Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Факторы формирования региональной идентичности в образовательной среде Республики Башкортостан



Факторы формирования региональной идентичности в образовательной среде Республики Башкортостан
2021-01-23 13:28 Редакция ПО

Проблемы развития региональной образовательной среды и ее влияния на формирование региональной идентичности приоб­ретают особую значимость в условиях нестабильности, вызван­ной перманентной социально-экономической, межкультурной и межэтнической напряженности. Развитие современного обще­ства немыслимо без культуры и образования, ведь фундаментом будущего всегда были, есть и будут знания, традиции, ценности и опыт (и жизненный, и творческий) предыдущих поколений. В данном контексте особенно актуально воспитательное и социали­зирующее влияние образования на молодежь.

Благодаря потенциалу региональной образовательной среды у подрастающего поколения актуализируется интерес к историко­-культурным ценностям, формируется чувство патриотизма, повы­шается уровень идентификации и толерантности, выстраиваются механизмы трансляции ценностных ориентиров и позитивных смыслов. Все это, в свою очередь, становится ключевым услови­ем эволюции устойчивых территориальных сообществ. Таким об­разом, исследование влияния культурно-образовательной среды региона на формирование региональной идентичности молоде­жи в первую очередь благодаря целенаправленному воздействию культурно-образовательной и молодежной политики региона, представляется более чем актуальным.

В образовательном пространстве и образовательной среде страны принято выделять общегосударственный, региональный и муниципальный уровни.

При этом И.Я. Мурзина понимает под образовательным про­странством региона сложноорганизованную целостность, ключе­вым элементом которой служит образовательная сфера. Именно эта сфера, с точки зрения вышеупомянутого автора, транслиру­ет и актуализирует смыслы, созданные людьми, проживающими в том или ином регионе и оказывающие влияние на идентичность и образ жизни этих людей, как жителей региона [4, с. 18].

В свою очередь, И.С. Семененко полагает, что образователь­ное пространство региона является сложноинтегрированной ка­тегорией, которая способствует осмыслению нюансов учебно-­воспитательного процесса. Автор представляет образовательную среду региона не только как показатель уникальности террито­рии, но и как способ описания специфики педагогических прак­тик, присущих именно этой конкретной территории и зависящих от местных условий [5, с. 54].

Базируясь на озвученных выше авторских подходах, дадим определение образовательной среды региона. Итак, образователь­ная среда региона - это сложное явление, которое представляет собой совокупность образовательно-обучающих и культурно­-воспитывающих кондиций образования и последующего разви­тия личности в динамике. В этом процессе принимают участие различные акторы, в него включены сама личность, социальные группы и региональные общности. Эти акторы, личности и со­циальные группы неразрывно связаны между собой условиями, взаимовлиянием образовательной среды региона и социали­зирующейся личности и региональным сообществом. Между этими акторами, личностью и социальными группами проис­ходит непрерывное взаимодействие, которое характеризуется пространственно-временными границами и уникальными регио­нальными особенностями. Среди таких особенностей назовем политическое, социальное, экономическое развитие территории (региона), статус духовно-нравственной сферы местного сообще­ства, культурные ценности и традиции, опыт региона (как истори­ческий, так и социокультурный).

В данном контексте перечислим важные качественные резуль­таты социализирующего влияния образовательного пространства (среды) региона на отдельную личность и на всю региональную общность. Это - приобретение знаний о малой родине и местном социуме; создание и развитие позитивного образа малой родины и позитивного отношения к основополагающим ценностям мест­ного сообщества, гордости за свой регион, толерантности. Не­маловажное слагаемое - возможность получения опыта участия в проектах, реализация социальных инициатив, творческая дея­тельность. Все вместе и формирует региональную идентичность.

Необходимо подчеркнуть, что особую актуальность вопросы формирования региональной идентичности приобретают в госу­дарствах, состоящих из мультикультурных (поликультурных) ре­гионов. Именно в таких государствах процессу формирования ре­гиональной идентичности подрастающего поколения и молодежи должно уделяться сугубое внимание, ведь региональная идентич­ность молодежи позволяет отразить ее ценностные ориентации, динамику ее настроений, поведенческий потенциал. При этом не­обходимо помнить, что именно молодежь является самой актив­ной и мобильной социальной группой.

Региональная идентичность - это, в первую очередь, ото­ждествление себя со своей малой родиной, самоидентификация себя с людьми, проживающими на данной территории и обладаю­щими определенными особенностями.

Регион представляется проживающим там людям как «особая часть» государства, страны.

Рассмотрение концепта региональной идентичности невоз­можно без рассмотрения элементов, связанных с культурными, этическими, религиозными особенностями того или иного ре­гиона. В рамках исследования данного концепта большую роль играют и политические и экономические отношения в регионе, значимость региона в государственном масштабе, его потенциал.

Процесс региональной идентификации - это определение «себя среди своих», определение «других и остальных», сопо­ставление интересов, ценностей, оценок, характерных для жите­лей своего региона с «чужими» ценностями и интересами.

Назовем три основных слагаемых в структуре идентичности. Это когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты. Специфика молодежи как социальной группы влия­ет на характер всех трех слагаемых. Именно молодые люди мак­симально открыты новым знаниям и новому опыту, способны к критическому анализу и формированию личной оценки явлений и событий. Именно молодые люди способны к выражению и обо­снованию своей точки зрения и готовы к участию в мероприятиях и проектах.

Какие же факторы формируют представления молодежи о регионе, его истории, культуре, какие же факторы влияют на от­ношение молодежи к родному региону? Это органы государствен­ной власти и местного самоуправления, учреждения образования и культуры, институты гражданского общества. Особое значе­ние приобретают региональные органы государственной власти, так как именно они разрабатывают и реализуют молодежную по­литику.

Составной частью молодежной политики является политика образовательная. Именно реализация образовательной политики способствует приобретению юношеством основных знаний о ре­гионе [1, с. 59]. При этом важно обращать внимание на следую­щее: эти знания призваны дополнять создаваемую образователь­ными учреждениями картину мира, и ориентированы они должны быть в первую очередь на эмоциональное восприятие.

Политика в культурно-образовательной сфере должна быть направлена на преемственность, сохранение, трансляцию и вос­производство ценностей культуры родного региона, создание воз­можностей для привлечения молодежи к культурной и креативной деятельности [6, с. 165].

В рамках реализации культурно-образовательной политики, органы государственной власти постоянно разрабатывают и кор­ректируют образовательные программы, направленные на фор­мирование региональной идентичности молодежи. Например, в Республике Башкортостан уже длительное время в школьные об­разовательные программы включают учебные курсы по изучению особенностей развития региона (исторических, географических, социально-экономических, культурных). Так, в РБ выросло уже

поколение молодых людей с момента введения в школьную обра­зовательную программу общеобразовательных учреждений учеб­ного курса «История и культура Башкортостана».

К данному процессу могут и должны активно подключаться и СМИ. В этом случае они становятся не только рупором эпохи, но и фактором формирования региональной идентичности молоде­жи в образовательной среде.

Говоря о факторах формирования региональной идентич­ности, нельзя обойти вниманием и деятельность региональных партий. Необходимое условие при этом - региональные партии (или отделения региональных партий) должны ориентироваться на мнения молодых граждан по важным для региона проблемам. Кроме того, политические партии должны активно привлекать молодежь к участию в соответствующих акциях и проектах. Раз­умеется, данные проекты должны иметь идеологическую состав­ляющую.

Не могут оставаться в стороне от формирования региональ­ной идентичности и общественные организации, молодежные союзы. Не вызывает сомнений, что значение их деятельности в данном процессе усиливается в рамках сотрудничества с государ­ством [3, с. 54].

XXI век привнес в число факторов формирования региональ­ной идентичности ИКТ. Это и молодежные сети, и блогосфера. Однако следует отметить, что влияние данных факторов часто несистемно и хаотично. Тем не менее, вряд ли оправданно пре­уменьшать их значение в исследуемом контексте.

Взаимодействие всех рассмотренных субъектов должно бази­роваться на инновационных подходах и корректно организован­ную совместную деятельность по сохранению, транслированию и принятию традиций, ценностей, знаний, смыслов в той или иной образовательной среде.

Большое значение имеет взаимодействие органов, реализую­щих образовательную и молодежную политику. Это взаимодей­ствие должно строиться также на коммуникации с учреждениями образования и культуры. Это взаимодействие способно решить определенные проблемы в рамках совместных усилий, способ­но содействовать выявлению возможностей инновационной эво­люции.

Подводя итоги статьи отметим то, что в условиях малой роди­ны, региона в зависимости от характера и интенсивности проблем, существующих ресурсов, деятельности тех или иных субъектов, слагаемые образовательного пространства региона могут высту­пать в качестве приоритетных направлений культурной, образова­тельной и молодежной политики Республики Башкортостан.

 

Список использованной литературы

1. Бердникова К.Л., Ларионова Т.Ю. Культурно-образова­тельная политика российских регионов // Народное образова­ние. - 2018. - № 6. С. 54-61.

2. Кривицкий Д.В. Образовательное пространство: социо­культурный аспект // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - № 2 (14). С. 14-18.

3. Маликова К.Д. Молодежная политика российских регио­нов // Проблемы теории и практики управления. - 2018. - № 3. С. 54-62.

4. Мурзина И.Я. Региональное культурно-образовательное пространство: структура, функции, социокультурный потенци­ал. - Москва: Перо, 2019. 212 с.

5. Семененко И.С. Политическая идентичность и политика идентичности: в 2 т. Т. 1. - Москва: РОССПЭН, 2016. 318 с.

6. Фадеева Л.А. Идентичность как категория политической науки: исследовательское поле и когнитивный потенциал // По­литическая наука. - 2016. - № 2. С. 164-180.

7. Янгирова С.М. Социальная идентичность: общие пробле­мы. Вопросы теории и практики // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусство­ведение. - 2017. - № 2 (8). С. 203-207.

 

Автор: Уршеева С.Р. ­­– магистрант 2 курса направления подготовки «Государственное и муниципальное управление» ИИГУ БашГУ (Стерлитамак).

Источник: Соотношение конфессиональной, этнической, региональной и гражданской общероссийской идентичности в общественной и политической среде Республики Башкортостан: сборник материалов Всерос. молодежной науч. школы-конф., проведенной 26-28 марта 2020 г. – Уфа: Мир печати, 2020. – С. 219-225.



В избранное