«Не произноси свидетельства ложного на ближнего своего»,- гласит девятая ветхозаветная
заповедь. Мы продолжаем разговор о ней.
В Евангелии прямо сказано, что душа человека – Божия. И когда мы совершаем какое-либо
действие по отношению к своим близким, то это действие одновременно совершается
и по отношению к Господу, который присутствует в душе другого человека. Поэтому
простое пренебрежение кем-то уже является ложным свидетельством перед миром и
перед этим человеком о том, что душа его недостойна внимания, что она способна
на какие-то иные действия и чувства помимо любви.
Это – хула на мир, на Самого Бога, ложное свидетельство о том, что есть люди,
которые недостойно сотворены, рождены.
Мы знаем, что человек может быть столь глубоким, что всего видимого мира мало,
чтобы душа его была насыщена. Ему нужен сам Бог или Бог в другом человеке, чтобы
душа наполнилась. Когда не бывает так, то он мучается, страдает, высыхает. Вся
его жизнь, которая запечатлевается на лице, есть терпение безысходного страдания,
безнадежного, нескончаемого.
Очень часто мы лжем тем, что своей жизнью утверждаем, будто другой человек бездушен,
что он – не Божий и потому плох. Но если бы природа людей была дурна, то «плохие»
мужчины и женщины смотрелись бы естественно, жили, чем могли. Мы же не считаем
ущербными паука или таракана, муравья или пчелу. У них своя жизнь.
Но когда в человеке жизнь ущемлена неправдой и злом, мы должны помнить: это
зло, насилие совершилось раньше над его душой. И надо плакать и жалеть, что он
является жертвой, а не мы, которые какую-то малую долю его беды чувствуем на
себе – как сигнал тревоги.
Вообще зло человеческое по большей части – сигнал бедствия. В нем душа как бы
исподволь ищет, как привлечь к себе внимание. Бывают дети, которые ведут себя
вызывающе, грубо, жестоко. Единственная причина этого в том, что они обделены
вниманием, пониманием, простым и добрым дружеским отношением.
К сожалению, очень часто зло в людях, которое вопиет о себе, - это протест против
нашего ложного, лукавого, лицемерного добра, которым мы окружаем себя и выставляем
как некое знамя, но которому внутри не соответствуем.
Мы виноваты друг перед другом и ложью в себе, когда не верим, что другие люди
могут принять нас с нашими недостатками – как Бог принимает нас плохими. Давая
маленькую трещину, стараясь хоть в чем-то себя приукрасить, мы начинаем ложный
путь, который всегда заканчивается трагедией и разочарованием.
А бывает иное состояние, которое все чаще встречается. Человек всей жизнью старается
доказать свою никудышность, падшесть, никчемность. Это тоже ложь. За такой личиной
легко прятаться, разрешать себе всякие бесчинства, обманывать людей непониманием,
которого нет, ложной глупостью, ограниченностью и неталантливостью.
Причиной этого часто бывает малодушное нежелание трудиться, трусливое страдание
«не жить» - то есть не встречать опасностей, испытаний, скорбей. Человек прячется
от жизни, расплачиваясь собой и своим величием.
Иногда мы лжем не вдруг, а длительно, когда выдумываем скудоумные истории о
людях и человеческом обществе, отвергая свидетельство Бога о нас, нашем единстве,
нашей природе, о тайне жизни. Ложь разворачивается и дни, и месяцы, и годы. Иногда
– всю жизнь. Человек кладет на алтарь какого-то своего идола мнения, не имеющие
ничего общего с реальностью и потому ложные.
о. А.Потокин