«Не произноси свидетельства ложного на ближнего своего», учит нас девятая Мисеева
заповедь. Посмотрим дальше, что же стоит за этими на первый взгляд простыми
словами. В прошлом номере мы остановились на следующем: не только других, но
и себя мы обманываем, допускаем неправду до собственной души и сердца.
Встает вопрос: откуда же принимать правдивые свидетельства? Господь говорит:
сердце наше глубоко – и только Бог знает, что есть в нем. Свидетельствовать о
себе справедливо может сам человек, когда он духовно здоров. И нужно доверие
к его слову. Но даже близкие его, несмотря на ум, опытность, не способность до
конца )а значит – единственное правдиво!), в целостности вынести суд о нем.
Это также верно, как верно свидетельство о Себе только Самого Бога, а не чьи-то
домыслы и рассуждения о Нем.
Когда мы пытаемся с высоты своего житейского опыта или каких-то научных концепций
распознать людей, составить схемы, то схемы получаются ущербными. Живой человек
– тайна, он неповторим, единственен, в нем есть то, чего нет ни в ком другом.
Засвидетельствовать можно только это.
Надо посмотреть, есть ли у нас воля, чтобы услышать такие свидетельства, (а
значит, изменить свое мнение или себя), есть ли желание препятствовать своему
эгоистическому «Я» даже в мыслях приносить свидетельства ложные, одних унижающие,
других – возвышающие. Мы знаем, что дружба порой ломается из-за нарушения равенства,
простой близости двух людей, один из которых становится господином, лидером,
а другой – подчиненным, зависимым. В таком поврежденном состоянии дружеского
союза никакое свидетельство не будет истинно высказано, правдиво воспринято.
И, прежде чем понять, что из нашего сердца истекает, что исходит из наших уст,
нужно трезво, сосредоточенно, скрупулезно, совестливо посмотреть, что мы в себя
вмещаем: сколько противоречий, неправд полуправд, льстивых истин, грубой лжи
мы допускаем до себя и спокойно с ними миримся. Ведь не правда, как я уже говорил,
бывает выгодна нам. С ее помощью мы ищем свои ключи к запасным дверям жизни и
не согласны ждать, когда жизнь по своему желанию будет открывать нам эти двери.
Сказанное касается и Бога, когда Он открывает нам веру. И наших ближних, открывающих
нам свою душу, любовь, желание жить с нами. И наших талантов, получающих возможность
раскрыться в труде, в совершенствовании, на всяком поприще, где видны и горизонт,
и глубина, и высота, и небо.
Свидетельство о человеке должно нести к себе печать замысла Бога о нем. Не только
передавать его нынешнее состояние, но и показывать, кем он может стать, что принести.
Такая надежда на человека дает возможность правдивой, неограниченной жизни. Согласитесь,
что обрывая свидетельства, залог будущей жизни, мы убиваем саму возможность ее.
Вы видите, что девятая заповедь, как и остальные, весьма широка и требует труда,
внимания от того, кто хочет ее выполнить. Если же такого желания нет, то хотя
бы знайте? Ложь активна, у нее свои законы, она не ждет. И всегда воюет с правдой.
Это мы чувствуем по себе. И потому пассивное отношение к девятой заповеди автоматически
приводит к тому, что человек улавливается в сети не-правды и является ее проводником
по жизни. Среднего пути тут нет. Мы обречены сделать выбор: либо сознательный,
утверждающий истину, либо враждебно-пассивный – то есть против добра и Бога.
о. А.Потокин