Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета И ЗАПОВЕДАЛ ГОСПОДЬ . . .


Информационный Канал Subscribe.Ru

                Сегодня мы продолжаем обсуждать девятую Моисееву заповедь. Она звучит так:
«Не произноси свидетельства ложного на ближнего своего». И уже поняли, что ближний
– любой человек, а свидетельство ложное – всякая неправда по отношению к нему,
его жизни, поступкам, выраженная словами, молчанием, мимикой, даже состоянием
души.
        Надо сказать, что девятая заповедь трудна для исполнения и требует великой решимости,
высоты духа. С другой стороны, те, кто хотя бы иногда старался исполнить ее,
настолько принимались Богом,  само их стремление к правде было так угодно Небесам,
что этим людям уготовано блаженство, райское состояние за то, что сумели подняться
против мрака, против лукавства мира сего.
        Священное Писание в чем-то укоряет, а в чем-то и оправдывает человека. Оно говорит:
«всяк человек ложь». До конца наше свидетельство не может быть правдиво. Правдиво
бывает только свидетельство Бога, потому что Он единственный относится к нам
с любовью.
        Любое свидетельство, принесенное без глубокой симпатии, тез того, что нам кто-то
необходим, уже лишено внутренней силы и тайны истины. Именно поэтому составлять
свое мнение с чужих слов о людях, предметах, науках даже религии нельзя, если
эти слова не имеют в себе любви. И наши аргументы убедительно подберутся только
тогда, когда мы сами с уважением относимся к тому, о чем говорим. И добрые зерна
в этих суждениях, науках, верах могут обнаружиться только тогда, когда мы ищем
их  с  подлинной любовью.
        Надо помнить: среди ложных свидетельств есть тонкие виды лжи, когда человек
уверен, что говорит правду, свидетельствует об истине – и, тем не менее, является
лжецом. Такие состояния называются лукавством души. Душа, привыкшая изворачиваться,
очень часто темное представляет как светлое, светлое – как темное с ловкостью
мага, способного одно обращать в другое. Жизнь полна такой лжи.
        Ложь очевидная, явная бывает часто не опасна, хотя, возможно, и выгодна нам.
Но именно различение тайных помыслов, того, что стоит  за видимостью, является
великим искусством. И единственным критерием для различения добра и зла служит
не глубокий ум или мгновенная реакция. Слово, дело должны принести плод. И лишь
по этому плоду мы узнаем дерево.
        Ожидание плода бывает длительным. Оно требует от человека терпения и внимания.
Посмотрим на нашу жизнь – и видим: нет у нас ни терпения, ни внимания, нет даже
самой привычки ждать плодов. Вот и делайте вывод, какими свидетельствами полна
наша жизнь. Часто только зияющая пустота является ее итогом.
        Еще одна грань девятой заповеди открывается в словах – «не приноси свидетельства».
По церковно-славянски это звучит глубже – «не послушествуй». То есть мы не должны
приносить слуху ложные свидетельства.
        У нас есть слух внешний, который воспринимает звуки, и внутренний – единственно
подлинный слух нашего сердца. Если человек принимает и складывает в сердце ложную
мысль или идею, это уже естественно является грехом. Недаром Евангелие открывает
нам: от избытка сердце говорят уста.
        Человек имеет тело – храм души. Оно воспринимает внешнюю информацию через ум,
чувства, душевность. Далее мы делаем выбор: прислушиваться ли к чужим словам,
принимать ли их как истинное свидетельство – или отвергнуть. И наш грех состоит
не только в том, что мы другим людям приносим ложь, но и в том, что допускаем
ее до своей души и сердца.

о. А.Потокин

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.spg2004
Отписаться

В избранное