Re: "Старение и антистарение" : Смысл Жизни
Очень приятно, что уважаемый Борис Кауров в своём комментарии к статье
психолога Илоны Вистбакка, "Психология и возраст", увидел поучительную
историю о смысле жизни. Думаю, что, открыв тему о смысле жизни, можно будет
понять и причины депрессии, и раскрыть проблему "Старения и антистарения", и
выяснить механизм ясновидения, и т.д. и т.п. Со своей стороны, предлагаю
Вашему вниманию небольшую вырезку из моей книги, где излагаю суть граничных
условий, необходимых для понимания смысла Жизни.
- Рассуждения о смысле жизни обычно зиждутся на античной идее: <Человек -
мера вещей>. Очень уж хочется Человеку только себя видеть на пьедестале
<пупа Земли>. Очищение от грехов, служение идеям, поклонение, созерцание,
удовлетворение - вот тот неполный перечень, в чём люди видят смысл своей
жизни. Будто без Человека - Жизнь на Земле застынет и лишится всякого
смысла.
Ведущий понимающе закивал головой и доктор продолжил:
- Всё это - всего лишь выдумки и заблуждение человеческого ума. Достаточно
вспомнить поговорку: <Собака лает - ветер дует>, где ветру глубоко
безразлично, о чём там лает собака. Точно также законам, творящим Жизнь, нет
дела до того, что Человек фантазирует в потугах самообмана, создающих
завораживающую иллюзию собственной значимости и непоколебимости воззрений о
смысле Жизни. Смысл Жизни лежит совершенно в иной плоскости и вне всяких
человеческих категорий. Поэтому бесчисленные размышления о смысле Жизни с
позиций Человека - гроша ломаного не стоят. Конечно же, найдутся апологеты,
которые возмутятся и категорически отвергнут мою крамольную мысль. Однако
сколь убедительны не были бы их доводы, и что бы я ни возразил, - законам
Жизни всё это без разницы. Они как действовали, так и будут действовать вне
наших суждений, убеждений, воззрений, страданий, мучений и т.д. и т.п.
- Так как же распознать эти Законы, чтобы найти верный ответ на главный
вопрос о смысле Жизни? - вмешался ведущий.
- Для этого, прежде всего, разберёмся с заблуждениями. Суть заблуждения
состоит в том, что весь смысл Жизни на Земле приписывается только Человеку и
замыкает на нём же. Йога, к примеру, чётко представляет смысл своего
существования - достичь состояния нирваны, растворить человеческую сущность
в полевой структуре Сознания мира растений и там... бесследно исчезнуть.
Ничего удивительного. Неспроста же йоги уверены, что их души переселяются в
тела животных, в растения. Ведь смысл жизни йоги прямо соответствует уровню
жизнеустройства первобытной общины. Известно, что, с достижением цели,
система утрачивает востребованность. Думаю, никто не сомневается в том, что
если достичь конечной цели, то стимул к совершению дальнейших действий
просто исчезает, а отсутствие действий - это и есть верный признак смерти. К
примеру, в технике - смерть наступает, когда устаревшую модель выкидывают на
свалку. Человек умирает, его хоронят, но ведь Жизнь продолжается и она
непрерывна. Отсюда следует, что цель Жизни на Земле обладает уникальным
свойством бесконечности.
Ведущий согласно кивнул головой, и доктор продолжил:
- В то же время, человеческие воззрения о смысле Жизни вытекают из каких-то
частных систем типа: религиозных, идеологических, национальных, кастовых,
расовых и т.п. Все эти системы замкнутые, тогда как смысл Жизни на Земле для
всего живого един, и он ни от чего не зависим.
- Почему замкнутые? - удивлённо спросил ведущий.
- Если бы они были открытыми, то могли бы сливаться воедино, и не было бы
такого многообразия, к примеру, в религиозных течениях. Разве от этого смысл
Жизни меняется? Можно как угодно искажать смысл Жизни у себя в уме и тешить
своё Эго. Этим можно забавляться всю жизнь, тогда как цель Жизни находится
вне замкнутой системы и едина для всего живого. Её искажённое представление
в умах - ровным счётом ничего не значит. Это всего лишь частные домыслы
смертного тактика, тогда как всё живое на Земле движется к единой цели, и
законы Жизни распространяются на всё и вся. Если же Человеку кажется, что
Вселенная вращается вокруг него, то более глупой картинки придумать
невозможно.
- Ну и как можно тогда познать смысл Жизни? - иронично спросил ведущий.
- Проникнуть в тайну смысла Жизни способен наш бессмертный стратег, наше
сознание, - продолжил доктор. - А поведение той или иной системы никак не
может влиять или искажать законы Жизни. Именно эта независимость законов
Жизни от поведения частных систем гарантирует непрерывность Жизни.
Доктор перевёл дыхание и продолжил:
- Теперь попробуем охарактеризовать цель Жизни. Эта цель едина, обладает
свойством неразрывности и бесконечности. Цель Жизни на Земле и её Законы
существуют, как объективная реальность, вне зависимости от какой-либо из
частных систем. Законы Жизни охватывают всё живое на Земле. Вот какими
условиями должен руководствоваться Человек для понимания смысла своей Жизни,
а все суждения о Жизни вне этих условий просто иллюзорны. Они не
соответствуют действительности.
- Всё таки, в чём же смысл Жизни на Земле? - вновь спросил ведущий, и доктор
виновато улыбнулся.
- К сожалению, тут я вынужден сделать остановку, поскольку прямо сейчас Вы
перестанете меня понимать. Не обессудьте, но вы меня просто не будете
слышать.
- Как это? Почему? - удивился ведущий.
- Дело в том, что уму страшно подумать и признать, что он вместе с телом и
своим маленьким <я> умрёт. Поэтому издревле ум мечется в поисках надёжной
опоры во внешнем мире, и паутиной связей с жизнью опутывает разум, застилая
ему открытое видение. В то же время, жизнь - это творчество её Создателя, и
чтобы вникнуть в Его замысел, в смысл Жизни, также требуется творческий
подход. К сожалению, ум к этому просто не готов и будет всячески
противиться.
- Может быть, поясните? - попросил ведущий.
- Хорошо, - согласился доктор. - Я поясню на примере, как известное
выражение: <Хлеба и зрелищ> закабаляет творческую мысль, - уточнил он и
продолжил:
- Главную мотивацию ума для рождения мысли и совершения разумных действий я
вижу в известном изречении: <Хлеба и зрелищ>. <Хлеб> олицетворяет собой
источник материального благополучия, уверенности в завтрашнем дне и
спокойствия для ума. Для того чтобы обладать <Хлебом>, уму требуются
соответствующие <производители> и <поставщики> из внешнего мира. Поэтому ум
занят поиском надёжных источников и опорных точек вне себя во внешнем мире,
которые обеспечили бы ему спокойное существование. Это и полезные
знакомства, и высокооплачиваемая работа, и безнаказанная наглость, и труд в
обмен на блага <Хлеба>, и т.д. и т.п. Спокойствие уму необходимо из-за
страха. Тело смертно, а ум, будучи неотъемлемой частью тела, знает или
догадывается о своей неизбежной кончине. Чтобы утихомирить <вой> инстинктов,
возбуждающих страх, ум стремится чем-то компенсировать их и заглушить
внутреннюю тревогу. Путь к разумной компенсации ум видит в создании условий
причастности Человека к жизни. Для этого ум опутывает человека нужными и
ненужными связями с жизнью, обволакивая Человека иллюзией присутствия в
жизни. При этом, чем надежнее и прочнее связи с внешним миром, - тем
гарантированнее спокойствие ума. Однако в процессе создания связей с внешним
миром, ум входит в зависимость от существующих стереотипов и догм. Это
обусловлено тем, что функционирование, то есть оживление связей с жизнью, ум
видит в признании человека со стороны внешнего мира. Естественно, при этом
человек становится заложником зависимости от окружающих, а его ум -
невольным пленником внешних <правил игры>. Однако для ума главное - это
создать побольше иллюзий востребованности и причастности к жизни, вплоть до
абсурдной уверенности, что смерть минует человека. Подобные иллюзии дают
спокойствие, а по сути - всё это самообман.
- А что в этом плохого? - удивился ведущий. - Пусть даже самообман, но зато
спокойствие уму.
- Мы говорили о том, что без творческой мысли невозможно понять творчество
Создателя, а наличие только ума для творчества недостаточно. Дело в том, что
озарение к голове даже самого умного человека с энциклопедическими знаниями
не способно отыскать свой путь и снизойти. Для этого необходимо, чтобы мысль
обладала свободой для контакта с озарением. Но о какой свободе может идти
речь, если разум опутан условностями, стереотипами и догмами внешнего мира?
- Ну и как быть в этом случае? - спросил ведущий.
- Очень просто, - невозмутимо продолжил доктор. - Надо освободить ум от
какой-либо зависимости. Только с отсечением связей зависимости можно
говорить о свободе мысли. Представьте, скольких бессмертных творений
лишилось бы человечество, если, непризнанные при жизни, люди в своём
творчестве руководствовались бы стереотипами и догмами внешнего мира,
которые навязаны уму.
- Конечно, для творчества нужен свободный полёт мысли, - глубокомысленно,
вставил своё слово ведущий.
- Не только свободный полёт, - продолжил доктор. - Даже с обретением свободы
мысль ещё не способна творить. Для творчества необходимо также обладать
богатым духовным миром, откуда можно черпать первопричины для творений.
- Пожалуй, - согласился ведущий.
- А если нет этой внутренней духовности? - вопросом продолжил доктор. - Тут
на помощь приходят <Зрелища>, призванные компенсировать убогость внутреннего
мира человека. Удовольствиями и соблазнами внешнего мира, ум с лёгкостью
забалтывает внутреннюю духовную пустоту человека. Однако <зрелища> внешнего
мира краткосрочны, и ум вынужден искать новые забавы, услады и более острые
ощущения для души. В этом смысле, одиночная камера - хороший тест для
выявления насколько открыт разум человека для творчества.
Ведущий вопросительно посмотрел на доктора, а тот невозмутимо продолжил:
- В отрыве от внешней жизни, можно судить, сколь богат внутренний мир
человека, а точнее, как долго человек может взаимодействовать сам с собой.
Взаимодействие человека с самим собой имеет место для двух составляющих. Ум,
как оперативное тактическое <я>, с одной стороны, и сознание, как большое
стратегическое <Я>, с другой стороны. Следует учесть, что, будучи в
одиночестве, всегда опасно идентифицировать себя с маленьким <я>, способным
и <с ума сойти>, и даже <харакири> над собой устроить. Наше сознание прямого
доступа во внешний мир не имеет, а взаимодействует с внешним миром
посредством ума. К примеру, материальным миром в основном управляют люди с
суженным сознанием.
Ведущий удивлённо посмотрел на доктора, и тот пояснил:
- Узость стратегического мышления компенсируется изворотливостью
тактического ума. С одной стороны, это даёт уму преимущество для манипуляций
над людьми, живущими <на заданную тему>. Однако, с другой стороны, суженое
сознание не может контролировать амбициозность ума. В результате, ум берёт
верх над сознанием, а человечество, начав свой путь с рабства, свело
многовековой <прогресс> к процессу демократизации рабства. Поэтому ставить в
заслугу сознания цивилизованный вид человека ошибочно. Внешний лоск
человека, создаваемые умной наукой и техникой, не соответствует его
внутреннему содержанию, его духовности. Поэтому в лайнере, перелетающем
через океан, в элегантном костюме с бабочкой легко прячется и
гурман-каннибал, и изощрённый насильник. Поэтому до сих пор принимаются
законы, направленные против работорговли.
- Вы несколько увлеклись со своим примером, - сухо констатировал ведущий.
- Верно, увлёкся, - с улыбкой согласился доктор. - Я его привёл для того,
чтобы было понятно, почему только через расширение своего сознания человек
имеет тенденцию к обретению духовности и свободы мысли. Я твёрдо убеждён,
что процесс расширения сознания человека жизненно востребован, и его следует
активизировать насколько это возможно. Рост духовной мысли позволит
сотворить для наших же детей Чело-Вечные условия жизни на Земле.
- К чему это вы так говорите? - несколько обиженно спросил ведущий.
- К тому, что вряд ли можно понять и принять смысл Жизни в мире, где Любовь
низведена на низкопробный потребительский уровень. Говорить сейчас о том,
что душа бессмертна и это не поповские выдумки, а объективная реальность,
тем более неразумно. Всё это надо пережить в самом себе, осознать. Даже если
я скажу сейчас в чём смысл Жизни, всё равно принимать моё слово на веру -
бессмысленно. Чтобы познать свой смысл Жизни, надо заглянуть в себя,
встретиться с самим собой и обрести своё истинное <Я>. Всё это надо, чтобы
самому прочувствовать, пережить и осознать, а не полагаться на чужое слово
или слепую веру. Иначе невозможно. Я могу только подсказать дорогу туда, но
не более. В то же время, чтобы выйти на этот путь и узнать смысл Жизни, надо
иметь хотя бы поверхностное представление о тех принципах, которые творят
Жизнь. Я говорю о жизнетворящих природных принципах, которых следует
придерживаться в пути...
С уважением Артур Саканян.