Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Геополитика России (курс лекций)



Геополитика России (курс лекций)
2020-12-28 08:35 Редакция ПО

В пособии представлена первая геополитическая реконструкция русской истории и ее узловых моментов,осуществленная основателем российской школы геополитики. Помимо ставших традиционными подходов и оценок исторических событий с геополитической точки зрения, особого внимания заслуживает развернутое авторское обсуждение сущности российских политических процессов последних двух десятилетий. Учебное пособие для студентов, изучающих геополитику, историю, социологию и политические науки, преподавателей гуманитарных вузов, а также для широкого круга читателей, интересующихся геополитикой.



Ольга Берггольц: Хотелось чего-то веселого, искристого, легкого как снег...
2020-12-28 08:41 Редакция ПО

Второй год "Родина" сотрудничает с удивительным сайтом "Прожито" (PROZHITO.ORG), на котором собрано более 2000 дневников россиян XIX-XX веков. Сегодня "Прожито" - предновогоднее и это, надеемся, поднимет вам, дорогие читатели, настроение! Стилистика и орфография авторов сохранены.

1812 ГОД

Эрик Эрстрем

9/21 декабря. Нижний Новгород. [...] Мороз Нижнего Новгорода сообщает необычайную музыку всему, что ни движется. Повозок на полозьях почти не видно. Большей частью все передвигается на колесах. Думаю, музыке вращающихся колес не смогли бы подражать ни Гайдн, ни Бетховен. [...]

На забаву для катания на санках построили ледяную горку - высокое деревянное сооружение с дорожкой изо льда, намерзшего на доски. Люди берут санки подмышку, взбираются по лестнице с одной стороны и съезжают с другой на полной скорости между зелеными еловыми ветвями, воткнутыми в снег вдоль горки.

Но в городе возвели только одну такую горку. Я спросил о причине.

- Зачем нам делать горки там, где у нас есть природные?

И то правда. Вряд ли можно построить ледяную горку вровень с внушающими страх обрывистыми склонами Оки и Волги. Спускаясь с таких склонов, можно докатиться до самой Волги. А иной раз на такой горке санки развивают таковую скорость, что на них можно проехать по волжскому льду с версту и более!

1832 ГОД

Дарья Фикельмон

18 февраля/1 марта. День прошел восхитительно. Нас пригласили провести его в Елагине. Отправились туда на санях в час пополудни. Стоял прекрасный зимний день, один из тех, когда зима облачается в свои праздничные одежды, небо синее и ясное, солнце розовыми бликами искрится на снегу, а ветерок едва колышет легкие вуали дам.

По прибытии в Елагин мы уже застали там самую красивую и элегантную часть общества, как и многих молодых офицеров, тоже приглашенных сюда. Вскоре прибыл и Двор. Императрица, как всегда прекрасная и сияющая, привезла своего чудесного маленького цесаревича. После этого все уселись в салазки - довольно дикая царская потеха, поскольку все приходят в восторг при виде падающих из саней людей. Сделав большой круг, повернули назад и во весь опор, с опасностью для жизни, понеслись к воздвигнутым перед Елагиным дворцом ледяным горкам, возле которых собралась толпа зрителей.

Катались до четырех дня. Я привыкла к этим странным забавам, достойным Севера, где люди испытывают потребность в эмоциях, подлинных или поддельных, чтобы согреть в своих жилах кровь, ведь этот обычай сломя голову спускаться с горок - тоже эмоция. Я испытала истинное удовлетворение оттого, что смогла преодолеть ужасный страх, внушаемый мне этим чудовищным развлечением.

Каток на Фонтанке в Санкт-Петербурге. 1879 год.

1898 ГОД

Софья Толстая

1/13 февраля. Дурно спала, поздно встала, поправляла корректуру и вписывала в счетные книги вчерашние дела. Преодолела свою лень и поехала на каток, где каталась Саша моя и Андрюша с Мишей, на Патриаршие пруды. Застала там всех и много знакомых. Потом приехали и мои старшие: Сережа и Таня. С большим удовольствием катались на коньках. Лучше всего было кататься с Юшей Померанцевым. Какой хороший, веселый, открытый и талантливый этот Юша Померанцев. Я очень его люблю и вижу в нем хорошие свойства для будущего его.

Дети мои сначала конфузились, что я на коньках, особенно мальчики; но видя, как я незаметно и легко катаюсь, кажется, успокоились, и Андрюша даже прошелся со мной один круг. [...]

Лев Толстой на коньках в Хамовниках. 1898 год. Москва. Фото: архив Государственного музея Л.Н. Толстого, Москва

1905 ГОД

Татьяна Найденова

12/25 декабря. Ужасно, опять всю ночь стреляли у Красных ворот, а может быть, и еще где-нибудь. Оказывается, представитель монархической партии князь Щербатов главным образом советовал принять крайние меры. [...] Я не знаю, что хорошо, что плохо, ничего не могу разобрать. А солнце светит, погода такая чудная, дети в саду катаются на санках с горы, все смеются, забываешься - и вдруг выстрел. [...]

31 декабря 1905/13 января 1906. Сейчас уже поздно. Мы только час тому назад вернулись из Северского. Брала я дневник в деревню, но ничего не хотелось писать. Провели мы время весело, забыли про забастовку, хохотали без видимой причины, катались на розвальнях, на санках с горы, на лыжах. Потом ездили в Коломну, закупили там всякой всячины и вечером устроили елку для северских ребят.

1912 ГОД

Сергей Прокофьев

29 декабря 1912/11 января 1913. [...] Пошел на каток. Вчерашняя очаровательница мелькнула и скрылась. Зато была Вера Алперс. Я мило подъехал к ней и начал каким-то комплиментом. Но она загнула опять объяснение, как и братец. Вера сказала, что, коли я не даю разъяснения своим небрежностям, мы должны раззнакомиться. Я сказал, что это в ее власти, но что грех на душу берет она. Смеясь, я предложил ей проститься в последний раз, чтобы более не кланяться. Она сказала, что она не говорит этого. Я ответил, что она именно это и говорит. И простился.

1914 ГОД

Наталья Миротворская

21 ноября/4 декабря. [...] Каждый день в четыре часа вечера мы ходим гулять. Возьмем салазки и мчимся в поле кататься на импровизированной горе. Гора высокая, уступами. Когда мчишься, подскакиваешь, снег пылью летит в глаза - а нипочем! Втащишь салазки и опять катишься. Не обходится дело без проказ. Подтолкнули салазки, они перевернулись, и летишь со всего размаху в снег.

Вспомнилось мне, прошлый год мы катались совсем вечером. Я налетела на врытый в землю столбик. Ужасно убилась. Хватились, а очков на носу нет (я тогда в очках ходила). Искали, искали, не нашли. Искали на другой и на третий день - без результатов. Потом случайно узнали, их нашел мальчишка какой-то. Очки были в целости. Дали ему 15 копеек. Он отдал.

1917 ГОД

Юрий Букин

11/24 января. [...] В эту зиму я катался на катке при женской гимназии. Однажды катаясь, я увидел, что моя сестра сидела с этой девочкой, которую звали Лида Красникова; чтобы ближе с ней познакомиться, я стал в нее и в Веру бросать снегом. Потом Вера подозвала меня и познакомила с Лидой. С этих пор мы влюбились друг в друга.

Я часто встречался с Лидой на катке, разговаривал с ней, и вообще мы были очень дружны. [...]

1919 ГОД

Лидия Авилова

5 марта. Вчера была на Мясницкой, на Кузнецком, в Газетном. О, что это за вид! Мясницкая в таких сугробах, в которых могли нырять наши предки в своих возках. А Петровка! Все эти заколоченные досками окна магазинов! И всюду, всюду шуршат и скрипят салазки, салазки, салазки... Медленно прополз служебный вагон трамвая с зажженным фонарем, точно в погребальной процессии. Желтый огонь под ярким лучезарным солнцем. Протарахтело несколько автомобилей, тяжело ухая в ухабы. Как злые насекомые промчались мотоциклетки со свистками, с выстрелами, с треском...

И опять скрип и шуршание по снегу салазок, скрип шагов, негромкие голоса... То, чего раньше на улицах не было слышно...

1922 ГОД

Николай Орлов

7 февраля. Берлин. Белый снег и не черный вечер. Не по-блоковски. В снежной дымке мерещится луна. Я везу ее на санках - вприпрыжку и шагом, как придется. Аллея пустынна. Оснеженные кусты топорщатся тут и там в беспорядке. Словно лес настоящий. И снег настоящий, и луна настоящая. Нет Берлина. Пропал Берлин. Снег. Кусты. Мы - дети. Да где-то мерещится огонек. Там, думается, наш тихий камелек и задушевные друзья. А выходит, все это совсем ненастоящее. И камелька у нас нет. И друзей нет. Снег да пустота. И мы бродим без приюта - сегодня Грозный, завтра Москва, а там - Берлин. И мы ломаем головы над задачами мира.

А миру до нас нет дела. И так все. Так все. Смешно, право. И жутко. [...]

1923 ГОД

Михаил Пришвин

19 декабря. Никола Зимний. Мягкая порошка. Что-то обласкало душу - что это? Это дорога, покрытая льдом, напомнила детскую ледяную гору, как по ней когда-то катался на санках, валялся в снегу, царапал гвоздем лед, взбирался и опять летел вниз. Часто запах какой-нибудь возвращает в этот рай, но редко определишь момент восприятия по запаху.

1924 ГОД

Анатолий Стародубов

10 февраля. Воскресенье. Сильный мороз и холодно. Погода серая. Днем было 6 мороза. Ходил к Коте Филипповскому. Показывали друг другу коллекции. Играли в подкидного дурака. Встретил Вову и ходил с ним на каток. Видел, как с горы в Архиерейском саду катались на лыжах. Несколько раз лыжники перекидывались. Очень интересно. [...]

Выходной день в Ростокинском городке Метростроя. Москва. 1937 год.

1926 ГОД

Ольга Берггольц

24 октября. Вчерашнего дня я никогда не забуду... Хорошо было! [...]

Вечер сгустился и посинел, снег, напоенный синью и светом фонарей, волновал и звал... В домпросвете наших ребят не было... Мы вышли, и Толька сказал: "Пойдем обратно домой..." Но мне не хотелось идти в душную комнату... Поэтому мы пошатались по дорожкам меж деревьев перед домпросветом. Дорожки были каткие, снег пушистый. Мы стали играть в снежки... Уж! Какое-то буйство охватило меня: я бросалась снегом с каким-то упоением...

Потом, когда Толька лез через щелку ворот, я швырнула ему в лицо снегом, и мы опять швырялись снегом; я удирала от него, ежеминутно рискуя упасть, он догонял меня, и мы смеялись, смеялись... Когда он поймал меня и сжал в объятьях и я увидела близко-близко его лицо, разгоревшееся, мокрое, мне подумалось, что сейчас он станет целовать меня... Но Толька оказался порядочным, порядочнее меня, и, несмотря на страшную близость, нечего этого было опасаться... В домпросвете мы так и не выступали...

...А когда я приехала за заставу, то отовсюду лился смех, звонкий, задорный, кидались снегом, катались на салазках...

И так много смеху и радости было в этот вечер, что не скучала ни о Генке, ни о ком... Хотелось чего-то веселого, искристого, легкого, как снег... [...]

1935 ГОД

Олег (Чинар) Черневский

18 февраля. Проснулись в 9.15. Позавтракали. Играли в домино. Ч[инар] с папой ходили кататься на лыжах. Ч[инар] ездил на лыжах в первый раз. Катались с небольших гор. Часто падали. Зато хорошо. Мама тоже пошла кататься. Катались по двору и по полю. Ходили смотреть на прыжки с трамплина, наибольший прыжок 16 м 10 см. "Дома" расставляли фигуры шахматы партии Ботвинника - Шпильмана и Рюмина - Капабланка. Интересные партии. Пообедали. Начали играть в домино. Приехали; Полищук с женой и детьми и с ними подруга Зои Клара. Пришли и сразу поехали кататься на лыжах. Принесли еще три пары лыж. Ч[инар], Гела, Изольда и Елизавета Васильевна пошли на каток. Ч[инар] катался на Зоиных хоккейных коньках. Вывихнул ногу. Ч[инар] с Гелой покатались немного около дома на лыжах. Вернулись Зоя с Кларой и Константином Ефремычем. Ч[инар] промочил ноги. Зоя и Клара ушли на каток. Вс. Ник разговаривал с Конст. Ефр. Ч[инар], Гела, Ан[нна] Ан[дреевна], Елизав. Вас. и Изольда катались на лыжах при лунном свете. Дома Ч[инар] сделал русский. Батарейка иссякла.

Лыжный забег за здоровый образ жизни на Тверской улице в Москве. 1926 год.

1939 ГОД

Михаил Саксин

7 января. Суббота. Проснулся в 10-м часу. Гулял. Уделал ремень у одной лыжи. Катался на одной лыжине. Ел лепешки. Гулял. Катался с вала на буере. Дорисовал Оле приглашение. Ходил к Митюшке, смотрел у него новый журнал "Техника молодежи". Обедал. Был у Оли. Ходил к Виктору, сыграли с ним в шашки. Был у тети Насти в гостях. Ходил с дядей Колей на каток, я брал коньки напрокат. Пил чай у тети Насти, кока Шура своими рассказами рассмешил всех. Читал "Рассказы о пограничниках". Лег спать в 12 ч. [...]

1940 ГОД

Элеонора Доброчаева

7 января. Эх, Миша, Миша! Я же знала, что не я ему нравлюсь, так почему же сейчас так тяжело, так больно?

Вчера я окончательно выяснила, что ему нравится Таня. Но ведь я это подозревала. Вчера я еще относилась к этому совершенно спокойно, а сегодня... почему я не могу сделать так, чтобы он мне не нравился? Почему?!!?!!! [...]

Мы пришли на каток в половине седьмого. Покатались и пошли погреться. Вдруг на дорожке, соединяющей теплушку с катком, показался Миша. Он был без пальто, в обычном костюме, с папиросой в зубах. Увидя нас, он повернулся на 180 к нам, но мы проехали, "никого не заметив".

Мы отогревались, отогревались, как вдруг пришел он. Мы покатались, пришли греться. Таня спросила у меня, сколько время, и так как я не знала, захотела посмотреть. Миша сейчас же сорвался, узнал, прибежал и сказал. [...]

Миша! Кто читает, не пугайтесь: это написано не кровью, а тушью. Миша катается здорово. На льду он подъехал ко мне и сказал слегка с презрением: "Катаешься классно, а падаешь классически!" [...]

Танкисты отправляются на фронт. 31.12.1941 года Фото: Александр Капустянский / РИА Новости

1942 ГОД

Исаак Минц

6 февраля. [...] После доклада мне рассказал тов. Маханов, замначальника Управления пропаганды ЦК, о некоторых сценках из жизни героического Ленинграда. В скверике играли в снежки несколько ребят. Вдруг начался артиллерийский обстрел. Шестилетняя девочка остановилась, страдальчески сморщилась и, поглядев вверх, со вздохом сказала:

- Опять прятаться.

Наблюдавший эту сценку товарищ спросил:

- От кого, от немцев? В бомбоубежище побежишь?

- Да нет, от мамки. [...]

Александр Резяпкин

15 ноября. Выйдя утром из своей землянки, я был поражен обилием снега, выпавшим за ночь. Вековые ели и сосны стояли, словно в серебре. У своих землянок барахтались солдаты, играя в снежки, радуясь этому явлению природы. Огромное озеро Велиспо, покрытое снегом, выглядело огромным белым полем. Был легкий морозец, и в воздухе стояла хрустальная чистота. [...]

1944 ГОД

Григорий Еланцев

2 января. Тепло. Играем в снежки с ребятами-хохлятами. Живут они тоже в дзотике: связисты от "катюш". По "катюшам"-то и бил немец. Но они очень подвижны: обстреливается площадь, где стоят "катюши", а они уходят. [...]

С наступающим 1945!

1946 ГОД

Александра Михалева

26 января. Суббота. Двенадцать часов ночи. Пришла с работы. Чувствую себя хорошо. Свежий, морозный воздух разогнал усталость, ободрил. Зима в полном разгаре. Красивая, морозная русская зима. Впервые после трехлетней разлуки - в родной стихии. Как скучала я в Германии по нашей зиме. В детстве любила я снежную зиму, кататься на санках, лыжах и играть в снежки, "лепить снежную бабу". Как жаль, что детство так быстро прошло!

За компанию!

1947 ГОД

Марина Добрынина

30 декабря. [...] На улице мы как сумасшедшие носились и играли в снежки. Милиционер нас остановил: "Нельзя хулиганить перед посольством". Мы шли по Моховой. У метро мы простились.

После этого вечера мне очень хорошо. Я почувствовала, что Саша увлечен мной, но его скромность и излишняя застенчивость мешают ему. Ролька, его лучший друг, выдает его. [...]

Анхель Гутьеррес

1 января. Справляли Новый год всем курсом у Вали Черникова на даче. А.М. Лобанов был с нами. Он был веселый, шутил. Кругом лес, все в снегу - красота! Новый год встречали в лесу. Шел снег, украсили огнями чудесную небольшую елку, пили шампанское под заснеженной елкой, а потом катались по снежным сугробам и играли в снежки. Веселились как дети! [...]

9 апреля. Воскресенье. В субботу вместо производства пилили дрова. Пришли все, Аркаша Колегов принес "Дружбу", и работа спорилась. Было хорошо и весело, как всегда, когда мы вместе. Я играла в снежки с Колей Чирковым и Мишей Ельдецевым. Я здорово кидала, Коля еле увертывался и не мог в меня попасть. Лишь под конец из-за моей оплошности попал в меня. Я дразнила его: "Вот, не попадешь!" Он смеялся в ответ.

Я все на него смотрела, когда пилила, но только чтобы он не видел. [...]

Публикация подготовлена М.А. Мельниченко за счет гранта Российского научного фонда (проект N19-18-00221).

Источник: https://rg.ru/2020/12/21/prozhito-s-rodinoj-zimnie-zabavy-v-dnevnikah-na...



Путин сыграл в хоккей с мальчиком из Челябинска
2020-12-28 08:43 Редакция ПО
lenta_video: 


Новые правила для британской школы
2020-12-28 08:44 Редакция ПО

Джозеф Спенс (Joseph Spence), пишет Economist, воплощает в себе все, что можно ожидать от директора Далвич-колледжа (Dulwich College). Его диссертация была посвящена британской философии консерватизма — торизму XIX века в Ирландии, а его резюме — это экскурсия по наиболее прославленным школам Великобритании. Однако при этом он далеко не традиционалист, и сегодня Далвич преподаёт своим ученикам курс по преодолению неосознанных предубеждений и учебную программу по истории, которая ставит цель «придать силу голосам колонизованных в такой же степени, как и голосам колонизаторов». По словам д-ра Спенса, есть надежда выйти за рамки общепринятого канона, хотя, отмечает директор, это «не означает, что канон должен исчезнуть».

Когда-то британские частные закрытые школы были гордыми бастионами традиций, однако теперь они пытаются идти в ногу со временем. Колледж Мальборо (Marlborough) сосредотачивает внимание на истории чернокожих, наполняя свою учебную программу «как можно большим количеством разнообразных произведений, гостей и впечатлений». В список литературы Харроу (Harrow) для чтения во время летних каникул входят такие модные названия, как «Белая хрупкость» Робин ДиАнджело. Итон (Eton) сталкивается с критикой из-за увольнения учителя, снявшего видео, которое полемизирует с «радикальным феминизмом» (школа настаивает, что проблема заключалась в отказе удалить его с YouTube).

Отчасти такие изменения обусловлены школьным набором. Сейчас более трети учеников в независимых школах принадлежит к этническим меньшинствам, десять лет назад их была лишь четверть. Многие школы осознают, что могли бы быть более гостеприимными. Опрос, проведенный Африканско-Карибской образовательной сетью, группой чернокожих родителей, дети которых ходят в частные школы и гимназии, показал, что 76% их детей испытали на себе расовые предубеждения.

При этом Economist считает, что к таким радикальным переменам в этих элитных школах подталкивают сами ученики. В мае после смерти Джорджа Флойда многие подали прошение о том, чтобы сделать учебные программы более разносторонними. В Чартерхаусе (Charterhouse) ученики сформировали Общество Единства — безопасное пространство, где они могли бы обсуждать текущие дела. Заметный член организации Keystone Tutors Уилл Орр-Юинг (Will Orr-Ewing) утверждает, что большинство учителей готовы поддерживать эти тенденции с энтузиазмом и замечает: «Этими школами руководят либералы, и они — для либералов».

Однако при этом Economist обращает внимание и на тот факт, что противники развития такого сценария в школах считают, что в этих учебных заведениях попросту боятся осуждения. Так, в статье приводится рассказ недавно ушедшего из Итона учителя о том, что Комиссия по делам благотворительных Обществ, которая требует от школ подтверждения деятельности в общественных интересах в целях получения налоговых льгот, оказала значительное влияние на поведение преподавателей, а также усиление политической оппозиции благотворительному статусу. Этот учитель говорит: «Внезапно в каждой ведущей частной школе появился специалист по связям с общественностью, чья работа заключается в том, чтобы сказать: «Посмотрите, какую заботу мы проявляем, посмотрите, какие мы либеральные и инклюзивные! Любите нас! Пожалуйста, не боритесь против нас!»

Однако, как замечает Economist, не всегда и не безоговорочно родители учеников этих школ выражают своё согласие. И тому немало примеров. Economist описывает лишь один из ряда эпизодов, произошедший не так давно в школе Бенендед (Benended), где ученицы пожаловались на то, что начальница их класса использовала расистские высказывания касательно «дайверсити» (расового разнообразия). Но родители проигнорировали жалобу и не поддержали школьниц.

А в конце Economist задаёт вопрос: является ли, как в былые времена, привлекательным в наши дни знание элитой общества особого сленга?

И отвечает на него словами одного директора школы, который уверенно говорит: «Даже не сомневайтесь!».

А мы ведь знаем, что сленг элитных учебных заведений традиционно является «кодом избранности» британского высшего класса.

Источник: https://inosmi.ru/social/20201224/248819916.html



Аналитическая записка по итогам конференции «Прогнозирование конфликтов этноконфессионального характера в молодежной среде в регионах Приволжского федерального округа и практика их урегулирования»
2020-12-28 08:47 Редакция ПО

Целью данной аналитической записки является анализ материалов конференции «Прогнозирование конфликтов этноконфессионального характера в молодежной среде в регионах Приволжского федерального округа и практика их урегулирования», прошедшей в Нижнем Новгороде 25-26 ноября 2020 г. и выявление наиболее актуальных тем, затронутых в ходе конференции. Организаторами конференции являются «Школа молодого этнополитолога в Республике Башкортостан», ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», АНО «Центр социокультурного моделирования» (г. Уфа) при содействии Фонда президентских грантов.

В ходе конференции было организовано несколько круглых столов по различным темам. В рамках круглого стола «Роль Стратегии государственной национальной политики РФ до 2025 года в снижении конфликтного потенциала этноконфессионального характера в регионах Приволжского федерального округа» прошли обсуждения по нескольким актуальным вопросам:

Владимир Юрьевич Зорин, Председатель Общественного совета государственного бюджетного учреждения г. Москвы «Московский дом национальностей», член Комиссии по вопросам информационного сопровождения государственной национальной политики совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям отметил эффективность проводимой государственной политики в сфере этноконфессионального урегулирования, но в то же время обозначил характерные для этноконфессиональных отношений в Российской Федерации сложность и многообразие акторов. Россия имеет уникальный и успешный опыт развития межэтнических и межконфессионанльных отношений.

Современная национальная политика, согласно докладчику, является реальным фактором демократического развития страны. Ее реализация способствует решению двух задач: формирование общероссийской гражданской нации и этнокультурное ее развитие. Цель данной политики – сделать так, чтобы все граждане страны вне зависимости от их этнических, конфессиональных и др. различий комфортно проживали на территории Российской Федерации. Активное участие специалистов в данной области из регионов России в обсуждении и реализации Стратегии говорит о том, что данный документ является эффективным, «живым» инструментом реализации этноконфессиональной политики. Цель данного документа, как и стратегического планирования в целом, является предупреждение появления различных конфликтов на этноконфессиональной почве.

Московский Юрий Викторович, Председатель Комиссии Совета по делам национальностей при правительстве Москвы, директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство» подчеркнул важность труда мигрантов на территории Российской Федерации в экономическое развитие страны и функционирование социума. Кроме того, было отмечено, что реальное количество мигрантов на территории Российской Федерации значительно ниже оперируемых в некоторых документах и докладах цифрах. Несмотря на многочисленные прогнозы (в том числе мнение С. Хантингтона о скором коллапсе России на базе этноконфессиональных конфликтов), в условиях кризиса российское общество (включая иностранных граждан) консолидируется ради преодоления проблемы. Также докладчик указал, что, несмотря на эффективность Стратегии, в условиях новой реальности законодательство требует доработки с учетом введенных мер и ограничений, меняющегося отношения общества к мигрантам, а также с учетом недооцененного на данный момент вклада иностранных граждан в развитие страны.

Лапшин Аркадий Олегович, главный редактор Журнала «Власть» не согласился с предыдущими докладчиками в вопросе о разрешенности большей части этнических и религиозных конфликтов в стране. Одним из ярких примеров является Республика Дагестан, в котором царит кризис во многих сферах жизнедеятельности общества, в том числе в этноконфессиональных отношениях. В связи с этим реформа государственного управления, затрагивающая институты развития страны, чрезвычайно актуальна и даст импульс для инновационных процессов.

Докладчик обозначил, что для эффективной реализации политики в сфере этноконфессионального урегулирования необходимо учитывать реальность, меняющиеся процессы глобализации, новые технологии. Пандемия коронавируса во многом показала пробелы в реализации и регулировании многих аспектов общественных отношений и даже усугубила их. Одной из причин неэффективной реализации государственной политики (в том числе закон о Стратегическом планировании в РФ) является тот факт, что многие законы и меры являются копией иностранных технологий и не учитывают ментальность российского народа и конкретный социально-исторический период. В связи с этим необходима корректировка законодательства во многих сферах.

Юлдаш Мухамматович Юсупов, руководитель центра социальной культурологии и антропологии Института социально-политических и правовых исследований Республики Башкортостан, на примере мусульманской Уммы Республики Башкортостан рассмотрел субъект этноконфессиональных отношений. Наибольшую активность как субъект в данном вопросе проявляют не централизованные организации, а именно неформальные религиозные сообщества, в том числе они являются источниками конфликтности. Особый интерес данные течения проявляют к молодежи республики и информационным ресурсам. Ключом к данной проблеме может являться развитие религиозного образования, однако принятые в Республике Башкортостан меры (создание Фонда развития исламской культуры и образования) не показывают эффективности.

Александр Викторович Овчинников, научный сотрудник лаборатории трансдисциплинарных исследований, познаний языка и социальных практик философского факультета национального исследовательского Томского государственного университета освещал тему потенциала новейших российских иеротопий в продуцировании конфликтов этноконфессионального характера в молодежной среде.

В настоящее время святые места возникают не только на основе религиозных соображений, но и в честь политических событий. Такие иеротопии придают стихийным движениям организованный характер, что относится и к религиозным движениям. На основе нескольких примеров докладчик делает вывод, что создание иеротопии всегда идет сверху, в нем заинтересовано руководство местности. Святыни могут использоваться при отстаивании своих интересов и даже могут способствовать углублению конфликта между сторонами. Несмотря на то, что создание новейших святынь в России в полной мере соответствует проводимой государственной политике поддержания национального и конфессионального многообразия страны, в долгосрочной перспективе это может послужить «бомбой замедленного действия» и даже способствовать усугублению разногласий в случае конфликта федерального центра с регионами. В связи с этим, докладчик предлагает ввести контроль со стороны государства над созданием подобных иеротопий.

Вторая сессия конференции была посвящена теме «Методология прогнозирования конфликтов этноконфессионального характера в молодежной среде»

Петров Вячеслав Константинович, член-корреспондент РАЕН, зам. руководителя Школы молодого этнополитолога в Республике Башкортостан, главный редактор информационно-аналитического интернет-журнала «Политическое образование», председатель Научного совета журнала освещал тему проблемы выбора методологии прогнозирования конфликтов.

В силу определенных характеристик, свойственных молодежи, именно в умы молодых людей с наибольшей легкостью внедряются идеи этноконфессиональной исключительности и нетерпимости.

Любой конфликт, согласно докладчику, это одновременно и состояние, и объект, поэтому для полноценного его изучения анализировать конфликт необходимо с использованием обоих подходов.

Рассмотрение этноконфсессионльного конфликта в молодежной среде как особого вида социального конфликта, и исследование его в отрыве от остальных социальных конфликтов может привести к искаженному видению подобных конфликтов, и, соответственно, неверному прогнозированию и разрешению.

Предлагаемый докладчиком способ исследования этноконфессиональных молодежных конфликтов заключается в анализировании через призму социальных конфликтов и построения общей модели подобного конфликта. На основе данной модели можно прогнозировать вероятность появления, динамику и возможный финал конфликта.

Прогнозирование таких конфликтов научным сообществом и использование данных прогнозов органами государственной власти может стать методикой их предотвращения более эффективной, чем реализующееся сейчас давление властей на определенные этноконфессиональные группы. Построение системы взаимодействия между научным сообществом и государственными структурами по вопросам прогнозирования и предотвращения таких конфликтов позволит распределить ответственность за данную деятельность на всех ее акторов. Также корректно построенная система взаимодействия позволит решить такие проблемы реализации и применения аналитики, как ведомственные ограничения в использовании аналитической информации; сознательное искажение информации сотрудниками органов с целью представления более благоприятной ситуации вышестоящему начальству; координация взаимодействия ученых из различных научных сфер.

В ходе обсуждения доклада коллеги подчеркнули важность изучения и контроля информационных потоков, в которых находятся молодые люди, используя социальные сети. Также была высказана необходимость формулирования ценностей и целей развития страны. Большую роль в данном вопросе и не только могут играть образовательные организации, однако в настоящий момент в силу тех или иных причин данные организации не справляются с миссией воспитания и даже в некоторых случаях образования населения.

Кроме того, была обозначена разница между научной аналитической деятельностью, целью которой всегда является установление истины, и аналитической деятельностью, выполняющейся на заказ и зачастую преследующей интересы заказчика.

Также необходимость всесторонней и непредвзятой аналитики многогранных этноконфессиональных конфликтов была рассмотрена на примере конфликта на горе Куштау в Республике Башкортостан, в котором переплелись различные социальные группы и их интересы.

Пятая сессия была посвящена теме «Архаика и модерн в моделях формирования идентичности среди молодежи российских регионов»

Шагапова Гулькай Рахимьяновна, доцент Башкирского государственного университета, Института истории и государственного управления в своем докладе обозначила неразрывную связь прошлого и настоящего, архаики и модерна в культурной и социальной реальности. Примером архаики в современном обществе глобализации и множественных коммуникаций между различными группами социума являются пищевые привычки народов. Другим уровнем архаики в вопросах культуры и идентичности народов является владение языком – так, дети, вышедшие из деревень, знают родные языки (башкирский, татарский) лучше, чем дети, выросшие в городах.

Александр Викторович Овчинников рассмотрел концепцию архаического синдрома. Одним из примеров данной концепции является «этнический миф» – идея, что каждый человек принадлежит к определенной, исключительной национальности.

В этом смысле молодежь склонна к архаизации, данный миф является попыткой выстроить определенные границы у молодежи в условиях еще шаткого мировоззрения и поисков себя, своего места в мире. Архаизация, этнический миф у молодежи возникает ситуативно (как и различные радикальные взгляды), однако впоследствии при определенных условиях может закрепиться как одна из граней мировоззрения человека.

Юлдаш Мухамматович Юсупов рассказал на примере истории развития башкирских национальных организаций как с помощью каналов информации и коммуникации и, соответственно, контроля потоков информации регулировались порой радикальные и националистические взгляды молодежи данных организаций. Однако без контроля потоков информации и фильтров вышестоящих лидеров, молодые активисты начинали радикализироваться, что сказалось на деятельности организаций.

Бердин Азат Тагирович, руководитель Школы молодого этнополитолога, директор автономной некоммерческой организации по развитию общественных и гуманитарных наук «Центр социо-культурного моделирования» осветил тему символики различных культур. Символы являются своеобразным объединяющим элементом для народа. В силу характера и истории башкирского народа все его символы являются в какой-то степени воинственными. Так, главным национальным героем башкир является Салават Юлаев (бунтовщик XVIII века) – в современности он одновременно и символ дружбы народов, и символ милитаризации башкирской культуры.

Новым сакральным символом, символом противостояния народа олигархии стали протесты и акции на горе Торатау. В 2020 году данный протест, бинарный по своей сути (национальный и интернациональный), перешел на гору Куштау. Фактически, хотя данный протест и создал новую реальность, он в полной мере вписывался в существующую уже риторику и символику героизма народа.

Обратный пример – неудачная попытка создания «брутального» символа народа – дракон в Республике Татарстан, который вызвал бурю негодования среди общественности, научного, религиозного и других сообществ. Данный случай ярко показывает, что навязывание символа сверху, создание его не стихийно, а с подачи власти, может привести к краху данной идеи.

За два дня проведения конференции было рассмотрено множество важных вопросов, среди самых насущных из них можно выделить следующие: вопрос эффективности реализации государственной национальной политики; государственный контроль и координация деятельности этноконфессиольных движений и организаций; важность аналитической деятельности в прогнозировании и урегулировании этноконфессиональных конфликтов в молодежной среде; необходимость формулирования целей и ценностей развития российского народа; поиск подхода к работе с новой информационной реальностью, к координации потоков информации, поступающих различными путями от различных групп интересов в информационное поле российской молодежи.

 

Студентка второго курса магистратуры направления подготовки «Политология» ФГБОУ ВО МГЛУ Карпова Дарья Ришатовна



Госуправление в условиях этноконфессиональных факторов: поиск ответов на вызовы современности
2020-12-28 08:49 Редакция ПО

В конференции приняли участие отечественные и зарубежные ученые из Казахстана, представители органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций, обучающиеся вузов, проявляющие интерес к проблемам государственного и муниципального управления и другие заинтересованные лица.

- «Неожиданно для нас, несмотря на онлайн-формат конференции, обсуждаемые проблемы взвали бурный интерес научных работников и практиков» - отмечает заведующий кафедрой государственного и муниципального управления БАГСУ Ильшат Рысаев. – «Общее количество участников достигло более 90 человек. На пленарном заседании выступили с интересными докладами 11 человек. На двух секциях, посвященных проблемам повышения эффективности системы государственного и муниципального управления в современных условиях, выступили более 30 спикеров. Примечательно то, что активное участие в работе конференции приняли магистранты направления «Государственно и муниципальное управление», многие из которых являются действующими государственными и муниципальными служащими.

Современный этап развития государственного управления не только в России, но и во всем мире характеризуется возрастанием сложности и требований к управленцам, связанных с увеличением турбулентности, динамичности, неопределенности и рисков в условиях новых глобализационных вызовов. Особенно это стало заметно с распространением новой коронавирусной инфекции. От систем управления требуются предельная мобильность, гибкость и нестандартность при принятии управленческих решений. К сожалению, научная мысль пока запаздывает от потребности управленческой практики, особенно в анализе и определении эффективных моделей государственного управления в условиях роста влияния на них глобальных социальных, экономических и этноконфессиональных факторов.

Конференция прошла очень живо, в дискуссионной форме обсуждались множество проблем, связанных с совершенствованием системы государственного и муниципального управления как в мире, так и масштабах России и ее регионов. Башкирская академия государственной службы и управления при Главе РБ благодарит партнеров за помощь в организации мероприятия.

По итогам форума было принято решение о публикации сборника материалов конференции, а также об организации Всероссийской национальной научно-практической конференции с международным участием в апреле 2021 года на тему: «Актуальные проблемы совершенствования системы подготовки управленческих кадров в современных условиях».

 

Евдокимов Николай Анатольевич, руководитель Научно-исследовательского и информационного центра Башкирской академии государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан



Курносов Ю.В. "Азбука аналитики"
2020-12-28 08:51 Редакция ПО

Методика выявления неформальных управляющих структур («центров сил»)

Предлагаемая методика представляет собой пример использования системного подхода к решению задач оценки ситуации в регионах России. Методика была разработана членами экспертно-консультационного совета при Комитете по безопасности Государственной Думы первого созыва Федерального собрания Российской Федерации (Курносов Ю. В. – руководитель рабочей группы, члены рабочей группы – Веденеев Б. П., Травкин Ю. Е., Харитонов А. С.) в интересах обеспечения руководства регионального и федерального уровней информацией, необходимой для выработки адаптивных стратегических и оперативных решений, направленных на обеспечение экономической безопасности. Однако методика проведения такого рода исследований может быть использована и на более низких уровнях иерархии управления; в этом случае основные отличия будут состоять в повышении степени детализации исходных данных.

Анализ современной ситуации в регионах России невозможен без учёта реальных «центров сил», во многом определяющих направления и темпы их развития или деградации. Во всей стране уже много лет продолжается борьба за собственность. В условиях надвигающегося новой волны финансово-экономического кризиса неизбежно её усиление. Возможен очередной «передел». Эта борьба позволяет овладевать ресурсами и строить развитие региона по своему усмотрению, часто ориентируясь не на интересы страны, а на узкогрупповые интересы или на внешние силы. В ней активно участвуют криминальные структуры.

Обстановка в стране во многом определяется по оси взаимоотношений регионов с федеральным центром. Именно здесь происходит наибольшее противостояние. Почти все регионы России попадают в разряд проблемных, требующих особых мер для стабилизации социально-экономической ситуации. От правильного решения региональных проблем напрямую зависит будущее России. Необходимо отметить также, что процессам нормализации мешает сепаратизм, который всячески поощряется из-за рубежа.

Для успешного решения задач по ээфективному государственному и муниципальному управлению, обеспечению безопасности государства, общества и личности на региональном уровне необходимо постоянное совершенствование работы территориальных правоохранительных структур и органов безопасности. В связи с происходящими в последние годы переменами во всех областях жизни нужны принципиально новые подходы и технологии их деятельности, выявление угроз безопасности региона на ранних стадиях их зарождения и их нейтрализация при сочетании интересов центра и регионов. Проблема состоит в том, что разработка и внедрение таких подходов и технологий является исключительно сложным делом. Руководство на разных уровнях управления понимает, как нужны эти подходы, однако на практике нет сил и средств, а иногда и просто воли для внедрения нового. Продуктивные идеи «зреют» годами.

В условиях продолжающегося экономического кризиса большинство качественных характеристик социально-экономического развития на региональном уровне не только вариативны в широком диапазоне, но и испытывают воздействие разнонаправленных тенденций. Поэтому для понимания ситуации в России крайне важно не ограничиваться среднероссийскими характеристиками, а отслеживать ситуацию в каждом конкретном регионе с учётом групповых закономерностей их динамики.

В своё время деструктивные варианты реформ, любые антиправовые действия были с восторгом поддержаны лидерами Запада, так как это всё вело к ликвидации сверхдержавы, переводу её в «третий мир» на базе деиндустриализации, а следовательно, к появлению обширного рынка дешёвого сырья и сбыта. Западные «независимые» аналитические центры и спецслужбы очень серьёзно относятся к изучению российской региональной элиты, политических процессов и экономической ситуации на территории России.

Как показывают исследования многих экспертов, среди колоссального количества проблем, с которыми столкнулись органы государственной власти Российской Федерации в последние годы на первый план вышли три архиважных проблемы:

1) Проблема устойчивости российской финансово-экономической системы в условиях мирового системного кризиса.

2) Демографическая и миграционная проблема.

3) Разработка общероссийской идеологии и концепции реформирования России.

В вопросах региональной безопасности, по моему мнению, приоритетными являются следующие проблемы:

1) Проблемы обеспечения межведомственного взаимодействия и координации в экономической и правоохранительной деятельности.

2) Проблема борьбы с коррупцией, преступностью и криминализацией экономики.

3) Проблема оптимизации отношения централизации и децентрализации социально-политической и экономической жизни в регионах.

4) Межнациональные проблемы.

Согласованное решение этих и других проблем требует перехода на качественно новый уровень их осмысления и решения. Естественно, над этим трудятся органы государственной власти всех уровней.

В условиях нарастающего финансово-экономического кризиса существенно меняются функции, роль и назначение органов государственной власти и управления. Проходящая в течение многих лет административная реформа, наряду с позитивными переменами, принесла и значительное усложнение управленческого контура с нечёткими полномочиями и зонами ответственности различных уровней и органов исполнительной власти,  излишнее дублирование функций. С позиции конструктивного упрощения системы государственного и муниципального управления целесообразно использовать новую концептуальную рамку для коренного совершенствования существующих технологических операций по изучению региональной обстановки и экспертиз различного уровня, которая будет способствовать выходу страны из кризиса.

 

В этой концептуальной рамке целесообразно ввести в оборот новое понятие Центр Сил  (ЦС) как условную точку пересечения интересов субъектов – физических и юридических владельцев региональных ресурсов, реально обладающих возможностями для управления вектором (векторами) развития региона, «запуска» позитивных и негативных процессов в нём. Данная точка непосредственно связана с основными объектами жизнедеятельности региона. Проблема выявления сфер влияния «центров сил» в федеральном центре и в регионах России на социально-политическую и экономическую ситуацию в стране является очень важной для эффективной деятельности федеральных органов власти и всех силовых структур России.

Именно на стыке интересов различных «центров сил», их борьбы и согласования, разделения сфер влияния возникают зоны напряжённости и конфликтов, складывается истинный механизм управления и воздействия на все сферы жизнедеятельности общества. «Центры сил» являются также основным объектом притяжения для спецслужб иностранных государств и транснациональных корпораций, так как именно они либо являются фактическими владельцами ресурсов, либо располагают ключами к их распоряжению и использованию. Причём затрагивается весь ресурсный спектр – от материально-финансовых до природных и интеллектуальных. Таким образом, исследование вышеназванной проблемы является исключительно актуальной задачей.

Через экспертно-консультативный совет при Комитете по безопасности Государственной думы нами был предложен теоретико-методологический и прикладной комплекс, обеспечивающий более эффективный мониторинг социально-политической, экономической и оперативной обстановки в регионах России и оптимизацию на этой основе системы управленческой деятельности. Исследование обстановки в режиме мониторинга (сопровождения) позволяет не только выявлять весь спектр угроз безопасности региона, скрытые процессы и их инициаторов, но и фактически перейти к созданию собственных «стратегических инициатив» (в программируемом режиме и долгосрочных по времени: 5–15 лет) по защите национальных и геополитических интересов нашей страны.

Суть концепции «центров сил»  состоит в следующем. Разрабатывается информационная база на основе стандартизации функций и процедур обработки федеральной ведомственной и региональной информации, а также дополнения её оперативной информацией о субъектах «центров сил» – собственниках, держателях, распорядителях региональных ресурсов. Постоянный мониторинг позволяет своевременно фиксировать в регионах явления и тренды дестабилизирующего характера. Экспертная система позволяет разглядеть ещё в эмбриональном состоянии того или иного точечного события разрушительную силу будущего явления. Введённая в практику работы федеральных органов исполнительной власти, она позволяет более эффективно решать их функциональные задачи, готовить информацию и документы для принятия управленческих решений соответствующего уровня.

Образно говоря, если сравнить получение информации о латентных процессах в регионах с рыбной ловлей, то людям, привыкшим удить рыбу удочкой, порою трудно поменять способ и средство ловли. Тем не менее, всегда существуют более эффективные средства типа сетей (трал, путанка, бредень) или чисто браконьерских способов добычи. Предлагаемые аналитические подходы по своей эффективности могут являться такими же эффективными.

За последние годы (2004–2012 годы) в России были достигнуты значительные позитивные изменения. Растёт уровень жизни населения, сокращается бедность, повышается доступность медицинского обслуживания, образования. Быстрыми темпами идёт жилищное строительство, начинают широко осваиваться такие сравнительно новые для нашей страны инструменты, как ипотека. Растёт и становится всё более надёжным и разнообразным рынок финансовых услуг для населения. Расширяется система пенсионных накоплений, потребительского кредита, паевых фондов.

Растёт устойчивость бюджетной системы, причём не только на федеральном уровне, но и в системе региональных финансов, совершенствуется система межбюджетных отношений. Повышается сбалансированность имеющихся средств и обязательств бюджетов всех уровней. Немалую роль в этом сыграли замена системы натуральных льгот денежными компенсациями, развитие систем бюджетирования, ориентированного на результат, сокращение необеспеченных социальных обязательств в бюджетной системе, снижение ставок ряда налогов, улучшение их администрирования и повышение уровня собираемости.

Экономический рост сопровождается выстраиванием современной инфраструктуры рынков, улучшением инвестиционного климата, ростом дисциплины исполнения обязательств. Существенно вырос уровень оплаты труда, что позволяет говорить о востребованности трудового потенциала, повышении спроса на рабочую силу. Растёт заинтересованность предприятий в социальных инвестициях – вложениях в улучшение условий труда, повышение здоровья и квалификации работников.

Укрепляется оборонный потенциал страны.

 

В то же время ряд целей и задач государственного развития оказались не достигнуты или достигнуты далеко не в полной мере, имеются серьёзные проблемы.

По-прежнему высокой остаётся смертность населения в трудоспособном возрасте от таких причин, как несчастные случаи, ДТП, употребление алкоголя, наркотиков. Не удаётся преодолеть негативные демографические тенденции сокращения численности населения. Миграция не восполняет такое сокращение и осуществляется в неблагоприятных формах теневой трудовой миграции, сопровождаемой криминализацией и уходом от налогов.

Сохранение высоких темпов экономического роста сопровождается ухудшением их качества – не в полной мере решаются задачи роста производительности труда, роста технологического уровня производства. Мало сдвигов в переходе от добывающих к обрабатывающим отраслям. Медленно развиваются институты конкуренции, всё ещё высокими остаются административные барьеры для бизнеса. Во многом эта ситуация определяется недостаточными усилиями по формированию системы спецификации, защиты и восстановления прав собственности. Далеко не всегда качество государственных услуг соответствует требованиям времени.

Несмотря на улучшение инвестиционного климата в целом по стране, не в полной мере решаются задачи повышения инвестиционной привлекательности отсталых и депрессивных регионов.

Дифференциация регионов по уровню жизни и развитию экономики не преодолевается . Более того, в России в целом в последние годы чётко прослеживается главная закономерность во взаимоотношениях между «центром» и «периферией»: концентрация экономической жизни в крупных городах и промышленных узлах и падение хозяйственной и инновационной активности и т. д. по мере удаления от центров хозяйственной жизни. В ряде регионов становятся всё более ощутимыми последствия структурного кризиса, прогрессирующее разрушение наукоёмкой промышленности при сохранении неэффективных и экологически опасных производств, ухудшении условий для возобновления экономического роста, консервации депрессивного состояния экономики. На сайтах Интернета масса социологических материалов о беспросветной жизни русской глубинки, цифры, тенденции, всё открыто и конкретно. Считаю, что 90 % неудач и бескормицы – из-за невразумительной модели управления, отсутствия долгосрочного социально-экономического стратегического планирования, недооценки Аналитики в государственном и муниципальном управлении.

Моя позиция в отношении региональной политики состоит в следующем. Нужно чёткое разделение полномочий федерального центра и региональных властей. В последние годы в этом отношении сделано очень много, нормативно-правовая база, регулирующая эти отношения, постоянно совершенствуется. Имеется ряд позиций, по которым регионы должны подчиняться непосредственно Москве – и чётко проводить волю Государства на унификацию. Инструмент работы госхолдингов должен быть создан так, чтобы местные власти не имели права в их дела вмешиваться (не ставили заставы на дорогах с контролем, не определяли, что ввозить и вывозить, кому что строить и т. д.). Это не их епархия. Также региональные власти не должны вмешиваться в дела армии, церкви, МВД России, федеральных агентств и органов. В настоящее время есть большая проблема дублирования функций представительств федерального центра на местах и региональных органов власти. Одна из ближайших задач высших органов государственной и законодательной власти – развести их функции, чётко определить зоны ответственности каждого ведомства, чтобы избежать параллелизма и дублирования в работе, чтобы избежать излишней траты бюджетных средств. Также должно быть единое правовое поле по всей стране, регулирующее бизнес-практику. Недоверие к людям, местным управленцам, нечёткое разделение ярусов (прерогатив) управления и постоянная смена форматов (смена «правил игры» в бизнесе и администрировании) – вот главная ключевая проблема.

Рассматривая проблемы, связанные с решением задачи построения адекватных моделей сложных систем, к которым по праву могут быть отнесены общественные системы, важно определить адекватную степень детализации описаний (дабы избежать так называемого «проклятия размерности»). С этой целью для преодоления проблемы лавинообразного нарастания размерности модели, могут быть введены и иные ограничения. Например:

– значимая для производства расчётов доля ресурса, учитываемая в модели, составляет не менее 5 % от общего количества ресурса, распределяемого в данном сегменте;

– число рассматриваемых в некоторой конкурентной группе, потребляющей одинаковый ресурс, не должно превышать восьми и так далее.

На основе данного подхода для субъекта Российской Федерации или иной управленческой единицы могут быть сформулированы эталоны возможных вариантов развития ситуаций, для выявления которых в системе помещаются полученные от экспертов эвристические правила, сформулированные в форме «признак – интерпретанта», например: «превышение порогового значения параметра A – тенденция или ситуация B».

Экспертно-аналитическая система, реализующая описанные подходы и процедуры в интересах анализа ситуации в регионах, включает в себя следующие подсистемы  :

I. Подсистема описания фактического состояния объектов учёта  .

Предназначена для сбора и накопления текущих статистических данных, используемых прочими подсистемами экспертной системы. Состав показателей:

– валовый региональный продукт;

– объёмы производства по крупным отраслям и фирмам;

– объёмы внешнеэкономической деятельности (экспорт, импорт);

– объёмы капиталовложений в строительство;

– розничный товарооборот;

– денежные доходы населения (по группам населения);

– заработная плата;

– прожиточный минимум;

– стоимость потребительской корзины;

– индекс потребительских цен;

– уровень безработицы;

– количество преступлений.

Показатели обрабатываются Росстатом в разрезе регионов ежемесячно (за исключением валового регионального продукта).

II. Подсистема производства расчётов  .

Подсистема предназначена для выполнения расчётных операций, нацеленных на получение фактических значений параметров для сопоставления с эталонами и проведения экспертного анализа.

Расчёту подлежат:

1. Уровень развития региона (по состоянию ряда показателей в трёхуровневой системе: «средний», «ниже среднего», «выше среднего») по следующим показателям (все показатели рассчитываются на душу населения):

– объём промышленного производства;

– товарооборот;

– капиталовложения;

– поступления налогов;

– бюджетные расходы;

– реальные денежные доходы населения, индекс цен;

– безработица и иные.

2. Место региона в общем рейтинге регионов РФ по следующим показателям (доля объёмных показателей в общегосударственной структуре):

– доля объёмов производства;

– доля капитальных вложений;

– доля в совокупном товарообороте;

– доля финансового и налогового потенциала;

– доля налоговых поступлений.

3. Внутренняя структура экономики региона:

– доля основных отраслей в составе ВВП;

– вектор и уровень специализации региона;

– основные приоритеты.

4. Социальные параметры (структура доходов и расходов населения):

– структура накоплений;

– доля накопительных денежных вкладов в объёме доходов;

– доля населения с доходами ниже прожиточного уровня;

– разрыв между доходами 10 % самых высокодоходных групп населения и 10 % самых низкодоходных групп.

III. Подсистема индикации  .

Используется для формализации критериев оценки ситуации, а также как объект для оценки и анализа более высокого уровня (в том числе экспертных, аналитических, прогнозных оценок).

Отображает следующие расчётные показатели:

– уровни устойчивого развития (с использованием для ряда показателей критериев «золотого сечения»): отношение расходов к доходам, доля инвестиций в накоплениях, доля налогов, перечисляемых в федеральный бюджет и проч.

– определяется в каком из типов устойчивых состояний находится регион, какие базовые внутренние и внешние факторы определяют его текущее состояние и развитие;

– прогнозируются кризисные и катастрофные тенденции;

– коэффициент Джинни;

– кривая Лоренца (по доходам внутри региона и для групповой характеристики самих регионов).

IV. Экспертно-аналитическая подсистема  . Экспертно-аналитическая подсистема предназначена для реализации следующих функций и задач:

– определение (для данного ресурса) состава конкурирующей группы, «центров сил»;

– определение ключевых приоритетов, сфер интересов, степени и механизмов влияния тех или иных групп на сегменты рынка, оценка доли «теневых» структур в делении регионального ресурса;

– характеристика мотиваций в действии «центров сил»;

– определение характера взаимодействия «центров сил» с населением, федеральными и региональными органами власти;

– межрегиональные связи.

V. Подсистема сценарного анализа, прогноза, сценарного проектирования  .

Данная подсистема предназначена для реализации следующих функций и задач:

– описание наиболее вероятного сценария (по которому действуют участники «конкурирующей группы»), предположительное распределение ролей групп и в группах – функций «центров сил»;

– выделение «кризисных ветвей» в ходе сценарного действия;

– построение механизмов и схем (в том числе поведенческих) защиты;

– проектирование сценариев, отвечающих государственным приоритетам;

– оценка событий в соотнесении с вероятным сценарием, проектируемым сценарием и кризисными вариантами.

По полученным измеренным и расчётным показателям осуществляется процедура экспертного анализа и оценивания. В ходе экспертного оценивания учитываются следующие факторы:

A. Состояние ресурсов по направлениям:  

– основные природные ресурсы (разведанные и потенциальные запасы, характер залегания, способ и степень разработки, качество);

– основные фонды, степень изношенности, степень потенциальной опасности;

– состояние научно-технического потенциала;

– финансовый, налоговый потенциал;

– демография, занятость;

– жилищно-коммунальная сфера;

– социально-культурная сфера;

– экология.

Б. Функции ресурсов в контексте специализации региона по направлениям:  

– структура собственности на основные ресурсы;

– инфраструктура регионального рынка;

– наличие и характеристика свободных экономические зон;

– наличие и характер межрегиональных связей;

– степень интеграции в экономику федерации (наличие группы производств, производящих продукцию в кооперации с производствами других регионов, потребление и/или производство сырья);

– доля ресурса региона в федерации;

– производственная специализация;

– инвестиционная активность, структура инвестиций;

– экспортно-импортная активность;

– самодостаточность (коэффициенты автономии и иные).

В. Уровень и динамика развития ресурсов:  

– динамика производства, степень монополизации;

– динамика инвестиций;

– демографическая ситуация, динамика возрастного и национального состава населения, беженцы и мигранты;.

– динамика занятости (безработица, в том числе скрытая);

– уровень жизни;

– реальные доходы, покупательная способность;

– различие в уровнях доходов различных групп.

Г. Проблемы получения и использования ресурсов. Кризисные ситуации и криминогенные зоны:  

– дефицит бюджета, расчётная дисциплина (проблема неплатежей), внутренний и внешний долг;

– пороговые характеристики кризисных состояний (по ряду индикативных параметров: миграция, смертность, заболеваемость, безработица, инфляция, задолженность по выплате зарплаты, реальные доходы);

– экологическая обстановка;

– социально-психологическая ситуация в регионе, эксцессы (забастовки, митинги протеста);

– теневые и криминальные структуры (сферы влияния, лидеры);

– структуры, ориентированные на интересы иностранных государств;

– дееспособность органов власти, действенность механизмов административного и правового регулирования.

В каждом регионе имеется своя специфика проявления деятельности ЦС. Однако имеются общие закономерности, которые позволяют сформировать набор косвенных признаков их функционирования   и алгоритмы выявления центров сил  . Такие алгоритмы, использующие знания (представленные в экспертной системе в виде эвристик и точных численных критериев) и данные, хранимые в экспертной системе, позволяют с применением правил логического вывода сформулировать заключение о текущем состоянии региона и отдельных центров сил, чьи интересы реализуются в отношении данного региона.

В процессе эксплуатации экспертной системы на основе сопоставительного и корреляционного анализа ранее перечисленных показателей вычисляются корреляции временных рядов, образованных из последовательных измерений текущих значений фиксируемых параметров процессов (как формально зависимых, так и формально независимых), коэффициенты асимметрии в системе расходования базовых видов региональных ресурсов, выявляются ценовые диспропорции и иные показатели  , косвенно свидетельствующие о наличии скрытых производственных процессов и мощностей, центров сил, осуществляющих перераспределение ресурсов.

На основании анализа измеренных и вычисленных значений индикаторов, определяются конкретные субъекты, группы и корпорации, реально владеющие теми или иными видами ресурсов  . Это возможно только при условии, что в системе организовано хранение упорядоченных во времени массивов данных, характеризующих ситуацию с достаточной для проведения анализа периодичностью. Для проведения анализа на макро-уровне периодичность проведения мониторинговых исследований может быть определена порядка одного раза в месяц, а для микроуровня – в пределах единиц часов, что возможно обеспечить лишь в отраслях, где периодичность опубликования финансовых показателей достаточно высока, либо за счёт анализа данных, оперативно поставляемых различными органами государственного учёта и статистики.

Кроме того, существует возможность адаптивного регулирования периодичности обновления данных о текущей обстановке  , что может осуществляться с привлечением малочисленных групп прошедших соответствующую подготовку экспертов. Для производства работ группы экспертов могут командироваться в регионы для выполнения работ по обеспечению требуемой периодичности и качества информации на местах.

Алгоритмы выявления скрыто функционирующих центров сил преимущественно основаны на анализе диспропорций, вносимых ими в показатели социально-экономического развития региона. Подобные диспропорции могут выражаться в  :

– появлении сверхнормативных временных задержек между моментом доведения исполняющего воздействия и началом их непосредственного исполнения (признак роста инерционности системы управления  );

– возникновении корреляций между формально независимыми процессами, в том числе и синхронные колебания показателей экономической деятельности группы ресурсопотребителей, формально, использующих различную ресурсную базу (признак синхронных изменений  );

– возникновении резких ценовых диспропорций внутри одной группы продукции различных региональных производителей (признак мобилизации внутреннего или подключения внешнего ресурса   – аннексия на рынке);

– снижение величины задержки или опережающая реакция общественного мнения на политические и экономические процессы, протекающие на региональном и федеральном уровнях, активизация экстремальных социальных явлений (признак подключения социального ресурса   для решения политических и экономических задач);

– возникновение диспропорций между потреблением сырьевых и энергоресурсов и заявленными показателями выпуска продукции (неявные признаки функционирования теневого сектора);

– диспропорции между входящими и исходящими финансовыми и транспортными потоками и иные.

Эвристические правила, формализующие данные признаки, позволяют не только диагностировать факт наличия диспропорции или временной корреляции, но и очертить круг  предположительно связанных единством целей и стратегией их достижения субъектов  деятельности. С этой целью региональная ситуация отображается в форме многосвязной схемы («аналитической карты» ), отображающей основные группы ресурсов и их потребителей. Связи предназначены для отображения отношений потребления, производства, кооперации и конкуренции между субъектами деятельности и группами ресурсов. Для отдельных субъектов деятельности определяются критические показатели темпов производства и потребления ресурсов, превышение или недостижение которого способно нарушить устойчивость субъекта, группы субъектов или региона в целом.

Далее исследуются ситуации, при которых несмотря на значения объективных численных показателей ожидаемый эффект в отношении субъекта не наблюдается, что свидетельствует об объективных изменениях, происшедших в системе производства ресурса, реализуемой субъектом. Рассматриваются возможные варианты группирования субъектов по признаку сонаправленности интересов, после чего выдвинутые гипотезы переводятся в режим сопровождения с целью получения подтверждения или опровержения гипотезы.

Методика определения ЦС позволяет осуществлять следующие экспертно-аналитические функции:

1. Определение видов ресурсов, приоритетных для данного сегмента рынка.

2. Определение приоритетов по направлению и использованию ресурсов

3. Оценка прибыли, потерь, рисков

4. Задание пороговых значений индикативных величин

5. Составление вариантов сценариев и выбор базового (наиболее вероятного) для прогноза, ведения мониторинга и ситуационного анализа

6. Определение состава конкурирующей группы

7. Оценка баланса сил (приоритетов) в конкурирующей группе

8. Выбор предпочтений в вариантах, сценариях в состязаниях за распределение ресурса

9. Проектирование сценариев, реализующих выбранные приоритеты

10. Оценка вариантов, нарушающих ход проектируемого сценария, превращение его в другую версию

11. Построение системы защиты и компенсационных механизмов. Для предотвращения нежелательных ситуаций и нейтрализации вредных воздействий

12. Оценка возможных изменений в балансе сил и поведении конкурирующих групп при принятии государством стратегических решений и ведении оперативного управления

Применение этих экспертно-аналитических функций наиболее эффективно при решении вопросов экономической безопасности, в частности для борьбы с теневой экономикой.

Актуальность решения этой задачи   обусловлена тем, что по оценкам членов экспертной группы теневая экономика составляет: от 15 до 30 % в торговле (внутренний товарооборот, импорт, экспорт); в промышленности – около 20 %. Суммарно, с учётом всех основных секторов экономики, теневой оборот составляет до 25 % от валового внутреннего продукта.

К негативным последствиям функционирования теневой экономики относятся:

1. Нравственное принижение законопослушных экономических субъектов.

2. Усиление кризисных явлений в экономике.

3. Ослабление функций экономической безопасности государства.

Проявления принципиальных угроз безопасности государства со стороны теневой экономики требуют своего углублённого изучения и систематизации с целью предупреждения и своевременной выработки адекватных мер противодействия. Следует выделить три уровня защиты в решении задач ликвидации угроз со стороны теневого сектора:

1. Оперативное реагирование.

2. Прогноз возможных угроз и проектирование механизмов защиты.

3. Вариантное проектирование экономического поведения государства с учётом интересов основных экономических субъектов (в том числе и теневых).

Иерархия уровней защиты построена так, что более высокий уровень (2-й и 3-й) включает нижние. Наивысший – третий – уровень может быть получен лишь при условии создания предпосылок для оперативного выявления и выработки компенсаторных стратегий, что может быть достигнуто с применением вышеописанной экспертной системы.

Региональные различия в социально-экономической ситуации можно условно разделить на факторы объективные (уровень развития региона, его специализация и структура хозяйства, экономико-географическое положение и др.) и субъективные (политика властей всех уровней по отношению к региону, предпринимательская активность населения, поддержка или противодействие реформированию, изменение потоков миграции и др.). Можно отметить, что именно направленность действия субъективных факторов в значительной мере определяет скорость и тенденции изменения объективных процессов. В этом случае индикаторы, характеризующие объективные факторы, выступают в качестве индикаторов более высокого порядка по отношению к индикаторам субъективных факторов. Для того чтобы понять и прогнозировать тенденции регионального развития, необходимо определить закономерности, связи и масштабы влияния наиболее активных субъектов .

При проведении подобной работы различные исследовательские группы пользуются различными методологиями для определения «ключевого» индикатора, характеризующего целеполагание и уровень достижения цели, по которому регионы можно было бы сопоставлять между собой. Так, по мнению исследователей Экспертного института (Россия) и Центра по изучению России и Восточной Европы Бирмингемского университета (Великобритания), выполнявших программу TASIS «Экономические реформы в России: региональный аспект», таким «ключевым» индикатором, наиболее полно отражающим региональную ситуа-

цию, может служить уровень жизни населения , поскольку он связан практически со всеми другими индикаторами, характеризующими процесс реформирования регионов.

Если за точку отсчёта взять уровень жизни населения, то в настоящее время сформировались три типа регионов, имеющих определённое сочетание различных аспектов уровня жизни населения.

Во-первых , это имеющие мощный финансовый сектор «столичные» регионы, экспортно ориентированные северные и восточные регионы. Здесь сложился высокий уровень доходов, превышающий (в относительном выражении) уровень потребительских цен. Покупательная способность доходов и степень расслоения по уровню доходов населения для регионов этого типа выше среднего по России уровня.

Во-вторых , это ряд областей и добившихся экономического «суверенитета» республик с относительно невысоким (средним) уровнем доходов и низкими ценами. Покупательная способность здесь достаточно высока, а степень имущественного расслоения, как правило, не превышает среднего по России показателя.

Наконец, в-третьих , это экономически слаборазвитые регионы с низкой покупательной способностью, которая может сочетаться как с высокой, так и с низкой степенью имущественного расслоения. Уровень цен здесь не превышает среднероссийского, однако доходы на душу населения минимальны из-за пониженной экономической активности и высокой демографической нагрузки на трудоспособное население.

Другая группа исследователей выбрала в качестве интегрированного показателя качество жизни . В сравнительную оценку качества жизни населения на территориях субъектов Российской Федерации были включены следующие факторы:

∙ покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения;

∙ реальное среднедушевое потребление товаров;

∙ реальное среднедушевое потребление платных услуг;

∙ обеспеченность жильём;

∙ состояние рынка труда;

∙ смертность населения (показатель, косвенно отражающий состояние экологической среды, благосостояние и ряд других факторов).

В отчётах используется отчётная ежегодная информация государственной статистики. В результате пофакторного анализа данной интегральной оценки были получены результаты, характеризующие степень дифференциации российских регионов по отдельным структурным составляющим, определяющим качество жизни.

Применение методики позволяет охватить все направления государственной деятельности, чётко отслеживать взаимное влияние деятельности органов государственной власти и в случае необходимости осуществлять соответствующие корректировки, обеспечить понимание направленности и необходимости расходования бюджетных средств.

Таким образом, концепция «центров сил» в целом позволяет чётко прослеживать действия, предпринимаемые органами власти для решения конкретных задач, достичь прозрачности в направлении расходования финансовых ресурсов на осуществление тех или иных действий, определить критерии ответственности органов исполнительной власти за развитие регионов.

Важной стороной аналитической деятельности является её технология. В первой книге по аналитике, написанной в соавторстве с П. Конотоповым, на которую уже были ссылки, упоминалось о необходимости избегать узкого толкования термина «технология»,  как некой совокупности методов решения некоторой технической проблемы. Рекомендовалось понимать при использовании данного термина в аналитической сфере организованную во времени и пространстве устойчивую (инвариантную) по отношению к заданным условиям деятельности совокупность методов оперирования некими объектами, приводящую к достижению поставленной цели [1].

Развивая эти подходы, следует сказать, что в перечень технологий информационно-аналитической работы целесообразно включать, наряду с инструментальными технологиями,   также мыслетехнологии.   Это технологии, непосредственно связанные с мышлением и сознанием аналитика, с реализацией его интеллектуальных креативных возможностей.

К числу мыслетехнологий относятся :

∙ технологии извлечения информации;

∙ технологии запоминания информации;

∙ технологии типологизации ситуаций, явлений, функций, способов применения средств;

∙ технологии схематизации;

∙ технологии синтеза целей;

∙ технологии обучения;

∙ технологии проблематизации;

∙ технологии конструирования;

∙ технологии анализа информации;

∙ технологии классификации;

∙ технологии моделирования и мысленного эксперимента;

∙ технологии обобщения (синтеза) информации;

∙ технологии программирования;

∙ технологии межличностной коммуникации другие.

Инструментальные технологии   связаны с техническими средствами. В их число входят:

∙ технологии переноса информации на материальные носители;

∙ технологии хранения данных на материальных носителях;

∙ технологии передачи и приёма данных;

∙ технологии поиска и востребования данных;

∙ технологии инструментального моделирования;

∙ технологии инструментального анализа данных;

∙ технологии инструментального синтеза информации;

∙ технологии инструментальной поддержки индивидуальной и групповой мыслительной деятельности;

∙ технологии синтаксического преобразования информации;

∙ технологии семантического сжатия и реферирования данных и иные.

Подробное и системное раскрытие этих технологий является интересной научной задачей, ждущей своих пытливых исследователей.

 

[1] См.: Курносов Ю. В. Конотопов П.Ю.  Аналитика: методология, технология и органиазция информационно-аналитической работы. – М.: Русаки, 2004. – С. 277.

Источник: Курносов Ю.В. Азбука аналитики / Юрий Курносов – М. : РУСАКИ, 2013. – С. 153-172



Цитата
2020-12-28 08:53 Редакция ПО
«Политика: управление общественными делами ради выгоды частного лица»


Два варианта. Пашинян заговорил о внеочередных парламентских выборах
2020-12-28 08:56 Редакция ПО

В минувшую пятницу, 25 декабря, он пригласил политические силы на консультации по данной теме. По мнению представителей оппозиций, внеочередным выборам должна предшествовать отставка главы кабмина с занимаемой должности.

"Законодательство предусматривает только один механизм проведения внеочередных парламентских выборов: премьер подает в отставку, парламент дважды не избирает премьера, и назначаются внеочередные выборы. Для этого нужно добиться согласия парламентских сил", – заявил премьер в интервью Общественному телевидению Армении.

Второй вариант предусматривает внесение изменений в конституцию Армении, согласно которым депутаты получают права на самороспуск и назначение внеочередных выборов. По словам Пашиняна, именно для этого он намерен в первую очередь проконсультироваться с парламентскими фракциями – чтобы решения принимались не только властями.

В конце сентября обстановка в Нагорном Карабахе накалилась, министерства обороны Азербайджана и Армении обменялись обвинениями об обстреле территории. В непризнанной Нагорно-Карабахской республике, Армении и Азербайджане ввели военное положение.

Десятого ноября пресс-служба Кремля распространила совместное заявление президентов Армении, Азербайджана и России о прекращении огня в Карабахе с этого же дня. Азербайджан и Армения обязуются прекратить боевые действия, остановиться на занятых позициях и обменяться военнопленными.

После подписания совместного заявления лидеров Армении, Азербайджана и России о прекращении огня в Карабахе в Ереване начались акции протеста. Согласно документу, Ереван должен вернуть Баку Кельбаджарский, Лачинский и Агдамский районы.

В митингах участвуют люди, недовольные подписанием властями трехстороннего договора. Участники акций требуют отставки Никола Пашиняна с поста и выдвижения на эту должность бывшего руководителя правительства страны Вазгена Манукяна.

Ранее радио Sputnik сообщило, что Пашинян выступил с заявлением.

Источник: https://radiosputnik.ria.ru/20201227/pashinyan-1591151606.html



Два варианта. Пашинян заговорил о внеочередных парламентских выборах
2020-12-28 08:56 Редакция ПО

В минувшую пятницу, 25 декабря, он пригласил политические силы на консультации по данной теме. По мнению представителей оппозиций, внеочередным выборам должна предшествовать отставка главы кабмина с занимаемой должности.

"Законодательство предусматривает только один механизм проведения внеочередных парламентских выборов: премьер подает в отставку, парламент дважды не избирает премьера, и назначаются внеочередные выборы. Для этого нужно добиться согласия парламентских сил", – заявил премьер в интервью Общественному телевидению Армении.

Второй вариант предусматривает внесение изменений в конституцию Армении, согласно которым депутаты получают права на самороспуск и назначение внеочередных выборов. По словам Пашиняна, именно для этого он намерен в первую очередь проконсультироваться с парламентскими фракциями – чтобы решения принимались не только властями.

В конце сентября обстановка в Нагорном Карабахе накалилась, министерства обороны Азербайджана и Армении обменялись обвинениями об обстреле территории. В непризнанной Нагорно-Карабахской республике, Армении и Азербайджане ввели военное положение.

Десятого ноября пресс-служба Кремля распространила совместное заявление президентов Армении, Азербайджана и России о прекращении огня в Карабахе с этого же дня. Азербайджан и Армения обязуются прекратить боевые действия, остановиться на занятых позициях и обменяться военнопленными.

После подписания совместного заявления лидеров Армении, Азербайджана и России о прекращении огня в Карабахе в Ереване начались акции протеста. Согласно документу, Ереван должен вернуть Баку Кельбаджарский, Лачинский и Агдамский районы.

В митингах участвуют люди, недовольные подписанием властями трехстороннего договора. Участники акций требуют отставки Никола Пашиняна с поста и выдвижения на эту должность бывшего руководителя правительства страны Вазгена Манукяна.

Ранее радио Sputnik сообщило, что Пашинян выступил с заявлением.

Источник: https://radiosputnik.ria.ru/20201227/pashinyan-1591151606.html



В избранное