И ЗАПОВЕДАЛ ГОСПОДЬ . . .
«Не произноси свидетельства ложного на ближнего своего”, - учит девятая ветхозаветная
заповедь. Она приоткрывает нам удивительную тайну жизни: все люди должны быть
для нас ближними, друзьями, несмотря ни на какие испытания. На этом мы и остановились
в прошлый раз.
Еще одним установлением: «Не произноси свидетельства ложного» - нам запрещается
давать неправедные характеристики другому человеку.
Даже люди, не читающие Евангелие, знают Христову заповедь: «Не судите, да не
судимы будете». Из слов Господа следует: если кто-то из твоих ближних недостойно
ведет себя, ты должен обличить его. Не послушает он – приведи двух свидетелей
и обличи перед ними. Опять не послушает – обличи перед всей Церковью. Если же
и тут не вразумится, то пусть он будет тебе как язычник и мытарь.
Что это значит? А то, что мы не должны судить человека, его душу перед вечностью,
но обязаны верно оценивать поступки друг друга. Надо разбираться в жизни. Слова
«злодей», «глупец», «бессовестный» - не запрещены. Но говорить о другом: «Он
злодей!» - нельзя. Можно сказать, что человек поступил, как злодей и глупец,
длительное время выбирает в своих поступках зло, что долгие годы не может задуматься
над чем-то малым, что всю жизнь не дал проснуться совести, боролся с нею и старался
утвердить то, чему совесть противилась, утверждать иной иной голос, который боролся
с Богом и говорил: «Все беззаконие дозволено».
В житиях святых есть рассказ о двух друзьях-монахах, которые вдруг поссорились.
И один в сердцах произнес глубокое осуждающее слово на другого. Тут же душа друга
была взята Ангелами и принесена к нему. Ангелы сказали:
- Если ты повторишь свой приговор над этой душою, то он исполнится в вечности.
Монах, конечно, ничего повторять не стал, свой грех понял.
И мы должны быть чуткими к словам, помнить, что за каждое праздное слово дадим
ответ. Тем более – слово о другом человеке, которое убивает, унижает его, имеет
силу, власть. Хорошо, если успеем раскаяться, укорить себя за поспешность, нелюбовь,
жестокость, превращающие суд в осуждение. А если нет?
Будем помнить, однако, что в беседе с фарисеями Господь говорил: милость, суд,
веру оставлять нельзя. Надо разбираться в жизни, отличать хорошее от плохого,
доброе от злого. Это наука трудная, поскольку зло по большей части прячется,
маскируется под добро, чтобы легче делать свои темные дела. Редко кто из людей
откроет дверь вору или предложит кошелек мошеннику по его просьбе. Но мы, не
разобравшись, откроем дверь якобы рабочему, примем помощь от мнимого благожелателя,
целителя или ясновидящего, который говорит, что хочет полезного нам.
Мы знаем, правый суд, произнесенный над нами с любовью, пусть и нелицеприятный,
тяжелый, часто способен помочь нам остановиться в неправде, делает великое, благое
дело. И наша обязанность – не отстраняться от жизни и не присваивать власть судить
людей, принадлежащую Богу. Мы должны по закону Божию различать добрые и худые
дела, свидетельствовать о них.
Господь, вы помните, на Тайной Вечери назвал апостолов друзьями. Если бы окружающие
по сути были нам такими друзьями, то мы бы не могли произносить ложного свидетельства
на других или совершать любые иные преступления заповедей против людей.
О.Алексий ПОТОКИН