В комментариях к блогу Госсектор
и частные организации: стереотипы мешают увидеть возможности
Вадим Малых привел отличный пример - прямо таки "кейс", как сейчас
модно говорить. Давайте совместно попытаемся совместно и без ярлыков
разобраться в этом стереотипе, "поняв причины их возникновения, их роль и
значение в существующей деловой культуре организации, последствия от их
изменения и способность (да и желание) людей эти перемены пережить".
Итак, в чем роль "листа согласования НПА" и с чем
связано устоявшееся ограничение на бесконтрольное "разлашение" листа
согласования и на основании этого понять, является ли данное требование (в
частности к ECM-системе) разумным и обоснованным или это "архаика",
которую необходимо изменить?
Допустим, нормативно-правовой акт это "распоряжение
Губернатора" (в Постановления Правительства пока влезать не будем - там
сложнее). Данный акт издается главой региона единолично. В принципе, мало что
мешает ему самостоятельно подготовить и подписать такое распоряжение вообще без
каких либо согласований (Б.Н. Ельцин чуть ли не на танке подписал Указ "О
незаконности действий ГКЧП"). Впервые столкнувшись с автоматизацией
данного процесса я для себя проводил аналогии с приказами в коммерческих
организациях. Да, готовят проекты приказов структуры, а не сам директор; да,
проект проходит разоличные согласования, кто то из согласующих даже против
выступить может, но итоговое решение за директором (не смотря ни на какие
мнения согласующих) и с момента подписания приказа ответственность тоже на нем
- кто готовил, согласовывал, поддерживал или противился - дело десятое. Приказ
издан на принципах единоначалия и выражает управленческое решение руководителя
и после этого события кто был за, а кто - против, какие мнения высказывались в
ходе его подготовки - уже роли не играет. С согласованием НПА в госструктурах
ситуация иная.
Мало того, что порядок и согласования НПА утверждается
регламентом Правительства области и обязателен к исполнению всеми чиновниками.
Роль согласования НПА в госвласти - делегирование и даже, частично снятие
ответственности с Губернатора. Если изданный НПА будет нарушать федеральное
законодательство, то кто будет отвечать? Не Губернатор, которые его подписал, а
(например) правовое управление, которое его согласовало. Если НПА (классика -
выделение земли, передача госсобственности) станет элементом уголовного дела о
коррупции на кого дело возбудят? Не на губернатора, а на согласовавший этот
документ департамент имущества (на его главу или зама - смотря чья подпись в
листе согласования стоит).
При принятии "непопулярных" решений - лист
согласования это эдакий элемент "круговой поруки". Т.е. колоссальное
значение имеет не только факт подписи губернатора под таким документом, но и
круг лиц, согласившихся, одобривших и поддержавших такое решение. Вспомните
фильм "любовь с привилегиями" - подпись К.Г. Кожемякина под
документом об аресте отца его жены:
"Подпись свою там видел? Ну и что? Там сам Маленков. И
кроме моей сколько подписей. Ты ведь знаешь, как это делалось? Решалось все
наверху и все эти подписи не имели уже никакого значения.
– Ну, наверное, все-таки имели, раз их собирали.
– Да, собирали. Но если бы я не завизировал, в следующий раз
меня бы уже завизировали."
Госуправление всегда балансирует между единоначалием
(вертикалью власти) и коллегиальностью при принятии решений. Вот хорошо это или
плохо - вопрос выходящий за пределы ECM.
Таким образом, в современных реалиях необходимость наличия
листа согласования НПА (скрепленная "живыми" подписями, а в идеале
вообще не чернилами, а кровью согласующих) и хранения этого листа согласования
"вечно", как минимум не меньше чем самого НПА, более чем обоснованное
требование. И изменить этот "стереотип", возможно, только если будет
проведена коренная реформа госуправления.
Теперь по второй части кейса:
Лист согласования это не только перечень согласующих лиц. В
максимальном случае - это целый "букет" мнений, позиций,
препирательств, заключений, которыми обрастает НПА в процессе согласования. И
предоставлять эту информацию "потребителю" НПА действительно не
всегда разумно. Аналогия с врачебным консилиумом: есть тяжело больной человек,
несколько врачей обсуждают, спорят, предлагают и отбрасывают различные варианты
лечения. Но до больного доносится только итог. А Если на него вывалить весь
массив информации он увидит, что и сами врачи отнюдь не единодушны в назначенном
лечении, что у некоторых есть сомнения в правильности предписанных таблеток и
процедур. Как больной поступит? Продолжит ли он доверять таким врачам? Будет ли
неукоснительно исполнять все предписания? Или пойдет на консультацию другим,
продолжит множить противоречивые рекомендации, запутается сам, прервет лечение,
будет метаться и все в конце концов закончится не очень радостно?
Таким образом, для исполнителя принятый НПА должен
трактоваться как итоговая, выверенная форма, которая прошла все инстанции и
экспертизы. И при выполнении такого указа он не должен мучиться сомнениями
(Минфин не согласовал, так что денег могут не найти, ГПУ считает что это не соответствует
федеральному законодательству, а коллеги из другого министерства вообще
считают, что актуальность распоряжение потеряет через 2 месяца). Может, такая
информация и была бы полезна "креативному" исполнителю, но любой
средней руки чиновник в лучшем случае займет тогда позицию "не торопись
выполнять приказ - жди пока отменят". И на пользу исполнения такого
распоряжения это не пойдет. При работе с уже принятым НПА нужен сам НПА в его
действующей редакции, а не те редакции, проекты, мнения, которые высказывались
при его подготовке.
Кроме того, госструктуры у нас в принципе очень дозировано
подходят к "разглашению" информации, если, по их мнению,
затребовавшему она не нужна (даже если в ней нет ничего секретного или
компрометирующего). И никакой 8-ФЗ это исправить не в силах. А лист
согласования именно к такой "лишней" информации относится. В причинах
этого стереотипа мне разобраться сложнее.
В своем блоге специалист службы поддержки SharePoint, Эллен Ван Акен, опубликовала
письмо, в котором пишет об отличии поиска в корпоративной системе от
поиска в интернете. Поскольку данная тема сейчас активно обсуждается, мы
решили опубликовать перевод этого письма в несколько сокращенном виде.
Уважаемый коллега,
благодарю вас за отзыв о нашем поисковом сервисе.
Как я поняла, вы хотите, чтобы работа нашего поисковика «больше
напоминала поиск в Google».
Я бы хотела объяснить вам некоторые различия между Google
и корпоративным поисковым сервисом SharePoint. Это не
разрешит проблему сразу же, но поможет вам лучше разобраться в ней и принять
верное решение.
1. Высокая позиция – кропотливая работа
Оптимизация для поисковых систем (Search Engine Optimization) – это работа по организации сайтов и контента
на них таким образом, чтобы они легко находились в интернете по определенным
запросам. Любой интернет-разработчик, который подходит к процессу создания сайта
серьезно, прилагает усилия, уделяет достаточное время и вкладывает значительные
денежные средства, чтобы повысить позицию своего ресурса в выдающем списке поиска.
При создании контента, он(а) обязательно учитывает
такую характеристику материала как «находимость» – добавляет ключевые слова, метаданные,
использует заголовки и подзаголовки, добавляет описания к картинкам (не будем
сильно углубляться в тему).
Таким образом, результатами поиска можно немного…
манипулировать.
Изменилось ли ваше представление о ценности того самого контента, который
выдает Google?
Здесь же, внутри вашей корпоративной сети, пользователи просто
бросают документы в папку и пользуются поисковиком, чтобы найти именно то, что им
нужно. Качество результатов поиска напрямую зависит от качества контента,
помещенного в папку. Другими словами, вложили мусор – его и получите.
Я и раньше говорила об этом в своей статье SharePoint не для вас, он
для ваших коллег.
Ваши коллеги должны сделать контент легко «находимым»!
Если вы ищете документ с названием «Бюджет маркетинга молочных напитков 2014»,
а никто так и не указал группу продуктов, департамент или год где-нибудь в
заглавии, реквизитах, описании или метаданных, найти нужный документ среди кучи
других «Бюджет»-ных может оказаться очень непросто.
2. Корпоративные свалки сети
В большинстве корпоративных сетей хранится как действующий,
так и архивный контент. Бывает, что хранение архивного контента является осознанным
решением. А еще бывает, что о контенте просто забыли или оставили «на всякий
случай». Если владелец сайта сознательно не удаляет устаревший контент, или не прекращает
его индексацию в поиске, поисковик выдаст на ваш запрос в том числе и все эти древности.
3. Специалисты по поисковым
системам – не роскошь?
Я слышала, что такие компании как Google нанимают сотни людей для разработки, тестирования и настройки
алгоритмов показа в первую очередь качественного оригинального контента.
Вы знаете, скольких специалистов большинство организаций
нанимают для настройки корпоративного поиска? Людей, которые отслеживают общие поисковые
запросы и их результаты, пытаются сопоставить контент с запросом и могут сформулировать
наиболее подходящие варианты запросов для ценного контента? Можете считать себя
счастливчиком, если у вас есть хотя бы один такой специалист. В большинстве случаев,
эта функция осуществляется в качестве сопутствующей обязанности, если ей вообще
отведено место в должностной инструкции.
4. В корпоративной сети
и поиск не тот
Вы можете не знать этого, но в интернете вас, как правило,
устраивает все, что хоть немного отвечает вашему запросу. В корпоративной же сети
вы ищете какую-то конкретную информацию.
Критерии и ожидания у вас совсем другие. Фолькер Грюнауэр хорошо объясняет это
в своей статье.
Ну…
И что бы ВЫ сделали, чтобы оптимизировать корпоративный поиск?
Вы имеете полное право ожидать от корпоративного поискового
сервиса некой магической безупречности, однако, я боюсь, что более реалистичным
решением будет немного снизить планку ваших ожиданий. Я надеюсь, у меня
получилось объяснить, почему. Если вы жаждете справедливости, можете обвинить
своих коллег в пренебрежении вашей потребностью в наделении контента «находимостью»
и в превращении корпоративной сети в свалку документов.
Я допускаю, что теперь, когда вы лучше осведомлены, вы, будучи владельцем
контента, не станете повторять ошибок своих коллег.
Вот пара советов о том, как сделать контент наиболее
«находимым».
Формулируйте названия и заголовки «со смыслом», указывайте
реквизиты документа, добавляйте метаданные.
Марк Моррелл выпустил хорошую серию «Стандартов Публикаций» (“Publishing Standards”). Они могут оказаться вам весьма
полезны.