[свободная трибуна] Бесстрашные. Пять историй о подвигах, совершенных бортпроводниками
Бесстрашные. Пять историй о подвигах, совершенных бортпроводниками
12 июля -- Всемирный день бортпроводника.
Профессию бортпроводника многие целиком и полностью относят к сфере
обслуживания, рассматривая стюардов и стюардесс лишь как людей,
обеспечивающих сервис
в воздухе. Но бортпроводники -- это члены экипажа самолета, которые в
экстренных ситуациях должны сделать все для спасения жизней пассажиров.
Порой ради этого
они жертвуют своими жизнями. Мы вспомнили несколько историй о подвигах,
совершенных представителями этой профессии.
Надежда Курченко
15 октября 1970 года самолет Ан-24, следовавший рейсом Батуми -- Сухуми --
Краснодар, был захвачен террористами: отцом и сыном Бразинскасами. Через
пять
минут после взлета Бразинскас-старший передал 19-летней стюардессе Надежде
Курченко конверт, в котором содержались требования угонщиков.
Девушка вбежала в кабину пилотов и крикнула: <<Нападение!>> Преступники
бросились за ней, пытаясь ворваться к пилотам. Надежда встала у них на пути.
Пранас Бразинскас убил стюардессу двумя выстрелами в упор.
Угнанный Ан-24 совершил посадку в турецком Трабзоне. Лайнер, пассажиры,
экипаж и тело убитой стюардессы были переданы советской стороне, а вот
террористы
остались в Турции.
Бразинскас-старший был осужден турецким судом на 8 лет лишения свободы, его
сын получил два года. Вскоре оба были освобождены по амнистии и перебрались
в США.
В 2002 году Пранас Бразинскас был убит сыном во время бытовой ссоры.
Альгирдас Бразинскас за убийство был приговорен к 16 годам лишения свободы.
Указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество и отвагу Надежда
Владимировна Курченко была награждена орденом Красного Знамени (посмертно).
Тамара Жаркая
8 марта 1988 года многодетная семья Овечкиных, члены которой являлись
участниками музыкального ансамбля <<Семь Симеонов>>, предприняла попытку
захвата самолёта
Ту-154, выполнявшего рейс по маршруту Иркутск -- Курган -- Ленинград.
Угонщики потребовали лететь в Финляндию.
Работавшая на рейсе 28-летняя стюардесса Тамара Жаркая пыталась успокоить
угонщиков, находившихся в состоянии, близком к истерике. Особенно опасны
террористы
стали после того, как поняли, что Ту-154 приземлился не в Финляндии, а в
СССР.
Один из угонщиков, Дмитрий Овечкин, застрелил стюардессу. Сам убийца
покончил с собой во время штурма самолета сотрудниками милиции.
За мужество и отвагу Тамара Иннокентьевна Жаркая была награждена орденом
Красного Знамени (посмертно).
Юлия Фомина
15 марта 2001 года самолёт Ту-154М с бортовым номером RA-85619, выполнявший
чартерный рейс по маршруту Стамбул -- Москва, был захвачен террористами.
Благодаря
действиям бортпроводников, успевших предупредить экипаж, летчики успели
закрыться и не впустить преступников в кабину.
По требованию угонщиков, угрожавших взорвать самолет, лайнер был посажен в
Саудовской Аравии, в аэропорту города Медины.
Преступники угрожали начать расправу над пассажирами, если не будут
выполняться их требования. Главным было прекращение боевых действий в Чечне.
Для себя
преступники требовали дозаправки самолета и возможности вылета в Афганистан.
В ходе длительных переговоров властям Саудовской Аравии удалось добиться
того, что 20 пассажиров террористы отпустили. Еще 15 удалось сбежать,
пользуясь
тем, что люки самолета из-за жары были открыты.
Днем 16 марта саудовский спецназ готовился к штурму. Экипаж самолета покинул
борт через аварийный люк кабины пилотов.
В момент начала штурма бойцам спецназа не удалось открыть все люки самолета.
Один из люков для них открыла 27-летняя стюардесса Юлия Фомина. Во время
боестолкновения
на борту самолета девушка погибла.
Посмертно Юлия Фомина была награждена орденом Мужества.
Андрей Дьяконов и Виктория Зильберштейн
9 июля 2006 года авиалайнер
Airbus
https://news.mail.ru/company/airbus/
А310-2324, выполнявший рейс по маршруту Москва -- Иркутск, совершил посадку
в пункте назначения. Однако вместо остановки самолет вдруг начал снова
набирать
скорость. Лайнер выкатился за пределы взлётной полосы, пробил бетонное
ограждение аэропорта и врезался в гаражи. Полуразрушенный самолет загорелся,
люди
оказались в огненной ловушке.
Бортпроводник Андрей Дьяконов находился в хвосте самолета. Его напарница
погибла сразу.
Андрей сумел выбить заклинившую дверь и стал выпускать пассажиров в тот
момент, когда рядом уже бушевало пламя.
Ему удалось буквально вытолкнуть из гибнущей машины 30 человек. В какой-то
момент самолет начал разрушаться. Мужественный бортпроводник не успел
выбраться.
Посмертно Андрей Дьяконов был удостоен ордена Мужества.
22-летняя бортпроводница Виктория Зильберштейн, работавшая на том же рейсе
Москва -- Иркутск, после столкновения и начала пожара сумела выбратьсяиз-под
завала
кресел и багажа и открыть аварийный люк над крылом самолета.
Через него сумели выбраться двадцать человек. Последней борт покинула сама
Виктория.
Девушку доставили в больницу: во время катастрофы она получила сотрясение
мозга.
Впоследствии за совершенный подвиг Виктория Зильберштейн была награждена
медалью <<За отвагу>>.
Олег Космачев
17 марта 2007 года самолет Ту-134АК, выполнявший рейс UT-471 по маршруту
Сургут -- Самара-- Белгород, при заходе на посадку в самарском аэропорту
Курумоч
жёстко приземлился на грунт и перевернулся.
В результате лайнер раскололся надвое, а в хвосте начался пожар.
Бортпроводник-стажер Олег Космачев, несмотря, на полученное ранение, открыл
аварийный
люк и начал вытаскивать пассажиров. 32-летний мужчина вынес из салона
двадцать человек. Когда эвакуация была закончена, он стал оказывать первую
помощь
пассажирам.
Сразу после катастрофы, в которой большинство находившихся на борту выжили,
в том числе благодаря действиям Олега Космачева, ходили разговоры о том, что
бортпроводника
представят к званию Героя России.
В интервью <<КП-Нижний Новгород>> в 2018 году сам Космачев сказал: <<Сначала
в авиакомпании UTair, где я работал, говорили, что нужно дождаться окончания
расследования: дескать, до этого представлять к награде члена экипажа как-то
ни то ни се. А потом об этом эпизоде просто перестали вспоминать>>.
Чиновники поясняют: в соответствии с Положением о государственных наградах
Российской Федерации, ходатайство о награждении государственными наградами
возбуждается
коллективами организаций по месту основной работы лица, представляемого к
награждению государственной наградой. Если авиакомпания не представила
бортпроводника
к награде, значит, нет для этого оснований.
Возможно, сказалось и то, что виновными в катастрофе были признаны летчики.
В марте 2010 года Самарский областной суд признал командира экипажа Олега
Зубкова
и второго пилота Андрея Лопанова виновными и приговорил их соответственно к
6 годам лишения свободы условно с испытательным сроком 4 года и 2 годам
условно
с испытательным сроком 2 года.
Олег Космачев в авиацию после случившегося не вернулся. Когда заходит речь о
награде, которую он так и не получил, отвечает просто: спасал людей не ради
орденов
и медалей.
https://news.mail.ru/society/37951206/?frommail=10