Суть жизненного креста в том, чтобы беззлобно, по-доброму относиться к людям,
которые, между прочим, могут не только убить, но и поиздеваться, оплевать, оклеветать
вас. К такому выводу мы пришли в прошлый раз, размышляя о заповедях Христовых.
Заметьте, и про крест, и про все наше жизненное бремя Господь сказал, что с
Ним они – блаженство. Но ведь заповеди Его являются вызовом по отношению к нашему
образу существования, прямо противоположны ему. И, с одной стороны, душа с радостью
принимает их, хотя и недоумевает: как реально осуществить? А с другой – ветхий
наш человек протестует, не желает этих заповедей всеми силами. Они для него как
бы смертельны, неприемлемы, это же понятно.
Поэтому у всякого искреннего верующего начинается и разгорается внутренняя борьба:
каким законом жить? Один, Божий, кажется невыполнимым. Как, например, не заботиться
о пище, о крове? Ведь по всему видно: не будешь заботиться – пропадешь. Но если
заниматься только этим, тоже начинаешь пропадать. Значит, надо все-таки взять
крест?
Конечно, будут и трудности, и беды, и падения. И неизвестно, хватить ли сил.
Но человек, признающий, что должен крест взять, уже его взял. Это не значит,
что получится самому донести до конца. Важно, в какую меру мы верим. А как там
выйдет, часто не от нас зависит.
Если бы мы жили цельной жизнью, результат был бы определеннее. А так как мы
часто становимся хромыми, слепыми, глухими, сухими, немыми, то наша забота о
других должна заключаться даже не в том, чтобы им принести много добра, а в том,
чтобы не причинить зла. Понимание этого очень важно. Такой цели почти никто перед
собой не ставит.
В Евангелии есть прямые заповеди, которые говорят: в больном состоянии трудно
помогать другим полноценно. Врач, исцели себя сам.
Правдиво на себя посмотрим. Если я болен, то мое дело – не заразить окружающих,
сдерживать свои стоны, жалобы. На то и дана Благая весть. Она открывает, как
жить больным, и при этом – счастливо, блаженствовать.
Мне кажется, с веками пропало понимание этого, нормы в отношениях людей были
сдвинуты. Стали писаться христианские книги не для грешников, а для каких-то
очень положительных христиан: трудолюбивых, молитвенных, волевых. А по сути –
никто таким не является. Люди вынуждены были притворяться, ведь каждому хочется
быть хорошим христианином. Вера исцеляющая, возрождающая, веселящая душу стала
по-фарисейски требующей и карающей. Лицемерие и в наши дни убивает душу, а значит
– распинает Христа. Произошла какая-то ненужная, страшная подмена.
Среди распинавших Христа были и честные люди. Они искренне верили в то, что
поступают правильно. Но верили в свое, человеческое, а не Божие. И в дальнейшем
так осталось: многие, не зная горнего, небесного, по-земному думают, что делают
добро, а на самом деле приносят многие скорби и себе самим, и окружающим.
Своею жизнью Бог раскрыл нам Царство Небесное. Но, с другой стороны, Его жизнь
как бы выявила вторую природу человека: он Царства Этого не терпит. Усилия людей
направлены на то, чтобы Бога на земле убить. В чем-то они преуспели – распяли
Его. И это – тоже свидетельство о законе земного града, который отныне царствует
и будет царствовать тут. Попробуем простым взглядом охватить его.
Внешне зло торжествует, мы живем уже в аду. А внутренне оно побеждено и безоружно.
Потому, что добро соглашается сойти в ад, принять смерть. Именно Своей смертью
Бог дает нам вступить в Жизнь нашей темной областью там, где мы Его убили. Мы
боимся власти нашего собственного зла, его многообразных проявлений, приносящих
нам наслаждение, а согрешив, стыдимся своего недостоинства. Но, будучи такими,
открываем темные области Богу – на исповеди, по жизни. Признаем себя виновными,
падшими. И Господь говорит тогда нам в ответ: «Живи! Эту твою боль, позор и скорбь
Я беру на Себя».
Суть жизненного креста в том, чтобы беззлобно, по-доброму относиться к людям,
которые, между прочим, могут не только убить, но и поиздеваться, оплевать, оклеветать
вас. К такому выводу мы пришли в прошлый раз, размышляя о заповедях Христовых.
Заметьте, и про крест, и про все наше жизненное бремя Господь сказал, что с
Ним они – блаженство. Но ведь заповеди Его являются вызовом по отношению к нашему
образу существования, прямо противоположны ему. И, с одной стороны, душа с радостью
принимает их, хотя и недоумевает: как реально осуществить? А с другой – ветхий
наш человек протестует, не желает этих заповедей всеми силами. Они для него как
бы смертельны, неприемлемы, это же понятно.
Поэтому у всякого искреннего верующего начинается и разгорается внутренняя борьба:
каким законом жить? Один, Божий, кажется невыполнимым. Как, например, не заботиться
о пище, о крове? Ведь по всему видно: не будешь заботиться – пропадешь. Но если
заниматься только этим, тоже начинаешь пропадать. Значит, надо все-таки взять
крест?
Конечно, будут и трудности, и беды, и падения. И неизвестно, хватить ли сил.
Но человек, признающий, что должен крест взять, уже его взял. Это не значит,
что получится самому донести до конца. Важно, в какую меру мы верим. А как там
выйдет, часто не от нас зависит.
Если бы мы жили цельной жизнью, результат был бы определеннее. А так как мы
часто становимся хромыми, слепыми, глухими, сухими, немыми, то наша забота о
других должна заключаться даже не в том, чтобы им принести много добра, а в том,
чтобы не причинить зла. Понимание этого очень важно. Такой цели почти никто перед
собой не ставит.
В Евангелии есть прямые заповеди, которые говорят: в больном состоянии трудно
помогать другим полноценно. Врач, исцели себя сам.
Правдиво на себя посмотрим. Если я болен, то мое дело – не заразить окружающих,
сдерживать свои стоны, жалобы. На то и дана Благая весть. Она открывает, как
жить больным, и при этом – счастливо, блаженствовать.
Мне кажется, с веками пропало понимание этого, нормы в отношениях людей были
сдвинуты. Стали писаться христианские книги не для грешников, а для каких-то
очень положительных христиан: трудолюбивых, молитвенных, волевых. А по сути –
никто таким не является. Люди вынуждены были притворяться, ведь каждому хочется
быть хорошим христианином. Вера исцеляющая, возрождающая, веселящая душу стала
по-фарисейски требующей и карающей. Лицемерие и в наши дни убивает душу, а значит
– распинает Христа. Произошла какая-то ненужная, страшная подмена.
Среди распинавших Христа были и честные люди. Они искренне верили в то, что
поступают правильно. Но верили в свое, человеческое, а не Божие. И в дальнейшем
так осталось: многие, не зная горнего, небесного, по-земному думают, что делают
добро, а на самом деле приносят многие скорби и себе самим, и окружающим.
Своею жизнью Бог раскрыл нам Царство Небесное. Но, с другой стороны, Его жизнь
как бы выявила вторую природу человека: он Царства Этого не терпит. Усилия людей
направлены на то, чтобы Бога на земле убить. В чем-то они преуспели – распяли
Его. И это – тоже свидетельство о законе земного града, который отныне царствует
и будет царствовать тут. Попробуем простым взглядом охватить его.
Внешне зло торжествует, мы живем уже в аду. А внутренне оно побеждено и безоружно.
Потому, что добро соглашается сойти в ад, принять смерть. Именно Своей смертью
Бог дает нам вступить в Жизнь нашей темной областью там, где мы Его убили. Мы
боимся власти нашего собственного зла, его многообразных проявлений, приносящих
нам наслаждение, а согрешив, стыдимся своего недостоинства. Но, будучи такими,
открываем темные области Богу – на исповеди, по жизни. Признаем себя виновными,
падшими. И Господь говорит тогда нам в ответ: «Живи! Эту твою боль, позор и скорбь
Я беру на Себя».
Суть жизненного креста в том, чтобы беззлобно, по-доброму относиться к людям,
которые, между прочим, могут не только убить, но и поиздеваться, оплевать, оклеветать
вас. К такому выводу мы пришли в прошлый раз, размышляя о заповедях Христовых.
Заметьте, и про крест, и про все наше жизненное бремя Господь сказал, что с
Ним они – блаженство. Но ведь заповеди Его являются вызовом по отношению к нашему
образу существования, прямо противоположны ему. И, с одной стороны, душа с радостью
принимает их, хотя и недоумевает: как реально осуществить? А с другой – ветхий
наш человек протестует, не желает этих заповедей всеми силами. Они для него как
бы смертельны, неприемлемы, это же понятно.
Поэтому у всякого искреннего верующего начинается и разгорается внутренняя борьба:
каким законом жить? Один, Божий, кажется невыполнимым. Как, например, не заботиться
о пище, о крове? Ведь по всему видно: не будешь заботиться – пропадешь. Но если
заниматься только этим, тоже начинаешь пропадать. Значит, надо все-таки взять
крест?
Конечно, будут и трудности, и беды, и падения. И неизвестно, хватить ли сил.
Но человек, признающий, что должен крест взять, уже его взял. Это не значит,
что получится самому донести до конца. Важно, в какую меру мы верим. А как там
выйдет, часто не от нас зависит.
Если бы мы жили цельной жизнью, результат был бы определеннее. А так как мы
часто становимся хромыми, слепыми, глухими, сухими, немыми, то наша забота о
других должна заключаться даже не в том, чтобы им принести много добра, а в том,
чтобы не причинить зла. Понимание этого очень важно. Такой цели почти никто перед
собой не ставит.
В Евангелии есть прямые заповеди, которые говорят: в больном состоянии трудно
помогать другим полноценно. Врач, исцели себя сам.
Правдиво на себя посмотрим. Если я болен, то мое дело – не заразить окружающих,
сдерживать свои стоны, жалобы. На то и дана Благая весть. Она открывает, как
жить больным, и при этом – счастливо, блаженствовать.
Мне кажется, с веками пропало понимание этого, нормы в отношениях людей были
сдвинуты. Стали писаться христианские книги не для грешников, а для каких-то
очень положительных христиан: трудолюбивых, молитвенных, волевых. А по сути –
никто таким не является. Люди вынуждены были притворяться, ведь каждому хочется
быть хорошим христианином. Вера исцеляющая, возрождающая, веселящая душу стала
по-фарисейски требующей и карающей. Лицемерие и в наши дни убивает душу, а значит
– распинает Христа. Произошла какая-то ненужная, страшная подмена.
Среди распинавших Христа были и честные люди. Они искренне верили в то, что
поступают правильно. Но верили в свое, человеческое, а не Божие. И в дальнейшем
так осталось: многие, не зная горнего, небесного, по-земному думают, что делают
добро, а на самом деле приносят многие скорби и себе самим, и окружающим.
Своею жизнью Бог раскрыл нам Царство Небесное. Но, с другой стороны, Его жизнь
как бы выявила вторую природу человека: он Царства Этого не терпит. Усилия людей
направлены на то, чтобы Бога на земле убить. В чем-то они преуспели – распяли
Его. И это – тоже свидетельство о законе земного града, который отныне царствует
и будет царствовать тут. Попробуем простым взглядом охватить его.
Внешне зло торжествует, мы живем уже в аду. А внутренне оно побеждено и безоружно.
Потому, что добро соглашается сойти в ад, принять смерть. Именно Своей смертью
Бог дает нам вступить в Жизнь нашей темной областью там, где мы Его убили. Мы
боимся власти нашего собственного зла, его многообразных проявлений, приносящих
нам наслаждение, а согрешив, стыдимся своего недостоинства. Но, будучи такими,
открываем темные области Богу – на исповеди, по жизни. Признаем себя виновными,
падшими. И Господь говорит тогда нам в ответ: «Живи! Эту твою боль, позор и скорбь
Я беру на Себя».
о. А. Потокин