Не секрет, что самый заметный процесс в рамках обмена
электронными документами – это пересылка электронных счетов-фактур. Чаще всего
именно с него начинается переход компаний к услугам операторов обмена. И именно
поэтому компании, работающие по упрощенной системе налогообложения, пока не
видят необходимости переходить на электронный обмен вместе со всеми остальными.
При подключении к оператору «упрощенцы» часто задают
резонный вопрос: «А для чего нам вообще подписывать заявление об участии в
электронном документообороте счетов-фактур, когда мы не выставляем эти
документы, да и в получении не сильно заинтересованы?!». Как работать с
упрощенцами, если вы уже перешли на электронные счета-фактуры? Можно ли на них
повлиять? Тут есть о чем порассуждать.
Классика жанра
Компании на УСН не выставляют счета-фактуры, при этом, как
правило, являются их получателями. В соответствии с пп. "б" п.2.1
разд.II Приложения к Приказу
Минфина РФ от 25.04.2011 N50н для участия в электронном документообороте
продавцу (покупателю) необходимо оформить и представить Оператору ЭДО заявление
об участии в электронном документообороте счетов-фактур в электронном виде по
ТКС (далее - Заявление). Норма распространяет свое действие на всех участников
обмена не зависимо от их системы налогообложения.
Таким образом, если ваш контрагент отказывается подписывать
Заявление, то это прямое нарушение законодательства, а именно порядка обмена
электронными счетами-фактурами.
Новое в законодательстве
Скорость и количество внесения поправок в Налоговый кодекс
России (далее - Кодекс) уже никого не удивляют. Летом текущего года был
подписан Федеральный закон от 21.07.2014 N 238 (далее - Закон), который внес
изменения в 169 статью Кодекса. В соответствии с новой редакцией пп. 1 п. 3 ст.
169, если контрагент налогоплательщика на УСН, то по письменному согласию
сторон налогоплательщик вправе не выставлять счета-фактуры в адрес такого
контрагента. При этом не важно, в каком виде происходит обмен: на бумаге или в
электронной форме.
Напоминаем, согласно п. 2 ст. 3 Закона новая поправка
вступит в силу только 1 января 2015 года. До этого момента отказаться от
выставления счетов-фактур в адрес упрощенца нельзя.
Получается, с наступлением нового года, если упрощенец не
получает счета-фактуры по письменному взаимному согласию сторон, то и Заявление
ему подписывать не за чем. Но!
Упрощенец и формализованный документ
К сожалению, действующее законодательство РФ пока никак не
регламентирует и не комментирует ситуацию, когда упрощенец перестанет получать
электронные счета-фактуры, при этом будет обмениваться первичными документами в
форматах ФНС через оператора ЭДО. Совершенно логично, если ты не являешься
участником обмена счетов-фактур, то для чего подписывать Заявление о
присоединении к такому документообороту. Регламента обмена первичкой нет.
Никаких заявлений не требуется.
Вся беда в том, что форматы первичных документов,
утвержденные Приказом ФНС РФ от
21.03.2012 N172, предусматривают наличие идентификационного номера,
формируемого при подписании того самого пресловутого Заявления. При получении
Заявления оператор ЭДО присваивает клиенту специальный номер, который вместе с
учетными данными компании направляет в налоговый орган по ее месту нахождения
(п.2.3 разд.II Приложения к Приказу Минфина РФ от 25.04.2011 N50н). Номер будет
учтен в налоговой, благодаря чему, она будет знать, что компания перешла на
обмен электронными документами. Это говорит о том, что оригиналы документов в
компании создаются, обрабатываются и хранятся в электронном виде. Представление
документов, созданных по форматам ФНС, происходит в электронной форме по ТКС в
соответствии с Приказом ФНС РФ
от 17.02.2011 N ММВ-7-2/168@ и Приказом ФНС РФ от 29.06.2012 N
ММВ-7-6/465@.
Вывод: без подписания Заявления обмен формализованной
первичкой через оператора ЭДО невозможен технически.
Нет форматов – нет проблем?
Развиваем мысль дальше. В практике сегодня встречается
редко, но предположим, упрощенец не является участником электронного
документооборота счетов-фактур, и первичные документы использует в
неформализованном варианте. Имеет право, поскольку форматы ФНС для ТОРГ-12 и
акта о выполнении работ являются лишь рекомендуемыми к применению. Все ведет к
тому, что подписывать Заявление нет необходимости к тому же документы,
составленные не по форматам ФНС представить в контролирующие органы нельзя.
Уведомлять о переходе на электронные документы, выходит, нет смысла. Последуют
ли за этим какие-то проблемы в ходе проверок, сказать трудно. С некоторой
вероятностью можно сказать, что и сами проверяющие не готовы ответить на этот
вопрос. Мы, как оператор, рекомендуем подписывать Заявление. Такой вариант
видится нам самым безопасным.
Делаем выводы
Допустим, что вы или ваш контрагент находится на УСН и не
желает подписывать заявление о присоединении к электронному документообороту
счетов-фактур, подключаясь к оператору. Являясь получателем счетов-фактур,
такой участник ставит под сомнение юридическую значимость принимаемых
документов, поскольку нарушает Регламент обмена электронными счетами-фактурами,
утвержденный Приказом Минфина РФ от 25.04.2011 N50н.
Ситуации, когда упрощенец не получает счета-фактуры, при
этом обменивается бухгалтерской первичкой (формализованной и/или
неформализованной), не регламентированы нормами действующего законодательства
России. Порядок обмена определен только для счетов-фактур, подобного регламента
для первички нет. В связи с этим самым безопасным видится вариант всегда
подписывать Заявление.
С уверенностью можно заявить, что без процессов
согласования не обходится ни одна организация. Это не только рассмотрение и
оценка документа, это целый инструмент, который обеспечивает управляемость
процессами в организации.
Цель
согласования – повышение качества документов, управленческих
процессов и решений в целом. Именно поэтому процесс необходимо выстраивать
четко и прозрачно. Результат
согласования – визирование документа всеми заинтересованными
лицами, а итог
– подписание согласованного документа руководителем.
Чаще всего согласуются документы, которые затрагивают зоны
ответственности разных подразделений, например, финансовой службы, службы
главного бухгалтера, юридической службы, службы информационной безопасности и
т.п. В рамках согласования документа представители этих служб преимущественно согласуют
те разделы документа, которые относятся к их зоне ответственности.
По итогам согласования можно выделить три возможных
результата:
● согласовано;
● требуется доработка
(для внутренних и исходящих документов) или согласовано с замечаниями (для
внешних документов, реже для внутренних);
● отказано.
Более интересными для нас будут первые два, так как в
случае отказа процесс фактически завершается. Если документ возвращается с
результатом «требуется доработка» или «согласовано с замечаниями», возникает
необходимость в фиксации возникших замечаний.
Наиболее распространенными способами отображения замечаний
в документе являются:
● лист согласования и
фиксация в нем замечаний,
● создание новой
версии документа и внесение правок в сам документ.
Данные способы нельзя противопоставлять друг другу, так
как каждый из них используется в определенной ситуации и на определенном этапе
согласования. Пересечение данных способов возможно только при отображении
замечаний к документу. Рассмотрим особенности использования того и другого
способа.
Согласование документа
Создание новой версии и внесение замечаний в документ
В режиме рецензирования каждый согласующий может внести
правки в прикрепленный файл (в новую версию документа), добавить новые файлы, согласовать
документ или отклонить. При этом информация, внесенная каждым согласующим,
будет сохранена. Режим одновременной работы позволяет сократить время на
согласование, исключает необходимость дожидаться уведомления об освобождении
документа.
Плюсы
● предусмотрена
возможность внесения замечаний согласующим непосредственно в согласуемый
документ;
● согласующий видит
замечания и версии документа, созданные другими участниками процесса;
● при повторном
согласовании согласующий видит свои замечания и как они были устранены;
● есть возможность
подписать свою версию ЭП, чтобы гарантировать ее неизменность.
Минусы
● инициатору задачи необходимо
объединять замечания согласующих из разных версий в один документ;
● данный способ
применим только для внутренних документов, т.е. для документов, созданных
внутри организации. Внешние документы, т.е. документы, поступившие из сторонних
организаций, редактировать невозможно.
Фиксация замечаний в листе согласования
В режиме согласования каждый согласующий может фиксировать
свои замечания в виде комментариев в тексте переписки, либо в примечании при
подписании ЭП. По итогам согласования формируется отчет «Лист согласования», в
котором отображается не только информация о лицах, подписавших документ ЭП, но
и комментарии согласующих.
Плюсы
● автору документа не
нужно сводить замечания в одном месте, при формировании отчета «Лист
согласования» это будет сделано автоматически;
● данный способ можно
применять как для внутренних документов, так и для внешних;
● согласуемый документ
не изменяется при согласовании.
Минусы
● если замечаний к
документу много, то фиксировать их в отчете «Лист согласования» неудобно.
Подписание документа
В том случае, если у согласующих нет замечаний или они были
успешно устранены, согласующий подписывает (визирует) документ электронной
подписью. Визы согласования в документе необходимы для принятия окончательного
решения руководителями, подписывающими документы.
СЭД протоколирует всю работу с документом, в системе
сохраняется история всех изменений, произведенных пользователями, в том числе
информация, какой пользователь внес визу.
Если в итоге документ распечатывается из СЭД и
подписывается на бумажном носителе, то можно закрепить следующий порядок
работы:
1.
На основании виз, внесенных в документ в СЭД, автоматически формируется
и печатается из системы лист согласования, а также сам документ.
2.
Затем уполномоченный сотрудник проверяет лист согласования, проверяет
визы, внесенные в СЭД, а затем заверяет лист согласования и распечатанный документ.
3.
Распечатанный и заверенный документ передается руководителю на
подписание вместе с распечатанным и заверенным листом согласования.
4.
После подписания документа на бумажном носителе в СЭД заносится отметка
об этом событии.
Вывод
Исходя из вышеизложенного, напрашивается вывод, что при
согласовании внутренних документов однозначно более удобным является
способ создания новой версии. Количество создаваемых версий при согласовании
может быть обусловлено различными факторами:
● если согласующих
немного, срок согласования достаточный и нет риска внесения согласующим
изменений в документ, то достаточно будет одной версии на каждый круг
согласования. Все изменения вносятся в документ в виде примечаний или в режиме
правки;
● если согласующих
много, срок согласования ограничен, и есть риск внесения согласующим изменений
в документ, то каждому согласующему рекомендуется создавать свою версию
документа и подписывать ее ЭП.
При согласовании внешних документов создание версий
обычно не используется, так как усложняет процесс, если согласующих больше чем
один. Рекомендуется все замечания фиксировать в листе согласования, и в
дальнейшем на их основании может быть создан протокол разногласий. Исходный
документ остается неизменным.
Для некоторых компаний оптимальным вариантом и выходом для
многостороннего согласования документа последнее время стали специальные
системы, позволяющие вносить примечания и правки нескольким внешним согласующим
в один документ, расположенный в универсальном облачном хранилище (например, Google Docs).
Подводя итог, хочется отметить, что при выстраивании
процесса согласования необходимо стремиться к единообразию способов фиксации
замечаний и отображения факта согласования, чтобы и инициатор, и согласующие не
думали каким образом нужно это делать в зависимости от вида документа. Это
также критично и для руководителя, который подписывает документ на основании
виз согласующих.