиями того, что ухудшение ситуации с финансовым счетом будет умеренным, так что его профицит все-таки перекроет дефицит текущего счета.

       Насколько обоснованы эти прогнозы? Особенно если учесть, что положительный итог первого полугодия был получен в основном благодаря удачной конъюнктуре мировых финансовых рынков, воспользовавшись которой, государству и корпоративным заемщикам удалось разместить евробонды на 6 млрд долл.

       Однако с тех пор ситуация на мировых финансовых рынках значительно ухудшилась из-за объявления главы центробанка США о возможном сворачивании программы количественного смягчения, в рамках которой производилась ежемесячная многомиллиардная накачка финансовых рынков денежной ликвидностью (только в рамках последнего, третьего, этапа программы QE-3 — около 800 млрд долл.).

       Одно из не самых благоприятных сообщений нынешней недели — сразу четыре представителя американских монетарных властей отметили готовность сократить объемы QE-3 уже в нынешнем году. Основанием для этого стали опубликованные в прошлую пятницу данные о состоянии американского рынка труда, согласно которым в прошлом квартале в Штатах ежемесячно занятость росла в среднем на 196 тыс. рабочих мест, а значит, оживление экономики стало уже ощутимым настолько, что она не нуждается в столь внушительной денежной подпитке.

       Возникший новый всплеск нервозности на мировых финансовых рынках смогли несколько подуспокоить только превзошедшие рыночные ожидания статистические данные о внешней торговле и промышленном росте в Китае.

       Но это — частности. В целом же нынешнюю ситуацию в мировой экономике сложно назвать чрезмерно обнадеживающей — несмотря на практиковавшиеся в последние годы более чем щедрые денежные вливания, она так и не смогла толком восстановиться с момента начала кризиса в 2007–2008 гг. А посему все применявшиеся в последние годы инструменты стимулирования — это, скорее, пилюльно-терапевтические методы, не ведущие к качественному оздоровлению больного пациента. Особенно это справедливо в отношении Европейского континента, где продолжает витать призрак долгового кризиса, угрожая в любой момент снова обрести вполне реальные и осязаемые очертания.

       Тем временем на второе полугодие приходится выплата обязательств перед МВФ на 2,5 млрд долл. Также Минфину предстоит погасить размещенные на внутреннем рынке валютные облигации на 1,4 млрд долл (вероятнее всего, они будут замещены новыми выпусками).

       Но главное — это сезонный рост спроса на иностранную валюту. Удастся ли властям с ним совладать предстоящей осенью, зависит от их способности обеспечить контроль над ситуацией в отношении настроений наших соотечественников. Пока в Нацбанке констатируют повышение доверия к гривне. Так, рост депозитов населения в национальной валюте за семь месяцев текущего года составил 17,8% при одновременном сокращении валютных на 0,6%. В результате, как отмечают в НБУ, уровень долларизации депозитов сократился с 43,7% в начале года до нынешних 39,6%. Подспорьем в борьбе за умы граждан власти считают даже слишком умеренную инфляционную ситуацию. Согласно опубликованным на нынешней неделе данным официальной статистики, индекс потребительских цен в июле снова снизился (на 0,1%).

       Умеренный рост инфляции, очевидно, совсем не помешал бы фиксирующей "минуса" экономике. Одной из главных палочек-выручалочек, на которую ставят отечественные политики и чиновники, является рекордный урожай, которого в нынешнем году предположительно будет собрано 57–58 млн тонн.

       За завершившийся в июне 2012/2013 маркетинговий год Украина экспортировала рекордные 23 млн тонн зерновых. Как ожидают в Минагропроде, с июля 2013-го по июнь 2014-го экспортеры продадут около половины собираемого нынче урожая, то есть приблизительно 27–28 млн. тонн. Баланс торговли аграрной продукцией составит около 11 млрд долл. (в прошлом году — 10,3 млрд долл.).

       Что планируется?

       И все же прироста от продаж зерна на экспорт будет, очевидно, мало для обеспечения необходимых компенсаторов в виде не только валютных, но и бюджетных поступлений. Видимо, осознавая это обстоятельство, в правительстве снова вернулись к вопросу поиска дополнительных источников поступлений в госказну.

       Речь идет о разработке целого комплекса мер, призванных улучшить ситуацию в госфинансах. Как известно, по причине продолжающегося спада в экономике даже заложенный в госбюджете достаточно умеренный план бюджетных поступлений выполняется сейчас очень непросто.

       Согласно бюджетному закону, он принят с дефицитом в 50,4 млрд грн (3,2% ВВП), доходами — 361,5 млрд, расходами — 411,9 млрд, предельным уровнем госдолга на 31 декабря 2013-го — 483 млрд грн. Как ранее сообщал Минфин, дефицит доходов госбюджета по итогам первого полугодия достиг 22,7 млрд грн, сводного бюджета — 28 млрд грн.

       Согласно ряду экспертных прогнозов, по итогам года дефицит госфинансов (с учетом дефицита НАК "Нафтогаз Украины" и Пенсионного фонда) может составить около 4–6% ВВП (при запланированных 3,5%). Такие проблемы бюджета в былые времена решались за счет инфляции, но сейчас по итогам семи месяцев текущего года она пока нулевая.

       Поэтому в нынешней ситуации для компенсации потенциальной недоимки приходится искать альтернативные традиционным источники. Как известно, перед самым уходом парламентариев в отпуска правительству удалось провести через парламент ущемляющий интересы крупного бизнеса законопроект о трансфертном ценообразовании. И даже добиться его вступления в силу с 1 сентября с.г. Однако имплементация этого закона может оказаться делом непростым, да и не быстрым. Так что основные результаты его введения, скорее всего, начнут проявляться уже в следующие годы.

       По этой причине, по данным источников ZN.UA в администрации президента, на Грушевского наконец решили всерьез подступиться к вопросу пересмотра налоговых льгот. Шаг, который планировался еще при разработке правительственной программы стимулирования экономики и обсуждался в ходе переговоров с МВФ, однако до последнего времени откладывался по причинам
    своей "чувствительности". Согласно правительственным подсчетам, общая сумма льгот по налогу на прибыль и НДС составила в прошлом году более 100 млрд грн (почти 22 млрд — по налогу на прибыль и свыше 88 млрд — по НДС). При этом сумма потерь налоговых поступлений из-за существования этих льгот оценивается в сумму свыше 15 млрд грн — по налогу на прибыль и 30 млрд — по НДС (в 2011-м — свыше 40 млрд грн).

       В почти половину прошлогодних недопоступлений НДС — около 15 млрд грн — госбюджету обходится поддержка предприятий сельскохозяйственной отрасли, пользующихся соответствующей налоговой льготой. Пункт об изменении режима налогообложения для АПК был зафиксирован в проекте меморандума с МВФ, так пока и не подписанного сторонами. Сейчас налоговые льготы для агросектора снова под угрозой минимум частичной ликвидации. Как ожидается, это должно принести в казну дополнительно от 10 до 13 млрд грн.

       Надо сказать, что многие инициативы, призванные стать источником дополнительных поступлений в бюджет, уже зарегистрированы в парламенте в виде законопроектов, поданных народными депутатами. В частности, речь идет об отмене освобождения от уплаты НДС при ввозе на таможенную территорию Украины природного газа и энергосберегающих товаров (законопроект нардепа Килинкарова №2473); введении пониженной ставки НДС на лекарственные средства и изделия медицинского назначения (Бахтеева, Хомутынник, №2475а); отмене освобождения от уплаты ввозной пошлины при ввозе на территорию Украины летательных аппаратов по договорам оперативного лизинга (Килинкаров, Калетник, №2482а); увеличении на 4,8% (индексация) ставок акцизного налога на пиво, алкогольные изделия, спирт этиловый и табачные изделия (Хомутынник, №2876-д); усилении требований к проведению азартных игр (Царев, №2945).

       Особняком стоит инициатива облагать налогом на недвижимое имущество коммерческую (нежилую) недвижимость (по ставке 1–2,7% размера минимальной заработной платы за 1 кв. м) — законопроект был ранее разработан Госкомпредпринимательства, но на рассмотрение КМУ не подавался.

       И, наконец, едва ли не наибольшее количество горячих дискуссий ведется вокруг инициатив по легализации зарплат, объемы теневых выплат которых оценивались в прошлом году налоговиками в 170 млрд долл. С этой целью, помимо пряников в виде снижения ставки единого социального взноса (ЕСВ), обсуждается и значительное усиление ответственности за нарушение работодателями и нанятыми работниками законодательства о труде в части легального трудоустройства, оформления трудовых отношений, выплаты зарплаты без оформления трудовых отношений и т.п. При этом на одной чаше весов — социально взрывоопасные аспекты подобных нововведений, на другой — миллиарды гривен, которые такие нововведения могут принести.

       Это — только очень выборочный перечень потенциальных нововведений, которые должны быть вскоре поданы на рассмотрение первых лиц правительства. В их числе — и целый ряд новшеств, которые должен обеспечить и Национальный банк в подотчетных ему сферах регулирования. С подачи последнего (об этом уже просачивалась информация в СМИ) рассматривается возможность возврата к прошлогодней идее введения 10-процентного сбора с продажи валюты на наличном рынке (правда, только на случай возникновения чрезмерных спекуляций и волнений в отношении гривни — как временная и заградительная норма).

       Тем временем остается пока непонятным, вернется ли правительство к рассмотрению реального, а не мнимого законопроекта о роскоши, вокруг которого в свое время ломалось так много копий. И возьмется ли всерьез за наведение порядка в сфере сбора акцизов на нефтепродукты и пересмотрит ли, наконец, политику в сфере государственных закупок, на которых в настоящий момент формируются баснословные состояния отдельными хорошо известными лицами. Чем не способ для наведения порядка в госфинансах? Или для того, чтобы наконец прикоснуться к "священным коровам", даже злобы сегодняшнего дня мало?

    газета "Зеркало недели"

    Пожадничали

       Данил Гетманцев

       Последняя парламентская неделя второй сессии Верховной Рады VII созыва порадовала украинское общество еще одним новым налогом, вернее, разновидностью существовавшего до этого момента экологического налога. Украинскому социуму указанный обязательный платеж известен под названием "утилизационный сбор" или "утилизационный налог". Он, с учетом некоторых изменений, является аналогом российского утилизационного сбора, введенного в действие нашим северным соседом в сентябре 2012 г.

       В чем же состоит суть нового налога, и какие дополнительные обременения повлечет он за собой для отечественной экономики?

       Во-первых, давайте разберемся в природе платежа. Новый обязательный платеж является разновидностью экологического налога. Он не является сбором. Таким образом, законодатель, определяя правовую природу платежа, заранее предполагал невозможность его использования по определенному целевому назначению, ведь нецелевой характер является основным признаком налога, в отличие от сбора. Иными словами, утилизационный сбор по-украински, в отличие от зарубежных аналогов, растворится в общей части государственного бюджета, не ставя в зависимость достижение формальных целей его введения от объема поступлений.

       Последствий определения платежа как налога несколько. Во-первых, государство, не мудрствуя лукаво, обеспечивает реализацию одной из целей, ставившихся на самом деле перед введением обязательного платежа, — наполнение государственного бюджета. И, во-вторых, прикрывает другую задачу введения налога, коей является защита и поддержка отечественного автомобилестроения. Дело в том, что налогом облагаются в равной степени как транспортные средства, ввезенные на территорию нашего государства, так и произведенные в Украине. Иными словами, налог на утилизацию является внутренним налогом.

       Таким образом, налог формально не является дополнительной пошлиной или сбором, вводимым на импорт транспортных средств. Согласно Генеральному соглашению Всемирной торговой организации по тарифам и торговле 1994 г., не могут вводиться иные пошлины и сборы, кроме тех, что были включены в специальный документ (расписание) в момент подписания соглашения. Каждый член организации может выступать против существования "иной пошлины или сбора" на основании того, что на момент первоначального связывания определенной тарифной позиции такого сбора или пошлины не существовало. При этом соглашение ВТО предусматривает, что государство может применить защитные меры к товару только в том случае, если этот член ВТО определил, что такой товар импортируется на его территорию в таком увеличенном количестве (в абсолютном либо относительном выражении к отечественному производству) и на таких условиях, что наносит вред или угрожает причинением серьезного вреда отрасли отечественного производства аналогичных товаров или товаров, непосредственно конкурирующих с импортируемыми. Введению любой защитной меры должно предшествовать предварительное расследование, определяющее серьезность вреда, причиняемого экономике страны-члена.

       Очевидно, что в случае с украинским налогом на утилизацию формально речь не может идти о защитных мерах в отношении отечественного автомобилестроения (в отличие, скажем, от введения ранее повышенных защитительных пошлин). Такая конструкция обязательного платежа, по мнению правительства, значительно укрепит правовую позицию Украины в возможных спорах о нарушении договора с Всемирной торговой организацией, одновременно, защитив отечественного товаропроизводителя и наполнив государственный бюджет. Ведь именно отечественный товаропроизводитель может освободиться от уплаты налога по утилизации произведенных им транспортных средств путем принятия на себя (новая редакция п. 240.6.5 ст. 240 НК) обязательств, предусмотренных законом об утилизации транспортных средств, принятым одновременно с соответствующими изменениями в Налоговый кодекс. Речь идет о создании автопроизводителями сети утилизации произведенных транспортных средств, соответствующей требованиям закона.

       Кроме того, отечественный производитель освобождается от уплаты налога с автомобилей, предназначенных для экспорта, что, с одной стороны, соответствует концепции платежа (ведь такие автомобили не будут утилизироваться на территории Украины), а с другой — поддерживает того же производителя
    (п. 242.3.4 ст. 242 НК).

       Итак, вводя налог, правительство сделало все возможное для того, чтобы формально уйти от ограничений, установленных Всемирной организацией торговли, оставив при этом экономическую суть обязательного платежа. Узнать, насколько совершенна линия обороны, выстроенная украинским правительством, мы сможем уже в ближайшее время после введения налога, когда пока еще одиноким замечаниям стран-экспортеров автомобилей в Украину будет придан официальный статус.

       В этом контексте очень важное прецедентное значение для Украины имеет спор, рассматриваемый сейчас судом ВТО по жалобе ЕС и Японии к Российской Федерации. Соответствующий иск был подан 9.07.2013 г. Сегодня к рассмотрению спора присоединились Китай, США, Турция и Украина. Согласно соглашению ВТО, у сторон есть
    60 дней для мирного урегулирования вопроса. Если соглашение не будет достигнуто, создается третейская группа, которая и может обязать Россию изменить правила применения утилизационного сбора либо применить к ней санкции.

       Теперь перейдем непосредственно к сути налога безотносительно внешнеэкономических последствий его введения. Так, новая разновидность экологического налога предполагает налогообложение транспортных средств, ввозимых, производимых и реализуемых на территории Украины с учетом незначительных изъятий, установленных в п. 242.3 ст. 242 и п. 240.6 ст. 240 НК Украины (антикварные автомобили, автомобили для инвалидов, гуманитарная помощь и некоторые другие). Отметим, что новый налог не влечет дополнительных обременений для лиц, являющихся собственниками транспортных средств, приобретенных до 1 сентября
    2013 г. Покупатели таких автомобилей (а новую разновидность экологического налога при приобретении автомобиля не у производителя — например, у дипломата, освобожденного от уплаты налога — платит именно покупатель, а не продавец) освобождаются от уплаты налога с соответствующих автомобилей.

       При этом справедливые нарекания вызывают у экспертов ставки налога, исчисляющиеся исходя из базовой ставки (5 тыс. 500 грн — для легковых автомобилей и 11 тыс. грн — для грузового и специализированного транспорта). Согласно новым нормам Налогового кодекса к базовым ставкам применяется коэффициент, увеличиваемый пропорционально объему двигателя легкового автомобиля. Какая связь между объемом двигателя и ставкой налога, которая хотя бы теоретически должна быть привязана к возможным затратам на утилизацию автомобиля, остается загадкой. В данном случае, отойти от трезвой логики и здравого смысла законодателя вынудил основной инстинкт финансовой ветви украинской власти — фискальная необходимость, подсказывающая просто-напросто, что с более дорогих автомобилей можно взять налоги по более высокой ставке, чем с дешевых. При этом такие необходимые для расчета обоснованной ставки любого утилизационного сбора категории, как масса автомобиля и срок его эксплуатации, были вполне прогнозируемо отодвинуты на задний план.

       Еще один очень важный нюанс — это существенная разница в ставках налога для автомобилей, введенных в эксплуатацию, и для автомобилей, ранее не зарегистрированных государством. К сведению, разница в налогообложении таких транспортных средств и состоит исключительно в регистрации автомобиля, а не в сроке его эксплуатации. Таким образом, в данном случае законодатель, экспериментируя с основополагающим вопросом философии о соотношении и взаимном влиянии формы и содержания, предпочел первое второму, чем значительно исказил и без того небезупречную формулу налога.

       Нововведение, которое, без всякого сомнения (кроме непосредственно увеличения стоимости транспортных средств), коснется всех без исключения автомобилистов, касается уплаты налога при последующей реализации транспортного средства, купленного у импортера или производителя. Такая реализация автомобиля (его перерегистрация) должна сопровождаться предъявлением справки, выданной производителем либо импортером об уплате налога за утилизацию транспортного средства или справки об освобождении от уплаты налога. Такие справки являются бланками строгой отчетности и, соответственно, должны бережно храниться собственниками транспортных средств. Поскольку отсутствие справки влечет за собой уплату налога при каждой последующей продаже автомобиля. Конечно, бланк строгой отчетности в случае его утери может быть восстановлен, но зная украинские реалии, сделать это может быть достаточно сложно и долго.

       Конечно, последствия введения закона в действие с 1 сентября
    2013 г. для простых автомобилистов трудно даже сопоставить с последствиями введения его в действие для государства в целом — в контексте его взаимоотношений в рамках Всемирной торговой организации. В любом случае, уже осенью мы станем свидетелям крайне интересного с правовой точки зрения процесса, который очевидно даст окончательный ответ на вопрос о будущем налога на утилизацию транспортных средств в Украине.

    газета "Зеркало недели"

    За кулисами Таможенного союза. Экономика России замедляется шестой квартал подряд

       Валовый внутренний продукт (ВВП) России во II квартале 2013 года, по данным Росстата, вырос на 1,2%, что ниже прогнозов и вызывает опасения, что спад российской экономики оказался намного глубже, чем предполагалось.

       Экономика России продолжает замедляться шестой квартал подряд. В I квартале 2013 года ВВП вырос в годовом выражении на 1,6%, в IV квартале 2012 года – на 2,1%, в III квартале 2012 года – на 3%, во II квартале 2012 года — на 4,3%, в I квартале 2012 года – на 4,8%.

       Данные Росстата оказались хуже ожиданий Минэкономразвития и ставит под вопрос план роста ВВП в 2013 году на 2,4%. «Не исключено, что министерство пересмотрит прогноз по росту ВВП в 2013 году в сторону понижения», — заявил «Интерфаксу» замминистра экономического развития Андрей Клепач. Тем не менее он выразил уверенность, что в третьем квартале 2013 года в России ожидается ускорение роста ВВП.

       Главный экономист Morgan Stanley в России Джейкоб Нелл заявил британской газете, что ожидал, что экономические показатели первого квартала будут плохими, но второй квартал оказался еще хуже, и это ставит под сомнение прогноз Morgan Stanley на весь год. «

       В апреле Минэкономразвития снизило прогноз роста российского ВВП в 2013 году до 2,4% с 3,6%. Ведомство ожидало, что рост ВВП России в III квартале ускорится до 2,5% в годовом выражении, а в IV квартале — до 3,4%.

    Главком

    Украинская внешняя торговля: как не утонуть в либерализационных волнах 15

       Тариэл Васадзе

       Как в мировом океане, так и в экономике каждая новая волна, порождаемая изменениями внешних или внутренних условий, кого-то подносит вверх и продвигает вперед, а кого-то накрывает. Только тот, кто с пониманием, для чего это ему нужно, ловит волну и подготовлен удержаться на ней, получает максимальные выгоды от нее для продвижения в своем развитии, в том числе и за счет тех, кого эта волна накрывает.

       К сожалению, современная история выхода Украины на просторы глобального рынка — это история борьбы с накрывающими волнами.

       Первая волна, с которой столкнулась Украина и которая накрыла ее, причиняя при этом достаточно серьезный ущерб экономике, — это скоропалительное вступление в ВТО на невыгодных для страны условиях. Как не подготовленного к встрече с водной стихией ребенка бросают в бушующий океан, так и украинский бизнес, не подготовив, не дав времени для адаптации, накануне мирового финансового кризиса, прошлая власть бросила в объятия глобальной торговой системы. Усугубило ситуацию и то, что изменение условий и правил внешней торговли произошло в середине бюджетного года. Этим Украина повторила опыт/ошибку не самых успешных стран — членов ВТО — Ямайки и Грузии. В то время как остальные страны меняли условия либо в конце, либо в начале года, закладывая новые риски и возможные потери в свои бюджеты.

       Что мы получили в итоге: падение промышленного производства; отрицательный результат, или так называемое сальдо внешней торговли ухудшилось на 4,5 млрд долл., и, как следствие, дефицит текущего счета… Все это вызывает недоверие к национальной экономике со стороны инвесторов.

       Прошло уже пять лет, как мы либерализовали внешнюю торговлю. Наш средний тариф на границе — один из самых низких в мире. Но за эти пять лет мы не увидели ни одного нового серьезного инвестора в промышленном секторе. Ни один мировой производитель не пришел в Украину с производственной программой. Все это время нашу страну рассматривают исключительно как площадку для развития торговых сетей по сбыту готовой импортной продукции. И этого следовало ожидать. Никто не будет тратиться на создание производства продукта, который проще и дешевле завезти и продать. Мировой опыт показывает, что инвестиции в индустриальный сектор приходят тогда, когда он имеет высокий уровень тарифной защиты и гарантированную государственную поддержку. Именно такой подход лежал в основе экономического чуда и технологического прорыва Южной Кореи, Турции, Китая, а сегодня применяется в Бразилии, России, Индии, т.е. в наиболее динамично развивающихся экономиках.

       Однако функционеры ВТО и еврочиновники категорически не рекомендуют Украине пользоваться этим рецептом. Стране, обладающей потенциалом в авиационной промышленности, судостроении, автомобилестроении, приборостроении, открыто навязывают роль сельскохозяйственного придатка Европы.

       Как следствие, Украина демонстрирует стремительную технологическую деградацию. Вместо того чтобы искать возможности выхода на новый уровень развития, мы добровольно теряем ядро существующего технологического уклада и возвращаемся к аграрному обществу, что является редчайшим случаем в мировой практике.

       Возможно, присоединяясь к большому торговому клубу, наши бывшие руководители надеялись найти там друзей. Но в торговле друзей нет. Торговля — это борьба. Борьба за место на рынке, борьба за потребителя, за финансовые ресурсы… Нас ввязали в борьбу без союзников, без оружия, не изучив сильных и слабых сторон — как своих, так и конкурентов.

       Наши попытки законно использовать инструменты защиты от возникших угроз, равно как и желание легально воспользоваться прописанным правом на пересмотр своих тарифных обязательств, наталкиваются на жесткое сопротивление более успешных коллег по ВТО, присоединившихся к этой организации взвешенно, прагматично, в правильное для себя время и на удобных для себя условиях.

       Находясь в таком, без преувеличения, униженном и ослабленном состоянии, Украина готовится к броску под новую волну либерализации торговли, имя которой — углубленная и всеохватывающая зона свободной торговли с ЕС, подающаяся Украине как составная часть Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом.

       Лоббисты этого проекта акцентируют внимание на евроинтеграционных настроениях общества. При этом они неохотно говорят о том, что политическая составляющая этого документа, которая вступит в силу только после ратификации всеми национальными парламентами ЕС, не дает нам статуса ассоциированного члена ЕС и не является инструментом интеграции в европейскую семью. Мало кто акцентирует внимание и на том факте, что соглашения об ассоциации с ЕС действует в таких странах, как Египет, Марокко, Алжир, Тунис, Иордания, Ливан, Мексика и т.п. Что, эти страны — будущие члены ЕС?! Или в этих странах нет проблем с демократией, или благодаря соглашениям уровень и качество жизни их граждан приблизился к европейским стандартам? Может быть, они обласканы европейскими инвестициями? К сожалению, на эти вопросы есть один, достаточно определенный ответ.

       Открытыми остаются другие вопросы: почему так плохо замаскированная под евроинтеграционный процесс потребность ЕС в расширении рынков сбыта своей продукции загнала в глухой угол наших переговорщиков? И почему эти переговоры вели те же люди, которые так "удачно" подготовили в свое время и соглашение с ВТО?

       Мы являемся свидетелями уникального явления — агрессивное продвижение готовой продукции европейских производителей на украинский рынок преподносится как политическая уступка украинской власти. Браво европейской дипломатии!

       Политика — политикой, но что ждет украинскую экономику? Какие перспективы откроются у нашего бизнеса в условиях новой углубленной и всеохватывающей зоны свободной торговли, которая, в отличие от политической составляющей Соглашения об ассоциации с ЕС, начнет действовать сразу после ратификации Украиной?

       Нам говорят: вы получаете доступ на рынок с населением в 500 млн человек. Но при этом дипломатично умалчивают, что предложение на этом рынке уже давно превышает спрос, что градус конкуренции на нем такой высокий, что его не выдерживают высокотехнологичные европейские, американские, японские компании.

       Нам приводят в пример успех Южной Кореи, имеющей ЗСТ с ЕС. При этом забывая сказать, что Южная Корея на момент подписания соглашения с Евросоюзом имела хорошо развитую экспортоориентированную экономику. Корейцы знали, куда они идут, а главное — с чем. Еще до ЗСТ они сформировали большой продуктовый портфель и успешно с ним развивались на рынках стран Евросоюза. Образно говоря, они оседлали волну либерализации, продвинувшую и закрепившую их в Европе.

       Получит ли Украина от новой волны либерализации такие же преимущества, как Южная Корея?

       Сегодня мы не являемся конкурентами для европейских производителей на стагнирующих потребительских рынках ЕС. И если быть честными, то нам не с чем выходить на эти рынки. Опыт членства в ВТО подтверждает это. За последние пять лет дефицит торгового баланса в части товаров между Украиной и ЕС ухудшился для нашей страны на 2 млрд долл. США. При этом в структуре украинского экспорта доля Европы уменьшилась на 5%.

       Поэтому совершенно очевидно, что после снятия оставшихся барьеров для промышленных товаров выгодополучателем будет только одна сторона, и это не Украина. Отечественной экономике можно будет ожидать только увеличения дефицита в торговле с ЕС и закрепления сырьевого характера экспортных поставок. И нам не удастся компенсировать возросшие затраты на импорт промышленных товаров из ЕС значительным увеличением экспорта в Европу продукции наших аграриев. Ведь соглашение о всеохватывающей свободной торговле квотирует экспорт в ЕС более 300 сельскохозяйственных и продовольственных товарных позиций. Ограничения настолько серьезные, что по большинству товаров составляют не более 5% от объема рынка Евросоюза.

       Требуя от Украины создания равных условий для реализации товаров как местного производителя, так и европейского, наши партнеры в ЕС не спешат создавать равные условия для бизнесменов и наемных работников в их перемещении по территории этой самой — свободной — зоны. Уже сегодня, без Соглашения об ассоциации, любой представитель любой европейской компании может свободно въехать на территорию Украины для решения вопросов своего бизнеса. В то время как для украинцев, даже после удачной ратификации всеми членами ЕС политической части Соглашения об ассоциации, въезд на территорию ЕС останется строго регламентированным и ограниченным визовым режимом. Такой подход априори не создает те равные условия в торговле, о которых нам постоянно говорят "евроинтеграторы".

       Но ни усиление экспансии товаров из ЕС, ни заложенные в базовый документ ограничения для украинской продукции, ни сохранение одностороннего визового режима не являются самыми болезненными вызовами, которые встанут перед Украиной после подписания Соглашения об ассоциации. Главный вызов, с которым столкнется наша экономика, — это потеря возможности свободного доступа на рынки стран, входящих в Таможенный союз. Рынки, на которые приходится 32% всего нашего экспорта, за счет которого только в прошлом году страна заработала более 22 млрд долл. США. Те рынки, где знают нашу продукцию, на которых она пользуется спросом. В конце концов, это те рынки, на которые ориентируются в своем развитии те же европейские производители и инвесторы.

       Не секрет, что географическая близость, существующие кооперационные связи и тесное межгосударственное сотрудничество со странами СНГ и, прежде всего, со странами, входящими в Таможенный союз, дают Украине основные конкурентные преимущества в глазах потенциальных инвесторов. Потеря таких преимуществ поставит окончательную точку в надежде на привлечение внешних инвестиций в индустриальный сектор нашей экономики.

       Первым звонком, демонстрирующим эти опасения, является тенденция по сворачиванию европейскими банками своей деятельности в Украине. Представители финансового сектора Европы покидают страну, находящуюся в одном шаге от создания ЗСТ с ЕС!

       Возвращаясь к опыту корейцев, можно констатировать, что украинские политики действуют с точностью до наоборот. Ради лояльности электората они готовы вывести Украину с тех рынков, где она имеет хорошие и перспективные позиции, где динамика развития потребительского спроса — одна из самых высоких в мире, освобождая тем самым место своим конкурентам.

       Осталось совсем немного времени, и мы обязаны будем сделать выбор между перспективой развития сектора высоких технологий, машиностроения, авиастроения, электроники и участью аграрной периферии колыбели демократии без права голоса, но с жесткими обязательствами. От этого выбора будет зависеть не только судьба сегодняшних политических сил, но и качество жизни миллионов наших сограждан. Будем надеяться, что власть не повторит ошибок своих предшественников и примет взвешенное прагматичное решение.

    газета "Зеркало недели"

    Чи можлива бартерна операц╕я при укладанн╕ договору куп╕вл╕-продажу

       

       П╕дпри╓мство реал╕зувало продукц╕ю. Договором передбачено оплату безгот╕вковим розрахунком. Контрагент хоче розрахуватись власною виробленою продукц╕╓ю. Чи вважа╓ться така операц╕я бартерною? Як оформити зм╕ни до уже укладеного договору? Як╕ особливост╕ оподаткування?


       Бартерна (товарообм╕нна) операц╕я — це господарська операц╕я, яка передбача╓ проведення розрахунк╕в за товари (роботи, послуги) у негрошов╕й форм╕ в рамках одного договору (пп. 14.1.10 Податкового кодексу Укра╖ни; ПК).


       В контекст╕ цив╕льного законодавства операц╕╖ куп╕вл╕-продажу (або поставки) та бартерн╕ операц╕╖ зд╕йснюються на п╕дстав╕ р╕зних договор╕в. В╕дм╕нн╕сть цих договор╕в поляга╓ ось у чому.


       Продаж продукц╕╖ зд╕йсню╓ться на п╕дстав╕ договору куп╕вл╕-продажу або договору поставки. Ц╕ види договор╕в регулюються статтями 655 та 712 Цив╕льного кодексу Укра╖ни (ЦК). До них застосовуються загальн╕ положення, встановлен╕ до договору куп╕вл╕-продажу. За договором куп╕вл╕-продажу продавець зобов'язу╓ться передати товар у власн╕сть покупцев╕, а покупець зобов'язу╓ться прийняти товар ╕ сплатити за нього певну грошову суму (ст. 712 ЦК).


       За договором м╕ни (бартеру) кожна ╕з стор╕н зобов'язу╓ться передати друг╕й сторон╕ у власн╕сть один товар в обм╕н на ╕нший товар (ст. 715 ЦК).


       Тобто, у даному випадку потр╕бно було укласти догов╕р м╕ни зам╕сть договору поставки.


       У той же час статтею 628 ЦК дозволя╓ться укладання сторонами зм╕шаних договор╕в, як╕ мають елементи р╕зних договор╕в.


       Зобов'язання стор╕н може бути виконано шляхом зал╕ку зустр╕чних однор╕дних вимог (ст. 601 ЦК). Оск╕льки у даному випадку ма╓ м╕сце зустр╕чне невиконання грошових зобов'язань, як╕ ╓ однор╕дними, сторони можуть провести вза╓мний зал╕к.


       Тобто, розрахунок продукц╕╓ю сторони можуть оформити договором постачання.


       Оск╕льки догов╕р постачання сторонами було укладено ран╕ше, до нього уклада╓ться додаткова угода, яка передбача╓ виконання зобов'язань стор╕н договору шляхом зал╕ку однор╕дних вимог.


       Окремо сл╕д наголосити про насл╕дки проведення бартерних операц╕й у податковому обл╕ку.


       Оск╕льки при зд╕йсненн╕ бартерних операц╕й кожна сторона договору ╓ одночасно продавцем та покупцем, то обидв╕ сторони включають до складу податкових доход╕в варт╕сть реал╕зованих товар╕в, а до податкових витрат - соб╕варт╕сть реал╕зованих товар╕в (п. 137.1, п. 138.4 ПК). При цьому доходи й витрати визначаються в╕дпов╕дно до догов╕рно╖ ц╕ни тако╖ операц╕╖, але не нижче (вище) звичайних ц╕н (п. 153.10 ПК).


       База оподаткування ПДВ визнача╓ться виходячи з фактично╖ ц╕ни операц╕╖, але не нижче звичайних ц╕н (п. 189.1 ПК).


       Якщо ж бартерн╕ операц╕╖ зд╕йснюються платниками ╓диного податку, до доходу, отриманого при застосуванн╕ негрошово╖ форми розрахунк╕в, застосову╓ться подв╕йний розм╕р визначених ставок ╓диного податку (п. 293.5 ПК).



    Головбух24

    Розрахову╓мось векселем при ╕мпортних операц╕ях

       

       Зг╕дно з зовн╕шньоеконом╕чним контрактом на умовах в╕дстрочки платежу товар ╕мпортовано в Укра╖ну та продано ╕ншому резиденту Укра╖ни. Чи може резидент-покупець виписати на користь нерезидента-постачальника переказний вексель, платником по якому ╓ третя особа-резидент, як╕й продано цей товар? Чи потр╕бна у такому випадку л╕ценз╕я?


       Д╕ючим законодавством Укра╖ни дозволя╓ться застосовувати вексельну форму розрахунк╕в з нерезидентами за поставлен╕ товари.


       Можлив╕сть виставлення векселя на користь постачальника-нерезидента при ╕мпортних операц╕ях резидент╕в, як╕ зд╕йснюються на умовах в╕дстрочення поставки, передбаченастаттею 2 Закону Укра╖ни «Про порядок зд╕йснення розрахунк╕в в ╕ноземн╕й валют╕» в╕д 23.09.1994 № 185/94-ВР.


       Резиденти можуть видавати переказн╕ вексел╕ в ╕ноземн╕й або нац╕ональн╕й валют╕ для розрахунк╕в з нерезидентами. При цьому умови проведення таких розрахунк╕в м╕ж резидентом та нерезидентом обов’язково в╕дображаються у в╕дпов╕дному зовн╕шньоеконом╕чному контракт╕ (ст. 9 Закону Укра╖ни «Про об╕г вексел╕в в Укра╖н╕» в╕д 05.04.2001 № 2374-III; дал╕ — Закон № 2374).


       Видавати переказн╕ вексел╕ можна лише для оформлення грошового боргу за фактично поставлен╕ товари (ст. 4 Закону № 2374).


       Окрем╕ валютн╕ операц╕╖, як╕ п╕дпадають п╕д режим л╕цензування, зд╕йснюються на п╕дстав╕ ╕ндив╕дуальних або генеральних л╕ценз╕й, як╕ вида╓ Нацбанк (п. 1 ст. 5 Декрету КМУ «Про систему валютного регулювання ╕ валютного контролю» в╕д 19.02.1993 № 15-93; дал╕ — Декрет № 15-93).


       Оск╕льки у даному випадку виставля╓ться переказний вексель, платником по якому ╓ третя особа-резидент, яка ма╓ зобов’язання перед резидентом-векселедавцем, сл╕д врахувати таке.


       Не потребують ╕ндив╕дуально╖ л╕ценз╕╖ операц╕╖ з платеж╕в у ╕ноземн╕й валют╕, що зд╕йснюються резидентами за меж╕ Укра╖ни на виконання зобов’язань у ц╕й валют╕ перед нерезидентами щодо оплати продукц╕╖, послуг, роб╕т (пп. «а» п. 4 ст. 5 Декрету № 15-93).


       Оск╕льки третя особа-резидент не ма╓ зобов’язань перед нерезидентом стосовно оплати товар╕в, то вона повинна оплатити вексельну суму в ╕ноземн╕й валют╕ нерезиденту при пред’явленн╕ векселя до оплати. Тому для зд╕йснення тако╖ валютно╖ операц╕╖ потр╕бно отримати ╕ндив╕дуальну л╕ценз╕ю НБУ.



    Головбух24

    Для большинства украинских компаний автоматическое возмещение НДС недоступно

       Для большинства украинских компаний автоматическое возмещение НДС недоступно

       Для многих налогоплательщиков механизм автоматического возмещения НДС остается недоступным из-за низкого уровня заработной платы. Об этом говорится в сообщении Миндоходов.

       Согласно сообщению, с начала 2013 года налогоплательщикам возмещено 33,5 млрд гривен НДС при сумме заявок в 30,7 млрд гривен.

       "По сравнению с соответствующим периодом 2012 года полученная сумма бюджетной компенсации выросла на 24,2%, плательщикам возмещено более 6,5 млрд гривен", - сказано в сообщении.

       В ведомстве отмечают, что стабильная тенденция к превышению возмещенных сумм над заявками сохраняется с 2012 года.

       "С нынешней суммы возмещения более 40% было возвращено в автоматическом режиме. В течение января-июля 2013 года 426 плательщиков получили 13,6 млрд гривен НДС-автомата", - заявляют в Миндоходов.

       Напомним, в соответствии с критериями для действия НДС-автомата, средняя зарплата должна превышать минимальный уровень не менее чем в 2,5 раза.

       "Только по результатам обработки деклараций за июнь 2013 года этому критерию не отвечают почти 1,4 тыс. плательщиков", - подытожили в министерстве.

       Как сообщалось со ссылкой на юриста ЮФ "Ильяшев и Партнеры" Андрея Сидоренко, задолженность по возмещению НДС может быть причиной снижения ставки НДС и введения налога с оборота.

       Отметим, что в течение первого полугодия 2013 года Миндоходов Украины обеспечило поступления в сводный бюджет 204,3 млрд гривен. Это на 1,7 миллиарда гривен больше, чем за соответствующий период 2012 года.

       Налогоплательщикам в 2013 году было возмещено 27,5 млн гривен НДС.

    newsru.ua

    По «зеленому коридору» - без таможенной декларации

       В Главном управлении Миндоходов в Луганской области отмечают, что согласно ст.366 Таможенного кодекса Украины действует двухканальная система пересечения таможенной границы. Гражданин самостоятельно выбирает «зеленый» или «красный» коридоры для прохождения таможенного контроля.

       По «зеленому коридору» без письменного декларирования и без обложения таможенными платежами каждый имеет право перевозить в ручной клади или сопровождаемом багаже, прежде всего, личные вещи:

       - индивидуальные и личные вещи со следами использования: средства гигиены, косметические средства, одежду, белье, обувь, украшения; письменные и канцелярские принадлежности; медицинские препараты, предназначенные для обеспечения жизнедеятельности человека и контроля за его состоянием;

       - фотоаппарат, кино-, видеокамеру, проектор, бинокль, звуковоспроизводящее устройство (магнитофон, диктофон, проигрыватель компакт-дисков и т.д.), радиоприемник, телевизор, пишущую машинку, инвалидную коляску, детскую коляску, спортивное снаряжение - в количестве 1 единицы (переносные);

       - мобильные телефоны, пейджеры, переносные музыкальные инструменты, переносные персональные компьютеры, калькуляторы, электронные книги, часы - до 2 единиц;

       - флэш-карты - до 3 единиц;

       - 0,5 л туалетной воды и / или 0,1 л духов.

       Кроме этого, можно перевозить товары, предназначенные для отчуждения (дарения), однако их стоимость не должна превышать 1000 евро. «Зеленым коридором» можно перевозить иностранную валюту, которая не превышает 10000 евро (в эквиваленте) на одного человека.

       Что касается алкогольных напитков, то без декларирования гражданин может перевозить 1 л водки, коньяка, виски и других; 2 л вина; 5 л пива. Также те, кто выбрал «зеленый коридор» может иметь в клади не более 200 сигарет или 50 сигар, или 250 г табака (или 250 г этих изделий).

       Продукты питания для собственного потребления на сумму, не превышающую 200 евро, могут быть в упаковке (предназначенной для розничной торговли) - 1 упаковка или общей массой не более 2 кг каждого наименования; без упаковки - до 2 кг каждого наименования; неделимый продукт, готовый к непосредственному употреблению - 1 шт. каждого наименования.

       Перемещая лекарственные средства, следует учесть, что их количество для «зеленого коридора» ограничено 5 упаковками каждого наименования на одно лицо (кроме содержащих наркотические и психотропные вещества). Если они транспортируются, то не должны превышать количество, указанное в рецепте (имеющемся у лица), выданном на имя этого лица и заверенном печатью врача и / или учреждения здравоохранения.

       Специалисты Миндоходов отмечают, что нормы перемещения товаров, наличности, табака, продуктов питания и алкогольных напитков «зеленым коридором» действуют один раз в 24 часа.

       Выбрав «красный коридор», гражданин должен предъявить товары, превышающие допустимую норму. Их таможенное оформление осуществляется в полном объеме на общих основаниях с заполнением таможенной декларации.

       Гражданин, который по ошибке выбрал «красный коридор», может пройти оформление в соответствии с требованиями «зеленого коридора». Для этого он должен обратиться к должностному лицу таможни, при условии, что перемещаемые предметы отвечают критериям этого направления движения.

    В Час Пик

    Претензии России к Roshen не обоснованы регламентами Таможенного союза

       

       Выдвигаемые Роспотребнадзором претензии к шоколаду Roshen относительно превышения содержания в нем токсичного вещества бензопирена не обоснованы Техническими регламентами Таможенного союза. В регламентах прописаны нормы присутствия этого канцерогена в нескольких продуктах, однако шоколад в указанном перечне отсутствует, сообщает информационно-аналитический портал Inpress.ua.


       В частности, в Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011) в соответствии с гигиеническими требованиями содержание бензопирена регламентируется в таких категориях: «копченые мясные, мясосодержащие и птичьи продукты», «копченые сыры и сырные продукты, сырные пасты, соусы», «копченая рыбная продукция», «зерно продовольственное», «шпик копченый», «каша на молочно-зерновой основе (инстантного приготовления)», и т. д. Об этом в своей статье для Зеркала недели пишет обозреватель Владимир Чопенко.


       Отметим, что претензии Роспотребнадзора касаются конкретно молочного шоколада. Судя по названию, в его состав, кроме какао-продуктов, входят также молочные. Преимущественно сухие, содержание которых в готовом кондитерском изделии составляет не менее 12%.


       Действующий технический регламент на молоко и молочную продукцию, который имеет статус федерального закона РФ, вообще не дозирует содержание этого канцерогена. В линейке молочных продуктов его наличие контролируют только в копченых сырах.


       «Остается последний ингредиент — какао-бобы, которые, по предположению российских специалистов, могли храниться под открытым небом просто на асфальте. Вы можете представить подобную бесхозяйственность и небрежность у компании с мировым именем, с сертификатом, подтверждающим соответствие системы менеджмента качества требованиям международного стандарта ISO и продукцией, которая реализуется в Германии, Израиле и США?» — пишет обозреватель.


       «Да, бывает, увлажненные бобы просушивают искусственно, и они впитывают опасное химическое соединение. Чтобы контролировать его содержание, корпорация Roshen согласовала стандарты качества с Евросоюзом, и с апреля 2013 г. они действуют на предприятии. Эти параметры касаются не только какао-бобов. Через разрешительное сито проходят все ингредиенты, из которых производят кондитерскую продукцию. Чего нет в России и о чем не знал Онищенко», — говорится в статье.


       Как ранее писал портал Inpress.ua, безопасность и соответствие украинской продукции всем нормам признали в Беларуси. 2 августа Беларусь сообщила о начале проверок продукции Roshen, в результате чего вечером того же дня ввоз кондитерских изделий компании на территорию страны был запрещен. Однако 6 августа стало известно, что Беларусь пока не видит оснований для запрета реализации на территории республики продукции Roshen, о чем заявил главный санитарный врач Белоруссии Игар Гаеуски.


       Напомним, что 31 июля Роспотребнадзор проинформировал Федеральную таможенную службу России (ФТС) о запрете поставок на территорию Российской Федерации продукции четырех фабрик Roshen. Вслед за Россией Молдова и Казахстан заявили о намерении проверить продукцию Roshen. После проведения проверки представители этих стран заявили об отсутствии оснований для введения запрета на импорт продукции Roshen. Не выявил никаких нарушений по качеству и безопасности данных кондитерских изделий и Таджикистан, чьи санэпидемиологи уверенно сообщили о соответствии стандартам качества и отсутствии бензопирена.


       Напомним, что Украина обратилась с официальным письмом к руководству Роспотребнадзора о срочной встрече для решения вопроса о запрете ввоза продукции компании Roshen в Российскую Федерацию.


       Напомним, главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко заявил, что дополнительные исследования подтвердили уверенность в небезопасности продукции украинской компании Roshen. Он добавил, что в настоящее время запрещен ввоз в Россию продукции четырех кондитерских фабрик компании «Рошен» — киевской, винницкой, мариупольской и кременчугской.


       При этом основной причиной несоответствия кондитерских изделий является, сообщает Роспотребнадзор, невыполнение законодательства в области защиты прав потребителей. В частности, не выполнены требования к маркировке пищевой продукции, что означает несоответствие информации о пищевой ценности продукции, указанной на этикетке.


       По данным ведомства, в настоящее время рассматривается возможность встречи с компетентными органами Украины по вопросам соблюдения требований российского законодательства о качестве и безопасности пищевых продуктов при поставках в Российскую Федерацию кондитерских изделий, произведенных на фабриках Roshen.



    Inpress.ua

    Россия запретила импорт норвежской форели

       При исследовании норвежской форели в России выявили кишечную палочку

       Россельхознадзор ввел временные ограничения на поставки охлажденной форели с норвежского предприятия Brandasund Fiskeforedling AS, сообщил в субботу сайт ведомства.

       В ведомстве отметили, что при лабораторных исследованиях форели охлажденной, поступившей с предприятия H 107 (Brandasund Fiskeforedling AS), выявлены бактерии группы кишечной палочки и мезофильные аэробные и факультативно-анаэробные микроорганизмы.

       "Принимая во внимание повторный характер нарушений со стороны предприятия H 107, принято решение о введении временных ограничений на поставки продукции этого предприятия в Россию", — говорится в сообщении.

       Кроме того, при лабораторном исследовании трески мороженной, выработанной норвежским предприятием SF-53 (Froyanes Senior), были выявлены бактерии группы кишечной палочки, а в партиях мороженной зубатки, поступившей с предприятия М 23 (M/S Nesbakk), были также обнаружены бактерии группы кишечной палочки и мезофильные аэробные и факультативно-анаэробные микроорганизмы.

       "Принимая во внимание то обстоятельство, что предприятия М 23 и SF-53 допустили нарушения однократно, Россельхознадзор счел возможным ограничиться предупреждением компетентной службы Норвегии <…> и ввести режим усиленного лабораторного контроля продукции этих предприятий по выявленной группе риска", — отмечается в материале.

    газета "Дело"

    Через два месяца США могут запретить импорт смартфонов и планшетов Samsung

       На подпись президенту США Бараку Обаме поступило решение торговой комиссии об ограничении импорта некоторой продукции южнокорейской компании Samsung. Если Обама его подпишет, то через 2 месяца смартфоны и планшеты Samsung будут запрещены для импорта

       Комиссия США пришла к выводу, что компания Samsung Electronics нарушила два патента компании Apple в производстве некоторых моделей смартфонов и планшетов, и решила запретить их импорт, сообщает южнокорейское агентство Ренхап.

       Американская комиссия по международной торговле объявила в пятницу о своем решении удовлетворить иск компании Apple, поданный в 2012 году, и запретить импорт некоторых моделей Samsung.

       "Комиссия <…>приняла решение об ограниченном исключении ввоза некоторых цифровых мультимедийных устройств южнокорейского производителя", — сообщила действующий секретарь комиссии Лиза Р. Бартон.

       Решение будет находиться на рассмотрении администрации президента в течение 60 дней и вступит в силу, если Барак Обама подпишет его. В этом случае Galaxy S 4G, Galaxy Tab и Galaxy Tab 10.1, а также ряд других планшетов и смартфонов, выпущенных Samsung в 2010 и 2011 годах, будут запрещены для импорта в США.

       Решение торговой палаты США стало одной из крупнейших побед Apple в многолетнем споре с южнокорейским производителем. Иски о нарушении патентов обоих компаний находится сейчас на рассмотрении в судах более десяти стран.

       Напомним, два производителя потребительской электроники ведут жесткую борьбу по всему миру, в особенности в сегменте смартфонов. В этой области Samsung вдвое опережает Apple по доле рынка (32% против 17%, по данным фирмы IDC), но значительно отстает по прибыли и марже. Патентная война продолжается с переменным успехом — так, в 2012 году Apple добилась штрафа в 1 миллиард долларов для Samsung за незаконное использование патентов.

       4 июня американская комиссия по международной торговле приняла решение о запрете импорта на американский рынок собираемых, главным образом, в Китае смартфонов iPhone 4, 3GS и 3G, а также планшетов iPad 3G и iPad 2 3G. Причиной стало то, что компания Apple была признана виновной в нарушении принадлежащего Samsung патента, описывающего стандарт беспроводной связи третьего поколения UMTS

    газета "Дело"

    Анекдот из Интернет

    Жена говорит мужу:
    – Сударь, не соблаговолите ли вы снести мне кофе прямо в опочивальню?
    – Да как два перста оросить, сударыня!

    Афоризм

    Она была на седьмом месяце от счастья.

    Перейти на WWW MD OFFICE http://www.mdoffice.com.ua
    E-mail: mdoffice@mdoffice.com.ua
    Рассылки Subscribe.Ru
    Новости  ВЭД в Украине от
    WWW MDOffice


    В избранное