«И упрекали Мариам и Аарон Моисея за жену Ефиоплянку, которую
он взял, - ибо он взял [за себя] Ефиоплянку, -» Чис. 12:1
«И облако отошло от скинии, и вот, Мариам покрылась
проказою, как снегом. Аарон взглянул на Мариам, и вот, она в проказе.» Чис.
12:10
«И пробыла Мариам в заключении вне стана семь дней, и
народ не отправлялся в путь, доколе не возвратилась Мариам.» Чис.
12:15
Как важно следить за нашим языком! И посмотрите, какое
единство в народе: все ждали Мирьям!
КАКОЕ ОБЛИЧЕНИЕ ПРИВЕДЕТ К
ЛЮБВИ?
«Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай
мудрого, и он возлюбит тебя;» Прит. 9:8
«Когда ты собираешься упрекнуть кого-то, — говорит Шней
лухот абрит, — не позорь его, не издевайся над ним, не говори ему, что он
насмешник и пустой человек. Ведь, услышав это, он только возненавидит тебя и не
станет слушать того, что ты ему скажешь. “Упрекни мудреца”, то есть скажи ему:
“Ты же мудрый человек, зачем тебе поступать так-то и так-то?” Тогда он полюбит
тебя и прислушается к твоим словам». (Ховат аталмидим http://toldot.ru/tora/articles/articles_5986.html)
Десять знаков того, что Авраам достиг
уровня разумной души
Первый — это рассказ о первой заповеди, которую Б-г дал
Аврааму, когда сказал: «Иди себе из земли твоей, из родины твоей и из дома отца
твоего». Точно так же разумная душа оставляет материальные вещи, принадлежащие
родному ей материальному миру, потому что они мешают ей в ее стремлении к
совершенству, вредя ей и утруждая ее.
Второй — это рассказ о царях, которых Авраам победил. В
этом рассказе четыре царя одержали верх над пятью, а затем Авраам возобладал и
над ними. Так четыре первичных стихии подчиняют себе пять чувств, а разум
подчиняет себе и пять чувств, и эти четыре стихии.
Третий знак состоит в том, что Авраам презрел
приобретения и не стал гнаться за деньгами, когда сказал: «Поднимаю я руку в
клятве… что ни нитки, ни шнурка ботинка не возьму из принадлежавшего тебе».
Таков же и путь постигающей души: она пренебрегает богатством и иллюзорными
приобретениями, а вместо этого простирает руку к Б-гу, ища единства с
Ним.
Четвертый знак — когда Авраам взывал к Имени Б-га, как
сказано в стихе (Берешит 11:39) «И построил там жертвенник Б-гу,
явившемуся ему, и воззвал к Имени Б-га». Так же поступает и разумная душа: она
уединяется с Б-гом, стремится слиться с Ним, насколько это только
возможно.
Пятый знак — это сыновья Авраама. У него было два сына,
один — от рабыни Агари, а другой — от хозяйки дома Сары. Разумная душа тоже
разделяется на практический разум и рассуждающий разум. Практический разум —
порождение рабыни, поскольку забота о материальном и общеизвестном и составляет
принцип жизни раба или пришельца. А рассуждающий разум — это порождение Сары,
хозяйки дома, которая постоянно погружена мыслью в Б-га благословенного и в Его
деяния, поскольку в этом и состоит истинная власть. И как практический разум
предшествует рассуждающему, по слову наших мудрецов: «Злое начало возникает на
тринадцать лет раньше доброго, согласно сказанному: “У входа грех лежит”, — так
и Ишмаэль родился на тринадцать лет раньше Ицхака, сына Сары.»
Шестой знак — это обрезание. Б-г повелел Аврааму
обрезать свою крайнюю плоть, чтобы отдалиться от стремления к излишествам. Так
подобает поступать и разумной душе: избавляться от ненужного и не желать
излишеств, которые для нее отвратительны.
Седьмой знак мы видим в том, что Б-г явился Аврааму в
дубраве Мамре и сообщил ему о будущей войне с четырьмя царями и о грядущем
разрушении Сдома и Аморы. Разумная душа тоже видит Б-га, постигает Его
Б-жественность и пути, которые Он выбирает в мире, и таким путем удостаивается
пророческого знания о будущем. Поэтому ты можешь заметить, что ни об Адаме, ни о
Ноахе не сказано: «И явился ему Б-г», — только об Аврааме. И точно так же прямое
Б-жественное управление не связывается ни с растительной, ни с животной душой,
но предназначено исключительно для души постигающей.
Восьмой знак — это слова Сары, обращенные к Аврааму
(Берешит 21:10): «Ибо не будет наследовать сын этой рабыни с моим сыном,
с Ицхаком», — и слова Б-га: «Ибо в Ицхаке наречется тебе потомство». Так и
рассуждающий разум наследует вечность и непрекращающуюся счастливую жизнь, ни с
кем их не разделяя. А практический разум, сын рабыни, полностью лишен этого
наследия, поскольку со смертью человека он исчезает. Поэтому Аврааму сказано:
«Ибо в Ицхаке наречется тебе потомство», которое унаследует Землю жизни, а
потомство рабыни не будет твоим потомством и не будет наследовать
тебе.
Девятый знак — это акеда, жертвоприношение
Ицхака, когда Авраам связал его и готов был зарезать на жертвеннике, чтобы
исполнить волю Б-га. Так следует поступать и с рассуждающим разумом: когда его
размышления и трудные вопросы, которые он ставит, отклоняют человека от пути
Торы и веры, он должен принести этот разум в жертву на жертвеннике Б-га, то
есть, силой заставить его принять Тору и веру.
И десятый знак — это женитьба Ицхака. Авраам приказал
Элиэзеру взять жену для Ицхака непременно из его семьи и из дома его отца. Так
же подобает поступать и рассуждающему разуму. Он должен ставить целью своего
изучения не светское знание, которое на самом деле представляет собой «душевное
огорчение» для Торы, так же, как дочери Кнаана были «душевным огорчением» Ицхаку
и Ривке. Необходимо, чтобы «к Торе было все стремление его», поскольку именно в
Тору Б-г вложил все доступное человеку совершенство. А Б-жественная Тора как раз
принадлежит к семье разумной души «и к дому Отца ее».
И вот, эти десять знаков указывают нам, что уровень
нашего праотца Авраама по отношению к его потомству и к его народу
соответствовал уровню разумной души по отношению к человеку. (Абарбанель
http://toldot.ru/tora/articles/articles_19869.html)