И ЗАПОВЕДАЛ ГОСПОДЬ . . .
Восьмая Моисеева заповедь говорит кратко: «Не укради». Под кражей подразумевается
не только прямое воровство (по церковно-славянски «татьба»), когда посягают на
чужое имущество, присваивают его себе. Красть можно не только вещи, деньги, но
и настроение, время, внимание, веру.
Мы часто чувствуем себя окраденными. Так посмотрим же, в чем. А потом взглянем:
не крадем ли и мы у других людей их сил, доброго расположения? Или пользуемся
недостойно тем, что сами в силах сделать? Эта заповедь тесно связана с тем, что
человек может и чего ему, как кажется, не хватает.
Если кто-то в этой жизни действует как одиночка или как волк, находящийся в
стае ( но эта стая не является сообществом, где каждый готов пожертвовать что-то
другому), то такая жизнь окрадывает и самого человека, и остальных. Он меньше
способен сделать.
Лентяй – тот же вор. Не иметь усердия, старания, выполнять работу кое-как, в
полсилы, не до конца – воровство. Какая-то наша мелкая расчетливость, когда мы
стараемся сэкономить там, где нас не поймают, несомненно, является кражей.
Даже взять предмет, который лежит на дороге и вроде бы ничей, - воровство. Не
имеем права брать, он не наш. А вдруг человек, который обронил его, вернется?
Только если мы точно знаем, кому принадлежит вещь, и хотим вернуть ее хозяину,
то можем подобрать чужое.
Степени воровства бывают разные. Не уважая других людей. Мы воруем их достоинство.
Не воздавая благодарности, тоже окрадываем. Посмотрите, как мы живем. Благодарны
ли своим предкам? Пусть они думали не так, но ведь трудились, желали принести
себя за нас. Должен быть хоть малый ответ им с нашей стороны?
Восьмая заповедь требует, чтобы человек осознал свою неправду. И, если утаил,
недодал, открыто взял чужое, то непременно вернул, восполнил этот недостаток.
Одного раскаяния мало. Отказываясь вернуть, мы становимся лихоимцами, присваиваем
себе то, что нам не принадлежит, да еще хитрым образом оправдывая себя.
От материального воровства не защитишься. И само Евангелие говорит устами Христа:
на земле воры подкапывают. Так что никакие заборы, запоры не дают гарантии от
такого зла.
Но воровство касается и духовной сферы. Называется оно святотатством – похищением
святынь. Это когда человек не воздает достойной чести Господу, храму, утаивает
церковную икону или хранит вещь, которой не положено находиться вне храма, и
многое, многое другое.
Святотатство – это и надругательство над святыней, оскорбление, то есть умаление
ее чести и достоинства. Такой грех является даже более серьезным, чем материальная
кража. Легкий, пренебрежительный суд над традициями церковной жизни. Смех
над верой другого человека, веселое между прочим кощунство над библейской историей
в компании только кажутся пустяком. Горек их плод, силен, долговременен яд.
Как и во всех наших законопреступлениях, существует не только внешнее воровство,
но и внутреннее. Допустим, человек только замыслил украсть, представил себе это.
Он уже вор. Христос свидетельствовал: наши дела совершаются именно в сердце.
Хотя восьмая заповедь кажется простой, доступной для понимания, стоит все-таки
подумать над ней. Часто мы занимаем чужие места , говорим чужие слова, пользуемся
не своим, а своего-то в жизни и не имеем ничего.
Хорошо, когда нам дарят – как Бог дает. Хуже, что часто мы вырываем желанное
для нас силой, когда человек отдать не хочет, но у него не хватает решимости
отказать.
О.Алексий ПОТОКИН