Уважаемые участники дискуссии,
позволю себе высказать свое мнение по поводу предмета дискуссии.
Во-первых, приятно, что дискуссия проходит в цивилизованном виде и
без оскорблений. Каждый высказывает свою точку зрения, с которой опять
же каждый может согласиться или нет, исходя из своего понимания предмета
спора.
Когда мы спорим о каких-то экспериментальных данных, полученных
по всем правилам научного исследования, то последующие вопросы могут
потом сводиться в основном к их интерпретации, если исходные данные
не однозначны. В ходе этих дискуссий могут рождаться новые схемы опытов
для получения более однозначного ответа, который уже не вызывает никаких
дискуссий, так как с ним, по крайней мере, большинство ученых
соглашается.
В данном случае понятие "смысл жизни" обсуждается больше в
философском значении, а, значит, экспериментально не доказуемом. Так
как, насколько я понимаю, в данном случае речь не идет о биологическом
смысле этого понятия - достижении каждым организмом своей основной
генетически обусловленной целевой функции в виде самовоспроизводства.
Мне, надеюсь, и другим было весьма интересно читать разные точки
зрения о смысле жизни. Вопрос этот очень большой и неоднозначный и,
на мой взгляд, сильно пересекается с религиозным учением о Боге. И так
же как у каждого верующего в душе находится свой Бог, так и у каждого
нормального человека есть свое понятие о смысле жизни, исходя из всего
накопленного им жизненного опыта, уровня образования, воспитания,
жизненных ценностей, условий обитания.
Я уже как-то раз высказывался по этому поводу. Один считает смыслом
жизни достижение материального достатка, другой - достижение нирваны
с помощью постоянных медитаций, третий - "покарать неверных"... И таких
разных смыслов жизни может быть сотни, а, возможно, и тысячи. Дикарь,
пожирающий людей в Африке, ничего плохого в этом не видит, так как для
него это способ выживания. И никакие нравственные понятия и заповеди
типа "не убий" на него не подействуют.
Иначе говоря, понятие "смысл жизни" - это философская категория,
которая должна всегда рассматриваться не абстрактно, а конкретно к
каким-то определенным социально-историческим и жизненным условиям.
А так как последних может быть очень много, то и определений исходного
понятия тоже может быть очень много и каждое из них будет по своему
правым. Поэтому у меня есть предложение желающим продолжить эту
дискуссию перенести ее дискуссионный лист Андрея - активного участника
этой дискуссии. Его рассылка больше соответствует поднятой теме.
Борис Кауров.