Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Влияние диаспор и некоммерческих организаций, созданных по национальному признаку, на состояние межнациональных отношений региональных социумов



Влияние диаспор и некоммерческих организаций, созданных по национальному признаку, на состояние межнациональных отношений региональных социумов
2020-12-29 15:49 Редакция ПО

Межнациональные отношения оказывают непосредственное влияние на поведение людей, на расширение их кругозора в различных областях жизни. Эффективный коммуникационный процесс между представителями различных наций является одним из самых важных условий нормального функционирования государства и общества, так как с помощью данного взаимодействия может быть достигнута наилучшая социальная атмосфера в регионах. Прошло то время, когда люди думали, что смогут просуществовать всю жизнь в пределах одной культуры, религиозных обычаев и одного национального государства. Процесс образования диаспор на территории того или иного государства всегда тесно сплетался с другим процессом, так называемым миграционным процессом. «Миграция – это сложный процесс, связанный с единичными или регулярными территориальными перемещениями людей по различным причинам через границы территориальных образований в целях изменения постоянного или временного места жительства» [5, С. 9]. Именно миграция, зачастую, составляла крепкую основу для объединения людей, принадлежащих к одному этносу или нации, и находящихся по разным причинам на территории страны чуждой их культуре.

Сегодня резкое увеличение масштабов миграции идет параллельно с консолидацией иммигрантских этнических сообществ. В результате в мире непрерывно увеличивается число диаспор. Оказавшись на новом месте, переселенцы, как правило, стремятся объединиться, чтобы не только выжить, но и сохранить свои обычаи, традиции, язык в чуждой для них, зачастую весьма враждебной этнокультурной среде. С этой целью они создают собственные  организационные формы. В.А. Тишков предлагает следующее определение диаспоры: «Диаспора – это культурно отличительная общность на основе представления об общей родине и выстраиваемых на этой основе коллективных связей, групповой солидарности и демонстрируемого отношения к родине» [7].

На сегодняшний день миграция рассматривается в двух аспектах: общегосударственной и общественно-политической.

Содержанием первого аспекта рассмотрения является воздействие миграционных потоков на систему отношений в пределах одной страны, то есть на её демографическую структуру, этнический и конфессиональный состав, состав и качество человеческого потенциала страны. В рамках данной категории исследуются достаточно важные вопросы, связанные с контролем миграционных процессов. Например, разработка специальных правил въезда, выезда и самого пребывания мигрантов на территории государства, кроме того определенных требований к самим мигрантам: знаниям языка и законов, состоянию здоровья и ряду других асектов. Иными словами, в данной категории говорится о миграционной политике государства.

Общественно-политическая категория обращает внимание исследователей к сферам государственной безопасности и к тем угрозам, которые могут повлечь за собой неконтролируемые и нелегальные миграционные потоки. Наиболее актуальной данная тема стала после 11 сентября 2001 года, в это время большая часть индустриально развитых государств мира зациклилась над нахождением оптимальных решений трех наиболее важных задач – «предотвращение, наказание, защита» (в английском языке обычно используется термин 3P - preventing, prosecuting, protecting). В рамках второй категории объектом рассмотрения являются сами мигранты и их неформальные и формальные объединения, то есть диаспоры и некоммерческие организаций, созданных по национальному признаку. В этой ситуации мигранты рассматриваются как своеобразные акторы публичного пространства коммуникаций региона, принимающие определенное участие в общественно-политической жизни в местах своего расселения. Часть населения, проживающая вне территории своей страны, и образующая тесно сплоченную этническую систему взаимоотношений между собой, а также имеющая социальную поддержку для поддержания своей специфичности, имеет достаточно большое значение в жизни регионального социума, в его социальной и культурной сфере.

Изучение исторического развития многих стран мира говорят о том, что диаспоры всегда имели высокое влияние на жизнь территории пребывания и были вовлечены в их общественно-политическую деятельность. Данное вовлечение диаспор могли приобретать довольно разнообразные формы, а направление общественно-политической деятельности могло быть нацелено как в сторону принимающей страны, так и в сторону страны исхода. Порой диаспоры могут иметь достаточно большое влияние в политической жизни региона, с помощью получения представительства в законодательных и исполнительных органах власти субъекта РФ. Но важными и достаточно распространенными формами участия диаспор в общественно-политической жизни регионального социума являются не политические и общественные акции, а культурные мероприятия. В этом случае диаспоры должны иметь организации, институализированные в пространстве принимающего социума. В качестве таковых и будут выступать некоммерческие организации, созданные по национальному признаку.

Диаспоры, несомненно, играют все возрастающую роль в жизни регионов социумов, в которых они обосновались и которые стали для них «второй родиной». Пока существуют моноэтнические регионы (а их в Российской Федерации к таковым относится более 2/3), го говорить о «диаспоризации мира», наверное, пока еще рано, хотя нельзя исключать того, что развитие человечества может пойти и по такому сценарию [4].

В общественно-политической аспекте рассмотрения миграционных потоков достаточно важным вопросом является организация системного взаимодействия между органами государственного и муниципального управления и созданными по национальному признаку НКО, а также другими субъектами этнокультурной деятельности [1], разработка диалого-партнёрской модели этноконфессионального пространства публичной коммуникации между представителями заинтересованных, в качестве которых выступают общественные, национальные и религиозные объединениями [2, 3]. В конечном итоге ключевым игроком становится тот, кто выстраивает более эффективную инфраструктуру, позволяющую превратить разрозненные группы людей, формально объединенные этнокультурным признаком в сеть [6].

Таким образом, процесс образования диаспор на территории того или иного государства всегда тесно сплетался с другим процессом, так называемым миграционным процессом. Диаспоры изначально имели высокое влияние на общественно-политическую жизнь региональных социумов и были вовлечены в неё. Данное вовлечение диаспор могло приобретать довольно разнообразные формы, а направление общественной деятельности могло быть нацелено как в сторону принимающей страны, так и в сторону страны исхода. Диаспоры являются достаточно многоаспективным феноменом в общественно-политической жизни принимающего региона. Оказавшись на новом месте, переселенцы для того, чтобы выжить, сохранив свои обычаи, традиции, язык, как правило, стремятся объединиться в институциональных формах – некоммерческих организациях, созданных по национальному признаку. Именно диалог органов власти с последними и будет способствовать гармонизации межнациональных отношений в регионе.

Список источников и литературы

  1. Анциферова И.В., Уварова Т.С. Взаимодействие органов государственной власти с национальными и религиозными объединениями в условиях приграничного моноэтничного региона // Коммуникология. 2019. Т. 7. № 4. С. 128-136.
  2. Зотов В.В., Алексеенко А.И., Губанов А.В. Роль стейкхолдеров этноконфессионального пространства публичных коммуникаций в гармонизации отношений и предотвращении конфликтов в приграничном регионе // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2019. Т. 44. № 3. С. 396-409.
  3. Комков К.А., Салова И.А., Алексеенко А.И. Этноконфессиональная сфера региона: от личностного отношения к публичной коммуникации // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2019. Т. 9. № 4 (33). С. 183-193.
  4. Кондратьева Т.С. К вопросу о понятии "диаспора": дискуссия в научном сообществе // Актуальные проблемы Европы. 2009. № 4. С. 17-43.
  5. Пестерева Н.М. Миграция населения и мобильность трудовых ресурсов: монография. М.: Русайнс, 2017. 107 с.
  6. Полоскова Т.В., Скринник В.М. Русский мир: мифы и реалии. М.: Московский фонд «Россияне», 2003. – 100 с.
  7. Тишков В.А. Исторический феномен диаспоры // Национальные диаспоры в России и за рубежом в XIX-XX вв.  Сб. ст. / Рос. акад. наук. Ин-т рос. истории; [Сост. Г. Я. Тарле]. – М. : Ин-т рос. истории РАН, 2001. - 330. - С. 9-44.

Автор: Уварова Татьяна Сергеевна, ГОАУ ВО Курской области «Курская академия государственной и муниципальной службы»



В избранное