Жизнь личности не вмещается ни в какие предписания. И первое условие для человека,
который не любит, но хочет полюбить, - не принести другому зла, не разрушить
хотя бы в малом его жизнь. Ведь она сложна, многообразна, включает в себя мысли,
чувства, внутренние движения, борьбу, а еще – близких, дом, хозяйство, весь мир.
Повредишь хоть что-то – и все начнет постепенно рушиться.
То, чем человек живет, что его окружает и наполняет, - и есть закон его жизни.
Здесь, конечно, мало просто «не украсть», «не убить». Нас так легко задеть, ведь
все живое чувствительно к внешнему воздействию, легко обидеть – из-за уязвимости
больных души и тела. И мерка бескорыстности, доброты, понимания, силы чувств
в отношениях между людьми, мы знаем, бывает очень высокой. Что же тогда говорить
про меру Божия бытия, которое объемлет все и вся?
Тот, кто задумывается о том, как не разрушить Божию жизнь, должен почувствовать,
понять: нам это вообще невозможно, по многим причинам. Одна из первых – мы не
понимаем Божией жизни в полноте, до конца. На языке духовном это звучит так:
не знаем Его воли, желаний, устремлений. Потому, что у нас – своя воля, свои
желания, устремления. Мы знаем их. Только тот, кто о них забывает (отвергается
себя), может услышать их у других.
Отношения с человеком складываются только тогда, когда начинаешь его понимать.
У нас нет естественной привычки думать о других. Не просто знать их хозяйство,
но уважать и ценить мысли, цели, желания. Люди в подавляющем большинстве и о
себе-то не знают, что им нужно. А о прочих – тем более. Бог же вмещает в Себя
всех, сейчас и во все времена.
Любовь не знает сословных, иерархических преград. У мира один Творец, поэтому
в сосуществующем нет ничего несовместимого. Человеку, который еще не успел полюбить,
важно это понять. Для его чувства все достижимо, границы и препятствия существуют
только в нашем воображении. Вот почему Евангелие достаточно глубоко, обширно,
многообразно, чтобы все было понятно и ясно для всех людей – разных типов характера,
темперамента, воспитания, общественного положения.
Апостол Павел тоже свидетельствовал: если Царство Небесное обитает в человеке,
оно, естественно, знает законы своей жизни. Тогда не нужно объяснений, посторонних
указаний для жизни. Они идут непосредственно изнутри и непредсказуемы. Нигде
не пропишешь на все случаи жизни, как поступить. Это всегда живое творчество.
И тут каждый человек – творец.
Если я живу в колее, уже протоптанной обществом, семьей, традициями, даже самим
собой, то действую, как автомат. К жизни надо относиться иначе. И как поступить,
решать сейчас, исходы из внутреннего чувства. Только оно может показать, что
кому в какой степени я должен сделать в этот момент. Правда, необходимо помнить:
больные душа, ум требуется сначала вылечить, а потом действовать – «врач, исцели
себя сам».
Новая заповедь, которую дает нам Христос, графически изображается так: «Да любите
друг друга, как Я возлюбил вас». А Господь не перестает любить, не отвергается
нас, даже если мы его мучаем, убиваем. И такой жизненный принцип предлагает выбрать
нам. Этот выбор мы называем крестом.
Заповедь говорит о том, что можно по-доброму, по-хорошему относиться к человеку,
который способен быть для меня крайним врагом, способен не просто убить, а оплевать,
поиздеваться, оклеветать. И я при этом не отказываюсь от него окончательно.
Терплю боль, но не перестаю ждать, когда он вернется из мира зла – «страны далече».
Вот суть креста.
Я вижу правду креста на себе: именно так Бог меня не отвергает, надеется на
меня и ждет. И в ответ, побежденный Его добротой, говорю: «Господи, и я хочу
научиться никого не отвергать, дать им возможность, пусть и раня, жить в моей
душе».
Если человек не может это исполнить в полноте, то может – в малом. Многие люди
это делают. Матери поначалу, скажем, очень щадя своих детей, готовы многое терпеть
за них. Правда, потом опять сказывается человеческое, изменчивое: долго, до конца
терпеть не получается. А именно претерпевший до конца будет спасен.
о. А.Потокин