Сегодня мы завершаем разговор о десятой ветхозаветной заповеди, которая гласит:
«Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего». Или как
говорят кратко: «Не завидуй».
А остановились мы в прошлый раз на том, что нельзя примерять на себя чужую жизнь,
завидовать «белой завистью». Она – самая настоящая черная, ее источник – несытое
сердце, которое разжигает всепожирающее чувство, если вовремя не остановить себя
покаянием.
Со всех сторон слышны воздыхания и сожаления об иных исторических эпохах, государствах,
будущих перспективах, чужих семьях, прежней погоде и возрасте. Люди начинают
тосковать о них, ставших химерами, мифами, обесценивая настоящее, великое здесь
и сейчас.
Десятая и последняя заповедь указывает человеку на круг его возможных желаний
и проявлений личностных интересов и запрещает его внимание к чужому.
Можно привести много примеров, таких естественных. Женщина, допустим, в лучших
чувствах завидует чужому ребенку – и начинает томиться.
В наш воинственно распущенный век трудно представить, как можно не перейти духовно
чистую грань в отношениях с приятным человеком – не пожелать души и сердца его.
Часто образы чужой жизни смущают, вносят недоверие к своему достоянию, подозрительность
к близким, рождают ненужные амбиции, которые никогда не удается утолить. Пьющий
сию воду возжаждет опять.
В Священном Писании сказано: предпочтительно давать, чем брать. Посмотрим, что
нам легче по жизни: принимать или отдавать? И даже если нам бывает очень приятно
подарить, принимать дары намного легче. И можно без ошибок сказать: пожелание
чужого, алчба в нас развиты.
Один святой говорил: «Мое только то, что я отдал». Поистине счастлив человек
только тогда, когда свободно, щедро раздает (но не бездумно раскидывают кому
попало!), когда даже при скудости может отдать свою последнюю лепту – и чувствует
себя не обделенным. Он тогда обладает всем. А в жадности, в завистливости своей
становится нищим богачом, рабом – и того, что имеет, и того, что хотел бы иметь.
Зависть и зависимость – похожие слова.
Недаром святитель Иоанн Златоуст повторял: богач – не тот, кто имеет, а тот,
кто хочет иметь. Поэтому скромный богач – нищ, а жадный попрошайка – наоборот.
Исходя из такого критерия, все мы – богачи, которым трудно войти в Царство Небесное.
Оттого, что жаждем отнюдь не малопонятного торжества духа над материей, а звенящей
и сверкающей реальности в кошельке.
В нашей серой действительности мы встречаемся с прекрасными порывами чувств,
позволяющими человеку уважать себя, когда он нелицемерно печалится о том, что
у кого-то недостает, чего-то мало, и всем сердцем, всем своим достоянием желает
восполнить недостаток у искренняго своего. В этом случае человек проявляет Божию
любовь, живя не для себя, а для другого. В этом все заповеди и пророки, когда
мы не можем быть cчастливы одни, а счастливы только тогда, когда счастлив другой.
Вот великое желание Бога о нашей жизни и Его промысел о нас, в котором Он отдает
Себя на земле вплоть до Его последней жертвы – смерти.
Мы завершили знакомство с десятью заповедями. Их можно проверять и осуществлять
умом, словами, можно – жизнью, поступками. Эти способы далеко отстоят друг от
друга, как наши мечтания и фантазии от реальности. Только реальные дела выделяют
силы, с которыми действуют в нас добро и зло. А силы эти и есть тот или иной
закон, которым живем, та заповедь, которой следуем. И своей жизнью мы убеждаемся,
Божия она или нет.
В конце мне хотелось бы еще раз напомнить: после воздвижения на Голгофе Креста
Господня человеку достаточно покаянного слова для того, чтобы зло было преодолено
не только в прошлом, но и по существу в нас, в тех людях, которым мы принесли
вред. Бог все восполняет, преображает, всему дает новую жизнь. Даже святые говорили:
человек развивается от падения к падению. Велик праведник, всю жизнь проживший
по заповедям. Но выше его тот, кто упал и смог встать. На это требуется больше
веры, жажды жизни, терпения и смирения.
Хотя зло находит место в нас, будем молить Бога о прощении, ожидать Его в светлой
надежде. Будем верить в Евангелие, которое говорит: покаявшийся грешник уже принят
Богом, прощен и возведен на Небо. И святые свидетельствуют: самый великий дар
Святого Духа человеку – видеть свой грех и раскаиваться в нем.
о. А.Потокин