Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Старение и антистарение

За 2006-07-09

Re: "Старение и антистарение" : Смысл Жизни

Очень приятно, что уважаемый Борис Кауров в своём комментарии к статье
психолога Илоны Вистбакка, "Психология и возраст", увидел поучительную
историю о смысле жизни. Думаю, что, открыв тему о смысле жизни, можно будет
понять и причины депрессии, и раскрыть проблему "Старения и антистарения", и
выяснить механизм ясновидения, и т.д. и т.п. Со своей стороны, предлагаю
Вашему вниманию небольшую вырезку из моей книги, где излагаю суть граничных
условий, необходимых для понимания смысла Жизни.

- Рассуждения о смысле жизни обычно зиждутся на античной идее: <Человек -
мера вещей>. Очень уж хочется Человеку только себя видеть на пьедестале
<пупа Земли>. Очищение от грехов, служение идеям, поклонение, созерцание,
удовлетворение - вот тот неполный перечень, в чём люди видят смысл своей
жизни. Будто без Человека - Жизнь на Земле застынет и лишится всякого
смысла.

Ведущий понимающе закивал головой и доктор продолжил:

- Всё это - всего лишь выдумки и заблуждение человеческого ума. Достаточно
вспомнить поговорку: <Собака лает - ветер дует>, где ветру глубоко
безразлично, о чём там лает собака. Точно также законам, творящим Жизнь, нет
дела до того, что Человек фантазирует в потугах самообмана, создающих
завораживающую иллюзию собственной значимости и непоколебимости воззрений о
смысле Жизни. Смысл Жизни лежит совершенно в иной плоскости и вне всяких
человеческих категорий. Поэтому бесчисленные размышления о смысле Жизни с
позиций Человека - гроша ломаного не стоят. Конечно же, найдутся апологеты,
которые возмутятся и категорически отвергнут мою крамольную мысль. Однако
сколь убедительны не были бы их доводы, и что бы я ни возразил, - законам
Жизни всё это без разницы. Они как действовали, так и будут действовать вне
наших суждений, убеждений, воззрений, страданий, мучений и т.д. и т.п.

- Так как же распознать эти Законы, чтобы найти верный ответ на главный
вопрос о смысле Жизни? - вмешался ведущий.

- Для этого, прежде всего, разберёмся с заблуждениями. Суть заблуждения
состоит в том, что весь смысл Жизни на Земле приписывается только Человеку и
замыкает на нём же. Йога, к примеру, чётко представляет смысл своего
существования - достичь состояния нирваны, растворить человеческую сущность
в полевой структуре Сознания мира растений и там... бесследно исчезнуть.
Ничего удивительного. Неспроста же йоги уверены, что их души переселяются в
тела животных, в растения. Ведь смысл жизни йоги прямо соответствует уровню
жизнеустройства первобытной общины. Известно, что, с достижением цели,
система утрачивает востребованность. Думаю, никто не сомневается в том, что
если достичь конечной цели, то стимул к совершению дальнейших действий
просто исчезает, а отсутствие действий - это и есть верный признак смерти. К
примеру, в технике - смерть наступает, когда устаревшую модель выкидывают на
свалку. Человек умирает, его хоронят, но ведь Жизнь продолжается и она
непрерывна. Отсюда следует, что цель Жизни на Земле обладает уникальным
свойством бесконечности.

Ведущий согласно кивнул головой, и доктор продолжил:

- В то же время, человеческие воззрения о смысле Жизни вытекают из каких-то
частных систем типа: религиозных, идеологических, национальных, кастовых,
расовых и т.п. Все эти системы замкнутые, тогда как смысл Жизни на Земле для
всего живого един, и он ни от чего не зависим.

- Почему замкнутые? - удивлённо спросил ведущий.

- Если бы они были открытыми, то могли бы сливаться воедино, и не было бы
такого многообразия, к примеру, в религиозных течениях. Разве от этого смысл
Жизни меняется? Можно как угодно искажать смысл Жизни у себя в уме и тешить
своё Эго. Этим можно забавляться всю жизнь, тогда как цель Жизни находится
вне замкнутой системы и едина для всего живого. Её искажённое представление
в умах - ровным счётом ничего не значит. Это всего лишь частные домыслы
смертного тактика, тогда как всё живое на Земле движется к единой цели, и
законы Жизни распространяются на всё и вся. Если же Человеку кажется, что
Вселенная вращается вокруг него, то более глупой картинки придумать
невозможно.

- Ну и как можно тогда познать смысл Жизни? - иронично спросил ведущий.

- Проникнуть в тайну смысла Жизни способен наш бессмертный стратег, наше
сознание, - продолжил доктор. - А поведение той или иной системы никак не
может влиять или искажать законы Жизни. Именно эта независимость законов
Жизни от поведения частных систем гарантирует непрерывность Жизни.

Доктор перевёл дыхание и продолжил:

- Теперь попробуем охарактеризовать цель Жизни. Эта цель едина, обладает
свойством неразрывности и бесконечности. Цель Жизни на Земле и её Законы
существуют, как объективная реальность, вне зависимости от какой-либо из
частных систем. Законы Жизни охватывают всё живое на Земле. Вот какими
условиями должен руководствоваться Человек для понимания смысла своей Жизни,
а все суждения о Жизни вне этих условий просто иллюзорны. Они не
соответствуют действительности.

- Всё таки, в чём же смысл Жизни на Земле? - вновь спросил ведущий, и доктор
виновато улыбнулся.

- К сожалению, тут я вынужден сделать остановку, поскольку прямо сейчас Вы
перестанете меня понимать. Не обессудьте, но вы меня просто не будете
слышать.

- Как это? Почему? - удивился ведущий.

- Дело в том, что уму страшно подумать и признать, что он вместе с телом и
своим маленьким <я> умрёт. Поэтому издревле ум мечется в поисках надёжной
опоры во внешнем мире, и паутиной связей с жизнью опутывает разум, застилая
ему открытое видение. В то же время, жизнь - это творчество её Создателя, и
чтобы вникнуть в Его замысел, в смысл Жизни, также требуется творческий
подход. К сожалению, ум к этому просто не готов и будет всячески
противиться.

- Может быть, поясните? - попросил ведущий.

- Хорошо, - согласился доктор. - Я поясню на примере, как известное
выражение: <Хлеба и зрелищ> закабаляет творческую мысль, - уточнил он и
продолжил:

- Главную мотивацию ума для рождения мысли и совершения разумных действий я
вижу в известном изречении: <Хлеба и зрелищ>. <Хлеб> олицетворяет собой
источник материального благополучия, уверенности в завтрашнем дне и
спокойствия для ума. Для того чтобы обладать <Хлебом>, уму требуются
соответствующие <производители> и <поставщики> из внешнего мира. Поэтому ум
занят поиском надёжных источников и опорных точек вне себя во внешнем мире,
которые обеспечили бы ему спокойное существование. Это и полезные
знакомства, и высокооплачиваемая работа, и безнаказанная наглость, и труд в
обмен на блага <Хлеба>, и т.д. и т.п. Спокойствие уму необходимо из-за
страха. Тело смертно, а ум, будучи неотъемлемой частью тела, знает или
догадывается о своей неизбежной кончине. Чтобы утихомирить <вой> инстинктов,
возбуждающих страх, ум стремится чем-то компенсировать их и заглушить
внутреннюю тревогу. Путь к разумной компенсации ум видит в создании условий
причастности Человека к жизни. Для этого ум опутывает человека нужными и
ненужными связями с жизнью, обволакивая Человека иллюзией присутствия в
жизни. При этом, чем надежнее и прочнее связи с внешним миром, - тем
гарантированнее спокойствие ума. Однако в процессе создания связей с внешним
миром, ум входит в зависимость от существующих стереотипов и догм. Это
обусловлено тем, что функционирование, то есть оживление связей с жизнью, ум
видит в признании человека со стороны внешнего мира. Естественно, при этом
человек становится заложником зависимости от окружающих, а его ум -
невольным пленником внешних <правил игры>. Однако для ума главное - это
создать побольше иллюзий востребованности и причастности к жизни, вплоть до
абсурдной уверенности, что смерть минует человека. Подобные иллюзии дают
спокойствие, а по сути - всё это самообман.

- А что в этом плохого? - удивился ведущий. - Пусть даже самообман, но зато
спокойствие уму.

- Мы говорили о том, что без творческой мысли невозможно понять творчество
Создателя, а наличие только ума для творчества недостаточно. Дело в том, что
озарение к голове даже самого умного человека с энциклопедическими знаниями
не способно отыскать свой путь и снизойти. Для этого необходимо, чтобы мысль
обладала свободой для контакта с озарением. Но о какой свободе может идти
речь, если разум опутан условностями, стереотипами и догмами внешнего мира?

- Ну и как быть в этом случае? - спросил ведущий.

- Очень просто, - невозмутимо продолжил доктор. - Надо освободить ум от
какой-либо зависимости. Только с отсечением связей зависимости можно
говорить о свободе мысли. Представьте, скольких бессмертных творений
лишилось бы человечество, если, непризнанные при жизни, люди в своём
творчестве руководствовались бы стереотипами и догмами внешнего мира,
которые навязаны уму.

- Конечно, для творчества нужен свободный полёт мысли, - глубокомысленно,
вставил своё слово ведущий.

- Не только свободный полёт, - продолжил доктор. - Даже с обретением свободы
мысль ещё не способна творить. Для творчества необходимо также обладать
богатым духовным миром, откуда можно черпать первопричины для творений.

- Пожалуй, - согласился ведущий.

- А если нет этой внутренней духовности? - вопросом продолжил доктор. - Тут
на помощь приходят <Зрелища>, призванные компенсировать убогость внутреннего
мира человека. Удовольствиями и соблазнами внешнего мира, ум с лёгкостью
забалтывает внутреннюю духовную пустоту человека. Однако <зрелища> внешнего
мира краткосрочны, и ум вынужден искать новые забавы, услады и более острые
ощущения для души. В этом смысле, одиночная камера - хороший тест для
выявления насколько открыт разум человека для творчества.

Ведущий вопросительно посмотрел на доктора, а тот невозмутимо продолжил:

- В отрыве от внешней жизни, можно судить, сколь богат внутренний мир
человека, а точнее, как долго человек может взаимодействовать сам с собой.
Взаимодействие человека с самим собой имеет место для двух составляющих. Ум,
как оперативное тактическое <я>, с одной стороны, и сознание, как большое
стратегическое <Я>, с другой стороны. Следует учесть, что, будучи в
одиночестве, всегда опасно идентифицировать себя с маленьким <я>, способным
и <с ума сойти>, и даже <харакири> над собой устроить. Наше сознание прямого
доступа во внешний мир не имеет, а взаимодействует с внешним миром
посредством ума. К примеру, материальным миром в основном управляют люди с
суженным сознанием.

Ведущий удивлённо посмотрел на доктора, и тот пояснил:

- Узость стратегического мышления компенсируется изворотливостью
тактического ума. С одной стороны, это даёт уму преимущество для манипуляций
над людьми, живущими <на заданную тему>. Однако, с другой стороны, суженое
сознание не может контролировать амбициозность ума. В результате, ум берёт
верх над сознанием, а человечество, начав свой путь с рабства, свело
многовековой <прогресс> к процессу демократизации рабства. Поэтому ставить в
заслугу сознания цивилизованный вид человека ошибочно. Внешний лоск
человека, создаваемые умной наукой и техникой, не соответствует его
внутреннему содержанию, его духовности. Поэтому в лайнере, перелетающем
через океан, в элегантном костюме с бабочкой легко прячется и
гурман-каннибал, и изощрённый насильник. Поэтому до сих пор принимаются
законы, направленные против работорговли.

- Вы несколько увлеклись со своим примером, - сухо констатировал ведущий.

- Верно, увлёкся, - с улыбкой согласился доктор. - Я его привёл для того,
чтобы было понятно, почему только через расширение своего сознания человек
имеет тенденцию к обретению духовности и свободы мысли. Я твёрдо убеждён,
что процесс расширения сознания человека жизненно востребован, и его следует
активизировать насколько это возможно. Рост духовной мысли позволит
сотворить для наших же детей Чело-Вечные условия жизни на Земле.

- К чему это вы так говорите? - несколько обиженно спросил ведущий.

- К тому, что вряд ли можно понять и принять смысл Жизни в мире, где Любовь
низведена на низкопробный потребительский уровень. Говорить сейчас о том,
что душа бессмертна и это не поповские выдумки, а объективная реальность,
тем более неразумно. Всё это надо пережить в самом себе, осознать. Даже если
я скажу сейчас в чём смысл Жизни, всё равно принимать моё слово на веру -
бессмысленно. Чтобы познать свой смысл Жизни, надо заглянуть в себя,
встретиться с самим собой и обрести своё истинное <Я>. Всё это надо, чтобы
самому прочувствовать, пережить и осознать, а не полагаться на чужое слово
или слепую веру. Иначе невозможно. Я могу только подсказать дорогу туда, но
не более. В то же время, чтобы выйти на этот путь и узнать смысл Жизни, надо
иметь хотя бы поверхностное представление о тех принципах, которые творят
Жизнь. Я говорю о жизнетворящих природных принципах, которых следует
придерживаться в пути...
С уважением Артур Саканян.

   "Sakart" 2006-07-09 22:26:59 (#570071)

Re: "Старение и антистарение" : Психология и возраст

БК> 2. Правда, не всех художников живопись спасает от депрессии. Недавно
БК> у меня был один пациент - член Союза художников в возрасте за 60 лет.
БК> Занимается рисованием больше 20 лет и уже почти два года не может
БК> выйти из депрессии.
Депрессия - это духовный голод. Чем больше Душа, тем больше
ей "пищи" требуется. Я испытывал депрессию после армии в 20
лет. Причиной ее было увлечение бездуховной философией
диалектического материализма (в армии много начитался, чтоб не
отупеть от монотоной жизни в неволе).
В организме человека вырабатываются вещества подобные
наркотическим. При депрессии их вырабатывается очень мало. Причина в
том, что прекрашается информационное развитие. Начинается
информационный внутренний кризис. Одной из основных задач религиозных
произведений (например, Евангелие) - психологическая терапия, которая
позволяет преодолеть данный кризис и восстановить внутрений баланс в
психике.
Об этом можно говорить много. Если будут вопросы, я продолжу.

БК> Более того, у него очень развитая и
БК> крепкая мускалатура бицепцов (сгибательной мускулатуры рук), хотя
БК> он никакой зарядкой не занимается.
Думаю, причина в правильном питании. Возможно, при неправильном
питании токсины засоряют мышцы, а выводятся токсины из мышц через
тренировки.
Когда я переодически начинаю есть много мяса (пильмени) при
сидячем образе жизни, то тонус мышц падает.
После голодания, даже не делая зарядку, мне удавалось увеличить
количество подтягиваний на перекладине.

БК> Может, кто из читателей объяснит
БК> данный феномен - отличное сохранение мускулатуры в течение
БК> многих лет при отсутствии постоянных каких-либо специальных
БК> физических упражнений.

Андрей mailto:andreo***@m*****.ru

   2006-07-09 21:38:28 (#570043)

"Старение и антистарение" : Психология и возраст

О ВОЗРАСТЕ: МОЖЕТ ЛИ ИЗМЕНИТЬСЯ И СТАТЬ
ЛУЧШЕ ВЗРОСЛЫЙ УЖЕ ЧЕЛОВЕК?
Здравствуйте, читатели!
С вами снова я, психолог, Илона Вистбакка.

...И захотелось мне поговорить с вами о возрасте. Наверное номер рассылки
навеял: мне в этом году 35 лет уже будет осенью. Зрелый возраст.
Бальзаковский. И в письмах ваших нет, да и мелкнет вопрос: Может ли
измениться к лучшему взрослый уже человек? Можно ли начать все: карьеру,
личную жизнь, здоровье с чистого листа в 30-40 лет?

Я отвечу так: кто-то - может, а кто-то - нет. Обычно, кстати, по моим
наблюдениям, тот, кто меняется такие вопросы себе если и задает, то в
начале, когда он только думать начинает: хорошо бы мне, скажем, выучить
испанский. Давно мечталось, а сейчас и время вроде есть и на работе
испанец - сослуживец. Или скажем, брошу-ка я курить: и жена будет довольна
и здоровье поправится. И самому будет приятно: решил и сделал.

А стоит человеку начать что-то делать, внятуться в в процесс работы над
собой, вопрос о возрасте куда-то испаряется. А у некоторых наступает желание
пойти дальше: начать ходить в спортзал, заняться бизнесом, развестись или
жениться, переехать жить в другой город, поступить учиться.

Почему? Человек меняться начинает, узнавать о себе и своих желаниях
лучше, он начинает жить свою жизнь и делать то, что интересно именно ему.
Но есть люди, которым трудно и непривычна мысль: сменить профессию в
40 лет или уехать жить из города в деревню, заняться рисованием или
фотографией, да так, что начать устраивать выставки своих работ.

Не меняется лишь тот, кто не хочет, не видит причины, пользы, выгоды
измениться. Или боиться: а вдруг не получится? Или не своей головой думает,
а телевизором или маминой или подружкиной. Не меняется - его дело, стало
быть ему так комфортно быть тем, кто он есть, что и нет нужды заниматься
собственным развитием. Главное, чтобы каждый делал то, что хочет и никаких
депрессий не было на свете.

А напоследок я расскажу вам историю. Правдивую. Жила на Средней Волге
женщина. Всю жизнь она проработала на пароме: перевозила людей с одного
берега на другой. Пока не стала слабой, больной. И пришлось ей работу
оставить. А деньги? Пошла она в няньки к мальчику-дачнику. И в первые
в жизни увидела акварельные краски и бумагу. Мальчик показал ей как нужно
держать кисточку, мешать краски....

Увлекло пожилую женщину рисование так, что забыла она про тяжелые
болезни, про горечь, про страдания, про мысли о том, что скорее бы умереть,
так я жить устала. Она просто стала рисовать все, что видела вокруг, что
видела в жизни, всех, кого любила и потеряла: мужа, погибшего в войну, мать,
сына, из-за тифа не дожившего до 15 лет. А так как она нигде не училась, то
рисовала все в примитивной манере. Так назвал ее манеру рисовать художник,
который приехал в деревню на следующее лето.

Работы ему так понравились, что он взял несколько с собой. А потом
приехал и за другими - картины пришлись по душе его друзьям и знакомым,
так что он решил устроить выставку ее картин в Москве. С той выставки жизнь
женщины не стала другой, хотя выставки ее работ были потом и во многих
городах Европы и даже в Америке.

Она рисовала свои картины, а люди приезжали в эту деревню, чтобы
увидеть эту художницу и просто поговорить и купить картину. Потому что
картины ее были такие радостные, такими красками яркими они были написаны,
что и подумать нельзя было, что их автор видел горе и несчастья в своей
жизни. Они были полны жизни, света и дарили людям энергию.

Умерла художница в 86 лет. И говорят, она умерла счастливой у мольберта
с кистью в руке. Всего вам самого хорошего и будьте здоровы,

Илона Вистбакка, web***@y*****.ru
Опубликовано : subscribe.psychology.spectr.depressia, Выпуск номер 34.

Комментарий Бориса Каурова.

1. Очень поучительная история. В том числе о смысле жизни..

2. Правда, не всех художников живопись спасает от депрессии. Недавно
у меня был один пациент - член Союза художников в возрасте за 60 лет.
Занимается рисованием больше 20 лет и уже почти два года не может
выйти из депрессии. Но интересен мне он был не этим. Оказывется он
обладает даром предвидения. и экстрасенсорными способностями.

И это еще не все. Меня сильно удивило другое. Внешне обычный
человек среднего телосложения, невысокого роста, но у него очень
крепкая рука. Особенно это проявляется при рукопожатии, хотя я сам
себя хиляком не считаю. Более того, у него очень развитая и
крепкая мускалатура бицепцов (сгибательной мускулатуры рук), хотя
он никакой зарядкой не занимается.

Я не позанимаюсь всего одну неделю и уже чувствую ослабление
мышечного тонуса, а здесь он ничем специально не занимается, а мышцы
рельефные и крепкие не только на руках, но и на животе. Для меня это
большая загадка. Сам художник это тоже не может объяснить. Правда,
не все мышцы у него в хорошем тонусе. В частности, он отмечает
существенное снижение потенции. Может, кто из читателей объяснит
данный феномен - отличное сохранение мускулатуры в течение
многих лет при отсутствии постоянных каких-либо специальных
физических упражнений.

С точки зрения физиологии я могу объяснить это тем, что у него в
в головном мозгу существуют постоянные очаги возбуждения, которые
посылают импульсы в мышцы, создавая постоянный несколько
повышеный мышечый тонус. В тяжелой атлетике есть даже подобная
методика для накачивания мышц - изометрия, когда атлет только усилием
воли напрягает мышцы. Многие атлеты в своих занятиях комбинируют
изометрические (статические) мышечные напряжения и динамические,
достигая при этом весьма больших результатов.

Возможно, у нашего художника такое слабое изометрическое
напряжение мышц идет постоянно (или достаточно часто) на
подсознательном уровне. Но почему ? Возможно, как следствие
определенной нервной патологии.

   2006-07-09 20:27:54 (#570006)