Азы
«Заповедь новую даю вам:
да любите друг друга…»
Великий русский святой Серафим Саровский говорил: если ты стяжаешь мир в душе,
тысячи вокруг тебя спасутся. Им станет жить несказанно хорошо. Следовательно,
в том, что наша жизнь нехороша, надо винить себя самих, скорбеть о том, что не
сделали свою душу тихою, светлой.
Об этом мы говорили в прошлый раз, размышляя над заповедью Христовой о покаянии.
Есть еще одна удивительная черта у покаяния. Кающейся душе Бог дает великую любовь.
Об этом прямо сказано в Евангелии. Христос говорит ученикам о двух людях. Обоим
были прощены долги: одному — малый, другому — огромный.
— Кто больше возлюбит простившего? — спросил Господь.
— Ученики, естественно, ответили:
— Тот, кому больше простили.
— Господь соглашается: правильно. И добавляет:
— Кому много прощается, тот много любит.
Это удивительная тайна жизни, обидная, может быть, для праведников, для тех,
кто чрезвычайно ценит справедливость. Но люди, получившие от Бога прощение за
огромные свои недостоинства, прегрешения, испытывают великой силы чувство — теплое,
радостное, благодарное.
История донесла до нас сведения о многих грешниках, которые являлись притчей
во языцех у граждан благочестивых. Эти грешники меняли свою жизнь, становились
другими после того, как им открывалось, что дает нам Господь Своим прощением,
какая удивительная жизнь после этого начинается. И сами готовы были нести милость
всем остальным.
Мы должны знать: покаяние — это не признание окончательной несостоятельности
своей жизни, потому что мы не можем сделать ничего достойного. Нет, в нем человек
свидетельствует о собственной неправде, иногда очень страшной. И Господь говорит
ему на это: «Ты уже иной!» На другом конце греха лежит святость.
Любой грех приводит к смерти. Но никакой грех не приведет к ней, если мы раскаемся.
Такова великая сила любви Бога. Его жертвенная милость к людям.
Святые свидетельствовали (и это надо запечатлеть в своей душе), что нету такого
зла человеческого, которое могло бы оказаться сильнее любви нашего Творца, нашего
Отца Небесного. И будем помнить: не благочестивая жизнь открывает человеку вечность,
а милосердие Божие. Покаяние — вот основа спасения, основа духовной жизни.
И еще один пример, свидетельствующий о силе покаяния, нужно знать. Он дан в Евангелии
и многое объясняет, изменяет наше отношение к людям и к себе.
Уже в последние часы земной жизни Спасителя, когда Он был вознесен на Крест,
рядом с Ним были распяты два разбойника. Вначале оба смеялись над Христом, поносили
Его, как и все, потому что знали: Он невиновен. А в человеческом обществе невиновный
часто терпит такие же муки, как и злодей, иногда и больше. Но один разбойник
изменился, видя, как достойно, величественно Иисус Христос переносил издевательства,
насмешки и боль.
Почти каждый, кого несправедливо осудили или задели, начинает возмущаться. И
разбойник понял, что простой человек не мог бы переживать на Кресте за тех,
кто его мучает, распинает. Он обратился к Господу: «Я поделом страдаю, а Ты терпишь
невинно. Прошу Тебя, помяни меня во Царствии Твоем!»
Может быть, он ни одной минуты не прожил благочестиво. Грабил, убивал, издевался,
насиловал, унижал. Потонул в нечестии. Но разбойник раскаивается перед Богом
до конца. Ему тоже непросто было сказать перед смертью покаянное слово. Жизнь
уходит. И только верующая, светлая, совестливая душа вдруг может вот так прекратить
издевательства над чистым и беззащитным. Это подвиг — не озлобиться, не потерять
себя, не ругать, не терзать, а перед смертью в страшных страданиях сказать: «Господи,
прости!»
И Господь этому человеку, беззаконнику, убийце, говорит: «Ты первым будешь со
Мной в Раю». Покаяние открывает двери Рая.
Священник Алексий ПОТОКИН