← Ноябрь 2020 → | ||||||
3
|
7
|
8
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
12
|
14
|
15
|
||||
19
|
22
|
|||||
24
|
26
|
29
|
||||
За последние 60 дней 12 выпусков (1-2 раза в неделю)
Сайт рассылки:
http://www.dela.su/
Открыта:
10-08-2003
Адрес
автора: state.politics.newlist-owner@subscribe.ru
Статистика
-1 за неделю
России нужно закончить гражданскую войну
|
России нужно закончить гражданскую войну 2020-11-20 08:10 Редакция ПО — Самое главное для нас — это то, чтобы мы имели хоть какую-то роль в мире после 2025 года. Нам, пожалуй, нужно гражданскую войну заканчивать, а заодно нужно закончить еще и перестройку. Если мы справимся с этими двумя задачами, возможно, у нас будет шанс на выигрыш какого-нибудь достойного места, а если мы будем продолжать разборки внутри, тем более в столь высоком градусе экзальтации, то я думаю, что шансы наши невеселые, потому что все свои достижения британская, немецкая разведка, ЦРУ, рептилоиды основывают на том, что российское общество делится изнутри на группки, партии, фракции, районы. Нет равных нашим западным партнерам в манипуляциях. Источник: : https://actualcomment.ru/rossii-nuzhno-zakonchit-grazhdanskuyu-voynu-2011161322.html Елена Панина: Желающих состязаться с США будет все меньше 2020-11-20 08:14 Редакция ПО После принятия сенатом США "закона Родченкова" желающих состязаться с США будет все меньше и меньше, поскольку расплывчатые формулировки могут грозить заключением любому тренеру или менеджеру, считает член комитета Госдумы по международным делам, директор Института РУССТРАТ Елена Панина. Ранее Антидопинговое агентство США (USADA) сообщило, что сенат принял законопроект, который позволяет американским судам выносить уголовные приговоры за применение допинга на мероприятиях, в которых участвуют американские спортсмены. Законопроект назван именем информатора WADA Григория Родченкова. В WADA считают, что данный закон может отпугнуть информаторов о допинговых нарушениях, если будет риск, что их могут привлечь к ответственности. WADA обеспокоено, что подобные законы могут появиться в других странах по политическим причинам, например, в отместку против спортсменов из определенных стран. Закон не действует в отношении американских профессиональных лиг и студенческого спорта. В беседе с РИА Новости Панина отметила, что данный документ выглядит абсолютно абсурдно. "Этот акт предусматривает уголовную ответственность за использование допинга на соревнованиях, где участвуют американские атлеты. Учитывая расплывчатость "допинговых кодексов", сесть в американскую тюрьму может любой тренер или менеджер, подопечный которого опередил на соревнованиях американца. При таком раскладе желающих состязаться с американцами будет все меньше и меньше – кому хочется попасть за решетку? И не исключено, что в итоге атлеты США будет соревноваться исключительно сами с собой, этим все и закончится", - отметила Панина. Вместе с тем, по мнению политика, в принятом Сенатом США документе есть крайне опасные моменты, которые выходят далеко за пределы спортивной темы. "Пред нами – еще одна попытка придать универсальный характер внутренним правовыми нормами США, а это – прямой вызов международному праву, всей современной системе международных отношений. До тех пор, пока США будут идти по этому пути, международная безопасность находится под угрозой", - констатировала депутат. Источник: https://russtrat.ru/mass-media-about-us/17-noyabrya-2020-2149-2190 Чем помощь белорусским студентам выгодна России 2020-11-20 08:15 Редакция ПО Укрепление отношений между Россией и Белоруссией как Союзного государства происходит не только в политике, но и во множестве других сфер, заявила депутат Госдумы России Елена Панина. Отчисленным из-за протестных акций белорусским студентам может оказать финансовую помощь Российско-белорусский деловой совет. Молодым людям не придется уезжать в Польшу и в Литву, они смогут обучаться в Союзном государстве. Об этом заявил председатель делового совета, основной акционер "Уралхима" Дмитрий Мазепин, сообщает ТАСС. "Мы это делаем, потому что мы неравнодушны, что будет завтра", — рассказал бизнесмен. Предложение материально поддержать белорусских студентов, чтобы они смогли переехать в Москву или Санкт-Петербург и продолжить обучение, заслуживает самого серьезного внимания, отметила депутат Госдумы РФ, директор Института РУССТРАТ Елена Панина в беседе с редакцией "ПолитЭксперта". Реализация этой инициативы станет примером эффективности работы российской "мягкой силы". "Белорусских студентов отчисляют не за провалы в учебе, а за выражение их политических взглядов. Принимая их, Россия покажет, что поддерживает настрой белорусского общества на перемены в стране. Москва предоставит хорошую альтернативу тем белорусам, которые ориентируются на Россию, а не на Польшу и Литву", — рассказала депутат Госдумы. Важно, что предложение исходит от Российско-белорусского делового совета — общественного института. Это свидетельствует о том, что связь между братскими народами не ограничивается общением исключительно по государственной линии. Она гораздо шире и глубже, подчеркнула Елена Панина. "Также по завершении обучения выпускники смогут как остаться работать в России, так и вернуться в Белоруссию. В любом случае повышаются их возможности найти хорошую должность, учитывая потребности в квалифицированных кадрах не только белорусской, но и емкой российской экономики", — добавила собеседница ПЭ. Сложившаяся еще в советский период интеграция двух экономик получит "кадровое подкрепление". Оно произойдет за счет молодых специалистов-белорусов, которые получили образование в российских вузах. "Это основа укрепления и развития Союзного государства", — заключила Елена Панина. Источник: https://russtrat.ru/mass-media-about-us/17-noyabrya-2020-1715-2183 Фёдор Папаяни: Монархия vs Идеократия 2020-11-20 08:17 Редакция ПО Рекордсмен Армен Джигарханян 2020-11-20 08:20 Редакция ПО Гораздо меньше на земле армян, В возрасте 85 лет ушёл из жизни актер и режиссер Армен Джигарханян сразу после окончания войны в Армении. Крепкий, талантливый, невероятно харизматичный человек, про таких говорят "ни с кем не спутаешь". Несмотря на то, что Джигарханян был человеком театра, всенародную любовь он получил благодаря своим ролям в кино. - Назови мне хотя бы один крутой фильм с Арменом Джигарханяном, снятый в постсоветское время, – спрашиваю жену и сам честно пытаюсь вспомнить. - Даже не знаю, – отвечает она после длинной паузы. - О чём же это говорит? – спрашиваю я. - О том, что нас лучше держать в ежовых рукавицах, – неожиданно отвечает жена. Понятное дело, что такая точка зрения среди культурных людей не очень популярна, но достаточно открыть какой-нибудь "Кинопоиск" и прошвырнуться по фильмографии великого актёра, как становится ясно, что из более чем трехсот фильмов (с ума, конечно, сойти) с Джигарханяном всенародно любимые фильмы приходятся на "рабское и цензурируемое" советское время. Это, кстати, даже по рейтингам понятно. Я говорю про те фильмы, которые все смотрел по много раз. То есть даже моё поколение, которое росло, когда Джигарханяну было крепко за 50, знает этого актёра исключительно по картинам "Место встречи изменить нельзя", "Собака на сене", "Приключения неуловимых", "Здравствуйте, я ваша тётя!", а ещё "Невеста с Севера", "Тегеран-43", "Зелёный фургон", "Город Зеро", "Паспорт". Кто-нибудь вообще вспоминает мастодонта Джигарханяна по хотя бы одному фильму последних трёх десятилетий? А ведь их было очень много, и, как вы понимаете, в отсутствие гениальных фильмов виноват не актёр Армен Джигарханян. Да, Армен Борисович озвучивал хорошие мультфильмы, поэтому сегодня многие молодёжные паблики почтили его своими постами, прикрепляя при этом афиши "Тачек", "Смурфиков", "Вверх". Это американские мультики, если что. Российские гениальные мультики с озвучкой Джигарханяна тоже есть, и все их знают, но они, как ни странно, также приходятся на советский период: "Жил-был пёс", "Приключение поросёнка Фунтика", "Остров сокровищ". Но самое удивительное то, что на протяжении последних нескольких лет люди с умными глазами постоянно собираются на разнообразных культурных программах, пишут статьи и заводят Ютуб-каналы, где без конца со слезами на глазах рассказывают про жёсткую советскую цензуру, где ни актёру, ни режиссёру, ни художнику жить было решительно невозможно. Им приводишь в качестве аргументации известных режиссёров, например, Рязанова, Гайдая, Германа, и спрашиваешь, мол, почему товарищи ничего гениального не сняли в свободное капиталистическое время, но внятного ответа нет. Затем от нас уходят один за одним народные российские актёры, и мы снова задаёмся этим вопросом, но никто не отвечает. Армен Джигарханян абсолютный любимчик русских людей, при этом непобеждённый рекордсмен по количеству фильмов, в которых он снялся, и мы вновь возвращаемся к этому проклятому вопросу. А если вернуться к личности Армена Борисовича, то всё-таки не понятно, как можно скорбеть, когда человек в здравом уме, занимая руководящую должность, не потерявший чувства юмора, уходит в 85 лет? Тут хочется почтительно кивнуть, мол, Армен Борисович, а как вы так смогли? Откуда столько сноровки и стати? Откуда такая работоспособность и закалка? Где научились? Нам бы так. Источник: https://ren.tv/blog/richard-semashkov/771960-rekordsmen-armen-dzhigarkha... М. Игнатьев - "Права человека как политика и как идолопоклонство" 2020-11-20 08:22 Редакция ПО В чем назначение прав человека? Каким должно быть содержательное наполнение этого понятия? В каких ситуациях нарушения прав человека должны повлечь за собой внешнее вмешательство? Имеется ли у прав человека какое-то единое моральное основание, объединяющее культуры, или таких культурно самобытных оснований может быть много? В каком смысле права человека считаются универсальными и можно ли вообще говорить об этом? Всем этим сложнейшим темам, порожденным правозащитной революцией, посвящена эта книга. Майкл Игнатьев - канадский историк, публицист, лидер Либеральной партии Канады (2009-2011), с 2016 года ректор Центрально-Европейского университета (Будапешт). Российская Академия Наук как социальный институт и человеческое сообщество 2020-11-20 08:58 Редакция ПО Введение. Я работаю в Академии наук уже 50 лет. Если учесть, что члены моей «большой семьи» тоже работали в АН СССР на самых разных должностях – начиная от преподавателя кафедры иностранных языков и до вице-президента АН СССР, то общий стаж работы моей семьи в Академии наук составит почти 250 лет. Жизнь сложилась таким образом, что с детства и затем в течение полувека я имел возможность наблюдать за эволюцией этой организации как сторонний и включенный наблюдатель и участвовать в ее работе как рядовой сотрудник или участник международных и российских исследовательских программ и проектов. Мне представилась также счастливая возможность участвовать также во внепрофессиональной жизни российских ученых (например, санатории или дачные поселки, где жили, работали, отдыхали и общались ученые самых разных специальностей). Командировки в филиалы АН СССР и перманентное участие в ее многочисленных публичных мероприятиях позволяли наблюдать (и фиксировать) существенные стороны динамики этого социального института производства и распространения научных знаний и гуманитарных ценностей. Задачи и организационная структура АН СССР. 72 года назад в Уставе АН СССР ее роль и задачи были сформулированы следующим образом: «Академия Наук Союза СССР является высшим научным учреждением СССР, объединяющим наиболее выдающихся ученых страны. АН СССР подчинена непосредственно СНК Союза СССР, которому она ежегодно представляет отчет о своей деятельности… Основной задачей АН является всемерное содействие общему подъему теоретических, а также прикладных наук в СССР, изучение и развитие достижений мировой научной мысли». АН СССР пользовалась правами юридического лица, а смета ее расходов включалась в государственный бюджет Союза ССР [1]. Кто же является действительными сотрудниками Академии? «Академия Наук состоит из действительных членов (академиков), почетных членов, членов-корреспондентов и основного штата научных сотрудников, работающих в учреждениях Академии Наук» [2] (здесь и далее – курсив автора. – О.Я.). Значит мы, профессора, доктора и кандидаты наук, а также лаборанты и аспиранты, являемся ее основным штатом. И далее – не менее принципиально важный, особенно с позиций сегодняшнего дня, пункт: «Основными органами научно-исследовательской работы Академии Наук являются ее научно-исследовательские институты. Институтам предоставляется в пределах утвержденной программы и установленной сметы полная оперативная и хозяйственная самостоятельность. Институты подчинены непосредственно Президиуму. Во главе института стоит директор, управляющий им на правах единоначалия» [3]. Высшим органом Академии является общее собрание, состоящее из всех ее действительных и почетных членов. Общее собрание устанавливает общие линии научной работы Академии и ее составных частей, решает вопросы организационного характера, заслушивает доклады как филиалов Академии, так и ее отдельных членов, обсуждает проблемы научного и научно-технического характера, избирает почетных членов, действительных членов, президиум Академии и утверждает членов-корреспондентов Академии [4]. Другим важнейшим пунктом устава АН СССР (особенно в свете современных реалий) является созданный при Академии Совет по изучению природных богатств и производительных сил (СОПС). СОПС ведет широкую исследовательскую и экспедиционную работу по исследованию природных богатств и сил отдельных республик, краев и областей, опираясь на сеть институтов, филиалов и баз Академии и другие научно-исследовательские организации, созывает конференции, обобщает исследовательские работы и содействует практическому использованию их результатов [5]. О СОПСе я знаю не понаслышке, поскольку мой отец был долгое время его сотрудником, ездил от него в экспедиции и т.д. Возникает законный вопрос: зачем было разрушать эту эффективно работающую систему, регулярно и своевременно обеспечивающую страну сведениями о запасах стратегически важных природных ископаемых? Зачем было фактически передавать это общенародное достояние в руки господ капиталистов? Тот же вопрос касается и филиалов Академии на местах. В течение многих лет, занимаясь социально-экологическими проблемами РФ, я много раз встречался с работниками этих филиалов. К сожалению, многие из них влачат жалкое существование по той же причине приватизации. Оборудование и сами здания опытно-промышленных предприятий распроданы или разворованы, закупленное дорогое импортное оборудование стоит и портится без дела, а сами их сотрудники не имеют ни приличного заработка, ни перспективы научной карьеры. Далее, один из пунктов устава, имеющий прямое отношение к нам, сотрудникам РАН, гласит: «Руководство редакционно-издательской деятельностью принадлежит Редакционно-издательскому совету, избираемому Общим Собранием». И далее: «Академия Наук имеет право пересылать без цензуры все свои издания за границу; равным образом, покупаемые и выписываемые Академией Наук из-за границы книги и издания также освобождаются от цензуры. Академия имеет право самостоятельной покупки за границей по соглашению с внешнеторговыми организациями страны [6]. Сегодня мы, сотрудники РАН, не имеем права заказать нужные нам книги, даже за деньги гранта! Несмотря на разрушения и огромные потери в ходе Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., АН СССР имела в своем составе «исследовательские институты, библиотеки, музеи, лаборатории, кабинеты и комиссии, а также филиалы и базы на местах» и принимала меры, чтобы все эти учреждения были обеспечены высококвалифицированным научным составом и соответствующим оборудованием. Не прекращались связи с академиями, учеными и научными обществами союзных республик, восстанавливались связи с учеными других стран. АН СССР занималась также систематической подготовкой научных кадров, для чего была создана аспирантура АН СССР. Одновременно велась систематическая работа по повышению квалификации научных кадров всей страны, в частности посредством организации циклов лекций и докладов и предоставлением молодым ученым мест в своих учреждениях для практических занятий и усовершенствования знаний [7]. Одновременно возобновилась работа лечебно-оздоровительного и клубного комплекса Академии. Дома ученых в Москве и Ленинграде оказывали всемерную поддержку ученым по самым разным направлениям: это библиотека, помещения для научных семинаров и встреч, общих собраний АН СССР и концертной деятельности, а также для кружковых занятий подростков. Даже в годы «большого террора» все время поддерживалась связь ученых с научно-технической и культурной средой страны. Многочисленные экспедиции, работа Комиссии по изучению естественных производительных сил (КЕПС, позже преобразованная в СОПС), экспедиции по исследованию Арктики не могли бы существовать без тесного взаимодействия ученых с профессионалами многих других специальностей. Но были и тесные культурные связи. Как же удалось в столь короткие сроки восстановить работу этой сложной организационной структуры? Во-первых, во главе Академии стояли не просто кабинетные ученые, а ученые, обладавшие недюжинными организационными способностями. Во-вторых, благодаря ответственности и напряженному труду всего персонала АН СССР. В 1941–1943 гг. я жил в интернате АН СССР под Казанью, где о нас, детях, заботились жены и сестры ученых. Так что российская традиция патронажной и благотворительной помощи сохранялась. В-третьих, ученые АН СССР были не только материально обеспечены, но и система медицинского обслуживания была намного лучше, чем сегодня. В-четвертых, после окончания ВОВ правительство построило всем действительным членам Академии комфортабельные дачи в пригородах Москвы и Ленинграда, а потом и вблизи других городов страны. Наша наука как социальное сообщество. Речь не идет о спорадических контактах научных работников на конгрессах и конференциях, когда обсуждать проблемы, представляющие взаимный интерес, некогда, но выпить чашку кофе всегда приятно. Не идет и речь о регулярных служебных контактах в ходе работы над совместными исследовательскими проектами. Это – наша рутина. Здесь я имею в виду межличностное общение ученых между собой вне института науки (напомню заповедь В. Вернадского: всегда надо быть в «гуще жизни»). Вот маленькая интеллектуальная загадка, которую я обычно задавал своим коллегам, когда встречался с ними в «Узком» или другом благословенном месте. Вот она: что первым делом сделал Вернадский, приехав на отдых в «Узкое» в конце 1930-х гг.? Вот типичные ответы моих уважаемых коллег: осмотрел отведенный ему номер, разобрал вещи, пошел к врачу и т.п. Нет! Вернадский и на отдыхе оставался ученым. Он затребовал у сестры-хозяйки санатория опись всех отдыхающих в «Узком», переписал его и начал их методичный опрос по собственному сценарию. Зачем? У великого ученого была своя цель: написать свою историю страны по источникам из первых рук (сегодня это называется методом глубинного полуструктурированного интервью). Вернадский даже начал писать наброски глав ее будущего текста, но, к сожалению, не успел. Но и для нас, рядовых научных работников, такое общение чрезвычайно продуктивно. Почему? Вокруг наших двух столиц было несколько подобных мест. Помимо санаториев, это были дачные поселки, в т.ч. принадлежавшие Академии наук. И первым из них была Николина Гора, дачный поселок работников науки и искусства под Москвой, созданный по их же инициативе в 1928 г. В чем было преимущество его и ему подобных? В них временно или постоянно жили разные по профессии и темпераменту интеллектуалы, и их общение между собой давало синергетический эффект. Но и сама атмосфера (люди, природа, неспешный ритм жизни) была предпосылкой межличностных контактов. Вот как-то в «Узком» к нам, группе гуманитариев, подошел известный создатель новейшей ракетной техники академик С.П. Непобедимый и сказал: «Какие у вас интересные разговоры! Позвольте, я к вам присоединюсь». А вечером на скамейке у входа в санаторий собирался сход (мы его в шутку называли Клубом знаменитых капитанов), среди которых были академик Д.С. Лихачев, Е.П. Челышев и много других очень интересных людей, что тоже часто давало синергетический интеллектуальный эффект. Разве я мог себе представить, что в течение нескольких лет смогу задавать интересующие меня вопросы двум Нобелевским лауреатам – академику В.Л. Гинзбургу и А.М. Прохорову! Кстати, именно Прохоров обратил мое внимание на факт экспоненциального разрастания ведомственной науки: по его мнению, в конце 1970-х гг. только 2% совокупного научного потенциала было сосредоточено в Академии наук СССР. Ученый всегда остается ученым. Когда другой Нобелевский лауреат, академик П.Л. Капица был смещен Сталиным со всех своих постов, ученый устроил на своей даче на Николиной Горе мастерскую, где смог (хотя бы частично) реализовать часть своих инженерных замыслов. Позже он напишет в своей книге, что изобретатель иногда важнее теоретика, поскольку изобретатель может своими руками «соединить несоединимое» [Капица 1981]. В ходе таких, казалось бы, дачных контактов достигалось не просто доверие, но и взаимопонимание представителей естественных, гуманитарных и технических дисциплин. Плюс знания соединялись с умением. Противоречивые тренды Россия, и не только она одна, находится сегодня в переходном периоде. З. Бауман вслед за А. Грамши так его и обозначил – interregnum. Этим латинским термином Бауман назвал некоторое «промежуточное состояние», когда прежние средства человеческой деятельности перестают работать, а новые, более эффективные, как предполагалось, средства все еще находятся в процессе разработки или, в лучшем случае, – в процессе экспериментальной проверки. В результате возникает двойное рассогласование – временнóе (диахроническое) и пространственное, синхронное. Называя это состояние «переходным», «мы тем самым говорим о временнóм отрезке неизвестной нам продолжительности между существующей ситуацией, по-прежнему идущей своим курсом, и той, которая еще не сложилась, но которая, как мы предполагаем, заменит со временем существующую ситуацию» [Bauman 2017: 119]. Но в работах этих двух ученых речь шла, выражаясь классическим языком марксистской философии, о переходе от одного способа производства общества к другому. Причем предполагалось, что новый способ производства, в конечном счете, полностью вытеснит старый. Однако в жизни оказалось все сложнее. Сам этот переходный период внутренне противоречив, конфликтен, это своего рода Тяни-Толкай, только в глобальном масштабе. Тренд всеобщей универсализации и «транснационализации» периодически сменяется возвратными движениями к укреплению национальных государств, возвратом части индустриального производства из стран «третьего мира» в метрополию и т.п. Наиболее яркий пример такого противоречивого течения глобализации демонстрируют США и ее лидер Д. Трамп. Но для массы населения РФ задача еще сложнее. С одной стороны, требуется ускоренный «переход на цифру», с другой – откуда взять то огромное количество кадров высокой специализации, необходимой для переподготовки десятков миллионов человек? Одно дело – умение пользоваться личными гаджетами, и совсем другое – освоение новейших систем программирования и их конструирования. С одной стороны, миллионы людей старшего возраста, занятые в сфере ручного труда, будут вынуждены продолжить работу в связи с повышением пенсионного возраста. С другой стороны, никто их на работу в сферу «цифровой экономики и политики» не возьмет – их ум уже не так гибок. А освоить и запомнить многочисленные протоколы, правила и коды тем более непросто. Значит, снова поденная работа, случайные заработки и в перспективе – мизерная пенсия. Неизбежно возникнут трудности и культурного порядка. Вся цифровая экономика и политика построена на английском сленге весьма специфического свойства. Его придется не только осваивать в срочном порядке, но и научиться мыслить в его терминах и категориях. Даже людям (в основном среднего и пожилого возраста), которые никогда не знали английского языка, придется выучить этот «цифровой английский». Это социокультурный барьер, преодолеть который далеко не всем под силу. Достаточно посмотреть, как люди мучаются с кодами и другими сложностями при элементарной операции снятия денег с карточки или при оплате коммунальных услуг. А за их спиной маячат хакеры и просто мелкие жулики, которые под видом оказания помощи старикам их просто грабят. Старые люди по-прежнему очень доверчивы, и это еще один потенциальный риск для их кармана и имущества. Эти люди и так в массе своей одиноки и часто вынуждены искать помощи у других. Но даже если речь идет о людях среднего возраста (30–45 лет), то и они начинают ощущать психологический барьер и отчуждение от подростков и молодежи. У молодежи – свои проблемы «переходного периода». Они сейчас выходят на рынок труда, но он неумолимо сокращается под воздействием роботизации. Однако главная из них состоит в том, что средняя школа все больше отстает от жизни, которая становится все более быстрой и интегрированной, а процесс обучения все еще построен по классно-урочному принципу, т.е. по сугубо монодисциплинарному: физика, химия, математика и т.д. И наш институт среднего образования сопротивляется любым попыткам преодоления этого монодисциплинарного барьера. К тому же именно в среде школьников периодически возникают различные способы психологического унижения и насилия над более слабыми учениками: групповой буллинг, кибербуллинг, моббинг, хейзинг и т.д. Роль учебника жизни берут на себя улица и социальные сети. Выводы. Пока РАН как социальный институт, за исключением нескольких многопрофильных центров, движется по «инерционной» (монодисциплинарной) траектории. Размежевание между дисциплинами продолжает углубляться, в то время как практика «переходного периода» требует комплексных и процессуальных решений. И руководство РАН в этом повинно лишь частично. За последние 20–25 лет РАН стала одной из множества российских академий и исследовательских вузов, которые обладают более высоким, чем РАН, кадровым потенциалом и материально-техническим обеспечением. РАН также утратила свою лидирующую роль «кузницы научных кадров» и распространителя научных знаний во всем обществе. Пора научно сопоставить приобретения и потери от тотальной цифровизации, и прежде всего в отношении человека. Не делает ли она его не только более «одномерным», но и зависимым от новых технологий? Не утеряет ли он такие качества, как находчивость, изобретательность и мастеровитость, присущие русской культуре? Не слишком ли «цифровая экономика» сократит количество и качество среднего класса как основы нашего общества? Восстановление своего лидерства в уже начавшийся «переходный период» РАН может осуществить только посредством мобилизации и консолидации своих интеллектуальных сил и материальных ресурсов и развития междисциплинарных исследований. Но для этого ученые должны размышлять, экспериментировать, дискутировать с коллегами, иметь удобные площадки для общения, а не бегать в поисках случайного заработка. Уметь не только практически применять, но и продвигать на мировую арену достижения нашей науки. И главное – прежде чем передать дело в руки специалистов «по цифре», подумать, не утеряем ли мы в этом «технократическом порыве» великую роль русской науки как хранителя гуманистической ориентации и транслятора ее будущим поколениям?
Список литературы: [1] Капица П.Л. 1981. Эксперимент, теория, практика. М.: Наука. 495 с. [2] Bauman Z. 2017. A Chronicle of Crisis: 2011–2016. London, UK: Social Europe Edition. 163 p.
Примечания:
Автор: Яницкий О.Н. – доктор философских наук, профессор; главный научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН. Источник: Журнал «Власть», 2018, №7, С.83-89.
«Будущее аналитики: от азбучных истин к системе аналитических центров» 2020-11-20 09:16 Редакция ПО Информационно-технические аспекты аналитической обработки информации в системе ситуационных центров Современное общество развивается очень интенсивно, разнопланово, противоречиво и, увы, непредсказуемо. Природные аномалии (вспомним, последнюю затянувшуюся зиму с рекордными снегопадами и морозами, катастрофические наводнения на востоке страны), социальные взрывы (достаточно упомянуть события последних лет в Северной Африке и на Ближнем Востоке, особенно — в Сирии), перемежающиеся финансово-экономические взлеты и кризисы — все это и многое другое результат либо невостребованности результатов аналитических прогнозов, либо их отсутствия. Почему органы государственной власти, постоянно утверждая о повышении роли науки в развитии общества, тем не менее реально не учитывают или слабо учитывают результаты научных исследований при принятии важнейших стратегических решений, непосредственно затрагивающих национальную безопасность, в области обороны, образования, наконец, науки? И не только, кстати, стратегических решений. Сегодня полноценная постановка задачи эффективной аналитики в сфере государственного управления и особенно обеспечения национальной безопасности должна учитывать и организационные, и нормативно-правовые, и информационные, и технические, и, наконец, когнитивные аспекты. Целью настоящей статьи является рассмотрение информационно-аналитических и технических аспектов этой проблемы. 1. Некоторые факторы, определяющие актуальность аналитики Актуальность развития аналитических систем сегодня обусловлена целым рядом факторов. Выделим такие как: – переход к новому типу социальной организации общества — открытому информационному обществу; – многообразие и интенсивность развития общества в различных сферах: экономической, социальной, политической, культурной, технологической; – фундаментальные научно-технические достижения в области микроэлектроники, оптики и программного обеспечения и, как следствие, в области информационных технологий; – информационный «взрыв»: лавинообразный рост объемов информации. Последний фактор, широко известный как BIG DATA («большие данные») приобретает особую значимость. Объем данных, накопленных человечеством к 2012 г., по некоторым оценкам, составляет несколько зеттабайт (зеттабайт — 1021 байт). Примерами некоторых наиболее емких информационных хранилищ накопленных данных являются: – Библиотека Конгресса США (её фонды насчитывают свыше 120 млн. единиц хранения, в цифровом виде — до 20 терабайт (терабайт — 1012). Ежегодный прирост фондов 1–3 млн. единиц хранения. – Российская государственная библиотека (фонды — свыше 43 млн. единиц хранения. Объем электронного каталога — 2,7 млн. записей (порядка 6% всех материалов). Ежегодный прирост — 500 тыс. единиц хранения). – Большой адронный коллайдер. Ожидаемый объем порождаемой информации — 27 терабайт (терабайт — 1012) ежедневно. – Поисковые системы (Google, Яндекс, Рамблер и другие). Яндекс. – Крупнейшие отраслевые массивы информации (метеорологические данные (WDCC, 6 Пб), физика (NERSC, 3,5 Пб), астрономия (VLBI, поступает 16 Гб/с). – Тысячи фактографических медико-биологических баз данных, содержащих разнообразную информацию о биологических объектах и их взаимодействиях на уровне геномов, клеток и организмов. Объемы этих баз данных чрезвычайно велики. Вместе с тем, важно отметить, что проблема BIG DATA заключается не только и не столько в огромном и лавиновозрастающем объеме данных, но прежде в учете таких факторов, как большое разнообразие данных, скорость их поступления и изменения, требование очень быстрого ответа. Поэтому Gartner использует более длинное название '«Big Data» and Extreme Information Processing and Management'. Так вот учет всей совокупности этих факторов невозможен без специальных инструментов аналитической обработки данных. Другими словами, эксперт-аналитик должен владеть информационными технологиями, позволяющими достаточно быстро и точно извлекать необходимую для анализа информацию из больших массивов структурированных, слабо структурированных и даже неструктурированных данных. И надо сказать, что развитые страны мира (США, Великобритания, Германия, Китай, Индия и др.) и ведущие мировые IT-компании (Microsoft, IBM, ORACLE, Hewlett-Packard и др.) достаточно акцентированно и целенаправленно среагировали на этот информационный вызов: в 2012–2013 г.г. практически все ведущие университеты начали обучение по новым программам, направленным на целевую подготовку специалистов в области аналитической обработки данных. 2. Ситуационные центры как информационно-техническая поддержка аналитической деятельности Особую значимость в решении проблем сбора и анализа больших объемов разнородной информации приобретают ситуационные (ситуационно-аналитические) центры (СЦ), которые созданы и создаются в интересах государственных органов управления и силовых ведомств, на крупных предприятиях и корпорациях. На базе СЦ создаются специальные центры для анализа информации, прогнозирования событий с использованием методов ситуационного моделирования, внедряются методы ситуационного обучения в образовательных учреждениях. Во многом с учетом указанных выше факторов Президент РФ в своем Послании Федеральному Собранию обращает внимание на усиление роли интеллектуального потенциала общества в обеспечении его эффективного развития. При этом особую значимость в составе органов государственной власти приобретают информационно-аналитические и экспертно-аналитические и им подобные аналитические подразделения. С целью повышения эффективности работы таких подразделений Указом Президента РФ № 648 от 25 июля 2013 г. предусмотрено создание и развитие системы распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия. В настоящее время разрабатываются организационные документы, определяющие порядок проведения работ по реализации Указа. Принято считать, что идеологом создания ситуационных центров является английский кибернетик Энтони Стаффорд Бир, предложивший и в начале семидесятых годов прошлого века концепцию ситуационного центра. Вместе с тем, мало упоминается о том, что ситуационные центры имеют и свою отечественную историю. Приведем несколько фактов. 1. В 1972 году Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР была задана разработка первой отечественной специализированной информационно-вычислительной системы для управления народным хозяйством как в мирное время, так и в кризисных ситуациях (система «Контур»). В 1975 году система была создана, постоянно развивалась, модернизировалась и успешно использовалась для информационной поддержки принятия решений высшими органами власти страны. 2. В 1985 году была создана информационная система лично для Председателя Совета Министров СССР Рыжкова Н.И. на базе ЭВМ типа «Электроника-85». Система позволяла на основе информации, собираемой в системе «Контур», осуществлять многоцелевой анализ социально-экономических процессов, представление результатов анализа в виде таблиц, графиков, формализованных текстовых документов. 3. В 1986 году информационно-аналитический центр "Контур" использовался для анализа последствий атомной аварии на Чернобыльской АЭС, а в 1988 г. — при ликвидации последствий крупного землетрясения в Армении (Спитак). 4. В 1996 году приняты решения по созданию Ситуационного центра Президента России (N 171-рп), который был создан в кратчайшие сроки при головной роли ФАПСИ. Активное участие в этой работе принял ИПИ РАН (его возглавлял академик Мизин И.А.). И в последующие годы ИПИ РАН активно занимался исследованиями по проблематике информационных систем в интересах органов государственной власти, включая ситуационные центры, а также практическими разработками по их реализации. 3. Основные системные и технологические подходы к созданию ситуационных центров Основная задача современного СЦ — поддержка процессов принятия решений полномочным должностным лицом или органом на основе создания наглядных представлений (образов) ситуаций, возникающих в подконтрольной сфере, и визуализации результатов их анализа в наиболее удобной для принятия решения форме. Кроме того, СЦ должен обеспечивать представление руководителю не только результатов анализа текущей ситуации, но и тенденций ее развития, позволяющих осуществлять прогнозирование дальнейшего развития ситуации. В структурно-функциональном плане СЦ представляется как взаимоувязанная совокупность трех компонент: информационно-аналитического, информационно-технологического и технического (рис.1). Первый компонент определяет перечень типовых функциональных задач и постановки их решения в рамках заданной предметной области, второй — технологии их реализации на основе соответствующих программных комплексов, а третий — аппаратно-программные комплексы, непосредственно реализующие задачи СЦ. При этом концептуальный облик будущего СЦ определяется, безусловно, первым компонентом. Именно этот компонент определяет специфичность СЦ, особенности его функционирования, в то время как второй и третий компоненты могут создаваться преимущественно на типовых решениях. Поэтому от того, насколько обоснованными окажутся перечни и постановки функциональных задач, возлагаемых на СЦ, во многом будет зависеть и эффективность его применения. С учетом изложенного выше, определим ситуационный центр органа управления как совокупность информационных, программных и аппаратных средств, реализующих информационные технологии по мониторингу обстановки, ее ситуационному анализу для выработки алгоритмов применения управляющих воздействий с целью минимизации ущерба от угроз в зоне ответственности органа управления, доведения их до объектов управления и контроля исполнения, а также обслуживающего персонала. СЦ включают в себя следующие обязательные компоненты: – информационное обеспечение (информационную модель контролируемых объектов и внешней среды, модели ситуаций и угроз); – лингвистическое обеспечение (классификаторы, рубрикаторы, словари, нормативно-справочные документы); – средства мониторинга контролируемых объектов и внешней среды, средства хранения накопленных данных; – экспертно-аналитическое обеспечение; – комплекс технических средств, включая средства отображения информации; – средства контроля и управления функционированием. СЦ имеет существенные особенности, отличающие его от других систем поддержки принятия решений: – СЦ предоставляет руководителю органа управления информацию в режиме реального времени. Это обусловлено необходимостью принятия своевременных решений в сложных ситуациях с высокой динамикой изменения обстановки; – СЦ предоставляет лицу, принимающему решения, для оценки ситуации обобщенные оперативные данные. Для анализа и принятий решений нужны сведения, как правило, о небольшом количестве характеризующих обстановку интегральных параметров (агрегированных данных), которые формируются на основе обработки, анализа, обобщения и оценки больших объемов первичной информации; – средства СЦ призваны оказать помощь руководителю органа управления при выборе рационального управленческого решения на основе анализа и оценки нескольких вариантов. Важную роль при этом играет учет и накопление данных о типовых кризисных ситуациях и соответствующих им типовых управленческих решениях; – средства СЦ позволяют не только проанализировать статическую картину обстановки, но и выявить тенденции ее развития, то есть дают руководству средства прогнозирования с возможностью оценки достоверности прогноза. Исходя из опыта разработки крупных автоматизированных систем для федеральных органов власти, накопленного в ИПИ РАН, в организационной структуре СЦ можно выделить четыре основных функциональных сегмента (рис. 2): – сегмент Руководства (лиц, принимающих решения (ЛПР)); – сегмент мониторинга состояния контролируемых объектов и окружающей среды и сбора информации; – сегмент ситуационного анализа и систематизации информации; – сегмент администрирования и эксплуатации. Каждый сегмент обладает следующими составляющими: – технической — совокупность комплексов средств автоматизации СЦ; – информационно-технологической – совокупность информационно-лингвистического обеспечения и технологий сбора, хранения и избирательного распределения информации; – информационно-аналитической — средства ситуационного анализа и поддержки процессов принятия решений. Рассмотрим базовые требования к функциональным возможностям указанных составных частей СЦ. Информационно-технологические средства сегмента Руководства должны обеспечивать реализацию следующих требований: – гибкий, избирательный доступ ЛПР как ко всему накопленному массиву данных о складывающейся и ретроспективной обстановке, так и к агрегированным показателям (оценка складывающейся обстановки) на основе технологий информационных порталов; – возможность постановки проблем стратегического, тактического и оперативного характера для экспертно-аналитического состава СЦ; – возможность просмотра результатов анализа обстановки, вариантов решений по складывающимся ситуациям, выбора оптимального решения с возможностью внесения в них корректировки; – возможность просмотра результатов прогнозирования развития обстановки по принятым решениям; – оценка и утверждение результатов перспективного планирования; – постановка на контроль принятых решений и избранных элементов обстановки, контроль исполнения. Сегмент мониторинга состояния контролируемых объектов (обстановки) должен обеспечивать реализацию следующих требований: – сбор данных о состоянии обстановки от собственных источников информации (субъективных и объективных средств наблюдения и контроля); – сбор данных о состоянии обстановки от внешних по отношению к системе источников информации (ведомственных, межведомственных, международных и других доступных); – формирование хранилищ ситуационных данных; – формирование служебной документации и отчетности по результатам мониторинга; – структуризацию и формализацию разнородных данных о значимых событиях в соответствии с выбранной информационной моделью предметной области, извлечение фактов; – идентификацию и последующий мониторинг значимых или контролируемых событий и ситуаций, первичную оценку их текущего состояния и обеспечение выдачи соответствующих сигналов и оповещений. Сегмент ситуационного анализа и систематизации информации, должен обеспечивать реализацию следующих требований: – выявление значимых ситуаций, их ранжирование по степени важности, видам и типам, формирование текущего перечня аналитических задач по складывающейся обстановке и по поручениям руководства; – выработка вариантов решений по применению управляющих воздействий для достижения целевых ситуаций, формирование способов наглядного представления вариантов решения для ЛПР (оперативное планирование); – прогнозирование развития обстановки на основе сформированных ситуационных моделей и моделей угроз, в том числе, и с учетом применения выработанных вариантов решений; – решение задач перспективного планирования; Рассмотрим подробнее вопросы формирования требований к информационно-аналитической составляющей СЦ.
Информационно-аналитическая составляющая СЦ ориентирована на предметную область приложения и должна обеспечивать новое качество обработки поступающей информации в отличие от сложившихся традиционных подходов к анализу данных в органе управления. Успешное решение этой задачи, даже постепенное и поэтапное, позволяет говорить об успешности разработки в целом и правильности принципов, заложенных в техническую и информационно-технологическую составляющие системы. Формирование требований для информационно-аналитической составляющей осуществляется на основе изучения нормативно-правовой базы деятельности органа управления и формирования на ее основе перечня основных бизнес-процессов, прежде всего связанных с процессом принятия решений по оперативному и перспективному управлению ресурсами (силами и средствами). Но и этого недостаточно. Формирование таких требований должно учитывать не просто особенности функционирования руководителя (ЛПР) как должностного лица, но и специфические особенности конкретного руководителя, в интересах которого создается СЦ. Речь идет о том, что каждый руководитель накладывает свои индивидуальные особенности на процесс подготовки принятия решения. Другими словами, в идеальном варианте основные требования к функциональности СЦ должны исходить от руководителя, который затем будет активно лично и через свой аппарат сопровождать процесс создания СЦ, как говориться, «под себя». Эти обстоятельства обусловливают сложность и специфичность процесса формирования требований к функциональным задачам СЦ. Вместе с тем, следует отметить следующие методические подходы к формированию информационно-аналитической составляющей СЦ органа управления. Функциональные задачи органов управления и его отдельных должностных лиц не тождественны функциональным задачам СЦ, отдельных его подсистем и рабочих мест. СЦ не подменяет сложившуюся в рамках корпорации или ведомства систему управления. Это утверждение, очевидное для разработчика, зачастую не всегда однозначно понимается потенциальным пользователем СЦ, обладающим иллюзорным желанием получить в виде СЦ некую универсальную «большую кнопку», нажатие на которую решает все проблемы. Однако СЦ как автоматизированная система, может ровно столько, сколько в нее заложено в соответствии с заданными требованиями. Таким образом, решающую роль играет четкое определение состава автоматизируемых бизнес-процессов (функций), обеспечивающих достаточную алгоритмическую поддержку и информационно-технологическое обеспечение функциональных задач должностных лиц. Описания постановок задач, обеспечивающих качественное решение выделенных автоматизируемых функций, могут быть сформированы только во взаимодействии с заказчиком. Однако практика показывает, что заказчик часто имеет весьма расплывчатое представление о том, как надо анализировать ситуационные данные, какие результаты получать и как их интерпретировать. Разработчик может предложить свое понимание вопроса, которое формируется из общих соображений, известных подходов к анализу данных, знания технических возможностей информационных технологий, накопленного опыта при создании аналогичных систем. Но этого недостаточно, т.к. разработчик объективно не может знать всех тонкостей и особенностей процессов управления в сложноорганизованных государственных структурах, которые к тому же, как известно, достаточно длительное время (15–20 лет) находятся в процессе постоянного реформирования. В качестве разумного компромисса — поэтапная разработка информационно-аналитических подсистем, начиная с простых аналитических приложений; пользователь начинает овладевать методами, предлагаемыми разработчиком, а разработчик все больше проникается потребностями пользователя и в результате происходит обоюдное движение ко все более сложным постановкам и их технической реализации. Создание информационно-аналитической составляющей СЦ должно осуществляться с учетом требований эффективной реализации заданных задач в полном цикле управления, включающем этапы: наблюдение – ориентирование – решение – действие (НОРД). Приведенные методические подходы позволят создать условия для реальной востребованности результатов аналитики конкретным органом управления, более того, — конкретным должностным лицом, принимающим решение. Информационно-аналитическая подсистема, как это показано выше, пронизывает все сегменты СЦ и все этапы обработки информации: от ее первичной формализации на этапе сбора данных до процесса принятия управленческих решений. Первый этап — «анализ данных»: структуризация входных потоков информации и формализация данных в соответствии с принятой информационной моделью предметной области, и, в конечном итоге, формирование единого информационного ресурса в виде совокупности баз данных. Сейчас существуют развитые методы анализа слабоструктурированной информации (а именно с такими данными, в основном, приходится сталкиваться при разработке сложных систем) с целью выделения необходимых информационных объектов и выявления связей между ними. Второй этап — «анализ информации»: непосредственно ситуационный анализ, выявление и оценка возникающих угроз (угрожающих ситуаций), а также поддержка процессов принятия решений по их нормализации. В каждой системе управления существует совокупность целей существования системы, которые можно выразить различными понятиями: производство чего-либо, получение прибыли и т. п. или борьба с чем-либо, отражение угроз, защита интересов и т. д. Совокупность целей закладывается в перечнях взаимоувязанных функциональных задач СЦ. Как правило, выделяют три вида анализа информации в системе СЦ (рис.3): 1.Анализ ситуационных данных в режиме реального времени: –выявление и оценка угрозы и выбор пути ее нормализации; – выработка первичных реакций системы на складывающиеся ситуации; – отображение результатов информационного мониторинга и анализа (в т. ч. на геоинформационной основе); –оценка принимаемых решений. 2.Анализ данных в краткосрочном периоде времени: – краткосрочный ретроспективный анализ всего спектра угроз и выявление краткосрочных тенденций и аномалий; –формирование краткосрочных прогнозов по развитию угроз; –поддержка процесса принятия решений по нормализации угроз; – выработка вариантов решений по складывающимся ситуациям (краткосрочное планирование); – отображение результатов анализа для экспертов-аналитиков и для ЛПР. 3.Анализ данных в долгосрочном периоде времени – долгосрочный ретроспективный анализ всего спектра угроз и выявление долгосрочных тенденций и аномалий; –формирование долгосрочных прогнозов по развитию угроз; – выработка вариантов решений по планированию на период времени; – поддержка процесса принятия решений по перспективному развитию информационно-аналитической системы; –подготовка аналитических документов; – предоставление информации для формирования направлений научных и поисковых работ; –отображение результатов анализа для экспертов-аналитиков и ЛПР. Для реализации данных видов ситуационного анализа можно определить основные группы информационно-аналитических задач СЦ: 1. Визуализация обстановки, результатов анализа, информационного контента для руководства, как в режиме реального времени, так и по заранее подготовленным сценариям, в т. ч. на геоинформационной основе. Расчет и индикация отклонений в худшую или лучшую сторону в оперативной обстановке для целей информирования руководства о текущей оперативной обстановке, включая: − расчет средних показателей статистики значимых событий за прошедший период в заданной зоне ответственности за заданное время; − расчет отклонения текущих показателей статистики значимых событий от средних и индикация отклонений; − расчет интегральных показателей обстановки и результатов деятельности в заданной зоне ответственности на текущее время и их отображение в графическом виде. Анализ потоков событий, прогнозирование и выявление тенденций и аномалий по результатам деятельности органов и складывающейся обстановки на основе расчета интегральных показателей, включая: − формирование статистических моделей потоков событий различных видов на основе обучающих выборок событий в заданной зоне ответственности за заданное время; − расчет и анализ аномалий в текущем потоке событий с использованием построенных моделей; − расчет прогнозных значений интегральных показателей обстановки результатов деятельности на будущий период (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный); − отображение расчетных значений в табличном, графическом и картографическом виде. Оценка угроз на основе интегральной оценки ситуаций, включая: − формирование модели реализации угрозы в виде совокупности ситуаций; − определение уровня реализации угрозы (штатная, кризисная, чрезвычайная ситуация); − выдача рекомендаций по нормализации ситуации. Оценка негативных потоков событий и реализации угроз, включая: − оценка доверительного интервала числа значимых событий в заданной зоне ответственности за заданное время; − оценка доверительного интервала других характеристик значимых событий в заданной зоне ответственности за заданное время Анализ потоков значимых событий, включая: − выявление закономерностей и артефактов; − выявление контролируемых событий и сигнализация об их наступлении; − формирование отчетности. Функциональность информационно-аналитических подсистем СЦ реализуется совокупностью разных программных комплексов. Основные выводы Аналитическая деятельность является составной частью цикла управления: наблюдение – ориентирование – решение – действие (НОРД). Результаты аналитической деятельности должны основываться на анализе информации (актуальной, объективной, полной, непротиворечивой) и учитываться на этапах ориентирования (анализ ситуации и выработка сценария), решения (принятие решения на базе наиболее эффективного варианта) и действия (реализация решения, формирование распоряжений и контроль их исполнения). Аналитическая деятельность должна осуществляться аналитическими подразделениями, создаваемыми в интересах конкретных органов государственной власти. Востребованность результатов работы аналитических подразделений органами государственной власти должна закрепляться нормативно-правовыми актами. Повышение эффективности аналитической деятельности должно достигаться комплексным применением информационных технологий, реализуемых в создаваемой по Указу Президента РФ системе распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия. Ситуационный центр представляет собой совокупность: − прикладных информационных технологий и реализующих их комплексов специального программного обеспечения; − комплексов аппаратно-программных средств, размещенных на специально подготовленных объектах автоматизации с учетом требований по защите информации; − персонала, подготовленного для эффективного применения прикладных информационных технологий ситуационного центра и для обеспечения его технической эксплуатации. Организационно в составе СЦ целесообразно выделять четыре сегмента: − Руководства (лиц, принимающих решение), − мониторинга состояния контролируемых объектов и окружающей среды и сбора информации, − ситуационного анализа и систематизации информации, − администрирования и эксплуатации. Каждый сегмент включает в себя три составляющих: информационно-аналитическую, информационно-технологическую и техническую. Важнейшим фактором повышения аналитической деятельности является подготовка высококвалифицированных экспертов-аналитиков, способных успешно совмещать, с одной стороны, накопленный опыт и интуитивные методы аналитического мышления и, с другой, — технические возможности современных информационных аналитических технологий. Автор: Зацаринный А.А., доктор технических наук, профессор Источник: «Будущее аналитики: от азбучных истин к системе аналитических центров», Москва, Научный эксперт, 2013, С. 86-102 Цитата 2020-11-20 09:18 Редакция ПО «Курс — он у нас один — правильный»
Автор цитаты: Особенности этнополитического развития в Башкортостане на современном этапе 2020-11-20 09:21 Редакция ПО Этническая политика и проблемы развития национальных культур являются для России и для Республики Башкортостан одним из ключевых вопросов внутренней политики, и в первую очередь связаны с национальной безопасностью, поскольку деятельность данной сферы способствует уменьшению социальной напряженности внутри многонациональной страны и республики. Решение проблемы регионализации и сепаратизма является одной из ключевых повесток в национальном вопросе на федеральном уровне в силу многонациональности и поликонфессиональности Российской Федерации. Однако, большой вклад в культурное развитие и снятие национальной напряженности этносов производится именно на региональном уровне, поскольку субъекты являются основными исполнителями этнической политики, и более всего заинтересованы в сохранении самобытности культур. Большой интерес как для России, так и для всего мира представляет Республика Башкортостан, осуществляющая этнополитическую деятельность внутри многонационального общества, основу которого составляют три крупных по численности этноса - русские, башкиры, татары. По данным исследования клуба Гроздья Гнева [1], Башкортостан является регионом со средним межнациональным потенциалом конфликтности. Наш регион, наряду с Татарстаном, имеет предпосылки к межнациональным и межконфессиональным конфликтам среди своего населения. Немалый процент приходится на взаимоотношения между башкирами и татарами. Татары являются третьей по численности этнической группой в республике, практически пропорциональны по численности башкирам [2] и менее представлены в культурном и политическом процессе. На протяжении длительного исторического периода, особенно в эпоху политической нестабильности, как разрушение Российской империи или развал СССР, периодически татары поднимают требования референдума о присоединении Республики Башкортостан к Татарстану, одним из таких нереализованных проектов начала ХХ века является, например, Идель-Урал. Под таким же наименованием существовал коллаборационистский легион во времена Второй мировой войны, осуществивший национальный раскол на основе этнических конфликтов между большевистским центром и Приволжским регионом. Другим фактором напряженности, в том числе основанным на этнических началах, является религиозный состав населения. Большинство населения среди верующих Республики Башкортостан исповедует ислам, и в свете проведения Российской Федерацией во внешней политике жесткой антитеррористической линии и уничтожения очагов исламского фундаментализма, существует опасность привнесения и пропаганды в регионе экстремистских идей. Особенно представляет угрозу трудовая миграция в Башкирию, поскольку большинство приезжих составляют население из Азии и стран ближнего зарубежья - СНГ, значительная часть которых исповедует ислам. За 2018 год в Башкирию прибыло свыше 144 тыс. человек, в то же время на весь Приволжский регион более 800 тыс. человек [3]. Среди такого крупного потока населения мигрантов трудно выявить сознательную или ментальную степень отношения к другим этносам, и тем более уровень этнологической напряженности. Этноконфессиональный фактор является ключевым катализатором в регионе социально-политических процессов, и поэтому проведение этнополитики невозможно без учета религиозного фактора населения. Проведением национальной (этнической) политики на сегодняшний день в Республике Башкортостан занимается Министерство культуры РБ, что уже характеризует направленность и общий инструментарий в рамках культурного развития этносов на территории Башкирии, создании условий для развития национальных культур и проведения политики культурного единения населения в Республике Башкортостан [5]. Как видно из государственной программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов в Республике Башкортостан» на 2017-2022 гг., было выделено 1,8 млрд рублей на проведение культурных мероприятий в Республике Башкортостан. Целевыми индикаторами успешности выполнения этнополитики РБ является ряд показателей: 1) процентное увеличение количества межнациональных мероприятий; 2) процентное увеличение научных исследований в межнациональном вопросе; 3) количество некоммерческих организаций, получивших поддержку в сфере духовно-просветительской деятельности, единицы; 4) процентное увеличение учреждений, занимающихся улучшением благосостояния в межнациональном вопросе; 5) количество участников мероприятий на межнациональную тематику. Ответственным за предоставление отчетности в реализации проекта является Министерство культуры РБ. Можно сделать ряд выводов на основе предоставленных отчетов о деятельности региональной власти, исходя из этих отчетов (последние данные были предоставлены в 2018 году) [6]. Из данного отчета видно, что выполнено 51,32% запланированных мероприятий. Фактически, этническая политика на региональном уровне выполнена лишь наполовину, что является низким показателем 2018 года по сравнению с 2017 годом, когда показатели достигали 94,4%. В целом же, исходя из показателей этнополитики в Республике Башкортостан, можно говорить о выбранных направлениях Правительства РБ для работы в межнациональном и межконфессиональном вопросе. Во-первых, это увеличение уровня толерантности в межнациональном и религиозном плане, что устанавливается через опросы Минкультуры РБ. Данные показатели являлись ключевыми при основании программы и сохраняют свои первые позиции в отчетах. Во-вторых, как в вопросах «Сохранение и развитие этнической уникальности башкирского народа» и также в подпрограмме «Укрепление гражданского единства и гармонизация межнациональных отношений» ключевыми показателями является прирост количества мероприятий и их участников, а также количество финансируемых организаций и учреждений, задействованных в реализации этнополитики в Башкортостане. Однако, из данных показателей нельзя сделать однозначные количественные выводы об эффективности организации политики в развитии культуры башкирского народа, а получить эмпирические данные, способные наглядно продемонстрировать успешность деятельности в некоммерческих организациях. Наиболее интересным и показательным является исследование Киньябулатова И.Ф. - главного координатора сообщества «Башкирские проекты» и к.с.н., зам. директора Института истории, языка и литературы УФИЦ РАН Мухтарова Т.Г. Согласно их данным, в 2018-2019 учебном году башкирский язык в школах изучают в качестве дополнительного (родного языка) лишь 15% обучающихся, татарский - 9,4%, а русский - более 63%, в то время как он к тому же является обязательным общим предметом. Иные показатели в соседней Республике Татарстан, где 69% дополнительно изучают татарский. Такая политика делает язык более уязвимым. Воспринимается башкирской общественностью несправедливостью и может стать основой для возникновения национального конфликта, поскольку численный состав русских лишь 35%, в то время как башкир и татар более 52% (на 2018 год). Также в данном исследовании четко отмечаются конфликтные ситуации, которые увеличили интерес населения к национальному вопросу - отмена обязательного изучения башкирского языка, разработка гор Шиханов, воспринимаемых этническим символом, и этнический конфликт в поселке Темясово Баймакского района РБ. В целом, проанализировав современную программу в этническом, конфессиональном и языковом вопросе, можно отметить ряд недостатков: невыполнение поставленных задач, как видно из отчетов 2018 года, отсутствие отчетности за 2019 год, и главное - нечеткие показатели и критерии эффективности выполнения программы. Таким образом, мы можем наблюдать с периода 2013 года стабильный государственный курс Республики Башкортостан в этнополитической сфере, направленной на развитие культурных и языковых традиций народов и улучшение уровня самоорганизации национально-культурных центров. Особенностью национальной политики Башкортостана являются критерии, по которым идет целевая работа: увеличение количества мероприятий, культурно-общественных объединений, численности участников мероприятий. Ключевым аспектом национальной политики является её развитие через культурную сферу и Министерство культуры РБ, а главной целью четко обозначается – повышение уровня толерантности населения к представителям других национальностей.
Список использованной литературы 1. Гроздья гнева. Клуб регионов. URL: http://club-rf.ru/ thegrapesofWrath/01/mdex.html#map (Дата обращения: 12.04.2020). 2. Национальный состав населения Республики Башкортостан по данным Всероссийской переписи населения 2010 года. URL: http://bashstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/bashstat/res ources/1340e7004d04b4279f9bff5b3577459f/Национальный+состав+населения+Республики+Башкортостан.pdf (Дата обращения: 12.04.2020). 3. Численность и миграция населения Российской Федерации в 2018 году. Федеральная служба государственной статистики. URL: https://docviewer.yandex.ru/view/254436666/?*=JQwD% (Дата обращения: 12.04.2020). 4. Дорожкин Ю.Н., Фролова И.В., Газизова Л.И., Евдокимов Н.А., Севастьянов С.А., Яппарова Р.Р., Галин Р.А., Даутова А.Р., Скрябина Я.А., Хамитова Л.М., Файрушина М.З. Современные политико-властные процессы в Республике Башкортостан и региональная политика. Коллективная монография. Уфа, 2011.
5. Киньябулатов И.Ф., Мухтаров Т.Г. Анализ языковой ситуации в Республике Башкортостан. Обзор проблем и вызовов языковой политики республики и оценка эффективности госпрограмм сохранения и развития языков народов РБ на примере башкирского языка. 25.10.2020. URL: http://journal.bashkort.org/wp- content/uploads/2019/08/Analiz-yazykovoj-situatsii-v-Respublike- Bashkortostan-1.pdf (Дата обращения: 13.04.2020).
Примечание: 1. Научный руководитель - доцент кафедры истории Республики Башкорто¬стан, археологии и этнологии ИИГУ БашГУ, кандидат исторических наук, доцент Сулейманова М.Н.
Автор: Ахмеджанова Д.У., Башкирский государственный университет, Институт истории и государственного управления, г. Уфа. Источник: Соотношение конфессиональной, этнической, региональной и гражданской общероссийской идентичности в общественной и политической среде Республики Башкортостан: сборник материалов Всерос. молодежной науч. школы-конф., проведенной 26-28 марта 2020 г. – Уфа: Мир печати, 2020. – С. 160-165.
|
В избранное | ||