Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Разные войны?



Разные войны?
2020-12-21 05:58 Редакция ПО

Александр Чубарьян: "Найти консенсус сложно, но тема войны с нацизмом - неподходящий случай для педалирования своей исключительности". Фото: Аркадий Колыбалов/РГ

Александр Оганович, послушаешь директоров институтов истории стран СНГ, которые на днях обсуждали онлайн-концепцию нового общего пособия о Великой Отечественной, и получается, что они в разных войнах 75 лет назад победили?

Александр Чубарьян: У большинства - общая точка зрения. Но, да, есть "нюансы". Это прежде всего зависит от прошлого некоторых стран, от их положения в составе Российской империи, а потом Советского Союза. Подход к этим вопросам, мне кажется, особенно важным, потому что он отражается не только в академических работах, но и в учебниках, школьных и вузовских. Это то, что называется "историческая память", которая закладывается в сознание молодого поколения.

Не во всех, но во многих странах бывшего Союза период, когда они находились в составе Российской империи, назван колониальным. Мы, историки СНГ, недавно обсуждали, что такое "советский период", и тоже выявили "разночтения" и особенности трактовок.

Мне казалось, и меня поддерживали коллеги, что тема Великой Отечественной войны и 75-й годовщины Победы для общего пособия вызовет самое большое число совпадающих оценок и подходов. И действительно, большинство стран отнеслись к ней с огромным интересом. Уже сейчас в нашем распоряжении два проекта концепции этой книги. Один прислан из Казахстана, второй - из Белоруссии. Мы сейчас эти тексты рассылаем коллегам из других "бывших союзных республик" для обсуждения.

Но, думаю, что вы уже знаете, какие будут замечания?

Александр Чубарьян: Да, когда мы общались онлайн, интересными и дискуссионными были предложения наших узбекских коллег, в целом поддерживая российскую точку зрения, предлагают собственные методологические наработки в видении истории Второй мировой войны.

В последние годы политика исторической памяти в Узбекистане изменилась. Об этом пишут лауреаты Пушкинского конкурса "РГ" из этой республики. Они приводят в пример историю с памятником Герою Советского Союза генералу Собиру Рахимову. При президенте Каримове его убрали из центра Ташкента. Сейчас вернули на место…

Александр Чубарьян: Я знаю и нынешнего директора Института истории Узбекистана, и старого. И могу сказать: "тенденции", о которых вы говорите, не коснулись ученых-историков. Новое руководство института заверило нас, что готово участвовать в создании общего учебного пособия. А "нюанс" состоит в том, что узбекские коллеги стоят за более глобальные темы, хотят больше методологии - все это, с их точки зрения, позволит нам сотрудничать с коллегами из стран, не входящих в СНГ. В целом сегодня я могу сказать, что Узбекистан проявляет конструктивный подход к совместному труду.

Например, выступает за большую демократизацию и открытость нашей работы в рамках ассоциации директоров институтов истории. И я это поддерживаю.

Однако, согласитесь, мира даже среди историков СНГ, не говоря уже о дискуссиях с украинцами или грузинами, нет. На прошлом онлайн-заседании ассоциации всех поразило заявление вашего коллеги из Молдавии, что заниматься пособием в Молдавии просто некому. Нет специалистов по истории войны…

Александр Чубарьян: Да, существуют определенные сложности с Молдавией. Дело в том, что там практически официально, по крайней мере на уровне руководства академии наук, заявляли, что Молдавия вообще не участвовала в Великой Отечественной войне. А часть территории, которая была в составе СССР, как они пишут, "была оккупирована Советским Союзом". Но эта точка зрения не в состоянии опровергнуть тот факт, что тысячи молдаван вместе с другими гражданами нашей общей на тот момент страны победно воевали с нацизмом. И из опыта нашего сотрудничества с молдавскими историками я уверен, что мы найдем приемлемую для всех формулировку с учетом "нюансов".

Вы считаете, что это возможно?

Александр Чубарьян: Для меня лично ценность работы с поиском общей позиции состоит в том, что мы уходим от устоявшихся старых подходов в описании истории войны: сколько было в одной республике героев, сколько в другой, кто в каких сражениях участвовал и т.д. Именно в таком пособии полезнее перейти от характеристик только военных действий к проблемам антропологического характера. Скажем, "Человек на войне". Или "Война и общество" по отношению к каждой республике. На примере Белоруссии было бы интересно рассмотреть тему "Человек в партизанском движении" и "Человек в подполье". Почти не тронутый учебными пособиями пласт - отношение различных слоев общества к войне: "Интеллигенция и война", "Деятели культуры и война". Если говорить о фронте, то почему бы не выделить тему "Советское офицерство". Какие были настроения офицеров, которые вернулись после освободительного похода в Европу? Это будет интересно всем республикам. Изучение таких тем было бы полезно не только школьному учителю, но и ученым СНГ - как приглашение к диалогу.

"Человек в подполье" - "Молодая гвардия" и Краснодон... Контакты с украинскими коллегами у вас есть?

Александр Чубарьян: Мы хотим привлечь к обсуждению готовящегося пособия коллег из стран, которые не участвуют в нашей работе в рамках СНГ. Я имею в виду прежде всего украинцев. Осторожно скажу, что контакты с Институтом истории Украины НАН в некоторой степени возобновились. Мы вместе с Национальной академией наук сейчас готовим издание одной из рукописей XVII века из наших архивов. Украинцы согласились издать ее у себя. Я думаю, что можно будет поставить перед ними вопрос и об участии в работах, посвященных истории Великой Отечественной войны.

А есть ли точки научного соприкосновения с прибалтийскими странами? Ведь двусторонние комиссии историков прекратили свою работу.

Александр Чубарьян: Найти консенсус здесь очень сложно. У прибалтов своя точка зрения на, как они говорят, "оккупацию" их стран со стороны СССР в 1940 году. В 2020 году - 80 лет событию, которое накладывает отпечаток на позицию историков. В Литве, например, вообще отрицание "оккупации" может стать поводом даже для уголовного преследования. Но все же я хочу предложить коллегам по российско-литовской комиссии, которая возобновляет работу, присоединиться к созданию пособия. На конец августа намечен онлайн-"круглый стол" с литовскими историками по теме "Столетие договора Литвы с Советской Россией", почему бы не попробовать обсудить тему участия граждан республик Балтии в войне против нацизма.

Очень важна "историческая память", которая закладывается в сознание молодых поколений

По мнению директора Института истории государства комитета науки минобрнауки Казахстана Буркитбая Аягана, в новом учебном пособии хорошо бы усилить тему вклада антигитлеровской коалиции в победу. А чтобы расширить целевую аудиторию, нужно напечатать его на русском, английском и немецком языках. Какая аудитория, с вашей точки зрения, у этой книги?

Александр Чубарьян: Прежде всего страны СНГ. Но я думаю, что издание на английском языке имело бы большое общественное звучание. Мы смогли бы показать всему миру наши общие подходы к вопросам истории войны. В частности, к вкладу союзников в Победу. Я вспоминаю, что еще совсем недавно российские историки очень плодотворно сотрудничали с американскими по тематике Второй мировой войны. Никто из заокеанских коллег тогда не отрицал решающего вклада Советского Союза в разгром нацизма. Единственное, что их беспокоило, чтобы мы не забывали и их роли. Поэтому я за то, чтобы достойно представить ее в новом учебном пособии, как предлагают казахские и узбекские историки. У нас годами обсуждалось, какой процент от военных расходов составлял ленд-лиз. Недавно президент еще раз назвал эту цифру - 7 процентов. Ее никто не оспаривает. И об этом важно написать в общем пособии.

Вообще, в последнее время я наблюдаю стремление наших коллег из разных стран СНГ расширить сотрудничество с историками государств - участников антигитлеровской коалиции, прежде всего из США, Англии, Франции.

Благородно. Особенно на фоне твитов Белого дома, где в качестве победителей упоминались только Соединенные Штаты и Великобритания.

Александр Чубарьян: Да, я удивился. Но все же направил письмо американским коллегам, предлагая возобновить сотрудничество. В этом заинтересованы прежде всего мы и коллеги из США. В наших учебниках для средней школы по всеобщей истории рассказывается о действиях союзных войск в Северной Африке, о роли американо-английских войск в освобождении Италии. И, конечно же, о втором фронте в Европе. Но я видел многие американские и европейские учебники. И там даже о Сталинградской битве ничего не говорится!

Как вы оцениваете тему особого, отдельного вклада союзных республик в Победу? Тезис "Победил советский народ" для некоторых историков, даже в Белоруссии, неочевиден.

Александр Чубарьян: Такая тенденция есть. Она связана с тем, что эти страны находятся в поисках своей национальной идентичности и легитимизации своих государств. На этом фоне и происходит гиперболизация своего значения в том или ином историческом событии.

Но то, что Белоруссия и Украина внесли гораздо больший, чем другие республики, вклад в партизанское движение, неоспоримо. Все-таки основные военные действия происходили на территории этих республик. Они же понесли наибольшие потери мирного населения в результате оккупации. На этом и основаны некоторые особенности исторической памяти, присущие современным Белоруссии и Украине. С этим надо считаться. Но все же, с моей точки зрения, поиск своей национальной идентичности надо строить на позитиве. В том числе на сотрудничестве с другими странами, а не за счет противопоставления им. Тема войны с таким глобальным врагом, как нацизм, - это неподходящий случай для педалирования своей исключительности. В этом будет главный смысл нашего учебного пособия.

Теперь о немецких историках. Они в меру своих сил противостоят политикам. Я имею в виду директора мюнхенского Института современной истории Андреаса Виршинга, который в соавторстве с министром иностранных дел Германии Хайко Маасом опубликовал в журнале "Шпигель" статью к 75-летию окончания Второй мировой войны. Там было сказано: "Германия единственная несет ответственность" за развязывание страшнейшей бойни XX столетия… Есть у вас общие с немецкими коллегами проекты?

Александр Чубарьян: Андреас Виршинг - сопредседатель российско-немецкой комиссии историков. В январе 2021 года жду его приезда в Москву. Начнем готовить сборник документов по истории XX века, в том числе по истории возникновения и хода Второй мировой войны. Это будет приложение к трем томам российско-германского учебного пособия, которые мы презентовали не так давно.

Источник: https://rg.ru/2020/07/26/napishut-li-istoriki-sng-obshchij-uchebnik-pro-...



Разные войны?
2020-12-21 05:58 Редакция ПО

Александр Чубарьян: "Найти консенсус сложно, но тема войны с нацизмом - неподходящий случай для педалирования своей исключительности". Фото: Аркадий Колыбалов/РГ

Александр Оганович, послушаешь директоров институтов истории стран СНГ, которые на днях обсуждали онлайн-концепцию нового общего пособия о Великой Отечественной, и получается, что они в разных войнах 75 лет назад победили?

Александр Чубарьян: У большинства - общая точка зрения. Но, да, есть "нюансы". Это прежде всего зависит от прошлого некоторых стран, от их положения в составе Российской империи, а потом Советского Союза. Подход к этим вопросам, мне кажется, особенно важным, потому что он отражается не только в академических работах, но и в учебниках, школьных и вузовских. Это то, что называется "историческая память", которая закладывается в сознание молодого поколения.

Не во всех, но во многих странах бывшего Союза период, когда они находились в составе Российской империи, назван колониальным. Мы, историки СНГ, недавно обсуждали, что такое "советский период", и тоже выявили "разночтения" и особенности трактовок.

Мне казалось, и меня поддерживали коллеги, что тема Великой Отечественной войны и 75-й годовщины Победы для общего пособия вызовет самое большое число совпадающих оценок и подходов. И действительно, большинство стран отнеслись к ней с огромным интересом. Уже сейчас в нашем распоряжении два проекта концепции этой книги. Один прислан из Казахстана, второй - из Белоруссии. Мы сейчас эти тексты рассылаем коллегам из других "бывших союзных республик" для обсуждения.

Но, думаю, что вы уже знаете, какие будут замечания?

Александр Чубарьян: Да, когда мы общались онлайн, интересными и дискуссионными были предложения наших узбекских коллег, в целом поддерживая российскую точку зрения, предлагают собственные методологические наработки в видении истории Второй мировой войны.

В последние годы политика исторической памяти в Узбекистане изменилась. Об этом пишут лауреаты Пушкинского конкурса "РГ" из этой республики. Они приводят в пример историю с памятником Герою Советского Союза генералу Собиру Рахимову. При президенте Каримове его убрали из центра Ташкента. Сейчас вернули на место…

Александр Чубарьян: Я знаю и нынешнего директора Института истории Узбекистана, и старого. И могу сказать: "тенденции", о которых вы говорите, не коснулись ученых-историков. Новое руководство института заверило нас, что готово участвовать в создании общего учебного пособия. А "нюанс" состоит в том, что узбекские коллеги стоят за более глобальные темы, хотят больше методологии - все это, с их точки зрения, позволит нам сотрудничать с коллегами из стран, не входящих в СНГ. В целом сегодня я могу сказать, что Узбекистан проявляет конструктивный подход к совместному труду.

Например, выступает за большую демократизацию и открытость нашей работы в рамках ассоциации директоров институтов истории. И я это поддерживаю.

Однако, согласитесь, мира даже среди историков СНГ, не говоря уже о дискуссиях с украинцами или грузинами, нет. На прошлом онлайн-заседании ассоциации всех поразило заявление вашего коллеги из Молдавии, что заниматься пособием в Молдавии просто некому. Нет специалистов по истории войны…

Александр Чубарьян: Да, существуют определенные сложности с Молдавией. Дело в том, что там практически официально, по крайней мере на уровне руководства академии наук, заявляли, что Молдавия вообще не участвовала в Великой Отечественной войне. А часть территории, которая была в составе СССР, как они пишут, "была оккупирована Советским Союзом". Но эта точка зрения не в состоянии опровергнуть тот факт, что тысячи молдаван вместе с другими гражданами нашей общей на тот момент страны победно воевали с нацизмом. И из опыта нашего сотрудничества с молдавскими историками я уверен, что мы найдем приемлемую для всех формулировку с учетом "нюансов".

Вы считаете, что это возможно?

Александр Чубарьян: Для меня лично ценность работы с поиском общей позиции состоит в том, что мы уходим от устоявшихся старых подходов в описании истории войны: сколько было в одной республике героев, сколько в другой, кто в каких сражениях участвовал и т.д. Именно в таком пособии полезнее перейти от характеристик только военных действий к проблемам антропологического характера. Скажем, "Человек на войне". Или "Война и общество" по отношению к каждой республике. На примере Белоруссии было бы интересно рассмотреть тему "Человек в партизанском движении" и "Человек в подполье". Почти не тронутый учебными пособиями пласт - отношение различных слоев общества к войне: "Интеллигенция и война", "Деятели культуры и война". Если говорить о фронте, то почему бы не выделить тему "Советское офицерство". Какие были настроения офицеров, которые вернулись после освободительного похода в Европу? Это будет интересно всем республикам. Изучение таких тем было бы полезно не только школьному учителю, но и ученым СНГ - как приглашение к диалогу.

"Человек в подполье" - "Молодая гвардия" и Краснодон... Контакты с украинскими коллегами у вас есть?

Александр Чубарьян: Мы хотим привлечь к обсуждению готовящегося пособия коллег из стран, которые не участвуют в нашей работе в рамках СНГ. Я имею в виду прежде всего украинцев. Осторожно скажу, что контакты с Институтом истории Украины НАН в некоторой степени возобновились. Мы вместе с Национальной академией наук сейчас готовим издание одной из рукописей XVII века из наших архивов. Украинцы согласились издать ее у себя. Я думаю, что можно будет поставить перед ними вопрос и об участии в работах, посвященных истории Великой Отечественной войны.

А есть ли точки научного соприкосновения с прибалтийскими странами? Ведь двусторонние комиссии историков прекратили свою работу.

Александр Чубарьян: Найти консенсус здесь очень сложно. У прибалтов своя точка зрения на, как они говорят, "оккупацию" их стран со стороны СССР в 1940 году. В 2020 году - 80 лет событию, которое накладывает отпечаток на позицию историков. В Литве, например, вообще отрицание "оккупации" может стать поводом даже для уголовного преследования. Но все же я хочу предложить коллегам по российско-литовской комиссии, которая возобновляет работу, присоединиться к созданию пособия. На конец августа намечен онлайн-"круглый стол" с литовскими историками по теме "Столетие договора Литвы с Советской Россией", почему бы не попробовать обсудить тему участия граждан республик Балтии в войне против нацизма.

Очень важна "историческая память", которая закладывается в сознание молодых поколений

По мнению директора Института истории государства комитета науки минобрнауки Казахстана Буркитбая Аягана, в новом учебном пособии хорошо бы усилить тему вклада антигитлеровской коалиции в победу. А чтобы расширить целевую аудиторию, нужно напечатать его на русском, английском и немецком языках. Какая аудитория, с вашей точки зрения, у этой книги?

Александр Чубарьян: Прежде всего страны СНГ. Но я думаю, что издание на английском языке имело бы большое общественное звучание. Мы смогли бы показать всему миру наши общие подходы к вопросам истории войны. В частности, к вкладу союзников в Победу. Я вспоминаю, что еще совсем недавно российские историки очень плодотворно сотрудничали с американскими по тематике Второй мировой войны. Никто из заокеанских коллег тогда не отрицал решающего вклада Советского Союза в разгром нацизма. Единственное, что их беспокоило, чтобы мы не забывали и их роли. Поэтому я за то, чтобы достойно представить ее в новом учебном пособии, как предлагают казахские и узбекские историки. У нас годами обсуждалось, какой процент от военных расходов составлял ленд-лиз. Недавно президент еще раз назвал эту цифру - 7 процентов. Ее никто не оспаривает. И об этом важно написать в общем пособии.

Вообще, в последнее время я наблюдаю стремление наших коллег из разных стран СНГ расширить сотрудничество с историками государств - участников антигитлеровской коалиции, прежде всего из США, Англии, Франции.

Благородно. Особенно на фоне твитов Белого дома, где в качестве победителей упоминались только Соединенные Штаты и Великобритания.

Александр Чубарьян: Да, я удивился. Но все же направил письмо американским коллегам, предлагая возобновить сотрудничество. В этом заинтересованы прежде всего мы и коллеги из США. В наших учебниках для средней школы по всеобщей истории рассказывается о действиях союзных войск в Северной Африке, о роли американо-английских войск в освобождении Италии. И, конечно же, о втором фронте в Европе. Но я видел многие американские и европейские учебники. И там даже о Сталинградской битве ничего не говорится!

Как вы оцениваете тему особого, отдельного вклада союзных республик в Победу? Тезис "Победил советский народ" для некоторых историков, даже в Белоруссии, неочевиден.

Александр Чубарьян: Такая тенденция есть. Она связана с тем, что эти страны находятся в поисках своей национальной идентичности и легитимизации своих государств. На этом фоне и происходит гиперболизация своего значения в том или ином историческом событии.

Но то, что Белоруссия и Украина внесли гораздо больший, чем другие республики, вклад в партизанское движение, неоспоримо. Все-таки основные военные действия происходили на территории этих республик. Они же понесли наибольшие потери мирного населения в результате оккупации. На этом и основаны некоторые особенности исторической памяти, присущие современным Белоруссии и Украине. С этим надо считаться. Но все же, с моей точки зрения, поиск своей национальной идентичности надо строить на позитиве. В том числе на сотрудничестве с другими странами, а не за счет противопоставления им. Тема войны с таким глобальным врагом, как нацизм, - это неподходящий случай для педалирования своей исключительности. В этом будет главный смысл нашего учебного пособия.

Теперь о немецких историках. Они в меру своих сил противостоят политикам. Я имею в виду директора мюнхенского Института современной истории Андреаса Виршинга, который в соавторстве с министром иностранных дел Германии Хайко Маасом опубликовал в журнале "Шпигель" статью к 75-летию окончания Второй мировой войны. Там было сказано: "Германия единственная несет ответственность" за развязывание страшнейшей бойни XX столетия… Есть у вас общие с немецкими коллегами проекты?

Александр Чубарьян: Андреас Виршинг - сопредседатель российско-немецкой комиссии историков. В январе 2021 года жду его приезда в Москву. Начнем готовить сборник документов по истории XX века, в том числе по истории возникновения и хода Второй мировой войны. Это будет приложение к трем томам российско-германского учебного пособия, которые мы презентовали не так давно.

Источник: https://rg.ru/2020/07/26/napishut-li-istoriki-sng-obshchij-uchebnik-pro-...



Татьяна Черниговская: наступает цивилизация праздности, к которой мы не готовы
2020-12-21 06:01 Редакция ПО

Мы попали вообще в другой мир. Он текучий, прозрачный, нестабильный, сверхбыстрый, гибридный. В нем рухнуло сразу все.

Автономная жизнь цифрового мира идет полным ходом: интернет вещей, самоорганизация сетей. Цифровая реальность уже признак отбора в социум. Если представить себе некую страну, которая не может себе позволить войти в цифровой мир, можно считать, что ее вообще нет. Она не игрок. Люди могут там жить себе, корзиночки вязать, но они не участники общего дела.

Татьяна Черниговская о недоверии к информации и растерянном человеке

Еще одна интересная фишка — растущее недоверие к информации. Я об этом много в последнее время думаю. Сейчас к информации такое отношение, как раньше было к сплетням: „Ну, мало ли, кто что сказал? Почему я должна верить?“ Но фокус в том, что это отношение сейчас обращено в сторону настоящих источников информации. Получается, люди еще не научились ориентироваться в растущем потоке информации и предпочитают не верить ничему.

Цифровая реальность рождает «новый вид» человека. «Я называю это „хомо конфузус“ или „человек в растерянности“. Этот „хомо конфузус“ еще даже не понял, где он находится. Еще не осознал, в какую опасность мы уже попали. Но мы не можем откладывать решение. Потому что это наша жизнь.

Вместо этого в обществе идут совершенно противоположные процессы. Существует такая вещь как синдром отложенной жизни. Люди живут так, как будто сейчас идет черновик. Более того, так воспитывают детей: ты пока делай вот это и вот это, а потом, когда жить начнешь… А ведь он начал жить в тот момент, когда отцовская и материнская клетка соединились. Это не черновик. Нельзя 20 лет человека держать, чтобы он что-то там потом начал.

Наступает цивилизация праздности, к которой мы тоже, в общем, не готовы.Что собираются делать все те люди, которых заменят цифровые системы? Когда мне говорят: „освобождается простор для творчества“, это вызывает у меня саркастическую улыбку. Вы что, правда считаете, что несметные тысячи, на самом деле — миллионы людей, в освободившееся от тяжелой работы время начнут писать мадригалы и играть на лютне? Вы это всерьез? Произойдет совершенно противоположное. И мы не можем делать вид, что это не так.

Я веду вот к чему. Как бы мы ни рассуждали о том, хорошо это или плохо — то, что с нами происходит, это уже происходит. Мы уже попали в этот мир, и пути назад нет. Тут не нужно кокетничать. Нужно понять, как в этом мире жить. Я бы поставила вопрос жестко. А мы вообще планируем еще на этой планете жить, или мы все позиции сдаем? Потому что если мы их сдаем цифровому миру, тогда не о чем говорить. Можно пойти кофе пить. Если у нас какие-то планы на собственную жизнь есть, тогда нужно думать, как жить здесь.

Мы такие, какие есть, вместе со всеми достижениями и провалами нашей цивилизации, благодаря нашему мозгу. Люди живут не только в мире стульев, микрофонов и апельсинов, но еще и в мирах, которые они сами же и придумали. У нас есть способность оперировать знаками: человеческий язык, математика, музыка. У нас, действительно, сложнейшая нейронная сеть — квадрилион соединений. Если начать на самом деле их считать, нам придется написать десятку и 85 нолей после нее. В нашем языке даже нет слова, чтобы назвать это число. Это не просто больше, чем звезд во Вселенной. Это больше, чем элементарных частиц во Вселенной.

То есть, мы должны отдавать себе отчет в том, что у нас находится в черепной коробке. Эксперты цифрового мира говорят, что мозг — это компьютер, набор алгоритмов, который гоняет себе нули с единицами. И что рано или поздно они смогут воссоздать его устройство. Но разве мозг — только алгоритмы? Сейчас то мы точно знаем, что нет. И если мозг — это компьютер, то как минимум не один — по типу. Какая-то часть мозга, может, и алгоритмы, и там действительно идет этот механический процесс. Но другая часть — это аналоговые вещи.

Не будем сейчас про поэтов, художников. Но даже Энштейн говорил: «Интуиция — священный дар, а разум — покорных слуга». Он прямо пишет: «Даже если вывод, имеется в виду научный вывод, выглядит как результат логической работы, это только финал этой работы. Основная часть ее шла отнюдь не путем счетов-пересчетов.

Но главное, что нужно понять: нет объекта, который содержит информацию. Всегда есть объект и тот, кто читает все это. Если перед нами будет лежать древнейший папирус, и не будет человека, который умеет его прочитать, то это никакая не информация. Это просто физический объект. То, что я вычитаю оттуда, зависит от того, какое у меня образование, какие у меня планы, зачем я это читаю. К чему я клоню? Мы не можем встать на позицию, что люди не важны. Люди важны, потому что это они организуют информацию. Сама по себе информация болтается там где-то, нам от нее ни холодно, ни жарко.

Как поделят мир человек и компьютер, пока не ясно. В этих вопросах вообще очень много неизвестных. Например, что такое — глупый человек? Можем ли мы утверждать, что мозг абсолютного дурака все равно самое совершенное во Вселенной? Вопрос звучит как игривый, но на самом деле это очень серьезный вопрос. Если там все равно квадриллионы соединений, тогда мы можем вообще сказать, какой мозг умный, а какой — глупый?

В таком случае, мы какой искусственный интеллект создаем? Умный? А что это значит? Все тесты интеллекта в основном заточены на счет: умный тот, кто быстро считает. Простите за нескромность, но я вынуждена сказать: считаю я очень плохо, но что-то мне не кажется, что я полная дура.

Поэтому нужно делить эти вещи. Мы знаем: можно быть человеком с очень низким интеллектом, но с абсолютной памятью. Это медицинский факт. А гениальный искусственный интеллект возможен? И что это значит? Если удастся что-то такое создать, мы вообще узнаем, что он гениальный? Узнаем, что он — личность? Есть у нас для этого способ? Будет ли искусственный интеллект чувствовать боль, страдать, сопереживать, или он будет все это имитировать? Ведь в цифровом мире нет боли и нет смерти, и это кардинально меняет всю картину. Компьютеры работают в измерениях, в которых живое не живет — в нанометрах и наносекундах. И это те системы, которые будут принимать решения.

И не надо тешить себя иллюзией, что все равно палец на кнопке будет человеческий. Это все — разговоры в пользу бедных. В конечном итоге все будет зависеть от того, какую информацию он получит.

И в то же время сейчас очевидно, что готовить по-старому к новому миру нельзя. Это очень трудный вопрос. Если полуторагодовалый ребенок может сказать ‚Окей, Гугл‘, и система ему выдаст все, что он хочет, зачем ему приходить в класс, где плохо подготовленная учительница читает ему учебник?

Очевидно, система должна измениться. Мы должны сформировать способность жить в цифровом мире и не потерять человечность. Ведь в итоге все зависит от того, удалось ли вам выстроить отношения с семьей, с детьми, с коллегами и обществом в целом. Должны научить верифицировать информацию, противостоять стрессу, воспитать способность к переменам, научить постоянно учиться. Если мы не свиньи, мы не можем так подставить наших детей, не подготовив их к тому, что их ждет.

Поэтому образование будущего — это образование понимания, а не запоминания. В прошлом году меня позвали на сессию, которая называлась ‚Новая архитектура образования‘. Я думала, что архитектура — это что-то метафорическое. Но оказалось, что она не только метафорическая, но физическая. Финны, например, массово перестраивают здания школ. Они цветные, там нет стандартных аудиторий — все они меняют форму. Дети учатся то в одной, то в другой, то лежат, то бегают. Их учит то их один учитель, то другой. Все время меняются условия. Это очень важная вещь. Это значит, что они готовы к переменам.

Последний, кого я хотела бы взять к себе на работу — это отличник, который хорошо считает. У меня для этого компьютер есть. Он все сосчитает сам. Мне нужен безумный какой-нибудь, который не так все делает, всем мешает, какую-то чушь порет. Из него получится какой-нибудь Нильс Бор. Точнее говоря, он уже есть Нильс Бор.

Как тренировать мозг? Он, как любая мышца, должен тяжело работать. Если мы ляжем на диван, и будем там лежать полгода, то мы не сможем встать. Если мозг будет читать идиотские журналы, общаться с дураками, слушать легкую бессмысленную музыку и смотреть тупые фильмы, то не на что жаловаться. Мой ответ такой: мозг должен тяжело работать. Тяжело — ключевое слово. Мозгу должно быть трудно. Книга, которая может быть для кого-то легкая, но для вас она сложная. Фильм, который вы не понимаете. Значит, вы будете думать, читать критику. Или спектакль, где не ясно: что хотел сказать режиссер. В таком случае мозг будет занят работой. Не нужно искать трюки, которые улучшают мозг. Их нет. Эти трюки — сама жизнь.

Источник: https://grodno24.com/2020/09/tatyana-chernigovskaya-3.html



"За Россию!" Главные ответы Путина на большой пресс-конференции
2020-12-21 06:03 Редакция ПО
lenta_video: 


Танци В. - "Правительство и рынки: Меняющаяся экономическая роль государства"
2020-12-21 06:05 Редакция ПО

В этой книге, написанной бывшим директором Управления по бюджетным вопросам МВФ и одним из ведущих международных экспертов по проблемам налоговой политики и ее влиянию на экономическое развитие, предлагается всестороннее рассмотрение экономической роли государства в XX-XXI веках в широком историческом и географическом контексте. Автор обращается к фундаментальному вопросу, что должно делать или пытаться делать государство в экономической деятельности и что ему придется делать в ближайшем будущем. Исследование содержит значительный объем статистической информации, которая будет полезна для политиков и ученых в спорах об оптимальной экономической роли государства. Книга может служить хорошим справочником по вопросам, связанным с аналитическим определением границы между рынком и государством и с выработкой стратегии выхода из бюджетных кризисов нашего времени.



«Желтые жилеты»: а не опали ли листья?
2020-12-21 06:07 Редакция ПО

«Желтые жилеты» – это спонтанное протестное движение, появившееся осенью 2018 года во Франции, в ответ на повышение цен на топливо. Данное движение не имеет лидера. Они протестуют вот уже 2 года и смогли ли они добиться успеха?

Данное движение автомобилистов, родившееся из-за роста цен на топливо, которое привело к онлайн-петициям и призывам к «гражданским» и аполитичным демонстрациям. «Желтые жилеты» получили одобрение некоторых политических партий, но поставили профсоюзы в затруднительное положение. Эммануэль Макрон описывал их как «людей, которые хотят все заблокировать». Французские граждане поддерживают движение «жилетов». Согласно опросу, проведенному исследовательским центром Ifop, 72% респондентов ответили, что поддерживают «желтых жилетов» или сочувствуют им, тогда как критично настроены в отношении манифестантов лишь 20%.

Всё началось с первой онлайн-петиции, запущенной в конце мая Присциллией Лудоски, 32-летней продавщицей косметики, с требованием пересмотреть цены на топливо. Ее петиция, размещенная на Change.org, имела настоящий успех с середины октября 2018 года, количество подписей возросло до 1,19 миллионов человек. Она требовала «снижения налогов на товары первой необходимости, проведения референдума по инициативе граждан, снижения пенсий и заработной платы высших должностных и выборных должностных лиц». Более того, она заявила, спустя некоторое время, что она является лидером движения.

Она не единственная, кто выразил гнев в социальных сетях. Известная Жаклин Муро, 51-летняя аккордеонистка и гипнотерапевт, опубликовала 18 октября в Facebook видео против роста цен на топливо, просмотренное более 6 миллионов раз.

Затем, 21 октября, Эрик Друэ, водитель грузовика, проживающий в Сене и Марне, 17 ноября в Facebook призвал к «национальной блокаде против увеличения количества топлива». Его сообщение передано, в частности, неким Франком Бюлером, который является представителем избирательного округа от партии Debout la France (DLF) в Тарн-и-Гаронне и призывает в онлайн-видео заблокировать все дороги. В то же время 2 ноября популярный комик Энтони Жубер разместил на Youtube клип, который уже набрал более 200 000 просмотров и призван стать «резюме» недовольства «желтых жилетов». «Подорожал не только бензин», «Мы хотим платить меньше», - поет он. Однако настоящего представителя или лидера нет.

Название протестного движения было выбрано неслучайно. Это сплоченный знак разгневанных автомобилистов: флуоресцентная желтая риза, которую водители надевают в случае аварии. Стоит заметить, что это не первый случай, когда одежда становится символом манифестаций против налогов. В 1930-х годах «зеленые рубашки», комитеты защиты крестьян, относящиеся к крайне правым, выступали за налоговую забастовку. Совсем недавно, в 2013 году, «красные шапки», запущенные профессиональными организациями и лидерами бизнеса Бретани, мобилизовали средства против экологического налога на грузовые автомобили Ecotax. Демонстранты отождествляли свою борьбу с «красными шапками» 1675 года в Бретани против новых налогов, введенных, в частности, на «гербовую бумагу».[1]

Рассмотрим причины манифестаций «Желтых жилетов» и их требования. Основная претензия – повышение цен на топливо с отменой сниженного налога на дизельное топливо для внедорожников или повышение с 1 января на 6,5 цента за литр дизельного топлива и 2,9 цента за бензин. Более того, митингующие недовольны платой за проезд, техническим контролем и покупательной способностью. Эта мобилизация выходит далеко за рамки сегодняшней проблемы топлива, речь идет о фискальном праве.

Вопрос о топливе – всего лишь спусковой крючок. Существует еще и географическое положение, которое играет важную роль. Население, находящееся далеко от крупных городских центров или на нижних ступенях социальной лестницы, испытывает чувство финансовой несправедливости. Была реформа судебной карты с закрытием судов, затем реформа больниц, закрытие родильных домов, некоторые жители чувствуют себя брошенными властями.

Стоит отметить, что еще до начала манифестаций, движение смогло набрать явную поддержку в политических кругах. Их поддержали: Национальное собрание Марин Ле Пен, республиканцы Лорана Вокиеза, Дебу ла Франс Николя Дюпон-Эньана или Патриоты Флориана Филиппа.

Первая акция «желтых жилетов» прошла 17 ноября 2018 года. Тогда они пытались блокировать дороги. Было насчитано 282.710 демонстрантов. Помимо убитой протестующей, в ходе мобилизации были ранены 229 человек, из которых семь получили серьезные повреждения. Среди сотрудников правоохранительных органов десять легкораненых и один тяжелораненый. Власти провели 117 арестов, в результате которых 73 человека были задержаны. Макрон заявил в Twitter, что готов прислушиваться к протестующим, но не станет терпеть проявление жестокости и нападения на органы правопорядка.

«Желтые жилеты» выдвинули 25 требований к правительству.[2]

Раздел первый: Экономика и работа

1. Созвать всенародное собрание для реформы налогообложения. Законодательно запретить налоги, превышающие 25% от доходов гражданина.

2. Немедленно повысить на 40% минимальную зарплату, пенсии и прожиточный минимум.

3. Немедленно создать новые рабочие места в сфере здравоохранения, образования, общественного транспорта, правопорядка и т.д. для обеспечения должного функционирования инфраструктуры государства.

4. Немедленно приступить к строительству пяти миллионов кв.м. доступного жилья, тем самым обеспечив снижение аренды, ипотеки и создание рабочих мест в сфере строительства. Строго карать мэрии и префектуры, оставляющие бездомных под открытым небом.

5. Уменьшить размеры банков и разбить банковские монополии, тем самым защитить финансовый сектор от кризиса. Запретить банкам и вкладчикам заниматься биржевыми спекуляциями. Запретить спасать неликвидные банки за деньги налогоплательщиков.

6. Аннулировать внутренний долг как фикцию.

Раздел второй: Политика

7. При народной поддержке переписать конституцию в интересах полновластия народа. Узаконить общие референдумы по народной инициативе.

8. Запретить лоббирование и схемы влияния. Запретить лицам с судимостью пожизненно занимать выборные должности. Запретить занимать несколько выборных должностей по совместительству.

9. Frexit. Выйти из ЕС, вернуть Франции политический, финансовый и экономический суверенитет. Возобновить циркуляцию собственной валюты.

10. Прекратить практику бегства от налогов. Вернуть 80 млрд евро, которые 40 крупнейших компаний должны государству.

11. Немедленно прекратить дальнейшую приватизацию и вернуть в собственность государству уже приватизированное имущество: аэропорты, железные дороги и автострады, парковки.

12. Немедленно убрать с дорог радары и камеры. Они бесполезны в предотвращении дорожных происшествий и являются ничем иным, как завуалированным налогом.

13. Национальная система образования – исключить идеологию из образования и критически пересмотреть деструктивные и дискредитированные методики обучения.

14. В сфере юстиции – увеличить бюджет в четыре раза. Прописать в законах максимальное разрешенное время ожидания юридических процедур. Упростить судебную систему. Сделать правосудие бесплатным и общедоступным.

15. СМИ. Разбить медийные монополии, искоренить кумовство между СМИ и политиками. Сделать СМИ общедоступными и гарантировать свободу мнений. Запретить редакторскую пропаганду. Прекратить субсидии СМИ. Прекратить налоговые поблажки журналистам.

16. Гарантировать гражданские свободы. Прописать в конституции полный запрет на вмешательство государства в дела образования, здравоохранения и института семьи.

Раздел третий: Здоровье, экология

17. Законом обязать производителей техники продлить срок службы до 10 лет минимум. Обязать их иметь в наличии запчасти.

18. Как можно быстрее запретить производство и обращение пластиковой тары и прочей упаковки, засоряющей окружающую среду.

19. Ограничить влияние фармацевтических компаний на систему здравоохранения. Провести всенародный съезд по реформе здравоохранения.

20. Запретить ГМО, пестициды, из-за которых есть риск развития раковых заболеваний и патологии эндокринной системы. Запретить использование сельскохозяйственных угодий без ротации посевов.

21. Заново провести индустриализацию страны с целью отказа от импорта как причиняющего наибольший вред экологии.

Раздел четвертый: Геополитика

22. Немедленно выйти из НАТО. Законодательно запретить использование французских войск в жестоких войнах.

23. Отношения Франции и Африки. Прекратить политику грабежа, прекратить военное и политическое вмешательство. Отдать деньги и собственность диктаторов, нажитые нечестным путем, народу Африки. Немедленно вернуть домой французские войска. Покончить с колониальной системой, которая обязывает африканские страны держать валютные запасы в центробанке Франции, который удерживает Африку в нищете. Вести переговоры как равные с равными.

24. Прекратить поток иммигрантов, потому что у Франции нет средств для их приема и интеграции.

25. Во внешней политике – всеобщее уважение к международному праву и подписанным соглашениям.

По моему мнению, в целом требования митингующих звучат весьма наивно, так как они могут привести только к негативным последствиям: к оттоку капитала из Франции (как пример). В далекой перспективе, если соблюсти предложения по выходу Франции из ЕС и восстановлению национальной валюты, ЕС наложит пошлины на французскую продукцию, вследствие чего Франции придется снижать стоимость продукции, а также заработную плату, что в итоге может спровоцировать падение уровня жизни во Франции.

10 декабря 2018 года Эммануэль Макрон обратился к французам по поводу протестов «желтых жилетов».  Свое обращение он сразу начал с того, что терпеть насилие не собирается и осуждает недопустимое проявление недовольства. Далее он пошел на уступки протестантов: «Мы ответим на чрезвычайное экономическое и социальное положение сильными мерами: более быстрым снижением налогов, более правильным управлением расходами, а не только их сокращением».[3] Правительство ввело полугодовой мораторий на рост налога на топливо, но этого оказалось мало. 10 декабря Макрон объявил о новых уступках: минимальная зарплата повысится с 2019 года на €100 в месяц, сверхурочные часы не будут облагаться налогом, все работающие французы получат в конце года необлагаемую налогом премию, для тех, кто получает меньше €2 тыс. в месяц, будет отменено повышение пенсионного налога. Вместе с тем президент дал понять, что не собирается возвращать так называемый налог на богатство, о чем просили многие участники движения.[4] Отметим, что унять революционный настрой французов президент не смог. Субботние акции протеста стали традиционными, хотя к осени они и сдулись до нескольких тысяч.

Но главной целью движения была идея всенародного референдума, где граждане могли бы высказываться по волнующим их вопросам. Макрон отказал населению в таком праве. Яростные акции протеста продолжались вплоть до февраля 2019 года и являлись страшной угрозой для государства. Национальное собрание приняло закон, позволяющий полицейским задерживать любого человека, собирающегося посетить несанкционированную акцию протеста, еще до начала этой акции. Для задержания больше не требовалось ордера. Эта мера позволила арестовывать самых активных деятелей протеста задолго до начала протестных акций. Более того, Макрон ввел закон о недопустимости «разжигания ненависти». Французы могут привлекаться к уголовной ответственности вследствие неаккуратного поста в соцсетях. Спецслужбы внедрили в ряды протестующих группировки антифа, которые сознательно старались превратить каждую мирную демонстрацию в побоище. Как следствие принятых мер, количество митингующих сократилось.

Протесты «желтых жилетов» проходят уже более 2 лет. После карантинного перерыва они вновь принялись за свое. В сентябре 2020 года коло 2,5 тысячи протестующих вышли на улицы Парижа. Полицейским, судя по всему, было дано указание не церемониться с манифестантами. Они были настроены решительно и снова настаивали на своих требованиях.

В заключении хотелось бы выразить свою неоднозначную точку зрения. С одной стороны, выступающие со стороны «желтых жилетов» – это восстановление левых сил во Франции, а также проявление гражданского общества в демократическом государстве. Социальный состав «жилетов» крайне неоднороден: среди сотен тысяч протестующих против повышения налогов есть и безработные, и студенты, и университетские профессора, и владельцы небольшего бизнеса. Это, по сути, активисты из народа, обычные люди, которые захотели выразить свою точку зрения и отстоять ее. У протестующих есть неформальные 8 лидеров, ни один из которых не представляет ни одну из политических партий.

С другой стороны, акции «желтых жилетов» не выглядят как обычные демонстрации во Франции. Выйти на митинг – это старая добрая традиция французов еще со времен Великой французской революции. Это для них абсолютно нормально. Но нынешние вызывают ужас: использование скоординированных групп антифа, газа, дубинок, камней. После протестов можно было увидеть разгромленные улицы в дыму. В процессе акций было много тысяч пострадавших. Предельная, совершенно нетипичная для Франции жесткость силовиков приводила к многочисленным несчастным случаям.

Если рассматривать поведение Эммануэля Макрона, то, с одной стороны, он был крайне жесток к акциям протеста: разгоны демонстраций, слаженная политика СМИ, которые выступили на стороне истеблишмента, последовательные законодательные инициативы, предельно сужающие поле легального протеста. С другой стороны, он пытался удовлетворить интересы митингующих. Президент в течение двух месяцев ездил по стране, проводя переговоры с представителями общественности на местах. В итоге он собрал предложения как лучше «обустроить» Францию. Многое из требований не было рассмотрено, в частности, одно из главных – вернуть налог на богатство, который был отменен нынешним президентом. Протестные акции «желтых жилетов» негативно сказались на рейтинге Эммануэля Макрона.

Таким образом, можно заявить, что митингующие не добились ровном счетом ничего, тем не менее, доверие к президенству Эммануэля Макрона было подорвано. «Желтые жилеты» стали камнем преткновения во внутренней политике Франции, а также повлияли на отношения с другими странами. Многие государства стали сомневаться в авторитете президента Франции и перестали воспринимать его всерьез, так как он не способен контролировать ситуацию внутри на своей территории. По моему мнению, у президента Франции есть два выхода из данной ситуации: пересмотреть политическую систему, либо настроить общество против «желтых жилетов».

 

Список использованных электронных ресурсов:

  1.   https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/5865230
  2. https://www.lefigaro.fr/
  3. https://www.lelibrepenseur.org/la-charte-officielle-des-25-revendication...
  4. https://www.leparisien.fr/

Бахишева Эльвина Рашидовна, магистрант 2 года обучения направления подготовки «Политология» ФГБОУ ВО МГЛУ



Итоговая пресс-конференция Путина. Ключевые тезисы
2020-12-21 06:09 Редакция ПО

Путин находился в своей резиденции в подмосковном Ново-Огареве. В одном зале с главой государства работали журналисты кремлевского пула. Впервые в большую пресс-конференцию добавили элементы прямой линии с гражданами. Телеканалы заложили в своих сетках вещания три часа, а продлилась пресс-конференция 4 часа 34 минуты. Было задано 60 вопросов.

Вот главные тезисы пресс-конференции:

  • продолжим традицию реагировать на все поступившие обращения. Для меня такая пресс-конференция не является формальностью. Нет ничего более ценного, чем прямое общение с гражданами РФ, чем услышать, как и чем мы живем;
  • в нынешнем году есть и плюсы, и минусы, как и всегда. Конечно, он связан с проблемой пандемии, но она характерна для всего мира. Вообще проблем море;
  • падение ВВП у нас 3,6% на данный момент. Это меньше, чем практически во всех ведущих странах ЕС и США. Промышленное производство подсело на 3%, главным образом за счет нефти;
  • реальная заработная плата, надеюсь, до конца года вырастет на 1,5%. Но реальные располагаемые доходы падают — это связано с падением доходов у бизнеса;
  • 70% российского бюджета уже формируется не за счет нефти и газа. Если кому-то хочется представлять нас бензоколонкой, это не имеет под собой основания;
  • ни одна система здравоохранения в мире не была готова к пандемии. Но российская система оказалась более эффективной;
  • мы увеличили производство масок в 20 раз, такое мало где бывает;
  • Россия первой в мире изобрела и начала производить вакцину против COVID-19. Это хорошая вакцина, не раз уже говорил, ни одного серьезного случая побочных явлений;
  • надо реформировать санитарно-эпидемиологическую службу;
  • может быть, не все еще осознали, но ответственность Госдумы после принятия поправок в Конституцию серьезно выросла. Связка «парламент — правительство» очень важна;
  • пока не привился от COVID-19, поскольку в гражданском обороте пока нет вакцины, подходящей по возрасту. Как только появится возможность — обязательно пройду вакцинацию;
  • пока в стране недостаточно «железа», оборудования для производства нужного количества доз вакцины. В начале 2021-го уже будут миллионы доз;
  • слухов о происхождении коронавируса много, но никаких подтверждений обвинений в чей-то адрес нет;
  • вмешиваться в выборы будут. Мы это знаем и мы к этому готовы;
  • была ситуация и хуже, чем сейчас. В 2000 году за чертой бедности жили 29% населения, на доходы ниже прожиточного минимума;
  • 13,5% россиян живут за чертой бедности;
  • главное, чтобы правительство РФ в ситуации с ценами на продукты не перегнуло палку. На цены будем смотреть внимательно;
  • не согласен с тем, что мусорная реформа тормозится в регионах. Надо добиться нормальной сортировки, чтобы к 2030 году все сортировали соответствующим образом и перерабатывали;
  • избранный президент США Джо Байден человек опытный, как во внутренней политике, так и во внешней. Надеемся, что хотя бы часть проблем будут решаться при новой администрации;
  • зачем травить Навального, кому он нужен? Если бы хотели — довели бы до конца;
  • оппозиции нужно доказывать свою состоятельность либо конкретными делами, либо конкретной программой, которая может быть реалистичной, чтобы она была применена в этой стране;
  • Россия будет наращивать поддержку Донбасса, это касается производств, социальной сферы и инфраструктуры. Мы понимаем всю сложность ситуации, которая там сложилась;
  • в 2021 году все российские школы должны быть обеспечены высокоскоростным интернетом;
  • если у некоторых вузов есть возможность «поиграть» финансами, то, наверное, можно пойти на определенное снижение платы за обучением там, где она преимущественно в онлайн-режиме;
  • обо мне тоже всякую фигню пишут, но ничего, надо держаться, такова жизнь;
  • есть плохие чиновники, в семье не без урода;
  • как только врачи позволят — так и будут открыты границы;
  • никаких кадровых изменений в правительстве РФ пока не планируется. Кабмин формировали под стратегические цели, он в целом работает эффективно;
  • ситуация с внесением поправок в Конституцию РФ созрела, мы сделали это вовремя;
  • социальные гарантии по индексации пенсии — как в 1993 году можно было такое записать? Тогда пенсию не платили по полгода. Это же все было. А сейчас другая ситуация, нужно не позволить и сегодняшним руководителям, и будущим не делать этого;
  • будет создана отдельная структура, которая займется исключительно внутренним туризмом;
  • у нас часто расходятся взгляды на отдельные вопросы с Эрдоганом, может быть даже иногда они противоположные. Но это человек, который держит слово, мужчина, он хвостом не виляет. Если он считает, что выгодно для его страны, он идет до конца;
  • формально у меня есть разрешение от народа выдвигаться на новый президентский срок в 2024 году. Делать это или нет — посмотрю;
  • у меня были добрые отношения с Фургалом, я понимаю людей, которые огорчены возбуждением дела. Но как быть с обвинениями? Это же не какое-то политическое преследование;
  • выход из кризиса зависит от того, когда мы проведем вакцинацию и снимем ограничения. Рассчитываю, что в ближайшие полгода ситуация изменится в лучшую сторону;
  • власти думают о возможности новых выплат на детей, анализируют ситуацию;
  • реакция на попрание прав верующих должна быть, но лишение человека жизни недопустимо;
  • статус Нагорного Карабаха должен остаться неизменным и решаться в будущем;
  • индексация пенсий работающим пенсионерам, конечно, очень важна. Я бы подумал об отдельный категориях пенсионеров, которые нуждаются в дополнительной поддержке со стороны государства;
  • Путин — Западу: Вы говорите, что мы белые и пушистые. По сравнению с вами — да, мы белые и пушистые. Вы умные люди, почему вы считаете, что мы придурки?
  • ну уж точно не мы агрессивные — может быть, не пушистые, но во всяком случае весьма благообразные, настроенные на диалог. Ребята, давайте жить дружно;
  • надеюсь, что к 2025 году уровень газификации в России достигнет примерно 90% с нынешних 71%, если позволят технические возможности;
  • чтобы историю не переписывали, Россия должна быть сильной и самодостаточной — в том числе в экономическом смысле;
  • рост ФНБ не значит, что мы готовимся к потрясениям;
  • можно обсудить введение международных сертификатов для граждан, получивших прививку от коронавируса;
  • производители и экспортеры считают, что не должны терять прибыль на внутреннем рынке, не бизнес забывает, сколько государство вложило в него;
  • всем семьям с детьми до 7 лет государство выплатит к Новому году по 5 тысяч рублей.

Источник: https://www.business-gazeta.ru/news/492716



Курносов Ю.В. "Азбука аналитики"
2020-12-21 06:18 Редакция ПО

Методика моделирования

Исследование многих вопросов жизнедеятельности государства и общества может и должно осуществляться фундаментально. Их изучение роднит Аналитику с «чистой» наукой и связано с моделированием  базовых социально-экономических и политических процессов, поисковым характером мышления, сознания и культуры человека.

Моделирование как элемент аналитической работы позволяет:

1) Охватывать большой массив исходных данных;

2) Осуществлять более глубокий анализ причинно-следственных связей в реальных процессах;

3) Рассматривать большое число прогнозных вариантов состояний изучаемых явлений, процессов и объектов и путей их достижения;

4) Проводить расчёты на большой период упреждения;

5) Повышать точность и достоверность расчётов за счёт испытаний на моделях и др.

Последовательность построения аналитической модели может быть следующей.

1. Фиксация выявленных элементов системы

2. Отражение взаимосвязей между элементами внутри системы и с другими системами (построение структуры объекта)

3. Размещение элементов согласно иерархии в системе.

4. Отражение причинно-следственных связей и зависимостей.

5. Отражение функционального аспекта.

6. Фиксация противоречий (кризисных точек) по видам, группам и уровням и возможных вариантов их разрешения.

7. Фиксация зон пересечения интересов действующих субъектов («центров сил»).

Возможны и другие, вытекающие из конкретной задачи, аспекты.

Построение моделей, отражающих реальные ситуации, всегда производится с некоторой долей условности. Понятно, что модель не может отразить всех аспектов исследуемых проблем и выступает лишь как инструмент сосредоточения усилий аналитика на главных, сущностных характеристиках. Сила моделей – в их наглядности и удобности оперирования при анализе остановки и разработке управленческих решений.

В практической деятельности любого аналитика огромное значение имеет его методическая вооружённость и умение целеустремлённо и творчески применять в ходе занятий широкий диапазон новых и традиционных методов обработки информации. Однако в современной научной литературе ещё нет достаточно полного описания этих методов, нет и обоснования наиболее эффективных технологий анализа, позволяющих оптимально использовать те или иные методы в зависимости от целей исследования и других конкретных условий аналитической работы.

Причиной этого, в частности, служит то обстоятельство, что хороший аналитик, как и любой мастер, как правило, старается не распространяться о тайнах своего ремесла. Методические «изюминки», техника и приёмы работы с информацией накапливаются годами, их ценность сугубо индивидуальна и естественно легко может быть профанирована, если её вырвать из контекста конкретного аналитического исследования и всего комплекса аналитической работы. Можно по праву сказать, что личная методическая система препарирования информации у каждого аналитика является эзотеричной, закрытой по характеру и предназначенной только для узкого круга единомышленников.

Особенно это заметно у западных учёных и специалистов. Мне неоднократно приходилось слушать их публичные выступления и лекции на конференциях и симпозиумах. Крайне редко они раскрывают именно методическую сторону своей деятельности. Если у профессора есть своя «школа», то это его личное «ноу-хау», и раскрывать её детали никто не стремится, так тогда он просто будет не нужен. В последнее время такая же тенденция появилась у нас. В период обучения в Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации я обратил внимание на достаточно странный для меня факт: на отдельных лекциях ряд преподавателей, понимая важность преподаваемого ими учебного материала, запрещали пользоваться диктофонами и другими средствами фиксирования информации, помимо традиционной ручки и тетрадки, так как опасались, что излагаемая ими информация могла быть использована в коммерческих целях.

Как бывший преподаватель ряда учебных заведений (Военно-политическая академия им. В. И. Ленина, МГУ им. М. В. Ломоносова, Академия ФСБ России, Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, Дипломатическая академия МИД России) на основе обобщения личного опыта применения метода структурно-функционального моделирования в преподавании общественных наук, хочу изложить некоторые принципиальные моменты, связанные с моделированием учебной информации . Глубоко убеждён, что данный метод является эффективным и надёжным методом развития творческих способностей будущих специалистов, усиливает индивидуальный подход в обучении, способствует совершенствованию самостоятельного мышления и созданию на занятиях атмосферы сотрудничества и сотворчества. Идея данного метода была заимствована мною у видного педагога из Донецка В. Ф. Шаталова[1], который создал свою оригинальную систему преподавания с помощью «опорных конспектов». Система опорных конспектов, по сравнению с традиционной формой обучения, применяющейся в школе, имеет ряд преимуществ[2]:

– гибкость (подвижность элементов структуры проблемного модуля, возможность дифференцирования и индивидуализации, интеграции содержания обучения; технологическая динамичность и взаимозаменяемость приёмов и методов обучения, системы контроля и оценивания достижений учащихся; возможность прогнозирования учебной деятельности с учётом особенностей учебного материала и специфики конкретного коллектива учащихся);

– концептуальная и организационная простота для учащихся и учителя, которая позволяет достигать реальных результатов в решении заданий учителя, переносе оперативных знаний, формировании компетентности;

– систематическая (от занятия к занятию, от темы к теме) самостоятельная деятельность учащихся при обучении, дифференцированная в парах, группах, индивидуально. Специально разработанные вопросы и задания проблемного, развивающего, логического характера развивают у учащихся потребность в систематической подготовке домашнего задания, изучения дополнительной литературы, что в конечном итоге формирует у них такие нравственные качества как ответственность, целеустремлённость. Итогом этой целенаправленной работы является общее развитие школьников. Следует отметить, что при традиционной системе обучения, в частности на комбинированном уроке, элементы самостоятельной работы в различных видах её организации применяется эпизодически.

В процессе творческого обогащения и применения на практике идей В. Ф. Шаталова мною была создана своя методика, которая может применяться как в преподавательской, так и непосредственно в аналитической работе.

Смысл метода  структурно-функционального моделирования состоит в том, что преподавание учебного курса строится на активном использовании в процессе преподавания структурно-функциональных схем, в предельно сжатой конспективной форме раскрывающих содержание темы и служащих исходными пунктами для организации самостоятельной работы и стимулирующих раскрытие творческих способностей слушателей.

Данная технология обучения позволяет наиболее полно учитывать психологические особенности обучаемых, их ведущие репрезентативные системы – аудиальную, визуальную, кинестетическую[3], добиваться эффективного преодоления барьеров восприятия.

Основой структурно-функциональной схемы  служат « опорные сигналы  » [4] – ключевые понятия, цифры, наиболее сущностные элементы любой информации, выраженные в образной форме  – схеме, графике, рисунке, которые являются составными частями модели, отражающей реальные жизненные ситуации, связи, отношения, проблемы и т. д. Данная модель носит системный характер и её ключевыми характеристиками является структура и функции отражаемой ею системы. На этих принципах построена и аналитическая карта проблемного поля, о которой уже шла речь выше.

В нашей культуре доминирующим является словесно-логический способ описания Мира, дающий максимальную точность и глубину восприятия. Он является наиболее адекватным в научном познании. Второй же, наглядно-образный способ, обеспечивает по сравнению с первым максимальную скорость восприятия и доминирует в искусстве. Конечно, он применяется и в науке (например, те же периодические таблицы химических элементов Д. Менделеева), но значительно реже. Методом структурно-функционального моделирования я пытался уравновесить эти два способа восприятия, сделать их равнозначными.

В процессе обучения слушатель должен «впустить в себя», освоить новую информацию, иначе обучение будет малоэффективным. Но существует механизм, не позволяющий это сделать. Обычно, слушая, человек старается понять то, о чём ему говорят. «Понять» – означает объяснить новое старыми переживаниями, понятиями и т. п., т. е. приспособить новое к уже имеющемуся объёму информации. Если приспособить новое к старому не удаётся, оно на уровне самосознания внутренне и негласно «объявляется» непонятным и отвергается. При этом никакого обучения не происходит, так как преодолеть барьер «непонимания» очень трудно.

С помощью структурно-функционального моделирования, которое предоставляет преподавателю удобные условия для многократного вариативного повторения материала , удаётся снимать барьер «непонимания», увеличивать информационную пропускную способность слушателей, сформировать навык целостного восприятия предметов и явлений действительности.

Человеку присуще следующее свойство: как только он узнаёт новое слово, фразу, факт, то пытается эту «мёртвую» словесно-логическую информацию оживить содержанием непосредственного переживания. Не найдя такого в своём опыте, подключает фантазию, с помощью которой приписывает неизвестным словам известные переживания, иначе говоря создаёт иллюзию субъективного знания. В противном случае новое слово или фраза в сознании не задерживаются. Но коль новая информация всё-таки «зацепилась», значит, возникли какие-то переживания по её поводу. Этот процесс может происходить как на бессознательном уровне, так и быть осознаваемым.

Метод структурно-логического моделирования учитывает принцип конструктивного упрощения, то есть сведения содержания текста к его смыслу и значению.

Естественно – каждая схема, модель – это упрощение. Практика показывает, что многие слушатели (студенты) не владеют навыками такого упрощения. Это – задача преподавателя!  Пока обучаемые не владеют навыками «свёртки» содержательной стороны лекции, это должен делать преподаватель и постепенно учить этому слушателей (студентов).

Слушатели, прежде всего, обучаются приёмам выделения главных, смысловых моментов в любой новой информации и кодировке их максимально кратким символом , семантический и функциональный объём которого задаётся в процессе обучения. Таким образом, в долговременной памяти слушателя фиксируются континуальные блоки смыслов, носящие субъективный характер. Как показала практика, данный код более легко усваивается в процессе обучения и не вызывает психологического напряжения в процессе формирования новых знаний.

Чтобы усилить самостоятельность в обучении, мне приходится часто подчёркивать роль самого слушателя. Например, я говорю, что сила не в учителе и не в учении, которое он излагает, а именно в ученике! От ученика зависит усвоение учебного материала, особенно в тех случаях, когда он встречается с неквалифицированным преподавателем, которые ещё попадаются и способны запутать самый простой учебный материал.

Каждый преподаватель знает, конечно, общие требования в отношении любого выступления или лекции, такие как:

1. Профессиональные знания по теме

2. Ясность

3. Наглядность

4. Постоянная направленность

5. Ритм

6. Повторение

7. Элемент внезапности

8. «Насыщенность» рассуждений

9. Рамки передачи информации

10. Определённая доля юмора и даже в какой-то мере иронии.

 

Вышеперечисленное – это как бы теория. А практика? Повторение, например. Оно должно быть многократным и вариативным ! Естественно, при сохранении основного содержания и смысла.

Методика структурно-функционального моделирования – это, конечно, не панацея. Она должна быть составной частью всей методической системы преподавателя, аналитика, лишь одним из интеллектуальных инструментов. Как обойтись, скажем, преподавателю без коммуникативных навыков? Современная психология даёт нам большие возможности для этого.

Непосредственно в информационно-аналитической работе эта методика имеет некоторые особенности. Аналитику приходится моделировать не учебный материал, а реальные и очень сложные процессы в различных сферах жизнедеятельности государства и общества.

Моделированию подлежат:

∙ общее проблемное поле;

∙ проблемная ситуация;

∙ структура проблемы (проблем);

∙ пути решения проблем.

Это минимальный набор, он может быть значительно расширен в зависимости от конкретных целей и задач ИАР.


[1] Виктор Фёдорович Шаталов – педагог-новатор, народный учитель СССР (1990), почётный доктор академии педагогических наук Украины, заслуженный учитель Украины. Работал в школе преподавателем математики (с 1951 года) и директором. С 1956 г. вёл экспериментальную работу с учащимися. Автор системы обучения с использованием опорных сигналов. В этой системе учебный материал представлен в вербально-графической форме. Использует педагогику сотрудничества, игровые формы занятий. Имеет более шестидесяти опубликованных книг (в том числе «Куда и как исчезли тройки», 1979; «Педагогическая проза», 1980; «Точка опоры», 1987). Живёт в Донецке. Профессор Донецкого института социального образования.

[3] Кинестетический – термин используется для описания обратной связи между ощущениями и мышцами тела. Следовательно, в первую очередь имеются в виду ощущения, связанные с движением в пространстве. См.: Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. – М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000.

[4] Данный термин введён В. Ф. Шаталовым.

Источник: Курносов Ю.В. Азбука аналитики / Юрий Курносов – М. : РУСАКИ, 2013. – С. 129-135



Цитата
2020-12-21 06:19 Редакция ПО
«На наши повседневные дела влияет множество разных интересов, и тот, кто руководствуется лишь одним из них, без учета остальных, – мечтатель, неспособный контролировать дело всего мира»


Роль религиозных и народных традиций в семейном воспитании мусульманской молодежи
2020-12-21 06:21 Редакция ПО

Одной из важнейших задач общества является воспитание и социализация молодежи в соответствии с общечеловеческими нормами и правилами поведения. Воспитание способствует пере­даче подрастающему поколению исторического опыта, оказывая тем самым влияние на формирование личности. Молодой человек осознает себя личностью, обретает индивидуальность и опреде­ляет свое место в социуме.

В современном мире часто теряется грань между добром и злом, между нравственностью и безнравственностью. Во многом это связано с отсутствием «мерила воспитания». Несомненно, светское законодательство способно контролировать порядок и справедливость в обществе, но оно не в полной мере способно заниматься воспитанием молодёжи. Духовно-нравственные устои религии, к сожалению, не всеми применяются для воспитания.

Остаются традиции и обычаи, и надо осознать, что они - это не просто выдумки наших предков, а инструмент, регулятор и мерило воспитания молодежи и общества. К.Д. Ушинский, основополож­ник научной педагогики в России так отзывался о роли народных традиций в вопросе воспитания: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспита­тельную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» [2].

До недавних пор традиция играла исключительную роль ре­гулятора общественных отношений, родовых порядков, и ее нор­мы являлись одним из источников права. В процессе развития общества формировались и трансформировались обычаи, в кото­рых закреплялись правила отношений между членами общества. Традиции показывают идентичность, индивидуальность каждо­го народа. И их доля в жизни и воспитании играет весьма суще­ственную роль.

При внимательном наблюдении можно заметить, что многие общественные явления и процессы имеют прямую связь с тради­циями, укоренившимися в народе. Ярким примером здесь являет­ся демография. Если посмотреть на статистику, то мы увидим, что рождаемость уменьшается там, где меньше всего придерживают­ся традиций. Несмотря на снижение показателей рождаемости по стране, Дагестан, Ингушетия и Чечня наряду с Тувой, остаются лидерами по количеству рожденных детей [7].

Одним из явных положительных примеров проявления тра­диции является традиция сватовства. Представители современ­ной молодежи при самостоятельном выборе супруга часто оши­баются. Статистика разводов свидетельствует, что там, где при­держиваются традиций сватовства, меньше разводов. Например, больше всего расторгнутых браков было выявлено в Сахалинской области (5 разводов на тысячу человек населения), Республике Карелия (4,6), Ненецком автономном округе (4,5), Мурманской и Белгородской областях (4,3). Не случайно меньше всего разводов зафиксировано на Северном Кавказе, где институт брака наиболее сильно подвержен влиянию традиций. В Чечне этот показатель составляет всего 0,6 на тысячу человек, в Ингушетии - 0,8, в Да­гестане - 1,1 и т.д. Основная причина того, что на Кавказе меньше всего разводов, на наш взгляд, в том, что при выборе будущего супруга принимают активное участие родители и родственники с обеих сторон.

Также можно в качестве положительного примера привести роль традиции в Средней Азии. Например, когда накрывают дастархан (сервированный стол с угощениями) в доме, еду приносят на большой тарелке, и первым кушать должен начинать самый старший в доме, а последним - самый младший (также он и уби­рает дастархан). На первый взгляд обычай самый простой, но та­ким образом прививается уважение к старшим и воспитанность внутри этой семьи. Когда все вместе кушают из одной посуды, каждый ест с той стороны, которая ближе к нему. Если кто-то по­тянется к другой части тарелки, то ему сделают замечание, что это некрасиво и несправедливо по отношению к другим членам семьи. И такие обычаи, практикуемые в традиционных семьях, приучают к добру, уважению и справедливости.

В конце XX века в трудах этнографов встречается много ма­териалов о воспитании детей в детских играх, детском фольклоре и других элементах традиционной культуры. Однако в процессе изучения этнографы не проявляли должного внимания традициям в контексте воспитания и обучения подрастающего поколения. В этнокультурных описаниях того периода вместо системного ис­следования роли традиции в деле воспитания и социализации мо­лодого поколения, пользуясь принципами и методами классиче­ского эволюционизма, исследователи расчленяли народную куль­туру на отдельные элементы и углублялись в изучение каждого элемента по отдельности в отрыве от целого. Таким образом не раскрывалась роль каждого элемента в общей системе культуры воспитания. Например, исследуя детские игры, этнографы этим и ограничивались, не рассматривая игры в качестве процесса со­циализации личности, и не раскрывая их воспитательной роли

[5], [4].

Вместе с тем, как видно из вышесказанного, детские игры являются неотъемлемой частью народной традиции, тем бо­лее в плане воспитания члена общества. Вот что об игре пишет

Т.Э. Уметов: «Она становилась не просто развлечением, в ней на­ходила свое отражение история народа, его духовная и матери­альная культура. В процессе игры происходила передача социаль­но накопленного опыта народа, его традиций, обычаев, обрядов. Игра способствовала выработке определенных черт характера ребенка: сдержанности и выдержки, умения подчиняться прави­лам и коллективу, руководить своими эмоциями и т.п. Игра спо­собствовала развитию и формированию положительных качеств личности ребенка» [8].

Также, на наш взгляд, большую роль в привитии и развитии социальной культуры играли народные праздники и торжества. В качестве примера здесь можно привести сабантуй - празд­ник весны, который широко отмечался у татар, башкир и других тюркских народов. Как свидетельствуют исследования, на данном празднике желанными гостями также были и представители дру­гих народов - русские, чуваши, марийцы и др. Таким образом, можно констатировать, что подобные праздники служили также и делу укрепления межнациональных отношений [6].

В советский период нашей истории, во время гонений на ре­лигию, часть народных традиций, наряду с большинством рели­гиозных, были отнесены к разряду неприемлемых для советского общества. Несмотря на то, что религиозный компонент в народ­ных традициях не являлся основополагающим, хотя и играл опре­деленную роль. Вместе с тем, утрата многих традиций не была объективной необходимостью, и нанесло ощутимый урон нацио­нальному самосознанию многих народов [9].

Также считаем необходимым упомянуть о традициях госте­приимства, широко распространенных среди народов нашей стра­ны. М.М. Ковалевский, специалист в сфере изучения обычаев, указал на исключительную значимость данной традиции в кон­тексте гармонизации и укрепления межнациональных отноше­ний. Изучая данную традицию среди жителей Северного Кавказа, исследователь выдвигает интересные гипотезы и предположения. Так, по мнению Ковалевского, гостя следует воспринимать как временного члена семьи, наделенного соответствующими права­ми [3].

Народные традиции и на сегодняшний день продолжают за­нимать значительное место в жизни общества и, усилив их в каче­стве регулятора общественных отношений, можно создать актив­ный инструмент для воспитания молодежи.

Список использованной литературы

1. Акбашева Д.Х. Проблема нравственного выбора в исламе (социально-философский анализ). Диссертация на соискание уче­ной степени кандидата философских наук. Уфа. 2000.

2. Дивногорцев С. Духовно-нравственное воспитание в тео­рии и опыте православной педагогической культуры. Православ­ный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Москва: Из­датель Litres, 2007. 237 с.

3. Ковалевский М. Закон и обычай на Кавказе. Т 2. М.: Типо­графия А.И. Мамонтова и Ко. 1890. 303 с.

4. Комарова Г.А. Этнография детства. Междисциплинарные исследования. Москва.: Издательство МИЭА РАН, 2014. 160 с.

5. Кон И.С. Ребенок и общество. Учебное пособие. Москва: Из­дательство центр <<Академия>>, 2003. 336 с.

6. Крупянская В.Ю. Культура и быт горняков и металлургов Нижнего Тагила (1917-1970). Москва: Издательство Наука, 1974.

7. На Кавказе рождаемость превышает смертность: сайт Кав­каз. Реалии [Электронный ресурс]. Дата обновления: 20.08.2019. URL: http://https://www.kavkazr.com/a/30119066.html (Дата обра­щения: 15.04.2020).

8. Уметов Т.Э. Игры народов Средней Азии и Казахстана. Из­дательство МПСИ, НПО «МОДЭК», 2006. 207 с.

9. Уразманова Р.К. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала (Годовой цикл XIX начала ХХ вв.). Академия наук Респу­блики Татарстан. Институт истории. Казань: Издательство ПИК «Дом печати», 2001. 198 с.

10. Халирахманов Д.К. Толерантность мусульман в Священ­ном писании и исламском праве // Евразийский юридический журнал. 2018 г. № 2 (117). С. 387-389.

 

Автор: Рахматуллаев М.Р., магистрант 3 курса направления подготовки «Подготовка служителей и религиозного персонала религиозных организаций» Болгарской исламской академии (Болгар).

Источник: Соотношение конфессиональной, этнической, региональной и гражданской общероссийской идентичности в общественной и политической среде Республики Башкортостан: сборник материалов Всерос. молодежной науч. школы-конф., проведенной 26-28 марта 2020 г. – Уфа: Мир печати, 2020. – С. 195-199.



В избранное