Без
изучения и использования нормативной базы невозможна организация эффективного
делопроизводства, начиная с органов государственной власти и заканчивая работой
небольшой коммерческой организации. Как внешние, так и внутренние
коммуникативные взаимодействия организации будут нерезультативны в полной мере
без изучения нормативно-правовой базы делопроизводства или документационного
обеспечения управления (ДОУ).
Определение.
Документационное
обеспечение управления – деятельность, целенаправленно обеспечивающая функции
управления документами.
Краткий
экскурс в историю российского делопроизводства ясно дает понять, что эта
область деятельности неразрывно связана с развитием государства. Действующая в
Советское время государственная система повлекла за собой логичное для того
времени единообразие в системе делопроизводства. Формализованные принципы
создания и архивного хранения документов, утвержденные и обязательные к
использованию формы документов, организованное оптимальное движение документов
не могло не способствовать дальнейшему развитию системы делопроизводства.
Нормативно-правовая
база делопроизводства сегодня – это ряд законов, актов, методических
документов, которые помогают создать: технологию обработки документов, их
хранения, использования в работе учреждения. Деятельность любой организации
строится на основании правил законодательно-правовых актов, предполагающих
работу с документированной информацией.
Как и кем регулируется сфера делопроизводства в рамках Российской Федерации
Государственное
регулирование делопроизводства обеспечивается Федеральным архивным
агентством, которое осуществляет межотраслевое организационно-методическое
руководство и контроль за организацией документов в делопроизводстве федеральных
органов государственной власти, координирует развитие государственной
системы делопроизводства и унифицированных систем документации.
Комитет
Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт
России) осуществляет государственное управление стандартизацией в Российской
Федерации, включая работы по унификации и стандартизации документов и
систем документации, разработке, внедрению и ведению общероссийских
классификаторов технико-экономической и социальной информации.
Правительство
Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти несут
ответственность за организацию документационного обеспечения в органах исполнительной
власти, разрабатывая соответствующие нормативные правовые акты.
Состав нормативной базы
Нормативную базу делопроизводства
составляют:
Законы:
● Кодифицированные законы (кодексы)
● Федеральные
законы РФ
Подзаконные акты на уровне федерации:
● Нормативные указы Президента Российской Федерации
● Постановления и распоряжения Правительства
Российской Федерации:
Законодательные акты субъектов Российской Федерации и
правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации.
Учитываются при организации делопроизводства органами
представительной и исполнительной власти субъектов Федерации, а также
организациями, учреждениями и предприятиями, действующими на их
территории.
Нормативные правовые акты федеральных органов
исполнительной власти (министерств, комитетов, служб, агентств и др.).
Регламентируют вопросы документационного обеспечения как
общественного, так и ведомственного характера (могут быть использованы как
информационно-справочные материалы для предприятий и организаций, не попадающих
в зону подчинения):
Технические регламенты и национальные стандарты в
области документационного обеспечения управления.
Оформление документов регламентируется стандартами для
придания им юридической силы, а также для удобства работы с ними. Стандарт
описывает типовой образец, которому должны соответствовать документы, системы и
технологии. Область действия стандартов и их содержание определяются
государственными органами управления. В соответствии с законом «О
стандартизации» государственные стандарты принимает Госстандарт.
Общероссийские классификаторы технико-экономической и
социальной информации.
Все классификаторы, а также методические документы по их
разработке составляют Единую систему классификации и кодирования
технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭИ). В настоящее время
действует более 30 общероссийских и общесоюзных классификаторов. По области
действия классификаторы подразделяются на общероссийские, отраслевые и
классификаторы предприятий.
Унифицированные системы документации.
Государственная система документационного обеспечения
управления.
Нормативные правовые акты, издаваемые руководством
учреждений, организаций и предприятий.
Нормативные и методические документы по делопроизводству в
учреждении разрабатываются на основе соответствующих законодательных и
нормативных правовых актов, принимаемых на государственном уровне, а также
соответствующими министерствами и ведомствами. Документ обладает юридической
силой, если он оформлен в соответствии с общепринятыми нормами создания и
оформления. Во всех организациях и учреждениях должны быть единые правила
оформления однотипных документов, то есть должно быть четко определено, как
создавать документ, какие должны быть реквизиты, кто имеет право подписи и
какие печати должны удостоверять его подлинность. В учреждениях для правильной
организации документационного обеспечения управления разрабатываются собственные
локальные нормативные акты - документы организационного, инструктивного,
методического характера, действие которых ограничивается деятельностью служб,
подразделений и работников издавшего его учреждения.
Развитие законодательной базы
В современных условиях законодательная база в области
делопроизводства и архивного дела требует дальнейшего развития и
совершенствования, особенно в части электронного документирования, электронного
документооборота и создания электронных архивов.
Если говорить о состоянии нормативно-правовой базы сферы
делопроизводства в современных условиях, то нельзя не отметить, что
законодательная база в области делопроизводства и архивного дела требует
дальнейшего и скорейшего развития и совершенствования.
В большей степени это в первую очередь касается
электронного документирования и документооборота, а также создания электронных
архивов.
Основные тенденции развития законодательно-нормативной
базы в области управления документами в России
1. Попытка гармонизировать российское законодательство в
области управления документами с законодательством Европейских государств, а
также стран ближнего зарубежья и СНГ.
2. Ужесточение требований к определенным видам деятельности,
в том числе к документированию этой деятельности.
3. Активное расширение сферы использования электронных
документов, как в государственном управлении, так и в коммерческой
деятельности.
Сложности переходного периода обусловлены многоуровневостью
законодательно-нормативного регулирования не только на федеральном, но и на
региональном и муниципальном уровнях.
Принятые законодательные изменения и те изменения, которые
планируется внести в законодательство в ближайшее время, показывает, насколько
они масштабны и значительны. Принятое законодательство пока не может в полной
мере эффективно применяться, поскольку для этого необходимо разработать
значительное число подзаконных нормативных актов.
Самый, пожалуй, актуальный вопрос в нормативной базе сегодня
- это обеспечение правового статуса электронного документа в течение его
жизненного цикла.
В ближайшее время нормативно должна быть решена задача по
обеспечению юридической силы, аутентичности и подлинности электронных
документов.
Разрозненный характер законодательства не дает возможность
сформировать государственную конструкцию информационной системы, обеспечивающей
эффективное функционирование СЭД, в т.ч. в различных архивах.
Несмотря на трудности, работа по развитию и
совершенствованию нормативной базы делопроизводства движется.
Отдельные примеры последних разработок нормативных актов
В 2013 году ВНИИДАД разработаны «Рекомендации по
комплектованию, учету и организации хранения электронных архивных документов в
архивах организаций» и «Рекомендации по комплектованию, учету и
организации хранения электронных архивных документов в государственных и
муниципальных архивах». Также ВНИИДАД проводилась работа по теме «Архивоведческие
и документоведческие функциональные требования к информационным системам,
обеспечивающим электронный документооборот в процессе внутренней деятельности
федеральных органов исполнительной власти».
Проводится актуализация Общероссийского классификатора
управленческой документации.
Идет работа по подготовке новой редакции Основных правил
работы архивов.
Завершена разработка терминологического госстандарта «Делопроизводство
и архивное дело».
Издан словарь «Управление документами. Термины и
определения»
Идет работа по созданию словаря видов и разновидностей
современной управленческой документации.
Назрела острая необходимость в переработке ГОСТ Р 6.30-2003
«Унифицированные системы документации. Унифицированная система
организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению
документов».
Планируется к разработке стандарт «Информация и
документация – Система управления документами – Основные положения и словарь».
На заседании Правительства РФ 19 июня 2014 г. был одобрен
законопроект об отмене ограничений на использование электронных документов, что
позволит увеличить объем документооборота в электронной форме. Это в свою
очередь будет способствовать повышению эффективности взаимодействия юридических
лиц, индивидуальных предпринимателей с органами государственной власти и
органами самоуправления.
В целях модернизации правового регулирования использования
электронных документов в уголовном, гражданском и арбитражном судопроизводстве
Минюстом создан проект ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации». Инициаторы законопроекта подчеркивают возможность
использования в уголовных или арбитражных процессах в виде доказательств
электронных документов или данных, которые не имеют бумажных аналогов. Если
Госдума РФ одобрит данный законопроект, он вступит в силу с 1 января 2016 года.
Этот перечень можно продолжать и далее. Поэтому в задачи
службы ДОУ должны входить обязанности по отслеживанию изменений в нормативной
базе делопроизводства, актуализации своих нормативных актов, а также доведение
этой информации до управленческого аппарата организации.
Проверь себя
Проверьте свои знания по заданиям:
1. Перечислить актуальные нормативные акты по
делопроизводству одной из категорий:
● Законы
● Подзаконные
акты на уровне федерации
● Технические
регламенты и национальные стандарты в области документационного обеспечения
управления.
2. Перечислить актуальные нормативные акты в части архивного
хранения документов.
3. Перечислить актуальные нормативные акты по
делопроизводству с учетом электронного документооборота.
* * *
В следующей статье рассмотрим локальные нормативные акты
как организационную основу делопроизводства.