Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Курносов Ю.В. "Азбука аналитики"



Курносов Ю.В. "Азбука аналитики"
2021-01-08 12:36 Редакция ПО

Практические советы начинающим аналитикам

 

Поскольку аналитическая работа – дело коллективное и наибольшие результаты она приносит тогда, когда в системном анализе различных проблем участвуют разноплановые специалисты, для начинающего аналитика очень важно найти такое референтное окружение, такую коммуникативную площадку, где он мог бы свободно обмениваться мнениями, задавать вопросы. Именно здесь может развиваться главный аналитический инструментарий – «мозги» – развитое диалектическое мышление, умение применять мыслетехнологии.

Методологическая культура, методологическая вооружённость, – это не просто красивые слова. Это реальные знания и умение применять на уровне мыслетехнологий существующие в науке подходы, принципы, методы, категориальный аппарат, использовать в аналитических исследованиях системный подход, системный анализ, системное мышление. Сюда же относится умение вычленять из проблемных ситуаций, формулировать, структурировать и моделировать в «решабельном виде» проблемы, правильно разрабатывать выходные аналитические документы.

В период преподавания философии и политологии в Высшей школе КГБ СССР, а позже в Академии ФСБ России, в ходе занятий и общения со слушателями разных вузов мне приходилось давать им жизненные советы. Помнится, их, этих советов, было 21. Касались они не только вопросов учёбы, саморазвития, но даже здоровья и других важных для жизни аспектов. Прошли годы. Как оказалось, большинство этих рекомендаций не потеряло своей актуальности. Вот некоторые из этих советов, в несколько подкорректированном виде[1] с поправкой на специфику ананлитической раоты и с краткими пояснениями сути этих рекомендаций:

1. Всё записывать!

Незафиксированная информация очень быстро улетучивается. Нужна привычка мгновенно фиксировать всю значимую информацию любым путём: фотокопией, записью в блокноте, на диктофон и т. д. Также следует приучить себя отмечать источник информации: кто, где, когда, что сказал.

2. Схватывать сущность одномоментно!

Без комментариев. Это первая предпосылка того, что человек может стать аналитиком.

3. Овладеть методикой структурно-функционального логического моделирования.

Создавайте зрительные образы, опорные конспекты, модели, которые помогают понять факты, явления, происходящие процессы.

4. Развивать внимательность и наблюдательность!

Важнейшая характеристика уровня развитости сознания человека. Большинство людей страшно ненаблюдательны и невнимательны.

5. Решение – мгновенно! Надумал – делай!

О скорости решений смотри соответствующий раздел в данной книге.

6. Доводить любое дело до конца в любой обстановке!

7. Системное чтение художественной и научной литературы

8. Создать личную интеллектуальную мастерскую (на базе ежегодника)

9. Стать «жаворонком» (подъём не позже 6.00) 10.Организуйте свою умственную работу так, чтобы она длилась периодами не менее 4-х часов.

11. Обеспечьте здоровое функционирование вашего организма.

 

* * *

 

В качестве эффективных приёмов обработки информации могу порекомендовать «Принцип вертолёта» при моделировании реальных ситуаций».  

 

Суть «принципа вертолёта»  в том, что при исследовании какой-либо предметной области, явлений и процессов, происходящих в реальной жизни, крайне важно получить вначале общее целостное представление об объекте и лишь потом можно переходить к детализации. Этот приём многие десятилетия активно используется выдающимся педагогом В. Ф. Шаталовым из Донецка при разработке «опорных конспектов», используемых в процессе обучения школьников. В хорошо известной в России книге С. Кара-Мурзы «Манипуляция сознанием» хорошо показано, чем отличаются системы школьного образования у нас в стране и на Западе, где как раз учащимся специально не дают полноценной картины, фрагментируя её и делая упор на подачу узкоспециализированного знания. Как тут не вспомнить древнеиндийскую мудрость на эту тему. О получении Знания в «Агни-йоге» говорится так: «Можно давать целую чашу и можно ничего не давать, осколки же – ранят».

Наглядно принцип вертолёта можно изобразить в следующем виде (рис. 24 ). Суть данного принципа можно пояснить следующим образом – от простого сложного к простому составляющему  . Этот подход, по моему мнению, более эффективен, чем устоявшийся и применяемый повсеместно в отечественной педагогике подход – от простого к сложному .

 

«Принцип вертолёта» удобно использовать при составлении аналитической карты проблемного поля, ситуационном и синергетическом анализе, в практической работе ситуационных центров.

Разобраться в разноплановом информационном поле , в котором «существует» любая проблема, непросто. Информация растёт снизу вверх, разрастаясь и ветвясь как дерево, причём её смысловые конструкты могут «прятаться» в листве этого дерева – в обилии описательных характеристик деталей и иного несущностного «информационного шума», имеющего малое практическое значение. В большинстве даже блистательно соструктурированных информационных сообщений, ярко выражающих фактографическую сторону и реминисценции на фактаж по поводу какого либо события или явления, как правило, превалируют описательные характеристики, а сущностно-смысловые и причинно-следственные зависимости в анализе проблем авторами показываются редко.

 

Информационное поле в России постоянно покрыто малоструктурированной информацией, которую называют Белый шум . Есть несколько десятков псевдонаучных политологических сайтов, где вся информация такого рода связывается в некоторые псевдорационалистические симфонии. Всё во всём, трактовки, объективки, перекрёстные ссылки. Трудно сказать – кто и как, и для чего их финансирует, кто нуждается в этой информации и пользуется ею, однако некоторые соображения можно высказать.

 

Этот «Белый шум» по форме часто может совпадать с понятием «научной информации», но её истинный характер – рациональный или псевдорациональный из неё самой не следует в отрыве от целеполагания, поставленных или решаемых задач (которые часто носят закрытый характер). Принципиально важно, что любой грамотный аналитик на основе этой открытой информации может сам вывести, найти, уточнить, понять существующее положение дел, хотя эта информация порой слишком всеобща, размыта, а порой просто абсурдна. Эти развёрнутые сайты характеризуются избыточной информацией, информационным хаосом и подменой понятий… Когда многие разнокачественные, разнонаправленные и разнозначимые явления в этой информации равноположены, то предлагаемая их рубрикация (структуризация) становится бессмысленной и имитирующей. И хотя прямая дезинформация не столь часта, в прессе нередко используются приёмы бухштабирования , когда из большого делают малое, а из малой мухи раздувают слона. Случайная оговорка в ином контексте, публикуемая в качестве заглавия меняет все акценты. Таким образом, создаётся информационный продукт, который «не усвояем» и, по сути, абсурден, хотя ему и соответствуют некоторые социальные реалии, конкретные факты.

 

Личная интеллектуальная мастерская (ЛИМ) аналитика

 

Для жизни каждого человека важнейшее значение имеет её организация. Большинство людей даже не представляют, что эту организацию можно сделать сознательной, что её можно улучшать, совершенствовать, Они устроены и действуют стихийно, хаотично, не подозревая о том, что могли бы организовать свою жизнь более системно.

Давайте поразмышляем по поводу того, каким образом устроена наша жизнь с точки зрения структуры, принципов организации, введём понятие «система жизни», «ритм жизни», «стратегия жизни личности».

 

Многие люди стремятся иметь определённую «систему жизни», чтобы их деятельность становилась более целеустремлённой, эффективной. При этом очень важным моментом является правильное использование времени своей жизни  . Выше мы уже говорили о нисходящих и восходящих временных потоках, определённых ритмах времени.

В крайне интересной книге Даниила Гранина «Эта странная жизнь», посвящённой описанию личного опыта выдающегося русского учёного Александра Любищева, даны принципы работы со временем . Рекомендую взять на вооружение. Не зря говорят: «Умеющему работать – времени хватает». В книге раскрываются такие важные моменты, как чёткое планирование и учёт времени, которое уходит на работу, отдых, спорт, питание. Выводы из этого опыта каждый может сделать сам. Я сделал их давным-давно; почти 40 лет веду ежегодники, которые со временем стали выступать в роли «Личной интеллектуальной мастерской». Об опыте их ведения – ниже.

 

Польза от этих блокнотов несомненна и поистине огромна. Конечно, я имею в виду, на личном уровне. Такие блокноты, в которых концентрируется ВСЯ информация, проходящая в течении одного года через сознание, собственно и помогли мне стать аналитиком. Сначала это были просто блокноты для выписок всего полезного из прочитанной литературы. Потом содержание их постепенно расширялось, пока они не стали выступать в роли «Личной интеллектуальной мастерской» (ЛИМ). Они помогают отработать систему самоуправления, выстраивания стратегии жизни, выступают в роли своеобразного «пульта управления самим собой».  Образно говоря – это штурманскаяч рубка на корабле, где отслеживается вся текущая ситуация и прокладывается маршрут движения вперёд.

 

Принципы построения и ведения такого блокнота следующие:

∙ все существенные записи ведутся в одном  блокноте, а не многих;

∙ один блокнот – на один год;

∙ в конце года все несделанные дела переносятся в блокнот на следующий год, каждое дело должно быть доведено до конца, даже если для этого потребуются годы!

∙ в блокнот можно подклеивать вырезки из прессы, фотографии, визитки, билеты на мероприятия и т. д. – все необходимые «зацепки» для памяти о поездках, важных встречах, нужных людях, событиях личной и общественной жизни.

 

Кто-то может подумать, что мною даются какие-то обычные, «мелкие» советы. Однако это не так. Иногда получается, что вся суть каких-то вопросов в мелочах! Вот не научили вы ребёнка вовремя правильно работать с текстами, составлять конспекты (чем полгода занимался автор, работая по совместительству преподавателем в гуманитарном колледже «Нива» на базе одной из средних школ в московском районе Строгино), и он долгие годы будет испытывать затруднения в учёбе.

Один из школьников этого колледжа, Дима-очкарик, на мою просьбу придумать название для такого блокнота, предложил назвать его «Наковальня» . На вопрос, почему такое странное название, ответ был следующим: «Я же буду с его помощью выковывать свой интеллект  !» Ответ, по-моему, был блестящим, так как показал, что восьмиклассник Дима сразу, одномоментно уловил суть этой идеи  ЛИМ.

Действительно, тут всё просто. Чтобы стать кузнецом – надо ковать. Для процесса ковки нужен инструмент. Аналогично и с интеллектуальным трудом. Вот вы попробуйте задать окружающим людям такой простой вопрос: какие инструменты они используют в интеллектуальном труде ? Большинство ответит: свою голову. Тогда уточните вопрос: а какие инструменты применяются для помощи своей голове?

 

Палитра возможных ответов невелика:

– ручка, карандаш, кисть;

– листок бумаги, тетрадь, блокнот;

– конспект, выписки из книг, документов;

– магнитофон, диктофон;

– компьютер с его программным обеспечением; и т. д.

Обратите внимание – как мало средств на этой ниве сбора и обработки информации!

 

Моё предложение, которое вытекает из личного многолетнего опыта обработки информации на личностном уровне и которое защищено авторским правом в предыдущей книге, заключается в следующем.

Личная интеллектуальная мастерская (ЛИМ) – специальный блокнот-ежегодник для фиксации и аналитической обработки всей необходимой человеку информации, структурированный по следующим основным разделам:

1. Личные данные (адреса, телефоны, номера личных документов и т. д.).

2. Стратегические установки и задачи года.

3. Планы работы.

4. Основной перечень дел – один на весь год!

5. Идейная база («банк идей») – все ценные идеи, которые могут быть реализованы лично.

6. Информация по личным проектам (научная работа, творчество, зарабатывание денег).

7. Аксиомы жизненного опыта.

8. Только цифры (в этом цифровом разделе фиксируются все данные, которые представляют интерес).

9. Медицинская страничка (информация по вопросам укрепления здоровья, лечения).

10. Словарик (все новые слова, значение которых было непонятным).

11. Список книг для чтения.

12. Выписки из прочитанных книг.

13. Музыка (список понравившихся музыкальных произведений).

14. Развлечения (отметки о посещениях музеев, театров, выставок, концертов и т. д.).

16. Личные финансы (анализ доходов и расходов).

16. Люди (список личных контактов с реквизитами).

17. Электронные адреса.

18. Разное.

 

Конечно, у каждого человека будет свой стиль ведения и оформления этого блокнота, в зависимости от имеющихся навыков и особенностей сбора и обработки информации. Важно, чтобы вся она была в одном месте. Поскольку этот блокнот постоянно находится вместе с хозяином, то постепенно вся необходимая информация запоминается и из неё можно «выращивать» новое её качество – так появляются новые знания, идеи, смысловые связки. Ведение ЛИМ совершенствует память и интеллект, творчески обогащает человека, даёт возможность повседневно работать с лично значимой информацией и т. д.

 

Работа с помощью ЛИМ помогла также выделить некоторые аксиомы личного аналитического опыта,   среди которых:

∙ при получении аналитической задачи от заказчика необходимо уточнять как можно больше деталей, конкретизировать её по срокам, содержанию, результату, исполнителям, источникам получения информации, финансированию, материально-техническому обеспечению и т. д.;

∙ при любой возможности стараться осуществлять аналитическую работу коллективно, с привлечением независимых экспертов и проведением «мозговых атак»;

∙ строить модели, наглядные схемы деятельности, активно использовать «аналитическую карту проблемного поля», «принцип вертолёта»;

∙ особо уделять внимание элементам новизны в выходных аналитических документах; и т. д.

 

Окно возможностей открывается перед каждым человеком в тот момент, когда он внутренне и глубоко осознаёт, что либо то, что он надумал, надо делать сейчас  , либо он не получит больше такого шанса. Это я к тому, дорогой читатель, что если у вас ещё нет такого блокнота, специально предназначенного для ЛИМ – самое время его завести и использовать. Всегда и везде. Многолетний опыт говорит о том, что вы об этом никогда не пожалеете, польза его несомненна.

 

Что и как мы читаем?

 

Очень уважаю книги, которые буквально заставляют  себя прочитать. Любовь к чтению мне привили родители, за что я им бесконечно благодарен. Считаю, что и сейчас, в пору распространения других средств информации и знаний, роль книги незаменима.

Духовный мир литературы настолько разнообразен и широк, что в нём легко затеряться. Художественная литература в целом является самым мощным пластом мировой культуры и без ориентации в нём, без овладения выдающимися достижениями в области словесного творчества невозможно формирование полноценной высококультурной личности. Для прочтения любой книги требуется время и зачастую немалое. Количество книг, можно сказать, бесконечное, а жизнь – увы, наоборот. Значит, надо читать не всё подряд, а сознательно и серьёзно подходить к выбору книг для чтения и читать преимущественно хорошие и полезные книги.

Болгарские учёные установили, что в среднем, если человек читает около 50 страниц в день, то за свою жизнь он может прочитать около 3 тысяч книг. В предложенном в предыдущей книге списке содержится всего около трёхсот источников зарубежной и отечественной литературы. Указанные авторы и их лучшие художественные произведения составляют значительную часть того пласта мировой художественной культуры, который осваивает каждый образованный человек в течение всей жизни. Этот список является результатом многолетних опросов мнений авторитетных и образованных людей из личного круга знакомых, а также обобщения около 20 рейтингов, списков лауреатов различных премий. Главной идеей этого списка является первоначальная ориентация  в огромном мире литературы. Данный список может напоминать о писателях и произведениях, которые лично для нас ещё неизвестны; дают возможность понять, с чем нужно познакомиться для расширения культурного кругозора.

В качестве рекомендаций воспитателям и наставникам (а в этой роли рано или поздно выступает каждый человек, так как все мы становимся родителями) можно высказать два следующих соображения.

Во-первых, всегда стоит делать выписки их прочитанного – мыслей, идей, фактов, всего, что понравилось или что может пригодиться в жизни в дальнейшем.

Во-вторых, обязательно необходимы диспуты по прочитанным книгам, или по какой-то проблеме, связанной с литературой (например, о нравственных ценностях с точки зрения различных авторов). Это позволяет с одной стороны учить читать и думать над прочитанным, а с другой, – учиться слушать других и вести диспут на уровне достаточно высоком и уважительном. Проблемные читательские конференции должны войти в практику воспитательной работы.

 

[1] Естественно, в эпоху всеобщей компьютеризации потерял свою актуальность такой, например, совет: научиться печатать и иметь свою механическую пишущую машинку . Удивительно, но факт, в начале 90-х годов прошлого века большинство моих слушателей не умели печатать и не имели домашних печатных устройств.

Источник: Курносов Ю.В. "Азбука аналитики" / Юрий Курносов – М. : РУСАКИ, 2013. – С. 199-208



В избранное