Взгляд
Как говорил Серафим Саровский
В Православии нет догмата о непогрешимости иерархов или отдельных святых. Но
духовный авторитет преподобного Серафима Саровского велик, и его мнение среди
церковных людей всегда воспринимается как приоритетное. Нередко говорят, будто
Православие нуждается в реформировании или же надо вернуться к древним истокам.
Спектр предложений необычайно широк — от призывов восстановить “старую веру”
с двуперстием до попыток переписать Святцы и “приблизить церковное богослужение
к синагогальному”. Автору этих строк довелось беседовать с лицами, стоящими на
крайне противоположных позициях. Однако, если “при всем — при том” они считали
себя православными, никто из них не дерзал заявить, что преподобный Серафим ошибается.
Формальная логика — вещь опасная. Если древние предания незыблемы, то какие именно?
Ведь культовая, обрядовая сторона в жизни Церкви за два тысячелетия менялась.
Если же в церковном богослужении возможны перемены (реформы), где границы, за
которые нельзя переступить? До XVII века на Руси крестились двуперстием. Известные
реформы патриарха Никона вызвали раскол по обрядовым мотивам. Крутые действия
царя Петра лишь усугубили кризис. Сейчас проблема старообрядчества несколько
утратила остроту, но не исчезла. Аргументация Никона исходила от греческих книг,
от наставлений Вселенских Константинопольских Патриархов. Но его поняли не все.
Для старообрядцев книжные доводы противоречили непосредственному религиозному
чувству. Репрессии тем более не убедили сомневающихся. За двуперстное сложение
креста люди шли буквально в огонь. Подобные конфликты требуют для разрешения
времени.
На рубеже XVIII и XIX веков вознесся над Россией кроткий лик Серафима Саровского.
Вот что поведала Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря, составленная архимандритом,
будущим митрополитом священномучеником Серафимом Чичаговым. Пришли к преподобному
Серафиму ревнители старообрядчества, хотели спросить о двуперстном сложении “с
удостоверением истинности старческого ответа каким-нибудь чудом или знамением”.
Едва они переступили порог келии, как отец Серафим подошел к ним, взял одного
за правую руку, сложил его пальцы в трехперстие и сказал: “Вот христианское сложение
креста! Так молитесь и прочим скажите. Сие сложение предано от св. апостолов;
а сложение двуперстное противно святым уставам…”. Другому староверу на вопрос,
какая вера лучше — новая или старая, отец Серафим ответил категорично: “Оставь
свои бредни, жизнь наша есть море, св. Православная Церковь наша — корабль, а
кормчий — Сам Спаситель. …Куда же стремишься ты со своим ботиком (со старообрядческой
общинкой) и на чем утверждаешь свою надежду — спастись без Кормчего?”
Привезли к преподобному женщину, скорченную, потерявшую способность двигаться.
Прежде она ходила в православный храм, крестилась трехперстием. Но стала женой
старообрядца, в церковь ходить не стала. Раз вышла во двор. Там некое “животное”,
как бы огненное, опалило ее огнем. Женщина упала. Стало ее ломать и корчить.
Страдала она три с половиной года. Покаялась. Сказала отцу Серафиму, что рада
перекреститься по православному, но не может.
Тогда преподобный сложил свои пальцы трехперстием и велел: “Перекрестись вот
так во имя Святой Троицы”. Затем святой взял масла из лампады у образа Божией
Матери, помазал больную. И стала она расправляться, даже суставы трещали.
После этого приходила к преподобному одна из дивеевских монахинь. Ее родные все
веровали, но крестились двуперстием. Тогда отец Серафим велел убедить родню молиться
по православному обычаю, спросил об умерших, также молившихся двуперстием, и
еще сказал: “Хоть и добродетельные были люди, а будут связаны: св. Православная
Церковь не принимает этого креста…”. Велел пойти на могилы усопших, положить
по три поклона за каждого и молиться Господу, “чтобы Он разрешил их в вечности”.
О церковном предании преподобный Серафим учил: “Что Церковь положила на семи
Вселенских соборах, то исполняй”…”Вера православная без изъяна”. Нет никаких
сомнений, что Серафим Саровский чтил русских святых, живших до XVII века и следовательно
крестившихся двуперстием. Возникающее здесь культовое и смысловое противоречие
лишь кажущееся. В 70-е годы XX века Русская Православная Церковь сняла со старообрядцев
прежнюю клятву (отлучение), теперь староверы могут войти в православный храм
и креститься по желанию двумя перстами. И почти никто из них в наши храмы не
вернулся. Следовательно дело тут не в перстосложении как в таковом, ибо раскол
имеет свои особые духовные корни. Во времена преподобного Серафима двуперстное
сложение на Руси было знаком раскола. Факт раскола и следовательно знак раскола,
а не способ сложения перстов вызвали столь решительные возражения святого старца.
Возможны ссылки на то, что церковная история знает несколько благочестивых способов
сотворения крестного знамения. Но преподобный Серафим учил не по историческим
прецедентам, а согласно Священному Преданию в Духе Святом, сопровождая проповедь
чудесами и примерами прозорливости. Это неизмеримо достовернее логики.
То же относится к вопросам церковного модернизма и реформизма. Надо ли мечтать
о религиозных нововведениях, если они не совмещаются с поучениями великих святых
подвижников? Иногда ссылаются на Паскаля (1623—1662), открывателя известного
закона физики: “церковные предания формировались, когда человечество находилось
в младенческом возрасте”. Не будем однако сравнивать мнение физика и преподобного.
Паскаль не прав. Созревание Православия и неправославия происходило разными
путями. Человечество, именуемое цивилизованным, вообще-то состарилось под грузом
научных открытий, от духовной дряхлости “впало в детство”… и объявило своим предком
обезьяну.
Владимир ПРИЛУЦКИЙ, кандидат медицинских наук