[свободная трибуна] Статья: В дебрях медиастана
![](http://mediasubs.ru/author/avatar/16516928.png)
[свободная трибуна] Статья: В дебрях медиастана
приветствует Вас!
В дебрях Медиастана
Исраэль Шамир
В кино редко бывают состязания фильмов - каждый фильм живет своей жизнью. Но
одновременно вышедшие на экраны два фильма про Джулиана Ассанжа и его организацию
<Викиликс>: <Пятая власть> опытного Билла Кондона и <Медиастан> молодого шведского
режиссера Иоханнеса Вальстрема устроили гонки за лидерство.
Трудно сравнивать эти фильмы: <Пятая власть> стоил тридцать миллионов долларов,
а <Медиастан> был снят на чистом энтузиазме за мелкие деньги. Раскрутка <Пятой
власти> стоила еще двадцать миллионов, а <Медиастан> обошелся несколькими обращениями
Ассанжа к зрителям. Но произошло что-то совершенно невероятное: фильм, снятый
молодыми энтузиастами, победил голливудскую продукцию по количеству просмотров.
За один уикэнд полмиллиона зрителей скачали <Медиастан> в интернете, втрое обогнав
количество просмотров <Пятой власти>, сообщила The Hollywood Reporter, газета
киноиндустрии. Атмосфера состязания, обычно не свойственная кино, повлияла на
результат. Как раз в день выхода <Пятой власти> на экраны в Англии, Ассанж обратился
к публике с призывом: <Не тратьте время и деньги на голливудскую продукцию! Лучше
соберитесь с друзьями и посмотрите <Медиастан> за наш счет!> и несколько дней
фильм можно было увидеть бесплатно (он выложен в интернет тут http://vimeo.com/ondemand/mediastan)
а <Пятая власть> провалилась с кассовой точки зрения.
Пятая власть
В фильме <Пятая власть> роль Ассанжа играет Бенедикт Камбербэтч, памятный зрителю
по серии Би-би-си <Шерлок Холмс>. Это стандартный американский фильм, противопоставляющий
хорошего героя - Даниэля Берга - и героя похуже, Джулиана Ассанжа. Хороший любит
котов, а плохой смотрит на них без симпатии. Хороший сочувствует американским
агентам, а плохому довольно все равно, что с ними станет в результате разоблачений.
Хороший любит папу и маму, а у плохого семьи просто нету. Хороший мечтает о добре,
а плохой о славе. На фоне - разговоры о журналистском ремесле, редакции больших
газет, сенсации; хорошая девушка, которая любит хорошего парня, и не любит плохого;
сердечные американские агенты в странах Азии и Африки, которые рассказывают о
местных злодеях Госдепу и гибнут, разоблаченные бессердечным Ассанжем:
Ассанж боролся против этого фильма, считая его клеветой и оговором. Право, у
Джулиана не было оснований так расстраиваться. Могло быть куда хуже. Ведь в основу
фильма легла книга Даниэля Берга, который был помощником и сотрудником Джулиана,
а потом перешел на сторону его врагов. Берга, как и некоторых других соратников
Ассанжа, соблазнили небольшими деньгами, надеждами на карьеру, постоянным местом
работы, пятью минутами славы. Берг нанес несколько страшных ударов по <Викиликс>
- он украл архивы, сменил пароли, заблокировал сервер. Он объяснял свое поведение
несогласием с идеями <Викиликс>.
Организация Джулиана считала, что элиты постоянно плетут заговоры против народа,
и хотела создать такую обстановку гласности и открытости, в которой заговоры
станут трудными или почти невозможными. Берг, напротив, считал, что солидные
дяди в элитах и разведслужбах лучше знают, что они делают, и что огласка должна
быть умеренная, подконтрольная. Очень быстро Берг сделал и следующий шаг - что
лучше вообще без огласки. Он попытался создать конкурента <Викиликс>, воспользовавшись
тем, что он сумел заблокировать серверы и <Викиликс> практически перестала действовать.
Но это у него не получилось - не прибежали к нему разоблачители, новые Мэннинги,
а если прибежали - то их последующая судьба осталась неизвестной.
С Джулианом власти справились мягко, но решительно. Шведская феминистка, сотрудничавшая
с ЦРУ, подала на него жалобу - мол, вопреки уговору, он спал с ней, не предохраняясь.
Прокуратура истребовала против него интерполовский <красный> ордер на арест,
англичане нацепили ему браслет на ногу, и после долгих мытарств основатель <Викиликс>
укрылся от выдачи на Гуантанамо в посольстве Эквадора в Лондоне, где он сидит
уже второй год.
Страшнее оказалась судьба сержанта Мэннинга - его держали месяцами голышом под
постоянным светом прожекторов в камерах военной тюрьмы, и продолжают судить и
мучить.
Но их подвиг был не напрасным. Одной из важных публикаций <Викиликс> было знаменитое
видео, отснятое американскими боевыми пилотами в Багдаде, на котором видно, что
они безжалостно - как в тире - расстреливают журналистов, детей, мирных жителей.
Это видео произвело шоковое впечатление на американскую общественность, убедило
ее в несправедливости агрессивных войн, а это сработало в сентябре 2013 года,
когда американский народ поддержал не своего, а русского президента, и сорвал
планы нападения на Сирию.
Медиастан
Три парня и две девушки ведут машину по просторам Средней Азии. Они пересекают
высокие горы, проезжают недостроенные туннели, пастбища с овцами, мраморные дворцы
Ашхабада и арыки Алма-Аты, беседуют с интересными людьми и обсуждают свободу
слова. Фильм-путешествие, но не забавы ради эти молодые люди пустились в дальний
путь. Их послал Джулиан Ассанж с важной миссией - доставить похищенные депеши
Госдепа народам Востока. В фильме участвует Джулиан Ассанж собственной персоной
- беседует с активистами и - по скайпу - с редакторами газет.
Таков <Медиастан>, второй фильм об Ассанже и <Викиликс>. Если фильм <Пятая власть>
был задуман врагами Ассанжа, то <Медиастан> был снят друзьями и соратниками.
Это они странствовали по среднеазиатским республикам и предлагали депеши редакторам
местных газет. Те, в основном, отказывались - всюду есть американское посольство,
и всюду оно достаточно влиятельно. Многие депеши задевали интересы местных олигархов
или баев - так же опасное развлечение. Да и не так просто было публиковать -
депеши нужно было отобрать, перевести, поставить в контекст, объяснить читателю.
Для местных газет ноша была непосильной.
Назввание <Медиастан> напоминает названия республик - Узбекистан, Таджикистан,
Афганистан - и их СМИ. Но фильм показывает, что Медиастан - то есть царство робких
подвластных СМИ - тянется вплоть до Нью-Йорка и Лондона. Режиссер фильма Иоханнес
Вальстрем встречается с редакторами <Гардиан> и <Нью Йорк Таймс> и спрашивает
их - почему они цензурировали названия западных корпораций, которые давали взятки,
почему они сверяли свои публикации с ЦРУ и Пентагоном? <Они могут нас засудить,
они могут нас уволить или посадить>, в таком ключе отвечают и редакторы ведущих
газет.
Главная идея Ассанжа - что документы способны сами по себе влиять на общественное
мнение - оказалась неверной, как мы понимаем благодаря этому фильму. Ведущие
западные газеты передергивали и цензурировали депеши так, чтобы посильней ударить
по России и по ее репутации. (Особенно мрачную роль сыграл Люк Хардинг, самый
анти-русский журналист <Гардиан> - он работал над фильмом против Ассанжа, а сейчас
он получил заказ на книгу о Сноудене.) Фильм <Медиастан> позволяет понять механизм
<Викиликс> - как Ассанж надеялся освободить людей, показав им всю правду, и как
трудно заставить людей узнать правду. Для этого мало фактов - нужны еще и сильные
СМИ.
Только у России есть интеллектуальная мощь и политическая самостоятельность,
чтобы противостоять западной машине по промыванию мозгов. Поэтому именно в России
нашел убежище Эд Сноуден - по наводке <Викиликс>. Ассанж тоже со временем понял,
что Россия незаменима. Недаром и этот фильм был в основном сделан в России,
и отснят на пост-советском пространстве.
<Медиастан> - визуально красивый фильм, великолепно снятый Федором Ляссом, известным
русским кинооператором (Это он снял <Духлесс>). Режиссер Иоханнес Вальстрем ранее
работал на шведском ТВ, это его первый полнометражный фильм (я бы его больше
похвалил, но неудобно - все-таки мой сын). Фильм выложен в интернет тут http://vimeo.com/ondemand/mediastan
С уважением
Нина.