Эти 7 фактов вытекают из результатов проведённого в июле опроса, в котором участвовало 415 специалистов в области информации. Респонденты являются представителями организаций разных размеров: крупные компании с более чем 5 000 сотрудников составили 30%; организации среднего размера с 500 – 5,000 сотрудников – 35%; малые и средние компании с 10 – 500 сотрудников составили 35%. 67% участников – из Северной Америки и 18% – из Европы.
25% организаций не имеют специальных инструментов расширенного поиска. 13% имеют 5 и более инструментов.
Те, у кого есть инструменты расширенного поиска, по большей части (45%) приобрели их вместе с ECM системой или через ECM провайдера. У 42% пользователей есть инструменты поиска, не входящие в ECM, на сервере, включая 14%, использующих бесплатные программы. 21% используют специальные инструменты поиска, и 8% – SaaS.
38% вообще не настроили или не оптимизировали свой инструмент поиска, включая 8% тех, кто даже не запустил его. 50% организаций, участвовавших в опросе, для поддержки поисковых приложений, выделяют меньше чем половину ЭПЗ. Лишь 12% пользуются услугами внешних экспертов.
Контент, который находится вне SharePoint, интранета и ECM–систем, большей частью выходит за пределы инструментов поиска. Только 19% имеют расширенный поиск внутри электронной почты, из них меньше чем 10% распространяются на другие системы предприятия.
47% считают, что универсальный поиск и должное раскрытие имеющихся по делу документов в электронной форме становятся почти невозможными из-за быстрого увеличения количества облачных сервисов, приложений для совместного доступа, систем для личных записей и мобильных устройств. 60% твердо убеждены в том, что автоматизированные инструменты аналитики – единственный способ улучшить систему классификации и маркировок, чтобы сделать контент более находимым.
Главным преимуществом улучшенных инструментов поиска назвали способность более быстрого обслуживания клиентов и более четкого принятия решений. Только 14% потребовалось составить финансовый отчет об инвестировании в инструменты поиска.
42% полагают, что в течение 12 месяцев или даже меньше, достигли окупаемости инвестиций в инструменты поиска. 62% получили отдачу в течение 18 месяцев.
В условиях глобальной автоматизации, неискушенному человеку достаточно сложно разобраться в огромном количестве аббревиатур, определений, сокращений и прочей узкоспециализированной терминологии, понятной в большей степени только ИТ-специалистам.
В статье попытаемся показать, чем системы управления бизнес-процессами отличаются от систем управления информацией предприятия, какие задачи они решают, как они пересекаются между собой, таким образом, чтобы это было понятно не только специалистам, но и простым пользователям.
Итак, приведем устоявшиеся определения двух классов систем:
Управление бизнес-процессами организации (BPM, Business Process Management) – эта концепция рассматривает процессы, как особые ресурсы предприятия, непрерывно адаптируемые к постоянным изменениям. Концепция полагается на такие принципы, как понятность и видимость бизнес-процессов в организации за счёт моделирования бизнес-процессов с использованием формальных нотаций, использования программного обеспечения моделирования, симуляции, мониторинга и анализа бизнес-процессов, возможность динамического перестроения моделей бизнес-процессов силами участников и средствами программных систем.
Управление информационными ресурсами предприятия (ECM, Enterprise Content Management) – это набор технологий, инструментов и методов, которые используются для сбора, управления, накопления, хранения и доставки информации всем потребителям внутри организации. В целом, ECM ориентируется на работу с неструктурированной информацией в любом виде, включая обычные офисные документы в форматах Word, Excel, PDF, а также рисунки, чертежи, графики, сканированные изображения и вообще файлы любых форматов, сообщения электронной почты, web-страницы, видео и другую информацию в электронном виде. Основная задача ECM – поддержка полного жизненного цикла информации.
Если все информационные системы, которые обеспечивают автоматизацию и управление бизнес-процессами, разделить на три класса, то получается следующая картина:
● системы управления документацией – автоматизируют движение документации;
● системы управления ресурсами – автоматизируют управление ресурсами;
● CASE-средства – автоматизируют моделирование и создание процессов.
.
Рис 1.
Система управления бизнес-процессами (Business Process Management System, BPMS) находится на стыке этих трех классов корпоративного ПО.
Если рассматривать ECM-систему, то это не просто система управления документами, она объединяет два ключевых средства, необходимых для построения информационной системы, это:
● BPM – управление бизнес-процессами;
● IDM – интегрированное управление документами.
Состав BPM и ЕСМ систем
Для того чтобы понять какие задачи решает та и другая система, посмотрим из каких модулей они состоят.
Основными модулями системы управления бизнес-процессами являются:
● модуль графического моделирования. Модуль позволяет аналитику представить процесс в терминах потока работ, бизнес-правил и потока информации;
● модуль динамического моделирования. Модуль позволяет представить модель бизнес-процесса в динамике. С его помощью выявляются проблемные участки процессов и ресурсные ограничения, что позволяет внести коррективы в процесс на этапе моделирования;
● модуль разработки приложений. Модуль обеспечивает разработчика необходимыми инструментами для создания пользовательского интерфейса, различных диалоговых форм и интеграции с бизнес-приложениями и информационными системами;
● модуль управления потоками работи бизнес-правилами. Модуль реализует управление потоками работ, потоками информации и документов. Модуль также осуществляет контроль исполнения заданных бизнес-правил;
● модуль интерфейса процессов. Модуль позволяет пользователям просматривать назначенные задачи и выполнять их;
● модуль управления процессами. Модуль позволяет мониторить процессы, получать показатели процессов, анализировать их, формировать отчеты на их основании. Мониторинг позволяет оптимизировать и вносить правки в бизнес-процессы;
● модуль управления BPM системы. Модуль позволяет выполнять конфигурирование ПО, назначать права доступа, контролировать аппаратные средства.
Современные ECM, как правило, включают следующие модули:
● модуль управления документамиили записями (IDM, Integrated Document Management). Модуль обеспечивает хранение документов, карточек документов, версионность, разграничение прав доступа, ведение истории работы с документом;
● модуль управления образами документов (Document Imaging). Модуль обеспечивает захват, преобразование и управление бумажными документами;
● модуль управления потоками работ(workflow, BPM, Business Process Management). Модуль поддерживает бизнес-процессы, передачу документов и другого контента по заранее разработанным маршрутам, назначает рабочие задачи, создает журналы хода выполнения бизнес-процессов;
● модуль управления веб-контентом (WCM, Web Content Management). Модуль обеспечивает представление самой актуальной информации, единую рабочую среду, разграничение доступа к информации и единую политику безопасности;
● модуль управления медиаконтентом (DAM, Digital Asset Management). Модуль оперирует данными в электронной форме как активами с целью извлечь из них максимальную прибыль;
● модуль управления знаниями (KM, Knowledge Management). Модуль обеспечивает поддержку систем для накопления, поиска, доставки информации, необходимой для принятия решения. Модуль включает такие инструменты как полнотекстовый поиск, сквозной поиск по разнородным источникам информации, автоматическую категоризацию и визуализацию информации;
● модуль управления коллективным взаимодействием (Collaboration). Модуль позволяет наладить взаимодействие пользователей при подготовке и использовании документов.
После знакомства с модулями BPM- и ECM-систем, может создаться ощущение, что система управления бизнес-процессами – это лишь составляющая ECM-системы, но это не так.
Порядка 20% данных в организации являются структурированными, в то время как оставшиеся 80% – это неструктурированный контент. Для того чтобы управлять контентом организации, необходимы четко выстроенные бизнес-процессы, выполнение которых, в свою очередь, невозможно без контента. Серьезные бизнес-процессы не могут быть исполнены без формирования документов.
На практике взаимодействие систем электронного документооборот и управления бизнес-процессами зачастую не является равноценным, одна из систем является доминирующей и играет первостепенную роль, а другая – вторичную. Это объясняется тем, что заказчик предъявляет различные требования к автоматизации и хочет достичь в результате разные цели.
Например, если есть необходимость только в текстовых регламентах и в графических моделях бизнес-процессов для прохождения сертификации на ISO, или есть необходимость в разовой автоматизации какого-либо отдельного бизнес-процесса, то функционал системы управления информационными ресурсами (ECM) вполне решит поставленные задачи.
В том же случае, если организации необходимо управлять целой сетью сквозных бизнес-процессов, то в первую очередь целесообразным будет внедрение системы управления бизнес-процессами, функционал которой сможет провести моделирование, автоматизацию, мониторинг, анализ и улучшение бизнес-процессов предприятия. В рамках BPM-системы будут определены и реализованы бизнес-процессы, в рамках этих бизнес процессов сформируется поток работ (workflow), параллельно генерируется поток документов (docflow), управлять которым уже удобно как раз в ECM-системе.
Реальная выгода от внедрения ECM-системы будет только тогда, когда удастся выстроить ее взаимодействие с основными бизнес-процессами организации, т.е. интегрировать неструктурированную информацию в бизнес-процессы. И именно BPM является связующим звеном между системой ECM и другими корпоративными информационными системами организации. BPM – это то, что позволяет системе управления документацией стать системой управления информационными ресурсами, и вписать их в бизнес-процессы организации.