И ЗАПОВЕДАЛ ГОСПОДЬ . . .
Девятая ветхозаветная заповедь говорит: «Не произнести свидетельства ложного
на ближнего своего». Поистине, «Твоя заповедь безмерно обширна», по словам псалмопевца
Давида. Мне даже хочется напомнить вам эти стихи 118 псалма: «Нечестивым (речь
здесь идет о грехах, конечно). Подстерегают меня, а я углубляюсь в откровения
Твои. Я видел предел всякого совершенства, но твоя заповедь безмерно обширна.
Как люблю я закон Твой, весь день размышляю о нем».
Широта девятой заповеди требует и осмысления, и жизненной проверки себя. Первое,
на что мы посмотрим в ней, - на обращение. В церковно-славянском языке девятая
заповедь относится к другу: « Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна».
На русском языке она звучит несколько инче – «на ближнего твоего». Уже эти слова
учат: в заповедь вложен не только узкий смысл о том, что не нужно лгать. Она
открывает само законоустройство жизни.
Конечно, давая эту заповедь людям, Бог не имел в виду, что ложное свидетельство
можно приносить на врага или дальнего своего. Из нее мы понимаем, что у нас по
сути, по природе никого нет, кроме друзей и ближних. И если кто-то становится
нам недружелюбен, далек, это нарушение нормального состояния человека.
Вы помните эпизод в Евангелии, как один человек спрашивал Христа, кто его ближний,
чтобы узнать, как исполнить заповедь любви: «Возлюби ближнего своего». И Господь
рассказал притчу о добром Самарянине, который пожалел путешественника, обкраденного
и израненного разбойниками.
Из ответа Господа понятно: ближним для нас является тот, кому мы можем оказать
милость. Подчеркиваю: Мы. Потому, что в жизни все взаимно – и любовь, и дружба.
Так что близость устанавливает не принимающий человек, а дающий. И все для нас
могут быть друзьями и ближними.
Собственно, для Христа не было людей далеких. Он пришел за всеми, погибшими,
павшими, звал всех – и избранных, и на распутьях, во все часы – первые, последние.
Если мы встаем на путь веры, то должны довериться Ему, а потом, Бог даст, и переживем,
что для нас, как и для Него, нет людей, которые мешают нам жить, противостоят
нам, которые могут отнять у нас существо жизни. Мы пришли отдавать – и отдавать
каждому. И тем, кто не умеет любить, трудиться, благодарить. По крайней мере,
теплую молитву, сожаление, сорадование.
Человек своим сердцем может вместить весь мир. Не сразу, конечно, это происходит,
начинается с малого, например, с супруги, ребенка, матери, становится им другом
и ближним в каждый момент жизни – в том числе и раздоров, и непонимания.
Сердце ищет блага, ищет восстановления доброго, оно не может без другого, несмотря
ни на какие внешние и тяжелые обстоятельства, старается преодолеть их. И когда
какой-то человек приносит нам благо (например, прощение), но по недоверию, враждебности
мы отторгаем его, то это – больное состояние. Сердце любящее стремится к преодолению
зла, а сердце враждующее способно растоптать добро.
Может быть, не явно, но прикровенно девятая заповедь внушает нам удивительную
тайну нашего жития: все для нас должны быть друзьями, ближними, несмотря на испытания,
на тот яд, который порой приносит нам жизнь.
О.Алексий ПОТОКИН