Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Сирия: террористы Идлиба замышляют новые провокации



Сирия: террористы Идлиба замышляют новые провокации
2020-11-09 07:59 Редакция ПО

2 ноября Центр по примирению враждующих сторон (ЦПВС) сообщил о планах боевиков обвинить сирийскую армию и ВКС России в нанесении ударов по населенным пунктам на оккупированном Турцией северо-западе Сирии: «В российский Центр по примирению враждующих сторон поступили новые сведения о планах террористических группировок обвинить сирийские правительственные силы и ВКС России в нанесении артиллерийских и авиационных ударов по населенным пунктам, находящимся на подконтрольной незаконным вооруженным формированиям территории в Идлибской зоне деэскалации», – сообщил заместитель руководителя ЦПВС Александр Гринкевич. Боевики собираются нанести БПЛА удар по гражданским объектам в районе населенного пункта Нахлая, после чего соответствующие постановочные записи планируют «разместить на своих пропагандистских ресурсах в Интернете с обвинениями в адрес сирийских правительственных сил и ВКС России».

На следующий день стало известно о планах провокационных обстрелов в районе Идлиба турецких оккупационных сил с аналогичными намерениями: «По имеющейся информации, боевики террористических организаций планируют осуществить обстрел в районе населенного пункта Тедиль провинции Идлиб с применением минометов и реактивных систем залпового огня. Видеозапись последствий обстрела террористы намерены разместить на своих ресурсах в сети Интернет, с целью обвинения сирийских правительственных сил в нанесении ударов по позициям турецких войск».

Учитывая тесное и «доверительное» сотрудничество турок с террористами, речь может идти о совместной постановке. Согласно данным ЦПВС, только «с 1 октября 2020 года в результате артиллерийских и минометных обстрелов, а также диверсионных вылазок бандформирований с территории Идлибской зоны деэскалации погибло 39 сирийских военнослужащих, более 40 получили ранения.

Террористы из состава [запрещённой в России] группировки «Хайат Тахрир Аш-Шам» на линии соприкосновения с правительственными силами в районе Джебель-Завия на юге провинции Идлиб разоружают боевиков умеренных группировок и занимают их позиции. Это может свидетельствовать о планах непримиримых формирований еще более обострить обстановку с целью срыва реализации российско-турецких договоренностей».

Утром 7 ноября самолёты ВКС России нанесли массированные удары по объектам боевиков запрещённой в России организации «Таухид ва Джихад» близ поселения Сарджа в горном регионе Джебель-аль-Завия на юге Идлиба. Тем временем семьи террористов, отправившихся в составе «Дивизии Сулейман Шах» воевать в Азербайджан «в тяжёлых условиях», пожаловались на то, что потеряли с ними связь. Открытое письмо было адресовано президенту Эрдогану и другим официальным лицам Турции, лидерам протурецких оппозиционных группировок с требованием заставить некоего главаря Абу Амашу открыть судьбу их пропавших родных, отправленных в Карабах. 

«Нас, конечно, беспокоит интернационализация нагорно-карабахского конфликта и привлечение боевиков с Ближнего Востока. Мы неоднократно призывали внешних игроков использовать свои возможности для пресечения переброски наемников, численность которых в зоне конфликта, по имеющимся данным, уже приближается к 2 тысячам», – отметил в интервью «Коммерсанту» министр иностранных дел Сергей Лавров. Российская разведка получает соответствующие данные «из целого ряда стран, от разных источников и от разных наших партнеров, партнерских служб на Ближнем Востоке, Среднем Востоке», – заявил 6 ноября глава СВР Сергей Нарышкин, подчеркнув, что по поводу участия боевиков из Сирии в Карабахе «были точные данные». Очередное доказательство – пленение Армией обороны НКР очередного наёмника из Сирии. Как рассказал сам террорист, за участие в войне против «кафиров» ему обещали 2 тыс. долл. за месяц, еще 100 долл. за каждую отрезанную голову.

Следствием продолжающейся террористической агрессии упорно продолжающих отрицать очевидные факты режимов Эрдогана и Алиева против Нагорного Карабаха и далее будет подобные обращения, а также дальнейшая дестабилизация в северо-западном сирийском углу «нового османского рая». «Сирийская обсерватория по правам человека» (SOHR) постоянно обновляет данные о количестве боевиков, перебрасываемых турецкими спецслужбами для войны против Нагорного Карабаха. По состоянию на вторую половину октября, всего в Азербайджан поехало не менее 2 050 сирийских боевиков, 170 из которых погибли и 118 тел уже доставлено обратно. По информации американской журналистки Линдси Снелл, снайперским выстрелом в Нагорном Карабахе был ликвидирован один из главарей протурецкой группировки «Султан Мурад». Тем не менее, «Надежные источники [SOHR] сообщают, что новые группы наемников готовятся отправиться в Азербайджан, так как Турция продолжает их бросать в пылающий конфликт в Нагорном Карабахе».

Ссылаясь на турецкую прессу, Anna News пишет о попытке Анкары создать некий «военный совет» в составе запрещённой в России группировки «Хайят Тахрир аш-Шам», а также «национального фронта освобождения» и «сирийской национальной армии». Возможно, именно с этим связан раскол в банде «Ахрар аш-Шам», ранее часто мелькавшей на лентах информационных агентств. Имеется версия, что замена её нынешнего предводителя, некоего Джабера Али-пашу, на прежнего (до 2018 года), некоего Хасана Суфана, прямо связана с событиями в Закавказье: «Дело в том, что именно Хасан Суфан, тесно связанный с турецкими спецслужбами и долгое время остававшийся в тени, может стоять за вербовкой наемников в Карабах. Попытка турок поставить его вновь в “АШ” может быть следствием поиска нового “пушечного мяса”. Ведь желание воевать в Закавказье других лояльных Анкаре групп, как мы видим, явно падает. Поэтому неудивительно, что переворот в “АШ” сопровождается нападениями на их штабы, “клятвами верности” отдельных соединений нынешнему лидеру Джаберу Али-паше. И, видимо, желая подавить раскол, турки привлекли в качестве “силовой дубины” “ХТШ”».

По данным некоммерческой организации Syrians for Truth and Justice, отряды иностранных боевиков, переброшенных Турцией в Азербайджан, включают около 150 выходцев с Кавказа, связанных с действующими на севере Сирии джихадистскими группировками («Аджнад аль-Кавказ» и др.). Их возможная переброска на Северный Кавказ (в частности, в Чечню и Дагестан) неизбежно повлечёт новые риски и вызовы безопасности в этих российских регионах. Как пишет Федеральное агентство новостей«Турция не оставляет попыток экстраполировать свою волю на весь кавказский регион. Высокие потери среди арабских наемников, которые уже невозможно скрыть, приводят к тому, что Анкаре приходится использовать региональных головорезов для утверждения своих военно-политических амбиций».

* * *

Соединенные Штаты ускоренными темпами оборудуют новую военную базу возле поселения Эль-Багуз в провинции Дейр-эз-Зор, на высоком холме на берегу Евфрата напротив позиций, занимаемых южнее сирийцами и проиранскими шиитскими отрядами. До марта 2019 года Эль-Багуз был последним оплотом террористического псевдо-«халифата» на северо-востоке Сирии. По сведениям региональных источников, американцы оборудовали посадочную площадку для вертолетов и перебросили из соседнего Ирака десятки единиц бронированной техники.

 «Вызывает растущую обеспокоенность активизация игиловского подполья в центре и на востоке Сирии, включая подконтрольное курдам Заевфратье. Поступает информация об участившихся нападениях террористов на позиции сирийских военных и курдских отрядов»,

– заявила 5 ноября официальный представитель МИД России Мария Захарова. Намеченную на 11-12 ноября в Дамаске конференцию по возвращению сирийских беженцев и внутренне перемещенных лиц не стоит рассматривать как попытку «отвлечения внимания от процесса политического урегулирования в Сирии, либо создания альтернативы существующим диалоговым площадкам и форматам. Предстоящий форум будет посвящен исключительно вопросам содействия решению важной гуманитарной проблемы. Со своей стороны призываем партнеров отказаться от политизированных подходов, принять практическое участие в данном мероприятии».

Пока в Москве думают, как придать новый импульс Астанинскому переговорному формату, на ключевой базе Пентагона в Эт-Танфе срочно строится спецтюрьма для главарей террористов, где с ними будут работать американцы и британцы. В контексте американской политики в Сирии, на фоне неразберихи в связи с итогами президентских выборов, отметим также сохранение поста в сенате республиканцем Линдси Грэмом – последовательным сторонником поддержки «СДС». В октябре 2019 года он резко раскритиковал передислокацию американских войск на северо-востоке Сирии в преддверии военной операции Анкары на вытеснение курдских отрядов. Некоторое время назад двухпартийная группа американских политиков призвала Госдепартамент дать понять союзникам и партнерам, что попытки нормализовать отношения с сирийским правительством противостоят Соединенным Штатам. Некоторые арабские государства – Оман, ОАЭ, Бахрейн и Кувейт – взяли курс на примирение с Дамаском после недавних успехов проправительственных сил в конфликте, стремясь расширить свое влияние в Сирии за счёт как Турции, так и Ирана.

Помимо обстоятельств военного времени, ухудшение состояния сирийской экономики связано с невозможностью вывода депозитов сирийских граждан из банков охваченного кризисом Ливана, следует из заявлений президента страны Башара Асада. Речь идёт о десятках миллиардов долларов, что для разрушенной войной страны – огромные деньги.

На этом безрадостном фоне частично возобновлена торговля между Сирией и Саудовской Аравией, что означает очередной шаг по выводу Дамаска из политической и экономической изоляции в арабском мире, выгодной, прежде всего, Турции и другим противникам хотя бы относительного мира и стабильности на Ближнем Востоке. Как мы писали ранее, завершившаяся эвакуация «наблюдательного пункта» в Муреке и сворачивание некоторых других объектов в глубине контролируемой сирийской армией территории означает усиление позиций боевиков по «линии фронта» на юге Идлиба. Об этом же свидетельствует постоянное проникновение на сирийскую территорию очередных военных колонн с севера.

Источник: https://vpoanalytics.com/2020/11/07/siriya-terroristy-idliba-zamyshlyayu...



Новый Ближний Восток – теперь официально
2020-11-09 08:04 Редакция ПО

Подписание в сентябре текущего года Объединёнными арабскими эмиратами (ОАЭ) и Бахрейном соглашений об установлении дипотношений с Израилем, а также многочисленные сообщения о том, что их примеру могут последовать и некоторые другие арабские государства, открывают новую страницу политического развития Ближнего Востока. Нормализация арабо-израильских отношений может стать отправной точкой как для стабилизации региона, так и для нового витка напряжённости, обусловленного указанными качественными преобразованиями.

От де-факто к де-юре

Арабо-израильский конфликт настолько слился с образом современного Ближнего Востока, что стал постоянной, рефлекторно учитываемой переменной при анализе динамики региональных политических процессов. Создание Государства Израиль и последующее его неприятие со стороны практически всех ближневосточных и арабских государств сформировали настоящий «гордиев узел» глобальной политики. Уже невозможно точно подсчитать международные инициативы и проекты по примирению враждующих сторон. Помимо этого, ведущие государства мира соревновались между собой в том, кто именно запустит действенный механизм нормализации арабо-израильских отношений.

Многие эксперты и политики сходились во мнении о том, что полноценное урегулирование является непосильной задачей, решение которой может обрести чёткие контуры в очень отдалённой перспективе или вообще являться предметом футурологии. Казалось, что Египет и Иордания, имевшие на то исторические предпосылки, ещё долго будут оставаться единственными арабскими странами, признавшими Израиль (в 1979 и 1994 годах соответственно). Однако 2020 год преподнёс очередной сюрприз – ОАЭ и Бахрейн установили дипотношения с Израилем, что является поистине значимым событием для Ближнего Востока и всего арабского мира. Хотя с международно-правовой точки зрения произошло относительно стандартное и распространённое в международной практике преобразование: от фактического взаимодействия к юридически установленным связям.

Торжественную церемонию в честь подписания соглашений о нормализации отношений Израиля с ОАЭ и Бахрейном, состоявшуюся 15 сентября 2020 года в Вашингтоне, с позиции изменения характера взаимодействия между государствами следует рассматривать не более как документальное оформление давно свершившегося факта. Власти Израиля уже долгое время сотрудничают с различными арабскими государствами, прежде всего – с аравийскими монархиями, по целому ряду направлений. ОАЭ и Бахрейн попросту сделали шаг к формализации уже существовавших открытых и секретных отношений с Израилем.

Соответственно, историческая важность соглашений связана не со сменой характера взаимодействия между еврейским государством и частью арабского мира. Она привносит качественно новые штрихи и предопределяет значимые региональные и отчасти глобальные тренды, позволяющие смотреть на Ближний Восток по-новому.

Главные бенефициары

 Ключевой вопрос в контексте нормализации арабо-израильских отношений – кто является её основным выгодоприобретателем?

В первую очередь это Израиль и лично премьер-министр Биньямин Нетаньяху. Для Израиля соглашение имеет большое значение, поскольку оно представляет собой официальное признание третьим и четвёртым арабским государством после Египта и Иордании. Следовательно, снижаются масштабы антиизраильской риторики в отношении страны как «оккупационного режима» на палестинских территориях. Помимо этого, признание позволит Израилю укрепить свою легитимность на международной арене, поскольку в мире остаётся ещё достаточно большое количество государств, отрицающих существование страны как полноценного субъекта мировой политики. Также необходимо отметить, что другие арабские страны, воодушевлённые этим шагом, могут предпринять аналогичные действия для формализации существующих отношений с Израилем – в настоящее время активно тиражируется информация о том, что Оман, Саудовская Аравия и Судан рассматривают возможность пойти по пути ОАЭ и Бахрейна. Таким образом, Израиль меняет свой региональный статус, постепенно переставая быть главным (в глазах большинства арабских государств) «изгоем» ближневосточного политического процесса.

Помимо выгоды израильского государства, сам Биньямин Нетаньяху (и нынешнее руководство страны) лишь выигрывает от этого соглашения. Оно в значительной степени нивелирует потерю им популярности и доверия среди населения в связи с обвинениями в коррупции и злоупотреблении властью. Нормализация отношений с арабскими государствами, без всяких оговорок, является дипломатической победой действующего премьера и возводит его в ранг одного из наиболее успешных руководителей Израиля.

В качестве второго ключевого бенефициара соглашений выступают США, которые с имиджевой точки зрения выиграли поул-позицию в очередном этапе миротворческой гонки ведущих мировых дипломатий на Ближнем Востоке. Успехи Вашингтона как главного посредника при подписании соглашений в значительной степени компенсируют неудачи американской внешней политики на Ближнем Востоке последнего десятилетия. Также необходимо указать на то, что имя будущего хозяина Белого дома определят множество факторов, к которым, безусловно, следует относить и достижения США на международной арене, включая проблему нормализации арабо-израильских отношений.

Наконец, в теории от соглашений выигрывает весь регион, поскольку любая мирная инициатива способна потенциально привести к снижению конфликтного потенциала Ближнего Востока и его стабилизации. Однако нормализация арабо-израильских отношений имеет множество подводных камней, меняющих течение привычных ближневосточных процессов. 

 Панарабизм? Вычёркиваем!

Как уже говорилось, подписание соглашений об установлении дипотношений стали формализацией давних интенсивных связей между государствами. Вместе с тем, особенно с учётом множащихся слухов о скором признании Израиля новыми арабскими государствами, следует указать на окончательный крах концепта панарабизма, который был идеологической доминантой консолидации арабов в первые десятилетия их постколониальной жизни.

Безусловно, проект объединения части региональных государств по национальному принципу исчерпал себя раньше вследствие «нефтяного бума» и постепенного обособления отдельных нефтедобывающих государств от панарабских тенденций. В любом случае именно сейчас происходит полный документально оформленный закат Арабского национального движения. Ведь подписание соглашений ОАЭ и Бахрейном не имеют цели решения территориальных споров с Израилем. В этом – главное отличие от предыдущих действий Египта и Иордании, которые всегда использовали именно этот довод при критике в их адрес из-за установления дипотношений с Израилем, что сохраняло относительное арабское единство.

С высокой долей вероятности в нынешней ситуации следует ожидать усиления размежевания арабских государств в отношении ключевых региональных проблем. Так, с осуждением соглашений уже выступили Алжир, Йемен и Катар. В некотором смятении находятся и другие арабские государства, которые не до конца понимают, как им действовать с учётом новых вводных. Очевидно, что нормализация арабо-израильских отношений также станет испытанием для арабских интеграционных объединений, в первую очередь ЛАГ, которая будет вынуждена корректировать свою повестку в соответствии с текущими реалиями межгосударственного диалога на Ближнем Востоке. Например, выдвинутый Палестиной 9 сентября проект резолюции с осуждением ОАЭ за нормализацию отношений с Израилем стал предметом бурной дискуссии и в итоге не был принят, но оставил чёткое ощущение, что нормализация на долгое время останется одной из центральных тем для межарабских спекуляций.

Новые проблемы для Ирана

Наибольшую угрозу нормализация арабо-израильских отношений несёт Ирану. Фактически мы наблюдаем перераспределение ролей на Ближнем Востоке, когда именно Исламская Республика становится главным региональным изгоем. Более того, часть экспертного сообщества сходится во мнении о том, что главной целью соглашений является усиление изоляции Тегерана и подготовка к крупному военному конфликту в регионе.

Поэтому неудивительно, что иранское руководство гневно отреагировало на установление дипотношений Израиля с ОАЭ и Бахрейном. Президент Ирана Хасан Рухани предупредил, что «если соглашение приведёт к расширению израильского влияния в регионе, всё изменится», и с подписавшими соглашение «будут поступать по-другому». Начальник Генерального штаба Вооружённых сил Ирана генерал-майор Мохаммад Бакери также предупредил, что «если что-то случится в Персидском заливе и национальная безопасность Исламской Республики Иран окажется под угрозой – пусть даже незначительной – мы будем винить ОАЭ. И не будем терпеть это».

"Возникающий альянс обладает значительным потенциалом для изменения регионального баланса сил в пользу противников Ирана (Саудовской Аравии и Израиля), а это, в свою очередь, может усилить чувство незащищённости Тегерана, что найдёт выражение в усилении поддержки хуситов в Йемене, а также шиитов в Бахрейне и на всём Аравийском полуострове."

Возможно, нормализация отношений направлена именно на это – максимальное облегчение сотрудничества в военной сфере для минимизации / нейтрализации иранского угрозообразующего фактора. Именно Иран является единственной реальной экзистенциальной угрозой для Израиля, который, исходя из своих внешнеполитических принципов, не может допустить снижения своего существенного военного превосходства в регионе.

Данный вывод также связан с постепенно усиливающейся антииранской риторикой Вашингтона, который, тем не менее, пока находится в режиме ожидания в связи со скорыми президентскими выборами.  

Палестинский вопрос

 Особый интерес в контексте нормализации арабо-израильских отношений также вызывает палестинский вопрос. Палестинцы в сложившихся обстоятельствах чувствуют себя обманутыми и обеспокоены перспективами создания собственного независимого государства. У них стойкое ощущение, что предпринимается попытка окончательно отодвинуть опостылевшую всем проблему на задний план региональной повестки. Однако сейчас мы можем наблюдать за любопытными процессами во внутрипалестинских делах, где происходит консолидация двух группировок: ФАТХ и ХАМАС.

Так, в середине сентября делегация сотрудников египетской разведки была отправлена в Рамаллу для встречи с президентом Махмудом Аббасом перед всепартийной встречей палестинского руководства. Основной целью визита было желание снизить критику палестинских политиков и СМИ в адрес ОАЭ после объявления о нормализации отношений с Израилем. План провалился, о чём свидетельствуют крайне резкие заявления палестинского руководства, последовавшие после визита. Примечательны во всём этом три аспекта. Во-первых, все палестинские политические группировки объединили свои силы на встрече под эгидой Организации освобождения Палестины (ООП), включая ХАМАС и Исламский джихад Палестины. Уже одно это можно рассматривать как первый за долгое время реальный шаг на сближение различных палестинских политических сил. Во-вторых, Махмуд Аббас отказался от свойственных ему дипломатических выражений и прямо охарактеризовал соглашение как «удар в спину» и «предательство» Иерусалима и палестинского дела. В-третьих, было подтверждено, что палестинцы применят такую же риторику и все возможные методы воздействия на международной арене в отношении других арабских государств, которые нормализуют отношения с Израилем.

Помимо этого, привлекает внимание ещё один ход Махмуда Аббаса, который, вероятно, благословил или напрямую повлиял на религиозное решение (фетву), вынесенное имамом мечети Аль-Акса шейхом Икрамом Сабри, запрещающее гражданам ОАЭ и Бахрейна посещать священное место. Это решение стало беспрецедентным, поскольку такого запрета не было, когда Египет, а затем Иордания установили дипотношения с Израилем.

Таким образом, палестинская тема сохраняет высокую актуальность в ближневосточных делах и может в значительной степени обостриться после соглашений о нормализации отношений Израиля с двумя новыми арабскими государствами. В частности, нельзя не вспомнить недавнее резонансное заявление президента Турции Раджепа Тайипа Эрдогана, назвавшего «Эль-Кудс» (Иерусалим) турецким, читай османским, городом. Возможно, нормализация усугубит проблему Палестины, которая станет инструментом более агрессивной политики Анкары или, например, Тегерана в регионе.

* * *

Заданный ОАЭ и Бахрейном тренд на нормализацию арабо-израильских отношений, в основе которого заявлены принципы мирного сосуществования и повышения безопасности, в итоге может привести к обратным эффектам. Очевидно одно, что на Ближнем Востоке происходит переформатирование регионального порядка, направленное на перераспределение военно-политических и экономических связей между государствами. Следовательно, в новое десятилетие мы войдём со значительно «обновлённым» Ближним Востоком, который, тем не менее, останется одной из наиболее турбулентных территорий на карте мира.

Источник: https://globalaffairs.ru/articles/novyj-blizhnij-vostok-oficzialno/



Иванов, Гаврилова, Артеменкова: Новая эпоха международной безопасности. Россия и мир
2020-11-09 08:10 Редакция ПО

 

В коллективной монографии анализируются ключевые вопросы международной безопасности, новые вызовы и угрозы текущему миропорядку в данной сфере. Рассматриваются роль и место Российской Федерации в современной системе международной безопасности и основные проблемы национальной безопасности.
Законодательство приведено по состоянию на 5 марта 2020 г.
Издание предназначено для специалистов в области международных отношений, мировой экономики, международного права, студентов и аспирантов профильных вузов, а также для всех интересующихся данной тематикой.



Перспективы становления России в качестве крупнейшего игрока на новом мировом рынке водородной энергетики
2020-11-09 08:14 Редакция ПО

На сегодня российская водородная энергетика находится только на одной из первых стадий своего развития. При этом на протяжении 2020-2030-х годов в мире будет стремительно идти гонка новых энергетических технологий. По оценкам ученых, в этой борьбе победят именно технологии декарбонизации энергетики, предполагающие снижение выбросов углекислого газа, которые являются не только более коммерчески выгодными по уровню текущих и инвестиционных издержек, но и достаточно простыми во внедрении при возможности массового использования современной масштабной сбытовой инфраструктуры. В Энергетической стратегии на период до 2035 года водородная энергетика обозначена в качестве одного из перспективных направлений развития всей отрасли. Энергостратегия в основном ориентирована на подготовку к экспорту водорода, при этом научные и инженерные ресурсы "Росатома" и "Газпрома" становятся фактором сохранения масштабной роли российской науки и энергетики в мире в обозримом будущем. Предлагаем вашему вниманию новый цикл материалов о развитии отечественной водородной энергетики. Первый материал нового цикла будет посвящен обзору соответствующих базисных документов – Энергетической стратегии на период до 2035 года и Плана развития водородной энергетики до 2024 года.

Очевидно, что интерес к развитию водородной энергетики в России растет день ото дня. Уже сегодня водородная энергетика становится важным компонентом отечественного ТЭК в локальных масштабах, однако вскоре она может значительно расшириться, замещая в доле экспорта традиционный природный газ либо используя его как ресурс для транспортировки по уже построенным трубопроводам.

За 2019-2020 годы в развитии водородной энергетики в России произошли существенные изменения. Водородная энергетика была включена в перечень перспективных направлений развития энергетики на государственном уровне. Активизировалось сотрудничество ведущих российских компаний (в том числе с зарубежными партнерами) по вопросу реализации пилотных проектов в области водородной энергетики. Перспективы развития отрасли в России связывают прежде всего с экспортом водорода, однако значительный потенциал его использования есть и на внутреннем рынке.

В октябре 2020 года Правительством РФ утвержден разработанный Минэнерго России План мероприятий ("дорожная карта") по развитию водородной энергетики в Российской Федерации до 2024 года, предусматривающий совершенствование нормативно-правовой базы, формирование и реализацию мер государственной поддержки проектов в области водородной энергетики, укрепление позиций российских компаний на рынках сбыта водорода и проведение НИОКР.  

Рис. Приоритеты российской "дорожной карты" развития водородной энергетики

В частности, при участии ГК "Росатом" и ПАО "Газпром" планируется реализация ряда пилотных проектов, включая создание перспективных образцов установок низкоуглеродного производства водорода, разработка и испытание газовых турбин на метано-водородном топливе, создание опытного образца железнодорожного транспорта на водороде и производство водорода на базе АЭС.

В соответствии с Планом развития водородной энергетики до 2024 года к апрелю 2021 года должна быть разработана Концепция развития российской водородной энергетики, в которой, по данным Минэнерго России, в частности, должны быть сформулированы приоритеты развития водородной энергетики в стране на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу. Перспективы развития водородной энергетики в России главным образом связываются с экспортом водорода, что отражено в Энергетической стратегии – 2035 и Плане развития водородной энергетики до 2024 года.

В Энергетической стратегии прямо обозначена задача по вхождению России в число мировых лидеров по экспорту водорода и установлены соответствующие целевые показатели: до 200 тысяч тонн (2,2 миллиардов кубометров) к 2024 году и на порядок превосходящий ориентир – до 2 миллионов тонн (22,2 миллиардов кубометров) – к 2035 году.

Вместе с тем, приходится констатировать, что на сегодняшний день в целом водородная энергетика в России находится только на ранней стадии своего развития: регулярно появляются инновации на уровне идей, но многие сразу переходят в эксперименты компаний или исследовательских центров с различными источниками финансирования.

Так, в следующих материала данного цикла, посвященного отечественной водородной энергетике как новому стратегическому направлению развития российской экономики, мы подробнее рассмотрим проблемные моменты в создании необходимой инфраструктуры и конкурентные преимущества экспортной ориентированности водородной энергетики России, а также оценим перспективы развития внутригосударственного водородно-энергетического комплекса…



Фёдор Папаяни: Душа человека и смысл его жизни
2020-11-09 09:23 Редакция ПО


Длинный день учителя: половина педагогов заявили о перегрузках из-за ковида
2020-11-09 09:29 Редакция ПО

В новом учебном году из-за коронавирусных требований нагрузка на педагогов ощутимо выросла. Сами школьные учителя из разных регионов пожаловались «Известиям», что буквально валятся с ног. Согласно проведенному профсоюзной организацией опросу, 42% педагогов заявили, что их рабочий день увеличился более чем на час. Среди причин — совмещение онлайн- и офлайн-уроков и разное время начала занятий для различных классов. В Госдуме рассказали «Известиям», что готовятся рассмотреть в первом чтении законопроект о повышении базового оклада учителя.

Час от часу

Чтобы оценить, выросла ли нагрузка на учителей в связи с требованиями ковидной эпохи, московское отделение профсоюза работников народного образования и науки РФ провело опрос «Школы против коронавируса». 42% педагогов отметили, что их рабочий день увеличился более чем на час. Еще у 23% респондентов он удлинился на 30–60 минут, о показателе «менее получаса» заявили лишь 18% опрошенных.

У преподавателей стало уходить больше времени на коммуникации с детьми, родителями и коллегами (это утверждают 59,5% участников опроса), а также появилось много дополнительных непедагогических обязанностей (38%). О том, что в их классах есть дети, которые сейчас учатся дистанционно, заявила треть (31%) учителей.

Исследование проводилось в сентябре, в нем приняли участие 1 тыс. столичных педагогов.

Данные опроса станут основой для экспертного обсуждения с представителями профильных ведомств, потому что нагрузка на педагогов явно выросла и проблема требует решения, подчеркнула в разговоре с «Известиями» председатель московской городской организации профсоюза работников народного образования и науки Марина Иванова.

Но сверхурочно работают не только столичные педагоги.

— На самом деле нагрузка растет с каждым годом, это очень ощущается на фоне недобора учителей в школах — их не хватает. Когда человек и без того вынужден работать сверх нормы, на него сваливаются новые требования, — посетовал в беседе с «Известиями» педагог из Саратова, пожелавший не раскрывать своего имени. — Учителя — адекватные люди, мы понимаем, что эти правила вводятся ради безопасности детей, но нам-то что с этим делать? Мы никаких доплат даже не получаем, а требования усиливаются.

Учительница из Челябинской области, также не пожелавшая раскрыть свое имя, сказала «Известиям», что самое сложное — совмещение онлайна с офлайном. Дистанционный урок длится дольше, объяснять материал сложнее, условия интернет-соединения и качество техники не всегда позволяют вести занятие, не отвлекаясь на сторонние проблемы.

Обучение, а также общение, которое происходит в живом режиме, сложно реализовать в онлайне, подтвердила заслуженный профессор НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.

— Либо это отнимает куда больше времени за счет необходимости проверить подключение, установить контакт и так далее. Но даже если убрать эту составляющую, проверка работ учеников, которые занимаются удаленно, тоже очень трудоемкое занятие, — считает она.

По новым правилам педагоги-предметники сами ходят в класс к ученикам, а не наоборот. И даже одна «эта беготня» отнимает много времени и сил, поделилась с «Известиями» завуч из Татарстана.

— Теперь начало перемены — это обед для одних классов, ее конец — обед для других, а каждый учитель — это классный руководитель. Нужно успеть проследить и за «своими», и за теми, которые обедают. У нас в школе есть молодые учителя, и даже они к концу дня еле-еле волочат ноги. А еще ведь есть требования по санбезопасности! — пожаловалась она.

Усталость педагогов замечают и родители.

— Мы видим, как им сложно, как трудно организовать очно-заочную историю. Это и физически, и морально тяжело. Отражается и на работоспособности, и на здоровье, — поделилась директор по развитию Национальной родительской ассоциации Марианна Шевченко.

Ранее «Известия» писали, что часть школьников вернулась к дистанционному обучению — в разных регионах классы или целые учебные заведения отправились на карантин из-за случаев заражения COVID-19. Класс, отправленный на карантин, начинает учиться онлайн по своему расписанию. То есть дети просто возвращаются к схеме, отработанной во время весенней самоизоляции. Педагоги выходят на онлайн-уроки из кабинета, который закреплен за классом. В самих учебных заведениях занятия для разных классов начинаются в различное время, отменены школьные звонки.

За себя и за того парня

Подавляющее большинство учителей в России сегодня работает на полторы ставки, а каждый седьмой — на две, подчеркнул первый зампред комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин.

— Кроме того, в регионах, за исключением Москвы и некоторых северных территорий с высокой заработной платой, учитель работает за себя и за того парня, а получает только за себя, — заявил он.

Перевод на дистанционное обучение и последующее совмещение онлайна с офлайном резко увеличили нагрузку на учителей, согласен депутат. В Госдуме давно обсуждают возможность повышения зарплат педагогам. Сейчас это могло бы стать для них существенной поддержкой.

— В ближайшее время Госдума будет рассматривать в первом чтении законопроект, смысл которого в том, что базовый оклад учителя должен быть не ниже двух минимальных размеров оплаты труда по России, — отметил Олег Смолин.

Сегодня, согласно майским указам президента, зарплата школьного учителя должна быть не ниже среднего показателя по региону. Однако зачастую эта планка поддерживается только за счет сверхурочной работы педагогов, рассказала Ирина Абанкина.

— Пока никаких изменений в области нормирования труда не предложено, — сказала она. — Сейчас базовая часть зарплаты учителя составляет 70%, а оставшиеся 30% — это стимулирующие и компенсационные выплаты. Можно было бы решить вопрос за счет вторых. По Трудовому кодексу как раз за работу в условиях, отличающихся от нормальных, положена компенсация.

Однако такие выплаты, отметила профессор, жестко регламентируются, а финансового резерва, который бы позволил реализовать механизм во всех школах, нет.

«Известия» отправили запрос в Минпросвещения, чтобы выяснить, готовит ли ведомство меры поддержки учителей.

Источник: https://iz.ru/1064057/iaroslava-kostenko/dlinnyi-den-uchitelia-polovina-...



О вкладе в науки в реализацию экономической политики
2020-11-09 09:33 Редакция ПО

В наибольшей степени отражает влияние научных публикаций на принятие государственных решений разработка и совершенствование федеральной контрактной системы: процесс, продолжающийся в России, по сути, с конца 1970-х гг. до настоящего времени, который будет продолжаться еще длительное время.

Как известно, основными механизмами государственного регулирования и программирования развития экономики, науки и техники и решения социальных проблем общества в США и странах ЕС являются федеральный (государственный) бюджет, федеральная (государственная) налоговая система и федеральная контрактная система. Эти три хозяйственных механизма составляют триаду – фундамент здания государственного управления, опираясь на который государство в США и странах ЕС осуществляет свои главные экономические функции и государственную предпринимательскую деятельность – государственное хозяйствование.

В литературе разработаны модели:

1) планирование государственных заказов с учетом необходимости решения приоритетных социально-экономических проблем;

2) размещение государственных заказов с выбором его способа в зависимости от объекта государственного заказа и его особенностей. Большое внимание должно уделяться оценке квалификации участников торгов;

3) заключение государственного контракта. Данный блок регламентирует выбор конкретного типа контрактов;

4) управление государственным контрактом;

5) завершение государственного контракта.

Федеральная контрактная система уже более 100 лет разрабатывается и совершенствуется в США и, наряду с бюджетной и налоговой системой, является основополагающим механизмом в системе управления экономикой. Большое значение придается ей и в странах Евросоюза. Для федеральной контрактной системы характерны следующие особенности.

1. Наличие непосредственного государственного хозяйствования или государственной предпринимательской деятельности, регулируемой в правовом порядке, осуществляемой не только предприятиями, находящимися в госсекторе, но и непосредственно государственными министерствами и ведомствами (организация государственных закупок, стратегический маркетинг потребностей в государственных услугах, стратегический контроллинг, взятие любых банковских кредитов под гарантию бюджетных средств и государственной собственности, покупка, продажа, аренда и эксплуатация собственности, включая землю и т.д., проведение любых операций необходимых для предпринимательской деятельности).

2. Регулирование государственного потребления и функционирования федеральной контрактной системы особым разделом права – федеральным контрактным правом.

3. Сложная и детально прописанная организация государственного рынка, наличие на нем четкой специализации и кооперирования производственных процессов, государственного планирования, программирования и контроля.

4. Жесткая конкурентная борьба за федеральные контракты на государственном рынке в связи с его масштабностью, предсказуемостью, гарантированностью и выгодностью.

5. Особая система ценообразования и стимулирования работы на государственную казну. В этой связи правительственные органы рассматривают федеральный контракт как особый экономико-правовой инструмент, стимулирующий конкуренцию на этом рынке среди корпораций-поставщиков, а вся система государственных контрактов рассматривается в рамках общей доктрины рыночной экономики как своеобразная замена общенационального рынка товаров и услуг с его принципами ценовой конкуренции рынком федеральных контрактов.

Именно в связи со сложностью расчетов по крупным государственным программам, особенно заказам на НИОКР, где велик фактор неопределенности, правительственные органы США применяют особо сложные по механизму ценообразования (взаиморасчетов) контракты. Причем в рамках всей федеральной контрактной системы США с ее предельно развитой типологией контрактов на все виды товаров и услуг, включая создание систем вооружения, контракты на программы НИОКР, – это государственные экономические соглашения, наиболее детально разработанные и сложные как по структуре, так и по финансовому механизму.

6. Наличие разнообразных систем финансирования федерального контракта, включая использование его как инструмент залога. Федеральный контракт на товары, услуги и НИОКР, как это особо предусмотрено государственным регулированием, является инструментом залога в коммерческих банках США, а Центральный банк США – Федеральная резервная система – его гарантом. Правление Федеральной резервной системы периодически устанавливает для всех федеральных ведомств США на территории всей страны Перечень уполномоченных коммерческих банков – кредиторов корпораций федеральных подрядчиков под гарантию Федеральной резервной системы. Финансовые операции и займы корпорациям-подрядчикам на государственном рынке осуществляют лишь лидеры банковского капитала Америки.

Федеральный контракт на поставку товаров, услуг, разработку НИОКР как экономико-правовой документ представляет собой детально прописанное соглашение между государством и предприятием-подрядчиком (контракт заключается соответствующим министерством, ведомством от имени федерального правительства и по его поручению) и содержит взаимные обязательства сторон, их ответственность, возможные санкции, имущественные и неимущественные права сторон. Он заключается исключительно на конкурсной основе в результате детально прописанной процедуры конкурса.

Из сформулированных выше условий видно, что процесс формирования такой системы – сложный и длительный, но он позволяет обеспечить необходимые условия для цивилизованного государственного управления. В то же время процессы формирования ФКС в России наилучшим образом характеризуют вклад науки в ее разработку Это, прежде всего труды, В.А. Федоровича (1924– 2013) и его учеников [Федорович 1979; Федорович, Патрон, Заварухин 2010; Федорович, Муравник, Бочкарев 2013; Рубвальтер 2000;  2010]. При этом следует отметить, что В.А. Федорович и его ученики не только писали научные труды, но и активно выступали в поддержку разработки системы, используя различные каналы в администрации Президента, в правительстве, Государственной думе, Военно-промышленной комиссии, ведущих политических партиях.

Процесс поддержки системы то разгорался, то угасал. И только где-то к 2008– 2010 гг. он стал необратимым.

С этой точки зрения полезно рассмотреть генезис формирования этой системы, отраженный в табл. 1.

 

Таблица 1

Основные этапы формирования ФКС

Годы

Наименование событий

Результаты

1979

Публикация книги В.А. Федоровича «Американский капитализм и государственное хозяйствование: Федеральная контрактная система: эволюция, проблемы, противоречия»

Ознакомление широкой научной общественности и специалистовуправленцев с ФКС США

1990

В Программе «500 дней» впервые появляется раздел «Государственная контрактная система» (автор Е.Г. Ясин), предназначенный для решения проблем переходного периода. ГКС создается на базе органов Госснаба, Минторга и Агроснаба

Первое практическое упоминание в документах о ФКС (ГКС)

1995

Постановление Правительства № 360 «О государственной поддержке развития науки и научно-технических разработок»

В постановлении предписывается начать работы по формированию федеральной контрактной системы в сфере исследований и разработок

1996-1997

Эксперимент в ГКНТ России по введению конкурсов в рамках ФКС

Отработан механизм конкурсов на прорывные научно-технические разработки

1997

Указ Президента РФ № 305 от 08.04.1997 «О мерах по борьбе с коррупцией и сокращении бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд»

В соответствии с указом должен был начаться практический переход к внедрению ФКС, в т.ч. на НИОКР и технически сложные инновационные товары

1998

Концепция реформирования российской науки на 1998–2000 гг.

В Концепции заложено положение о переходе на ФКС в области прикладных НИОКР

1998

По заказу Управления государственной научно-технической политики Миннауки России были подготовлены Методические рекомендации по порядку размещения заказов на выполнение научно-исследовательских, опытноконструкторских и технологических работ прикладного характера для государственных нужд путем проведения торгов (конкурса) и иных способов закупки и порядке заключения государственных контрактов

Достоинством Методических рекомендаций является их комплексность и последовательность, определяющая удобство их практического применения

 

 

1998

Проведен первый в России конкурс по формированию государственных нужд

Экспериментально проверен механизм формирования государственных нужд «снизу» (через представителей науки и промышленности)

2005

Принятие Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

Закон упорядочил процедуру размещения заказов и стандартизировал ее. По сути, это хороший закон для стандартных товаров. В то же время он не учитывал специфику НИОКР и технически сложных товаров – в качестве основного механизма размещения заказов, вопреки мировой практике, выбран аукцион. В недостаточной степени учитывалась квалификация разработчиков

2013

Принятие Федерального закона от 05.07.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Разработка и принятие данного закона представляет собой существенный шаг вперед в деле построения современной федеральной контрактной системы. Он достаточно сбалансирован и охватывает основные процессы, связанные с разработкой федерального контракта, включая процесс планирования госзакупок, реализации федерального контракта и его исполнения. В то же время в нем не приведены механизмы и приоритеты формирования федеральных и муниципальных нужд, слабо прописаны вопросы учета особенностей отдельных товарных групп. Закон также весьма громоздок и нуждается в серьезном редактировании

 

В связи с началом перехода к рыночной экономике возник вопрос о формировании общегосударственного рынка товаров, услуг и НИОКР, тем более что системы государственного материально-технического снабжения и торговли были фактически развалены в последние годы перестройки. Поворотным пунктом в процессе формирования основ федеральной контрактной системы в России можно считать указ Президента РФ № 305 от 8 апреля 1997 г. «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» (далее – Указ № 305), которым была введена практика обязательности конкурсных закупок товаров, работ, услуг и НИОКР для государственных нужд. Указ был призван не только решить экономическими методами злободневную для нашей страны проблему коррупции, но и поставить значительно более широкий круг задач, связанных с формированием общегосударственного рынка товаров и услуг на основе федеральной (государственной) контрактной системы. При этом указ в ряде вопросов пошел значительно дальше ранее принятых документов. В нем проведена линия на государственное регулирование и контроль за расходованием государственных средств на приобретение товаров и услуг для государственной казны по всей вертикали государственной хозяйственной власти – от закупок для нужд федеральной казны до расходования средств на эти цели местных органов власти, т.е. бюджетов регионов или городов.

Это гигантская по масштабам задача, значительно продвинутая даже по сравнению, например, с США или странами ЕС, где федеральная контрактная система создавалась десятки лет. Лишь в особых случаях федеральные законы о государственном хозяйствовании США регламентируют процесс размещения контрактов на приобретение товаров или услуг для местных органов власти. Однако единство хозяйственных принципов: конкуренция подрядчиков, торги (гласность), параметры заказа, цена, сроки поставки и т.д. – все это имеет общий характер. В то же время если федеральный контракт США или ЕС – это свод законов в миниатюре, содержащий, кроме указанных параметров, требования государственной научно-технической, промышленной, экономической, патентной, военной и внешней политики, то контракты местных органов власти отражают лишь частично федеральное, но главным образом местное законодательство. В Указе № 305 введено обобщенное и расширительное толкование государственных нужд, понимаемых как закупка продукции (работ, услуг) за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, федеральных внебюджетных фондов, внебюджетных фондов субъектов РФ, а также заказчиков, использующих средства федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, предоставляемых в качестве государственной поддержки, включая государственные гарантии.

Нужно сказать, что Указ № 305 имел огромное экономическое значение как инструмент оптимизации, экономии и прямого сокращения государственных затрат при размещении заказов федеральной казны на всех уровнях хозяйствования, формируя общую организационную концепцию проведения конкурсных конкурентных торгов на поставки главным образом стандартных товаров для хозяйственных нужд государственных органов всех уровней управления. Он наметил ориентиры движения на длительном пути формирования цивилизованного общенационального рынка, основой которого является общегосударственный программируемый рынок товаров и услуг. Одновременно, как это принято в России, он вызвал очередную кампанейщину, поскольку предписывал совершенно нереальный одномоментный и одновременный переход на контрактную систему – без соответствующей подготовки и этапности. И уже совсем скоро волна энтузиазма по внедрению контрактной системы стихла, и развертывание конкурсной системы перешло в неспешный эволюционный ритм. Несмотря на свою своевременность и перспективность, Указ № 305 и утвержденное им Положение об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд (далее – Положение) не смогли решить существующих проблем и учесть все нюансы, возникающие при размещении государственных заказов, вследствие чего требовалось дальнейшее совершенствование законодательной базы, регламентирующей их размещение. Наиболее продвинутым в плане внедрения элементов ФКС в середине 1990-х гг. являлся Государственный комитет по науке и технологиям, а впоследствии – Министерство науки и технологий РФ. В 1996 г. в ГКНТ проводился эксперимент по отработке элементов конкурсной системы. С принятием Указа № 305 развернулась работа по подготовке методических документов, отражающих специфику сферы исследований и разработок.

Далее последовал Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ). Однако, вопреки ожиданиям, его принятие не решило большинства накопившихся проблем и противоречий. Закон проигрывал Указу № 305 по наиболее существенным компонентам.

Закон был ориентирован преимущественным образом на экономию бюджетных средств в их примитивном бухгалтерском представлении. Из этого концептуального недостатка вытекало и большинство процессуальных недостатков закона, в частности отсутствие учета особенностей отдельных групп товаров, работ, услуг при размещении государственных заказов. Закон устанавливал одинаковые правила и процедуры размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг массового производства, для которых существует функционирующий рынок, и размещения заказов на выполнение работ и оказание услуг, для которых функционирующий рынок отсутствует, разработку, производство и поставку сложной техники или технических систем, выполнение НИОКР.

Серьезный концептуальный недостаток Закона № 94-ФЗ проявлялся и в отступлении от общепризнанной в развитых странах концепции государственных закупок, согласно которой эталоном, основным способом организации государственных закупок служит проведение открытого конкурса, а все другие способы – разрешенные по разумным причинам отступления от эталона. В действующем российском законодательстве основной способ формально отсутствовал, а по сути таковым признавался аукцион.

Закон не предусматривал проведение двухэтапного конкурса, доказавшего во всем мире свою эффективность при размещении заказов на сложную продукцию и НИОКР, когда конкурсная документация в силу объективных причин не может быть достаточно конкретной. Основная особенность сложных товаров, услуг, работ, включая НИОКР, которую необходимо учитывать при размещении заказов и которая должна найти отражение в контракте, состоит в вероятностном характере получения конечного результата с заранее заданными характеристиками. При этом необходимо и взаимовыгодное решение вопроса о распределении между государством и исполнителем прав на объекты интеллектуальной собственности (ОИС), полученные в процессе реализации заказа.

Теоретически существовали несколько вариантов решения рассмотренных проблем с целью продвижения в деле создания ФКС.

Кардинальным решением могла бы стать подготовка кодекса хозяйственного регулирования, в котором нашли бы отражение особенности выделенных групп товаров и услуг, как это принято, например, в США, где кодекс хозяйственного регулирования, наряду с бюджетным и налоговым кодексом, определяет экономическую жизнь. Второй вариант может предусматривать выделение специального раздела, предусматривающего учет особенностей НИОКР и технически сложных товаров. На наш взгляд, второй вариант является предпочтительным, т.к. он позволяет оптимизировать процедуры размещения государственного заказа на научно-техническую продукцию без внесения серьезных изменений в другие части закона. В то же время и он являлся бы определенным паллиативом, ибо не устранял основные противоречия федерального законодательства в области государственных закупок. Дело в том, что Гражданский кодекс, на который опирается федеральное законодательство в области госзакупок, рассчитан на взаимодействие двух равноправных субъектов, а не на взаимодействие государства-суверена и поставщика продукции для государственных нужд, которые должны регулироваться специальными законодательными актами.

Так, например, в США правовую основу ФКС составляют 2 фундаментальных законодательных блока – Кодекс федерального регулирования и федеральное контрактное право.

Кодекс федерального регулирования рассматривает планирование, размещение и контроль за выполнением государственных заказов как одну из важнейших и сложнейших экономических функций государства. Федеральное контрактное право представляет собой целостный блок законов, регламентирующих заключение на территории США любых контрактов, включая контракты на выполнение заказов для государственных нужд. Кодекс федерального регулирования содержит специальный раздел «Регулирование государственных заказов», состоящий из 8 томов и детально регламентирующий процедуры планирования, размещения, управления ходом реализации и контроля за качеством исполнения государственных заказов.

Однако было принято другое решение. 5 июля 2013 г. был принят ФЗ № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Он, безусловно, представляет собой определенное продвижение вперед в деле формирования основ ФКС. Он достаточно сбалансирован, охватывает основные процессы, связанные с разработкой федерального контракта, включая процесс планирования госзакупок, реализации федерального контракта и его исполнения. В него введен специальный раздел, связанный с двухэтапным конкурсом. В то же время в нем не приведены механизмы и приоритеты формирования федеральных и муниципальных нужд, слабо прописаны вопросы учета особенностей отдельных товарных групп. В результате правительство вынуждено дополнительно принимать постановления об учете особенностей отдельных товарных групп, в частности НИОКР, в ФЦП. Закон также весьма громоздок и нуждается в серьезном редактировании.

Можно констатировать, что в России сформированы основы федеральной контрактной системы. Однако до настоящего времени остаются практически не проработанными механизмы управления федеральным контрактом, эффективного финансирования и кредитования поставок, в т.ч. за счет частного капитала, стимулирования поставщиков и потребителей, ценообразования и др.

Государственное регулирование экономики в РФ на современном этапе – это императив времени, иначе невозможно обеспечить стабильное поступательное развитие. Оно должно строиться на основе использования федеральной контрактной системы с учетом общенациональных и государственных потребностей. Масштабы и формы государственного программирования и планирования будут различными и должны диктоваться интересами общественного развития, такими как усиление эффективности и конкурентоспособности капитала и производства, развитие экономики, науки и техники, повышение благосостояния нации, обеспечение национальной безопасности, места и роли страны в мировом хозяйстве. Они также будут определяться соотношением экономической роли государственного и частного секторов – двух взаимодействующих партнеров в создании национального богатства страны, их вклада в валовой внутренний продукт.

Можно с полным основанием считать, что постепенное развертывание федеральной контрактной системы обеспечит единство финансово-экономической, научно-технической, инновационной и промышленной политики государства, а также будет способствовать более эффективной экономической, научно-технической и промышленной интеграции России в мировое хозяйство. В то же время не следует забывать и о вкладе профессора В.А. Федоровича в становление этой системы.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ). Проект 17-02-00078.

 

 

 

Список литературы:

[1] Рубвальтер Д.А. 2000. Нужна ли России Федеральная контрактная система. – Исследование НГ-ПОЛИТЭКОНОМ. № 17. 5 дек. С. 7.

[2] Рубвальтер Д.А. 2010. О разработке Федеральной контрактной системы Российской Федерации. – Власть. № 4. С. 4-13.

[3] Федорович В.А. 1979. Американский капитализм и государственное хозяйствование: Федеральная контрактная система: эволюция, проблемы, противоречия. М.: Наука. 487 с.

[4] Федорович В.А., Патрон А.П., Заварухин В.П. 2010. США: Федеральная контрактная система: механизм регулирования государственного хозяйствования. М.: Наука.1054 с.

[5] Федорович В.А., Муравник В.Б., Бочкарев О.И. 2013. США. Военная экономика. М.: Международные отношения. 616 с.

 

Автор: Рубвальтер Д.А.– доктор экономических наук, советник директора Московского центра технологической модернизации образования «ТемоЦентр».

Источник: Журнал «Власть», 2018, №1, С.22-29.



Цитата
2020-11-09 09:34 Редакция ПО
«Эти стены имеют одно свойство: сначала ты их ненавидишь, потом привыкаешь, а потом не можешь без них жить» 


Роль высшего образования в формировании гражданской идентичности
2020-11-09 09:37 Редакция ПО

Процесс получения высшего образования занимает значи­тельный отрезок жизни человека и чаще всего приходится на пе­риод становления его личности. Учеба в вузе для многих моло­дых людей, не имеющих за плечами значительного жизненного опыта, становится первым самостоятельным предприятием, ко­торое окажет значительное влияние на дальнейшее развитие их профессиональных и жизненных траекторий. Это обстоятельство накладывает на представителей высшей школы дополнительную ответственность, так как во многом именно от них зависит эконо­мическая стабильность страны и развитие ее человеческого по­тенциала.

Однако вузы сегодня не имеют возможности направить все свои ресурсы на образовательную, воспитательную и научную деятельность, так как они существуют в рыночной, высоко конку­рентной среде. Конкуренция за абитуриентов вынуждает вузы ис­кать баланс между образовательными и коммерческими целями, что не всегда ведет к положительным результатам [1]. Повышение приоритетности целей, связанных с максимизацией прибыли в некоторых вузах, ведет к снижению качества учебного процесса и сказывается на знаниях, умениях, навыках, а также личностных и гражданских качествах выпускников.

Отметим, что исторически российские университеты созда­вались государством и выполняли государственный заказ на про­изводство квалифицированных кадров для экономики и форми­рование гражданских ценностей [2]. Традиционный возраст по­ступления в университет соответствует возрасту формирования устойчивого мировоззрения и гражданской позиции личности, поэтому университеты и сегодня являются кузницей формирова­ния гражданской идентичности.

Одной из важнейших задач высшего образования является развитие человеческого потенциала на благо экономической ста­бильности страны. Работа по развитию человеческого капитала в том числе включает в себя прививание студентам правильных гражданских и внутрикорпоративных ценностей, что ведет к фор­мированию гражданской идентичности. Обучение в вузе и его корпоративная культура, включающая миссию, видение, правила и нормы поведения студентов, формирует не только профессио­нальные качества будущего специалиста, но и его отношение к труду, культурным ценностям страны и, в конечном счете, воспи­тывает любовь и уважение к своей стране. Университетская среда является уникальным феноменом, в рамках которого его участ­ники готовы добровольно следовать правилам и традициям при условии, что сотрудники вуза демонстрируют заинтересованность и принимают личное участие в процессе формирования личности каждого отдельно взятого студента и поколения в целом [3].

Абитуриенты приходят в университет не только за знаниями и умениями по конкретному направлению обучения. Университет - это феномен социализации личности, которая формируется в про­цессе обучения [4]. Вуз - это не только перечень изучаемых дис­циплин, вуз - это также и инфраструктура (студгородок, учебный кампус, столовые, библиотека и пр.), и студенческие мероприя­тия, научная творческая атмосфера, и корпоративная культура и многое другое. Благодаря синергетическому эффекту от сложения этих составляющих, студент конкретного вуза становится носи­телем корпоративных и гражданских ценностей, которые в этом вузе приняты. Важной задачей для высшего образования всегда являлось привить студентам умение постоянно учиться и крити­чески мыслить, а сегодня в условиях ускоренного развития всех сфер жизни - этот навык для выпускников высшей школы явля­ется особенно важным. И именно поэтому люди с высшим об­разованием более приспособлены к меняющейся внешней среде, могут гибко реагировать на ситуацию и принимать взвешенные решения.

Люди, получившие высшее образование, живут в соответ­ствии с ценностями и установками, которые были получены в процессе учебы. Более того, они транслируют эти ценности во внешнюю среду, передают их своему окружению, выстраивают в соответствии с ними все сферы жизни. Становление гражданской идентичности, реализации духа патриотизма реализуется в со­циокультурной проектной деятельности, направленной на транс­формацию ценностно-мировоззренческих оснований социально­экономической жизни [5, 6]. Институт образования - важная часть механизма становления личности, формирования гражданской ответственности и построения фундамента будущей экономиче­ской устойчивости страны.

 

Список использованной литературы

1. Яппарова ДИ. Формирование и эксплуатация имиджа ор­ганизации как важная часть системы управления высшим учебным заведением // Управление социальными инновациями: сборник на­учных статей. - Чебоксары: Чувашский государственный педаго­гический университет им. И.Я. Яковлева, 2019. С. 374-379.

2. Большаков А.Г., Зазнаев О.И. Формирование гражданской идентичности: проблемы, современное состояние, перспективы // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 12 (26): в 3-х ч. Ч. II. C. 38-41.

3. Яппарова Д.И. Корпоративная культура высшего учебного заведения как элемент формирования патриотического сознания студентов // Военно-патриотическое воспитание молодежи: ма­териалы III Всероссийской научно-практической конференции. - Уфа: РИК УГАТУ, 2019. С. 502-505.

4. Мустаева Ф.А., Сизоненко З.Л. Муниципальное управление образованием: сущность и функции // В сборнике: Совершенство­вание системы государственного и муниципального управления в условиях реализации приоритетных национальных проектов в Российской Федерации // Сборник материалов Всероссийской (национальной) научно-практической конференции с междуна­родным участием (к 100-летию Республики Башкортостан). - Уфа, 2019. С. 295-301.

5. Бикметов Е.Ю., Лукьянов А.В. Духовный, социокультур­ный и языковой контекст развития научного знания: моногра­фия. - Уфа: УГАТУ, 2019. 225 с.

6. Бикметов Е.Ю. Теоретико-методологические проблемы оптимизации управления современным образованием: дис. д-ра социол. наук: 22.00.08. - Уфа, 2003. 288 с.

 

Автор: Яппарова Д.И., Уфимский государственный авиационный технический университет, г. Уфа.

Источник: Соотношение конфессиональной, этнической, региональной и гражданской общероссийской идентичности в общественной и политической среде Республики Башкортостан: сборник материалов Всерос. молодежной науч. школы-конф., проведенной 26-28 марта 2020 г. – Уфа: Мир печати, 2020. – С. 134-137.



«Будущее аналитики: от азбучных истин к системе аналитических центров»
2020-11-09 09:53 Редакция ПО

Сущность аналитики в сфере государственного управления развитием и обеспечением безопасности страны

Классическое определение понятия «Аналитика»

Аналитика (др.-греч. άναλυτικά — буквально: «искусство анализа») — часть искусства рассуждения — логики, рассматривающая учение об анализе — операции мысленного или реального расчленения целого (вещи, свойства, процесса или отношения между предметами) на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно-практической деятельности человека.

Термин «аналитика» впервые введен Аристотелем для обозначения техники логического анализа явлений и процессов природы и общественной жизни. В основе аналитики лежит разложение процесса логического мышления на достаточно простые элементы (анализ) и формирование (синтез) из них сложных форм мышления.

Аналитика в сфере государственного управления развитием и обеспечением безопасности страны

Применительно к сфере государственного управления развитием и обеспечением безопасности страны аналитика представляет собой теорию и практику формирования государственной политики, обеспечивающей необходимое развитие страны и установление требуемого или достижимого в конкретно складывающихся внутренних и внешних условиях уровня ее безопасности.

Задачи и принципы формирования политики

Формирование политики осуществляется в соответствии с принципом «от общего — к частному».

Политика государства

Анализ состоит в корректном последовательном делении «общего» — государственной политики, на составные части (выделение внутренней и внешней политики, выделение в них экономической, военной, демографической и других частных разделов политики), установлении их целей и формировании совокупности мер, обеспечивающих достижение целей.

Синтез состоит в объединении частных политик в единую политику государства, обеспечивающую его развитие и безопасность.

Теория аналитики содержит концептуальные, методологические, и методические основы решения указанных задач анализа и синтеза.

Практика аналитики состоит в применении теории для решения задач анализа и синтеза при формировании конкретной государственной политики.

Идентификация политики

На концептуальном уровне идентификация политики государства в целом и ее составных частей предполагает:

– выявление субъектов политики и отношений между ними;

– установление целей политики;

– определение средств достижения целей;

– определение способов применения имеющихся средств.

Сущность политического процесса

Субъекты политики, исходя из текущих и желаемых отношений, формируют свои цели и, используя допустимыми в сложившихся условиях способами, имеющиеся средства, осуществляют деятельность, направленную на требуемое изменение отношений.

Эта деятельность ведет к установлению новых отношений, изменению самих субъектов, их целей, имеющихся средств, способов и условий действий.

Многократное повторение описанной процедуры составляет суть функционирования рассматриваемой системы, т. е. суть соответствующей политики.

Выделенное в некоторый момент времени состояние этой системы (рис.1) отражает текущее состояние рассматриваемой политики.

Следовательно, рис. 1 отражает не только взаимосвязи элементов той или иной политики в статике, но и динамику развития отношений между ними как единство и борьбу противоположностей между целями субъектов политики и средствами их достижения, между политическими действиями и устанавливаемыми в их результате отношениями.

Авторы:

Анисимов В.Г., доктор технических наук, профессор

Анисимов Е.Г., доктор технических наук, доктор военных наук, профессор

 С. 28-31



В избранное